Диакон Георгий Максимов, преподаватель МДА
Поздно вечером 19 ноября 2009 года в храме Апостола фомы на Кантемировской (Москва) был убит священник Даниил Сысоев. Неизвестный в маске вошел в храм и расстрелял его в упор.
Отца Даниила я знаю десять лет—с октября 1999 года. Мы познакомились на конференции, посвященной библейскому пониманию происхождения мира и человека, где оба выступали. Он позвонил мне накануне, а когда я шел на конференцию, то впереди увидел человека в рясе и сразу понял, что это и есть тот самый диакон Даниил Сысоев, с которым я говорил по телефону. Было нечто общее и в его голосе, и в его походке, что выражало его уникальность и позволяло безошибочно узнать его даже в толпе, даже со спины, даже почти незнакомому человеку.
В одном из предсмертных интервью отец Даниил сказал: «Мы должны ходить перед Богом, как говорил Господь про Еноха: «ходил Енох перед Богом, и Бог взял его». Вот это хождение пред Богом — корень миссии». Если коротко охарактеризовать отца Даниила — он ходил пред Богом. И хотя эти слова, прежде всего, обозначают состояние души, всецело устремленной к Богу, но у него это выражалось даже буквально: в походке, в речи, не говоря уже про поступки и слова. Он шел легко, как человек, знающий, куда и зачем идет, спокойный в настоящем и не тревожащийся о будущем, потому что все заботы поручил Господу, Который для него близок, как Любящий Отец.
За эти десять лет я много раз слышал от отца Даниила, что он хотел бы умереть как мученик, но в его речах не было ни мрачной торжественности, ни болезненной экзальтации, он говорил это просто и радостно. Но я испытывал то же чувство неловкости и недоумения, какое испытывал и тогда, когда читал в посланиях священномученика Игнатия Богоносца о его горячем желании пострадать за Христа. Один и тот же дух был и в том и в другом, а я не понимал ни того, ни другого.
Помню, как пару лет назад в Македонии, куда мы вместе приехали, я привел отца Даниила в амфитеатр античного города Битола. Во времена Римской империи здесь, на потеху толпе язычников, скармливали зверям людей. По бокам сохранилось два маленьких помещения, в которых держали зверей, прежде чем выпустить их на арену, а по центру — одна каморка в человеческий рост, откуда выходили осужденные на растерзание. Доподлинно известно, что таким образом в этом амфитеатре приняли смерть за Христа несколько мучеников ранней Церкви. И я сказал отцу Даниилу: «Вот, отче, можете встать туда, где стояли мученики перед выходом на подвиг». Он вошел в эту темную каморку, и я помню, как он стоял в ней и глядел оттуда в небо. Наверное, с таким же сосредоточенным спокойствием он смотрел и на своего убийцу. Признаться, я размышлял о том, не испугался ли батюшка в последний момент (потому что я бы испугался), и поэтому спросил у единственного очевидца, который видел убийство своими глазами: что делал отец Даниил, когда, выйдя из алтаря, увидел человека в маске с пистолетом в руках? И услышал: «Он шел на него. Прямо на него».
Помню, он рассказывал мне о дорогих детских воспоминаниях — как мама на ночь читала ему жития святых. К вере он относился сознательно и серьезно с самого юного возраста. По его словам, уже с двенадцати лет он даже от родителей, если они предъявляли к нему какие-либо принципиальные требования, просил библейского обоснования и, если получал его, то выполнял беспрекословно. В этом уже тогда отразилось главное его желание — всегда и во всем узнавать волю Божию и следовать ей. Бога он предпочитал всему остальному, и волю Божию — всякой другой.
Я знаю много хороших священников в России, но никогда не встречал у нас человека, который бы так сильно, горячо и самоотверженно любил Бога, как отец Даниил. Как раз незадолго до его смерти, оказавшись на одной из огласительных бесед батюшки, я подумал, что только глубоко любящий человек может, не переставая, говорить два с половиной часа о Боге, и только о Боге, и говорить так, что аудитория два с половиной часа слушает, не шелохнувшись.
Еще в советское время он пел на клиросе, а после окончания школы, в 1991 году, поступил в Московскую духовную семинарию. Мне он говорил, что всегда хотел быть священником и не представлял себя кем-либо другим. Это желание зародилось в детстве, когда он пережил клиническую смерть, и видел Ангела, который вернул его душу обратно в тело.
В 1995 году отец Даниил женился, окончил семинарию и был рукоположен в сан диакона. С этого момента начинается его широкая проповедническая и миссионерская деятельность. Он преподает Закон Божий в старших классах православной гимназии «Ясенево». Мне запомнился один случай из его рассказов о том времени: как-то он дал ученикам тему для сочинения «Что останется после меня? Что возьму я с собой?» И некоторые родители пришли к нему с возмущением: «Как можно детям давать такие темы? Им не надо напоминать о смерти». На что он отвечал: «А разве ваш ребенок бессмертен?» Отец Даниил был убежден, что поскольку смерти никому из нас не избежать, то нужно к ней должным образом подготовиться, для чего у христианина есть все необходимое, и чем раньше начать готовиться, тем лучше.
С 1996 года отец Даниил стал вести миссионерские беседы на Крутицком подворье, был сподвижником отца Анатолия (Берестова) в созданном им Душепопечительском центре имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он встречался и разговаривал с сектантами и оккультистами, проповедуя им и обращая в Православие.
Кроме отца Даниила, я не знаю другого человека, который мог бы смело войти в любую аудиторию и начать разговор с человеком любых религиозных взглядов, и при этом ему всегда было что сказать по существу. Он был истинным миссионером, он любил рассказывать лю-
дям о Христе, и рассказывал о Нем так, что от светильника его души и другие души зажигались огнем евангельской радости.
Батюшка очень почитал своего небесного покровителя — пророка Даниила, от него и получил миссионерское устремление, как он сам мне рассказывал. Когда-то, читая Книгу пророка Даниила, батюшка обратил внимание на слова: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 3) — и подумал: «Как же это здорово — сиять, как звезда!»
За свою жизнь отец Даниил крестил более восьмидесяти мусульман и обратил в Православие около пятисот протестантов. Он ходил на протестантские собрания и проповедовал там о Православии на основании Библии, участвовал в диспутах со старообрядцами, с неоязычниками, но наибольшую известность он получил как миссионер среди мусульман и как полемист с исламом.
Ему неоднократно поступали письма и звонки с угрозами. За полтора года до убийства журналистка X. Хамидуллина подала запрос в прокуратуру с требованием возбудить против него дело за разжигание межрелигиозной и межнациональной ненависти. Прокуратура в возбуждении дела отказала, но в мусульманских СМИ была раскручена настоящая кампания по очернению отца Даниила — православные люди об этом не знают, поскольку, по понятным причинам, не знакомы с мусульманскими СМИ.
Всего за трое суток до убийства отец Даниил подвозил меня на машине до дома, и мы со смехом вспоминали времена десятилетней давности. Отец Даниил говорил, что из всех религий наименее интересным для него всегда был именно ислам, и он вовсе не собирался им заниматься. А я ему напомнил наш давний разговор, когда мы возвращались с Крутицкого подворья, и он порадовался, узнав, что я пишу апологетические статьи, отвечая на мусульманскую критику: «Вот хорошо, значит, мне не придется этим заниматься». Но Господь то через одно стечение обстоятельств, то через другое устраивал так, что ему приходилось сталкиваться с мусульманами или темой ислама, и отец Даниил шел туда, куда указывал Господь. Это было для него самым главным.
В 2000 году он окончил Московскую духовную академию и успешно защитил диссертацию по теме «Антропология свидетелей Иеговы и адвентистов седьмого дня». Она позднее была издана отдельной книгой. «Прогулка с протестантом по православному храму» — уникальная работа, в которой на основании Библии объясняется устройство православного храма и православное богослужение. «Летопись начала» и «Кто как Бог, или Сколько длился день творения» посвящены, как он сам говорил, защите святоотеческого учения о творении мира, там отец Даниил объясняет, почему православный христианин не может придерживаться эволюционной теории.
«Брак с мусульманином» — книга, посвященная одному из наиболее болезненных вопросов сосуществования христиан и мусульман в нашей стране. Толчком к ее написанию стало то, что на сайте «Православие и ислам» я открыл раздел «Вопрос священнику», где можно было задать вопрос отцу Даниилу. И меня самого поразило то обилие писем или от крещеных женщин, которые собирались выйти замуж за мусульман и спрашивали, допустимо ли это с точки зрения Церкви, или от тех, кто уже вступил в подобный брак и столкнулся с теми или иными проблемами, в разрешении которых просили совета. Кроме того, в пастырской практике отцу Даниилу пришлось повстречаться с такими русскими женщинами, которые под влиянием подобных браков отреклись от Христа и приняли ислам, а затем, намучавшись в мусульманском браке и осознав свое падение, с помощью батюшки приходили к покаянию и возвращению в Церковь. Все это побудило отца Даниила написать такую книгу, в которой он исчерпывающе рассматривает проблему, напоминая, что согласно правилам Церкви православному человеку не дозволено жениться или выходить замуж за иноверца, а также дает конкретные советы — что делать, если такой брак все-таки заключен. Также батюшка написал еще одну брошюру, близкую по тематике, — «Замуж за неверующего?» Кроме того, была выпущена книга «Почему ты еще не крещен?», в которой разбираются наиболее типичные возражения против крещения. Для тех, кто крещен, но невоцерковлен, он написал брошюру «Зачем нужно ходить в храм каждое воскресенье», а для людей воцерков- ленных — книгу «О частом причащении Христовых Таин», которую мы с ним написали в соавторстве.
Наконец, самая последняя его книжка — «Инструкция для бессмертных, или Что делать, если вы все-таки умерли». В ней есть такие слова: «Самая лучшая смерть для христианина, конечно, мученическая за Христа Спасителя. Это самая наилучшая смерть, которая возможна для человека в принципе. Некоторые посылали соболезнования в Оптину пустынь после убийства трех монахов, для христианина же это на самом деле — величайшая радость. В Древней Церкви никогда соболезнования не посылали, когда кого-то где-то убили. Все церкви всегда немедленно посылали поздравления. Представляете, поздравить с тем, что у них появился новый защитник на Небесах! Мученическая смерть смывает все грехи, кроме ереси и раскола...».
Незадолго до смерти он говорил мне, что самая дорогая и любимая его книга — это «Беседы на Книгу Песнь Песней», составленная из записей библейских бесед, которые он вел многие годы, объясняя Священное Писание на основании святоотеческих толкований.
Весьма многие, даже те, кто не был согласен с ним по каким-либо вопросам, удивлялись и восхищались его мужеством. После похорон мне позвонил знакомый священник и рассказал, что видел кадры, где отец Даниил стоит один в аудитории, заполненной мусульманами, и радостно говорит им о Христе, о том, что ислам, отвергающий Богочеловека Христа, не может быть истинной религией (эти кадры были сняты на первом диспуте отца Даниила с мусульманами), «у меня в голове это не укладывается, — говорил мне тот священник. — Какое же сердце надо иметь, чтобы вот так пойти, встать среди них и говорить». Кстати, некоторые православные были недовольны тем, что отец Даниил участвовал в этих диспутах, однако инициатива принадлежала не ему — мусульмане публично пригласили его, и как мог свидетель Христов отказаться дать отчет о своем уповании? Его отказ был бы для них аргументом в их пропаганде ислама.
Отец Даниил говорил мне впоследствии, что был уверен, что его убьют сразу же после первого диспута, и накануне испытывал сильный страх и беспокойство. А ночью ему было видение. Он увидел себя стоящим перед выложенным из камней лабиринтом, какие бывают на севере. И, пройдя
по его кругам, пришел к центру, где оказался алтарь, на котором лежала только что умученная и убитая жертва. И он понял, что это — алтарь сатаны и жертва принесена ему. Отца Даниила охватил гнев, и он ногою опрокинул алтарь. Тут же явился сам сатана в виде джокера в шутовском колпаке, каким его изображают на игральных картах. В его глазах была дикая ненависть, и он бросился на отца Даниила. Батюшка стал молиться: «Пресвятая Богородица, защити!», «Святой Николай, помоги!», взмолился и другим святым. И тогда перед отцом Даниилом словно выросла невидимая стена, так что сатана бросался на него, но не мог ее преодолеть и отскакивал назад раз за разом.
Глядя на это, батюшка допустил в себя тщеславные мысли, и в тот же момент сатана пробил невидимую стену и схватил его за горло. Отец Даниил снова взмолился: «Пресвятая Богородица, прости меня, я согрешил, избавь меня от него», и тогда сатана исчез. А отцу Даниилу было сказано о предстоящем диспуте: «Ты не проиграешь, но и не победишь».
«Так оно и случилось», — говорил мне отец Даниил. И добавил, что после этого видения совсем перестал бояться мусульман и их угроз, потому как, увидев самого сатану и его бессилие перед Богом, уже нельзя
впечатлиться никакой человеческой злобой, которая всегда уступает злобе сатанинской.
Во время второго диспута я и отец Олег Стеняев были в числе помощников-ассистентов отца Даниила. Мне кажется, диспут прошел хорошо, хотя, конечно, мог бы пройти еще лучше. Примечательно, что некоторые мусульмане, которые помогали в организации этих диспутов, вскоре приняли Православие.
Отец Даниил сам был на четверть татарином (по матери) и уделял особое внимание распространению и укреплению Православия среди татарского народа.
Он стал первым и, кажется, единственным священником, кто по благословению священноначалия начал регулярно служить молебны частично на татарском языке (для православных татар), издал за свои деньги молитвослов на татарском. Вместе со своими помощниками он ходил с проповедью и на татарский национальный праздник Сабантуй, и в Татарский культурный центр, в Египте он часами проповедовал своему гиду- мусульманину, на телевидении спорил о вере с муфтиями.
Он приобрел скандальную известность среди мусульман, и она пугала и смущала некоторых православных, но только не самого отца Даниила. Он говорил, что эта известность помогает ему в миссии, и это было правдой. Потому что те мусульмане, которые имели хотя бы слабый интерес к христианству, таким образом узнавали, к кому им надо идти, — и они не ошибались, ибо всегда встречались отцом Даниилом с любовью и могли услышать ответы на все свои вопросы. Были и такие мусульмане, кто приходил к нему, чтобы обратить его в ислам, а в результате сами принимали от него крещение.
Среди называющих себя православными мне встречались такие странные люди, которые говорят, что не следовало ему проповедовать мусульманам, что надо бы с уважением относиться к их религии, что никакой пользы от его проповеди нет. Но отец Даниил считал, как и Господь, и апостолы, и все святые, что уважать надо заблуждающихся людей, но не их заблуждения. Истина одна, и то, что противоречит истине и отрицает ее, есть ложь, а уважение ко лжи есть презрение к истине. Этой простой вещи не могут понять все те, кому истина безразлична, поэтому они не понимали и отца Даниила, хотя, быть может, обязаны ему жизнью. Батюшка смог обратить ко Христу ряд ваххабитов, в том числе одного пакистанца, который собирался стать шахидом, и одну женщину, которую готовили стать смертницей. И что же, неужели и впрямь лучше было бы, если бы отец Даниил этим людям не проповедовал и они, оставшись на прежнем пути, взорвали бы самолет, дом или поезд в метро, — быть может, как раз тот, в котором бы ехал кто-то из критиков отца Даниила?
Еще более успешно он проповедовал протестантам. Когда он по благословению митрополита Владимира приехал вместе со своими миссионерами в Киргизию и на собраниях протестантов стал обращать их — так, что среди присоединенных к Православию были даже пасторы, то местные главы сект, не имея возможности противостоять ему в слове, приняли решение вообще запретить своим людям собираться все то время, пока отец Даниил находится в стране. Так они пытались воспрепятствовать его проповеди, упразднив сами собрания.
Отец Даниил весьма заботился о миссии во всем мире. Вместе с ним мы два раза ездили в Македонию и проповедовали местным раскольникам. Он думал и о том, как проповедовать католикам в Западной Европе и в Южной Америке, а в декабре 2009 года надеялся поехать в Таиланд, чтобы там проповедовать северным племенам. Сам миссионер, он очень любил миссионеров и старался познакомиться со всеми, кто проповедует Христа. Очень многим он помогал: давал деньги на строительство храма в Индонезии, жертвовал на воспитание православных детей из бедных семей в Зимбабве, принимал у себя православных китайцев, православных тайцев, даже православных индейцев. По благословению Патриарха Алексия II отец Даниил создал школу православных миссионеров, преподавал миссиологию в Николо-Перервинской духовной семинарии.
И что удивительно, его активная миссионерская деятельность нисколько не мешала его приходским трудам и обязанностям. В 2006 году батюшка построил небольшой деревянный храм в честь апостола фомы на юге Москвы и хотел со временем построить здесь же огромный храм-базилику в честь своего небесного покровителя пророка Даниила. Идея построить именно базилику возникла у него во время посещения им храма святого великомученика Димитрия в фессалониках.
Каждый четверг отец Даниил вел библейские беседы, объясняя прихожанам по одной главе Ветхого Завета и одной главе Нового Завета в свете святоотеческого учения, каждую пятницу проводил огласительные беседы для желающих креститься взрослых, а каждое воскресенье преподавал в воскресной школе для детей. Желая, чтобы люди лучше понимали богослужение, он издал тексты всенощного бдения и Литургии, и вменил в обязанность дежурным раздавать их людям в храме перед каждой службой. Также он ввел общенародное пение. В результате прихожане благодарили его за то, что смогли, наконец, понять смысл того, что поется в храме.
Один из моих друзей, алтарник в храме отца Даниила, незадолго до смерти батюшки говорил мне, что удивительно видеть, насколько без остатка и без пощады к себе отдает он себя другим людям, особенно прихожанам. Действительно, он себя не жалел. Помню, однажды он сломал ногу, а священника на замену у него не было. И тогда отец Даниил с ногой в гипсе сам ездил в храм и служил, превозмогая боль. Все прихожане и все знакомые помнят отца Даниила как человека веселого и жизнерадостного, но мало кто знает, как часто он терпел скорби от болезней — особенно от сильной головной боли и от сердечной боли. Но батюшка не показывал своих страданий и всегда был внимателен к многочисленным прихожанам, каждого выслушивал и давал совет.
Конечно, были у него и слабые стороны, но даже его недостатки, если можно так сказать, некоторым образом происходили из его достоинств. Как христианин, он был открыт для всех, и это имело своей стороной излишнюю доверчивость, жертвой которой он иногда становился: ему случалось доверять тем людям или книгам, которым, на мой взгляд, не стоило бы доверять. В том, что касалось вопросов веры, батюшка был весьма щепетилен, но в некоторых других вопросах, например связанных с историей, он мог доверяться сомнительным источникам. С этим связана, например, его позиция по отношению ко Второй мировой войне, сложившаяся под влиянием книг В. Резуна, и мы не раз с ним дискутировали на эту тему.
Надо сказать, батюшка никогда диктаторски не навязывал свои взгляды тем, кто был рядом с ним. Он всегда внимательно выслушивал возражения, если они были по существу, и нередко корректировал свои взгляды, если видел, что они не соответствуют истине. Он часто приглашал меня и других людей, которым доверял, чтобы обсудить те или иные свои мысли и спросить, не ошибается ли он. Если он понимал, что не прав, то для него не было проблемой признать это и отказаться от ошибочных суждений, потому что он более всего ценил истину, а не свои мысли, и с уважением относился ко всякому человеку, который оказывался рядом.
С отцом Даниилом легко было исполнять правило Блаженного Августина: «В главном — единство, во второстепенном — многообразие, во всем — любовь». Второй пункт был возможен с ним именно потому, что для отца Даниила были непреложной реальностью первый и третий пункты этой сентенции.
Еще одной особенностью, которая многим казалась его недостатком и которая происходила именно из пламенной любви отца Даниила к истине, была категоричная форма подачи мыслей. По всякому вопросу батюшка старался докопаться до истины, а уж если ему это удавалось, то он выражал истину прямо и определенно. В нашем политкорректном мире такая прямота была подобна остроте луча, пронизывающего тьму. Кого-то такая честная резкость привлекала, а кого-то, напротив, отталкивала.
Я и сам не всегда был согласен с его категоричностью. Приведу в пример дискуссию об уранополитизме, инициированную им в последний год жизни. В принципе, по существу отец Даниил не излагал ничего, кроме учения Церкви, говоря, что небесное важнее земного, что принадлежность к Церкви важнее национальной принадлежности, ибо в ней «нет ни Еллина, ни Иудея... но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11), что все святые «говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил
им город» (Евр. 11, 13-16). И что все мы, христиане, также на земле «пришельцы и странники» (1Петр. 2, 11) и «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14), ибо «наше жительство — на небесах» (фил. 3, 20). Здесь не было никакой ошибки. Но вот с необходимостью вводить специальный термин «уранополитизм» я не был согласен, равно как и сам термин казался мне неблагозвучным, да и форма выражения этой истины, думалось мне, могла быть более мягкой.
Хотя, строго говоря, те, кто с ним ожесточенно спорил в Интернете, — либо были не согласны по существу, либо вообще не интересовались существом вопроса. В день похорон отца Даниила один из его оппонентов мне признался: «Именно теперь я начал понимать все то, что отец писал об уранополитизме, потому что очень захотелось попасть туда, куда он ушел».
Отец Даниил был глубоко порядочным и честным человеком. Батюшка был из тех, про кого можно было заранее знать, что если что-то понадобится, то стоит лишь обратиться, и он не откажет. Для меня он был образцом священника: все, что он делал, он посвящал Христу, творил во имя Его.
Давно, девять лет назад, между нами состоялся серьезный разговор о том, что полемическая и миссионерская деятельность в отношении ислама может быть очень опасной. Помню, мы, как обычно, засиделись у него допоздна, а потом отец Даниил вышел проводить меня до метро. Была ночь, сыро, мы шли по пустынной улице, и я спросил его о страхах и опасениях перед лицом исламской угрозы. Отец Даниил ответил, что ему доводилось сталкиваться с такими страхами, когда он обратил к Церкви нескольких сатанистов, и ему передали, что сатанисты грозились его убить. Но все мысли об этом, и даже такая: «Ладно я, пусть со мной делают что угодно, но как же родные...» — от диавола. Эти мысли ничего не дают, они лишь парализуют волю. Если мы совершаем дело Божие, то должны полностью доверить Ему всего себя, все свое и всех своих. Я очень благодарен отцу Даниилу за то, что он помог мне это понять. Уже позднее я прочитал слова старца Паисия Святогорца о том, что христианину невозможно сделать ничего сколь-либо значительного, если он прежде внутренне не решится на смерть. А если он решится быть верным выбранному ради Бога пути даже до смерти, то в нем появляется бесстрашие и сила Божия, которая может совершать подлинно великие дела.
У отца Даниила эта решимость была.
Года за три до его мученической кончины отцу Даниилу позвонили люди из ФСБ и сказали ему, что, по их информации, на него готовится покушение. А позднее к нему приходили специалисты с оборудованием и обнаружили установленный в квартире «жучок». Отец Даниил позвонил мне и стал ободрять, разговаривать с особой заботой, выражать свою поддержку, а я не понимал, что случилось, почему он так говорит со мной. А он, зная, что я тоже занимаюсь темой ислама, подумал, что могут угрожать и мне, и не начал жаловаться на свои проблемы, а выразил поддержку мне, полагая, что мне тоже позвонили по тому же поводу. Но мне никто не звонил. И тогда отец Даниил рассказал мне об этих «приключениях», с обычным своим задором и радостью в голосе. Попросил молитв. Этот маленький эпизод хорошо показывает, каким человеком он был. Узнав, что ему грозит смертельная опасность, он в первую очередь подумал не о себе, а о своем ближнем, поспешил поддержать меня. Он переживал обо мне и не переживал о себе.
Батюшка любил богослужение, внимал песнопениям, нередко обращал наше внимание на красоту и богословскую глубину тех тропарей или стихир, которые пелись в этот день. Нередко выходил на утрене читать канон. Примерно за год до смерти он стал служить очень сосредоточенно, не отвлекаясь на разговоры. Мне было интересно, с чем связана такая перемена, и я даже собирался спросить его самого, но не успел.
Он очень любил проповедовать. Утром говорил три проповеди — одну перед Литургией, для исповедующихся, вторую после Евангелия, а третью уже в конце, выйдя с крестом к народу. На вечернем богослужении также говорил как минимум одну проповедь. Говорил подолгу, но ярко и живо, людям нравилось. Вместо обычного для московских храмов чтения «запричастных» он благословлял читать главы из Библии по синодальному переводу. Крестил только полным погружением и перед Литургией, чтобы новокрещеные взрослые могли бы в этот же день причаститься.
У нас в московских храмах, вынося Чашу, священники говорят, что ко причастию могут подходить только те, кто исповедовался, постился, был накануне на вечернем богослужении или нечто подобное. Недавно один семинарист рассказал мне о своем родственнике-кришнаите, который иногда ходит в храм и причащается — по их идеологии допускается участвовать в обрядах «низшей религии», с которой связан семейной традицией. И что бы ему могло помешать причаститься — ведь он соблюдает все перечисленные условия: постится, читает правило, посещает накануне службу и даже может исповедоваться! Ведь из практики исповеди у нас, как замечал отец Даниил, совсем выпало рассмотрение грехов против веры и против Бога, осталось одно лишь рассмотрение «этического несовершенства», хотя даже в Требнике указывается, что на исповеди священник «прежде всех вопрошает его о вере».
Отец Даниил, выходя с Чашей, говорил: «К причастию могут подходить только православные христиане, которые веруют в Единосущную и Нераздельную Троицу, веруют, что Христос есть истинный Бог и истинный Человек, единственный наш Спаситель, которые неповрежденно хранят святую Православную веру и не держат ни на кого обиды» — и только потом уже говорил про подготовку.
Думаю, что это очень важно, и не только для того, чтобы отсеивать людей неверующих или неправославных, пытающихся принять причастие, но и для того, чтобы взрастить в прихожанах осознание важности веры как верности Божественной истине. Также и на исповеди отец Даниил, если видел человека, пришедшего к нему в первый раз, спрашивал, как он верит, просил вкратце объяснить, как он понимает основные догматы христианства, исправлял, если видел заблуждения.
Распространению невежества среди прихожан способствует и то, что у нас не только на исповедях, но и в проповедях, как правило, учение Церкви не раскрывается и не затрагивается, а речь идет по большей части о том, что не надо грешить, а надо каяться, надо помогать ближним, надо ходить в церковь — и все. Догматы не раскрываются. Может быть, это происходит из-за того, что священники думают, будто прихожане все догматы
знают или что им это будет неинтересно, однако опыт отца Даниила показал, что не верно ни первое, ни второе.
Отец Даниил не боялся говорить о вере, о православном учении, и люди слушали, это было интересно самым простым прихожанам. И в этом не было никакого реформаторства, просто отец Даниил выполнял то, что, как и всякий священник, обещал делать, когда давал Церкви став- ленническую присягу.
Он очень не любил, когда православные ругались между собой. Только расхождения в принципиальных догматических вопросах могли быть основанием для серьезного спора, но если речь шла о каком-либо другом вопросе, то споры и ссоры он считал грехом. Помню, как однажды двое его прихожан сильно поссорились, так что даже не разговаривали друг с другом. Отец Даниил пытался их примирить, беседовал с ними, но все безуспешно. Тогда он благословил каждому из них ежедневно молиться за другого и непременно напоминал им об этом. И вот через эту обоюдную молитву постепенно неприязнь исчезла, и эти люди снова стали друзьями.
У меня осталось много личных воспоминаний. Помню, как он навещал меня, когда я лежал в больнице. Помню, как вынес показать мне свою дочку Дорофею, когда ей было всего два или три дня от роду. Помню, как учил меня водить машину.
Помню наши путешествия, и особенно последнее, в Сербию, откуда мы вернулись всего за неделю до его мученической кончины. Во время этой поездки он признался мне, что, когда ему становится особенно тяжело или когда жизненные обстоятельства оказываются невыносимы, он всегда чувствует, что словно находится в огромной руке, которая ведет его сквозь все беды.
Самый последний день земной жизни отца Даниила начался с Литургии, которую он отслужил и за которой, естественно, причащался. Затем он присоединил к Православной Церкви женщину, пришедшую из старообрядчества. Затем совершил крещение. Несколько часов спустя начал, как обычно, вести библейские беседы, после которых разговаривал допоздна со всеми желающими. Наконец, когда в храме почти никого не осталось, пошел в алтарь исповедовать свое духовное чадо. В это время в храм ворвался убийца, который начал выкрикивать: «Где Сысоев?» Отец Даниил бесстрашно вышел из алтаря ему навстречу и принял мученическую кончину за Христа.
Помню, батюшка не раз говорил о том, как оказываются неслучайны все евангельские чтения, читаемые по богослужебным зачалам, как всегда, они оказываются на удивление своевременны и актуальны. В день его смерти рядовое евангельское чтение содержало такие слова Господа: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать... Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред геловеками, и Сын Человегеский исповедает пред Ангелами Божиими» (Лк. 12, 4, 8).
Иерей Тигрий Хачатрян, клирик'храма Преподобного Серафима Саровского и Собора всех Святых, в Земле Курской Просиявших, руководитель Миссионерского отдела Курской епархии, кандидат богословия
У меня всегда было ощущение, что батюшка Даниил буквально горит желанием сделать невероятно много для Бога. В 2009 году он приехал к нам в Курск для доклада на Пятых Всероссийских Знаменских научнообразовательных чтениях. Это было блестящее выступление, и казалось, что он не успевает сказать что-то очень важное, так быстро, пламенно и горячо он говорил о катехизации — одном из важнейших дел своей жизни и служения, за которое готов был пострадать.
Мы вместе «болели» этой проблемой современной церковной жизни, пытались что-то делать: он — в Москве, я — в Курске. На очередных Рождественских чтениях отец Даниил жестко дискутировал с одним из маститых протоиереев Московской епархии по поводу необходимости повсеместного введения катехизации. Я хорошо помню ту полемику, думаю, что она запомнилась всем участникам семинара. Эта полемика наглядно показала, насколько глубоко батюшка понимал и переживал необходимость возрождения института катехизации. В жизни своего прихода он воплощал опыт непременного предкрещального оглашения, а его школа по подготовке миссионеров с опытом работы на улице была совершенно уникальной и стала реальной православной альтернативой протестантскому прозелитизму на улицах.
Я позвонил отцу Даниилу за год до смерти и задал совершенно нелепый, но, к сожалению, закономерный вопрос: «Тебя еще не убили?» «Пока нет, я сейчас в Киргизии, приехал со своими прихожанами-миссионерами. Тут активно работают харизматы», — весело ответил он. Тогда нам не удалось поговорить обстоятельно, но я уже знал, что ему угрожают, а одна журналистка-мусульманка даже грозилась засудить его за оскорбление ее веры.
Отец Даниил был одним из тех, о котором можно смело сказать: он честно жил перед Богом и всей душой стремился исполнить Его волю на земле. Пока еще сложно осмыслить происшедшее, но ясно одно: на духовном небосклоне нашей Церкви засияла еще одна звездочка... И когда бушующие волны ересей и расколов будут пытаться потрясти наш церковный корабль, она укажет нам верный путь.
Иерей Георгий Казанцев, секретарь комиссии по миссионерской работе Калужской епархии, духовник Калужского православного миссионерского общества в честь прпмч. Кукши Печерского, клирик Казанского девичьего монастыря
В свое время мне была остро необходима помощь в организации системы оглашения — подготовки людей ко крещению в нашей Калужской епархии, и я обратился к отцу Даниилу. Потом между нами возникли длительные дружеские отношения, основанные на единстве интересов и задач миссионеров.
В одной из бесед мы говорили об уличной миссии, и я сказал, что это — слишком радикальный для нас подход. «Иначе нельзя. Мы должны быть принципиально радикальны», — ответил отец Даниил. Он был очень прямолинеен, в хорошем смысле слова недипломатичен, а это — редкое качество в наше время политкорректности. После смерти отца Даниила один из уважаемых священников в нашей епархии сказал о нем: «Отец Даниил был радикален, но мог ответить за свои слова». Чем дальше, тем больше практика показывает, что успешная миссия всегда несет в себе радикальный вызов. Только так человек, к которому она обращена, будет поставлен в ситуацию выбора, и если он окажется способен его сделать, то сможет прийти к Богу.
У меня были сомнения, нужна ли нам уличная проповедь. Чтобы проповедовать Евангелие на улицах, нужно преодолеть разные стереотипы. Мы много дискутировали об этом с отцом Даниилом, разговаривали чаще всего по телефону. Я звонил ему поздно вечером, уже после десяти, и всегда знал, что отец Даниил найдет для меня полчаса времени.
Трудности, которые встречаются на пути миссионеров, похожи. Поскольку отец Даниил начал заниматься катехизацией и миссионерской деятельностью намного раньше меня, он мог ответить на очень многие вопросы. К тому же он был высоко богословски образован. Мне приходилось советоваться с ним по самым острым вопросам церковной жизни: это обмирщение, безразличие к святоотеческой традиции и канонам, внутрицерковные полусектантские течения (например, деятельность «царе- божников»). Как-то мне нужно было срочно проанализировать одну из агиток «царебожников», звоню отцу Даниилу, а он мне тут же высылает готовый анализ этого документа. Помощь была весьма ощутимой.
Впрочем, в миссионерстве, даже если строго следовать церковной традиции, все равно возникает множество неоднозначных вопросов. Мне приходилось советоваться с разными пастырями, я старался проверять и практические советы отца Даниила, и, конечно, после нескольких лет знакомства и совместной работы его это расстраивало: «Вы все мне не верите, отец Георгий!»
Отец Даниил был максималистом. Он всегда настаивал на том, что нужно организовывать миссионерские приходы, а я отвечал: «Батюшка, нам в Калуге миссионерский приход не потянуть». Он не отступал: «Тогда организуйте миссионерскую группу!» Такую группу действительно удалось собрать, и мы все вместе поехали к отцу Даниилу в Москву на круглый стол, посвященный проблемам миссионерской работы. Уже на обратном пути молодые ребята начали миссионерствовать, вот так убежденность отца Даниила подействовала на людей, он сам горел и зажигал своей верой других. Те самые ребята (сегодня им примерно по двадцать пять лет) продолжают миссию, ведут и уличную проповедь, и очень почитают отца Даниила.
Как-то в Калуге мы с ним проводили диспут с так называемыми «родноверами» — язычниками, заявляющими о том, что следуют религии предков, которую славяне исповедовали еще до Крещения Руси. Тему диалога обозначили так: «Религия сильного человека: православие или родноверие». Материалы этого диспута позволили нам начать изучение проблемы интереса патриотически настроенной молодежи к этой псевдорелигиозной субкультуре. Отец Даниил был харизматичным полемистом, при этом, безусловно, он был одаренным и знающим человеком. Но можно вести разговор на философском языке и не быть убедительным, а отец Даниил зажигал людей именно своей искренностью, в любой аудитории он был самим собой, у него всегда была одна и та же манера общения.
В тот день, когда стало известно о гибели отца Даниила, я получил множество сообщений от людей, которые знали его лично, и от тех, кто не знал его. Самые разные люди почувствовали масштаб произошедшего, некоторое сочувствие выразили даже «родноверы», с которыми отец Даниил когда-то спорил. Еще одно подтверждение значимости его жизни и смерти мы получили в день похорон. Мы приехали в храм Апостолов Петра и Павла в Ясеневе задолго до начала отпевания, и калужане, которые были со мной, просто не смогли попасть внутрь, поскольку вход давно перекрыли. Храм был заполнен до отказа, но даже на улице, где мы стояли, чувствовалось, что происходит нечто необычное. Его жизнь была вызовом греху и смерти, а смерть стала вызовом нам, живущим.
Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов)
Отец Даниил был одним из участников съезда миссионеров. Когда начались дискуссии, он сразу обнаружил себя как человек порывистый, неравнодушный, горящий желанием поделиться тем, что он смог почувствовать, т. е. поделиться опытом Богообщения. Свой опыт Богообщения он пытался передать всем людям, и делал это талантливо и энергично. Часто, будучи вовлеченным в полемические беседы, он сильно загорался. Это было и в его облике, и в манере излагать свою позицию. И я думаю, что в этом горении виделась призванность его на миссионерское служение. Потому что миссионерское служение — это не просто передача информации о чем-либо или о ком-либо, это, прежде всего, передача опыта Богообщения. Но для этого нужно увлечь человека, суметь создать мотивацию, чтобы ему захотелось узнать о Боге, как захотелось евангельскому Закхею увидеть Христа. Перед миссионером стоит задача помочь человеку обрести желание увидеть Христа, познать Его. Отец Даниил умел разбудить в человеке такое желание, и в этом его главное призвание. Он был хорошим полемистом, он очень много сделал, чтобы люди могли защищать свою веру не просто на эмоциональном уровне, но аргументированно, на богословском языке. Свидетельство тому — изданные после его смерти лекции по догматическому богословию для миссионеров.
Деятельность отца Даниила является для Церкви примером того, как нужно нести свое служение в этом мире. Нам не хватает таких миссионеров, которые могли бы проповедовать с таким горением и желанием, которые могли бы разбудить окаменелое бесчувствие современного мира.