Краткое описание столпов Ислама. Степени религии. Ислам
Ислам основывается на пяти столпах:
(1) свидетельство, (2) намаз, (3) закят, (4) пост и (5) хадж.
Столп первый – это свидетельство (араб.: шахада) о том, что нет бога (достойного поклонения ), кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Его (мир ему и благословение Аллаха). (На арабском это свидетельство произносится так: (Ля иляха илляЛлах, Мухаммад расулюЛлах)).
Что касается первой части свидетельства «Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха», то она означает, что ни на земле, ни в небесах нет никакого другого божества, заслуживающего поклонения и обожествления, кроме одного Аллаха. Только Аллах является истинным божеством, а любые другие божества — ложные. Поэтому все обряды поклонения человека должны быть посвящены только Аллаху, и запрещено совершать поклонение кому-то помимо Аллаха.
Здесь важно сказать, что свидетельство «Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха» подразумевает осуществление двух действий одновременно:
Первое действие – это произнесение слов «Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха» с убежденностью, явным знанием, верой и любовью.
Второе действие – это отречение от всего, что обожествляется помимо Аллаха.
Таким образом, если человек произнесет эти слова, но не отречется от других обожествляемых объектов, свидетельство не свершится и не примется.
Что касается второй части свидетельства «Мухаммад – Посланник Аллаха», то она означает, что произносящий это свидетельство обязуется подчиняться повелениям Пророка (мир ему и благословение Аллаха), верить в его сообщения, отстраняться от запрещенного им и поклоняться Аллаху только так, как он узаконил. Кроме того, он должен знать, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является Посланником Аллаха ко всем людям без исключения и рабом Аллаха, не заслуживающим обожествления. Он посланник, а посланники обязаны передавать истину от Бога, они не лгут. А люди обязаны подчиняться им и следовать за ними. Кто подчинится ему обретет Рай, а кто ослушается – Ад.
А также, произносящий свидетельство, должен знать, что доведение религиозного свода законов в вопросах акыды (вероубеждения), или обрядов поклонения, или в системе правления и законодательства, или в сфере нравов и семейных отношений, или в вопросах, связанных с дозволенностью и запрета, всё это могло произойти только посредством благородного посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), так как он является Посланником Аллаха, роль которого доводить религию Аллаха до людей. «Истинная религия», стр. 51-52.
Столп второй – молитва*.
*(Молитва – с арабского: салят. На тюркских и на многих других языках звучит, как «намаз». Необходимо не путать обязательную пятикратную молитву с молитвой в значении мольбы, которая на арабском называется — «дуа». (от переводчика))
Молитва – это второй из пяти столпов Ислама. Она по праву называется основой Ислама, так-как является связью между человеком и Господом. Совершая её пять раз в день, человек обновляет свою веру, очищает свою душу от тяжести грехов и ограждает себя от непристойностей и прегрешений.
Прежде чем окунуться в ежедневную суматоху, человек, проснувшись совершает омовение и предстаёт перед своим Господом. В своей молитве он возвеличивает Всевышнего, утверждая исключительное Его право на поклонение. Он обращается к Нему за помощью и просит у Него прямого пути. Как наивысший пример верности и покорности, человек опускается до земли в поклоне перед Аллахом.
Совершая по пять раз в день молитву, делая поясные поклоны, падая ниц, человек тем самым обновляет свой договор с Богом о своей верности и покорности.
Для совершения намаза необходимо, чтобы человек очистил своё сердце, тело, свою одежду и место моления, и по возможности стремился молиться коллективно с другими верующими.
Создатель, предписав молитву своим рабам, придал ей совершенный и наилучший образ, включив в него возвеличивание Аллаха всеми частями тела. Каждый орган принимает участие в этом важном поклонении.
Каждый элемент молитвы содержит свой смысл. И в выстаивании, и в прославлении, и в поясных и земных поклонах человек возвеличивает Аллаха, проявляет свою потребность в Господе, обращается к Нему. В конце намаза молящийся воздает хвалу Аллаху, просит Его о благословении и мире для Пророка Мухаммада и молит Всевышнего о благах этого и следующего миров. См. «Мифтах дар ас-са’ада», Ибн Кайим: 2 / 384. А также см. для дополнительной информации книгу «Намаз пророка (мир ему и благословение Аллаха)», автор шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да одарит его Аллах Своей милостью).
Столп третий – закят.
Это обязательное пожертвование, которое отдают обеспеченные мусульмане из своего имущества. Доля закята по отношению к имуществу из которого выделяется закят очень незначительна. Закят выделяется в пользу бедных, обездоленных и тех нуждающихся, кому можно выплачивать закят по определению шариата.
Мусульманин должен выплачивать закят от чистого сердца, не попрекая получателей оказанной им милостыней. Таким образом, закят, как и всякое поклонение, совершается исключительно ради обретения довольства Аллаха, а не ради воздаяния или благодарности со стороны людей.
Закят приносит много блага обществу: смягчаются отношения между богатыми и бедными, нуждающиеся могут удовлетворить свои нужды, неимущие воздерживаются от попрошайничества и хождения с протянутой рукой. Податели закята становятся щедрее и милосерднее, избавляются от скупости и самолюбия. И если практиковать это религиозное предписание, то в обществе не останется ни крайне бедного человека, ни угнетённого должника, ни нуждающегося путника.
Столп четвертый – пост.
Это обязательный пост в месяц Рамадан. Пост означает воздержание от еды, питья и интимных отношений в течение светлого времени суток от появления зари до захода солнца. Эти виды воздержания совершаются исключительно в целях поклонения Всевышнему. От обязанности поститься освобождаются больные люди, путники, беременные и кормящие грудью матери, а также женщины во время менструаций или послеродовых кровотечений. У каждой категории перечисленных лиц есть свои соответствующие законоположения.
Соблюдая пост, мусульманин воспитывает свой дух, сдерживает себя от страстей, учит себя стойкости и терпению, тем самым выводя себя из подобия животного в подобие чистых ангелов. Соблюдая пост, человек предстает в образе такого человека, которого не интересует в этой жизни ничего, кроме довольства Господа.
Постящийся человек ощущает на себе тяготы жизни впроголодь, а ведь именно так живут многие бедные люди. Этот урок может стать поводом для того, чтобы постоянно помнить о нуждающихся и голодающих людях. Так же как и то, что пост вызывает чувство сострадания к обездоленным, так же он вызывает у обеспеченных людей чувство благодарности перед Аллахом за те милости, которыми Он их наделил. Тем самым они начинают еще больше благодарить и восхвалять Всевышнего Аллаха.
А еще пост учит человека постоянно чувствовать взгляд Аллаха на себе, будь то в моменты горя или радости, наедине или в обществе. Именно во время поста человек лишает себя еды и питья, делая это исключительно из богобоязненности, веры в Аллаха, веры в Судный День, веры в то, что Всевышний знает тайное и скрытое, и что человеку в конце-концов придётся предстать перед Аллахом для отчета. См. «Ключ к обителю счастья» араб. , 2/384.
Столп пятый – хадж.
Хадж – это паломничество к Заповедному Дому Аллаха в Высокочтимой Мекке. Оно является обязанностью для каждого мусульманина, достигшего половой зрелости, обладающего разумом, здоровьем и материальными средствами, достаточными для поездки на весь путь туда и обратно, а также для семьи (или всех тех, кого он обязан содержать) во время его отсутствия.
А также учитывается безопасность пути к Мекке и возможность обеспечения безопасности своей семье на время своего отсутствия.
Хадж является обязательным предписанием один раз в жизни для того, у кого есть на это возможность.
Хадж – великий обряд поклонения, и человеку,направившемуся в хадж, нужно стремиться покаяться перед Аллахом, очистить свою душу от грехов. Нужно постоянно помнить, что совершая обряды хаджа, мусульманин поклоняется и возвеличивает Единого Аллаха. Мусульманин должен знать, что нельзя поклоняться никому и ничему кроме Всевышнего: ни Каабе, ни Черному камню, ни другим святыням, так-как они не приносят ни пользы и ни вреда. И вообще, приход в Мекку и святые места был сделан исключительно в ответ на призыв Аллаха, и если бы Всевышний не велел совершать паломничество к этим местам, то хадж в этих местах был бы запретным.
Хадж учит мусульман единству, ведь все они облачаются в одинаковое одеяние и поклоняются одному и тому же Богу, независимо от того, что пришли из разных стран, представляют различные культуры и слои общества. Именно здесь наиболее четко проявляется принцип Ислама – нет превосходства одних людей над другими, кроме как в богобоязненности и праведных поступках.
На хадже мусульмане знакомятся друг с другом, вспоминают о том дне, когда Аллах воскресит и соберёт их всех на одном месте для расчёта. Таким образом, они, поклоняясь Всевышнему Аллаху, готовятся к тому, что ждёт их после смерти. См. «Ключ к обителю счастья» араб., 2/385, а также книгу «Дин аль-хакк», стр. 67.
Что такое поклонение по Исламу?
Не стоит ошибаться, думая, что поклонение – это только совершение поклона. Нет! Смысл этого термина намного шире. Поклонение по Исламу – это полноценное служение Богу, когда человек ощущает себя творением перед Творцом и служителем перед Заслуживающим поклонения.
Такое всеобъемлющее служение Богу подразумевает то, что человек избирает для своей жизни путь, согласующийся с повелениями Всевышнего, не противоречащий Его законам. Прежде всего, необходимо в своей жизни осуществить такие великие законы Ислама, как единобожие, пятикратные молитвы, закят, пост и хадж.
Но, как было сказано, поклонение не ограничивается лишь упомянутыми обрядами. Правильнее было бы сказать о поклонении, что оно включает в себя огромное множество разных слов и поступков, явных и скрытных, которые любимы Аллахом и способны привести к Его довольству. Таким образом, любое действие или высказывание любимое Аллахом – есть поклонение. Более того, даже любое благородное деяние, изначально не являющееся обрядом или ритуалом, превратится в поклонение, если ты станешь совершать его с намерением достичь довольства Аллаха и получить награду от Него за свой поступок. Отсюда доброе отношение человека к членам своей семьи, родителям, супруге, детям, помощь соседям, честность в делах и торговле с посторонними людьми и на работе, соблюдение справедливости и верности, выполнение обещаний и договоров, непричинение вреда другим, оказание помощи слабым, добывание пропитания разрешенными шариатом методами, содержание семьи, поддержка обездоленных, посещение больного, кормление голодного, и другое – всё это становится поклонением, если человек стремится достичь довольства Господа и получить награду за это именно от Него!
Таким образом, всё что бы ты ни делал для себя, или семьи, или общества, или страны – будет поклонением, если ты будешь это делать в рамках дозволенного шариатом и ради Всевышнего. При соблюдении этих двух условий даже удовлетворение своих половых потребностей превращается в поклонение!
В качестве довода здесь можно привести слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, садакой для вас становится каждое прославление, и каждое возвеличивание, и каждое восхваление, и каждое произнесение слов “Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха”, и побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого, и даже совершение полового сношения каждым из вас является садакой». (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, неужели за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!” На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Скажите, если бы кто-нибудь из вас удовлетворил своё желание запретным образом, понёс бы он наказание? И точно так же, если он удовлетворит его дозволенным образом, то получит награду» (приводит Муслим).
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «“Каждый мусульманин должен подавать милостыню”. (Люди) спросили: “О пророк Аллаха, а (что делать тому, кто ничего не имеет)?” Он ответил: “Он должен зарабатывать своим трудом, принося пользу самому себе и подавая милостыню (из заработанного)”. (Люди) спросили: “А если он (окажется не в состоянии подавать милостыню и в этом случае)?” Он ответил: “(Тогда ему следует) помочь нуждающемуся, который оказался в беде”. (Люди снова) спросили: “А если он (окажется не в состоянии сделать и этого)?” Он ответил: “Тогда пусть совершает одобряемое шариатом и воздерживается от (всего) дурного, и это зачтётся ему как милостыня”».Хадис передает Бухари: книга о Закяте, глава29, а также Муслим: книга о Закяте, под номером 1008.