Глава 3. Искупление Кровию Его
Которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, Каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, В устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (1:6-10).
Несколько лет назад в Америке были весьма популярны торговые купоны. За каждый потраченный доллар покупатель в качестве поощрения получал определенное число таких купонов, Когда же набиралось их достаточное количество, то можно было в особом центре получить за них какой-то товар.
Спасение составляет одну из центральных тем Писания и книги Послание к Ефесянам. Оно содержит в себе гораздо больше, чем простую идею обмена одного предмета на другой, равноценный по значимости.
Значение искупления
Слово искупление может быть передано шестью различными терминами. Все они выражают оттенки одного понятия - Dikaioo. Близкие, родственные ему слова обозначают законное оправдание от возводимого обвинения и в теологическом смысле передают оттенок реабилитации грешника и объявления его праведным перед Богом (см. например Рим. 3:4; 4:25; 5:18;1 Тим. 3:16). Aphiemi - в основном означает отослать и используется для указания на то, что была произведена законная уплата и погашение долга и человек получил помилование. В Писании это слово использовалось применительно к дарованию Богом прощения греха (см. Матф. 9:2; Рим. 4:7; Еф. 1:7; 4:32 и т. д.). Huiothesia имеет отношение к легальному процессу усыновления ребенка и Павел использует этот термин для того, чтобы показать усыновление верующего Богом и принятие его в семью Божьего народа (см. Рим. 8:15; Гал. 4:5; Еф. 1:5). Katallasso означало законное примирение между двумя враждующими сторонами в судебном порядке. В Новом Завете это слово используется для выражения примирения верующего с Богом через Иисуса Христа (Рим. 5:10;2 Кор. 5:15-20).
Два следующих юридических термина имеют отношение к искуплению. Agorazo и близкое по значению слово exagorazo употребляются при совершении сделки, купли и продажи. Эти термины происходят от слова agora, что означает "базар" и родственные слова, как глаголы так и существительные, касаются купли-продажи на базаре. В Новом Завете они употребляются в значении духовного приобретения или искупления. (См. Гал. 3:13; Отк. 5:9; 14:3-4 и т, д.).
Другой термин передающий значение "искупление" - lutroo (вместе с родственными однокоренными словами) означает "освободить от пленения". Он носит еще более сильное значение, чем agorazo и в форме существительного переводится здесь как искупление. Это слово применялось в значении внесения выкупа для освобождения человека из уз, особенно из рабства.
В Новозаветные времена в Римской империи имелось шесть миллионов рабов. Купля-продажа рабов была весьма распространенным занятием. Если кто-либо желал освободить родного или близкого из рабства, то он обычно покупал его для себя, а затем отпускал на свободу, заверяя в письменном виде акт его освобождения. Lulkoo и использовалось для обозначения подобного освобождения раба.
В Новом Завете этот термин передает аналогичное значение для представления искупительной жертвы Христа на кресте. Христос внес цену искупления для обретения Себе падшего человечества и освобождения его от греха.
Каждое человеческое существо, рожденное в мир с момента, грехопадения, заключено в тенетах греха, будучи полным рабом своей человеческой природы, разделенной со своим Творцом. Никто из живущих на земле не обладает духовной свободой от греха и его пагубных последствий. Никто не избежит наказания за грех - смерти (Рим, 6:23). "Душа согрешающая, та умрет" (Иез. 18:4).
Иисус сказал: "Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха" (Иоан. 8:34) и Павел отмечает, что не существует ни одного человека, который бы не грешил: "Нет праведного ни одного" {Рим. 3:10; ср. Пс. 14:1). В том же послании апостол говорит, что мы все "проданы греху" (7:4) и, в действительности, все творение подпало под владычество греха (8:21).
Грех закрепощает человека и содержит его в своих тенетах. Поэтому и необходимо внесение уплаты за его освобождение от рабства. Смерть является ценой, которую приходится вносить за искупление человека от греха. Библейское искупление, таким образом, имеет отношение к Божьему акту внесения уплаты за грех. Бог Сам внес этот выкуп за грех всех людей.
В Послании к Римлянам Павел говорит об искуплении, как об освобождении от греха и превращении освобождаемых в рабов праведности (6:18). В Послании к Галатам он описывает искупление, говоря, что Иисус Христос "отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего" (1:4), что "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою" (3:13), призывая нас к свободе, "которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (5:1). В Послании к Колосянам апостол высказывает следующие слова, что Христос избавил "нас от власти тьмы..." и ввел "в Царство возлюбленного Сына Своего, В Котором мы имеем искупление, Кровию Его и прощение грехов" (1:13-14).
Автор Послания к Евреям следующими словами объясняет искупление: "А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола, И избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству" (2:14-15).
Элементы искупления
Которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном, В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, Каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, В устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (1:6б-10).
В этом отрывке Павел упоминает пять элементов искупления, предлагаемого Богом чрез Своего Сына, которое Он приготовил падшим в грехопадение людям. Это: Искупитель, искупленные, цена искупления, последствия и причина.
Искупитель
Благодать (ст. 6а) предшествует слову которою. Бог облагодетельствовал нас в Возлюбленном Своей благодатью (незаслуженной любовью и благостью) и, будучи в Нем, мы имеем прощение. Иисус Христос - наш Искупитель от греха, Возлюбленный (это слово означает, что Он является Тем, Кого возлюбил Бог), Кто Сам внес уплату за наше освобождение от греха ж смерти. Теперь мы принадлежим Христу и верою едины с Ним, являясь членами Его Тела. Поэтому нас и принимает Бог.
В начале служения Иисуса Отец провозгласил о Нем говоря: "Сей есть Сын Мой возлюбленный" (Матф. 3:17). Уверовав в Него, мы получили избавление "от власти тьмы". Он ввел нас "в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол. 1:13). Так как ныне мы пребываем (в Возлюбленном), то являемся также "возлюбленными Богом" (Рим. 1:7).
Только Иисус Христос имеет полное наследственное право Божьей благости.
Но полностью отождествившись с Ним верою и мы имеем доступ к сокровищнице Божьей благодати. Будучи нашим Спасителем и Господом, Возлюбленным Отцом и обладая всеми благостями Отца, Он даровал и нам незаслуженное право занимать такое же положение, как Он. Мы также возлюблены Отцом и обладаем правом доступа ко всем Его благостям. Иисус сказал: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим" (Иоан. 14:21).
Отец теперь любит нас так как и Иисуса Христа и хочет, чтобы мы обладали всем Его достоянием. Поэтому Павел мог сказать, что Он, "благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах" (Еф. 1:3). Каждый христианин является возлюбленным Божьим чадом, потому что; Господь Иисус Христос сделался нашим Искупителем.
Ветхозаветная концепция о родственнике, выкупающем какое-либо имущество, раскрывает перед нами три характерные черты: это - родственник того, кто нуждается в подобном выкупе, он в состоянии заплатить цену выкупа и выражает готовность это сделать. Господь Иисус прекрасно соответствует данным требованиям. .
Один поэт выразил волнующую реальность искупления так:
Ближе к Богу, чем есть сейчас,
Мне не подойти.
Ведь я стою там, где Спаситель Мой,
Не нужно мне ближе идти
Дороже Богу, чем есть сейчас
Я не смогу пребыть.
С Возлюбленным Божьим Сыном
Меня связала червленая нить.
Искупленные
Нас "святых и верных во Христе Иисусе" (ст. 1) Искупитель облагодетельствовал Своей благодатью. Мы поэтому имеем искупление Кровию Его.
В главе 2 Павел напоминает нам о нашем прежнем состоянии, когда Бог так милостиво искупил нас. Мы были "мертвы по (нашим) преступлениям и грехам", "жили по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе", "по плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева", "не имели надежды и были безбожники в мире" (ст. 1:3, 12). В главе 4 он напоминает нам, что мы прежде "поступали... по суетности ума своего, Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине... невежества и ожесточения сердца" (ст. 17). И вот таких людей (а других и не бывает) избрал Бог для искупления.
Безусловно, именно такие люди и нуждаются в искуплении. Добропорядочные люди и не испытывали бы необходимости в обращении к Искупителю. Поэтому Христос "дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам" (Титу 2:14).
До тех пор, пока человек не сознает своей нужды в искуплении, ему нет необходимости иметь Искупителя. Пока он не признает сам факт своего полного и безнадежного порабощения грехом, он не будет и искать освобождения от него. По, обратившись сердцем к Богу, он обретает свободу от проклятия греха, присоединившись к Телу Христа - Церкви, получая всякое духовное благословение.
Цена искупления