Понятие о Страстной седмице
Священные воспоминания и особенности
Богослужения в первые три дня
Страстной седмицы
Последняя седмица перед Святою Пасхою называется Страстною, потому что ода посвящена воспоминанию страстей, т.е. страданий Аристовых:. Все дни ее называются Великими, но Причине великих воспоминаний, совершаемых Церковью » эти дни. Для верующих в Страстную седмицу полагается особенно строгий пост.
В первые три дня Церковь приготовляет верующих к страстям Христовым.
В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти братьев проданный в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Спасителя, преданного своими – евреями. Кроме того, воспоминается также проклятие Господом бесплодной смоковницы, изображавшей собою еврейский народ и, особенно, руководителей его – лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их бьющую в глаза набожность, не оказалось плодов веры и благочестия; бесплодная смоковница изображает также и всякого человека, неприносящего истинных плодов покаяния.
В Великий Вторник воспоминается обличение Спасителем книжников и фарисеев и притчи Господа: о 10 девах, о талантах и о страшном суде. Этими притчами Церковь побуждает верующих к духовному бодрствованию и к должному употреблению дарованных нам сил и способностей, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает, как личную заслугу Себе Самому.
В Великую Среду прославляется жена-грешница, помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя и тем приготовившая Его к погребению, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.
Службы церковные в первые три дня совершаются покаянные, Великопостные. Но в соответствие с евангельской историей, показывающей, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением и вводит в службы особенности, соответствующие величию и святости дней. Особенности эти следующие:
1. При Богослужении первых трех дней положено прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой в Великую Субботу (на утрени пред плащаницею).
2. На повечерии (в воскресенье на понедельник – малое, в понедельник и вторник – великое, в среду – малое) поется трипеснец святого Андрея Критского.
3. На утрени: а) после «Аллилуиа» (поемого вместо «Бог Господь») поется трижды трогательный и умилительный тропарь: «Се жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща; недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, да не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися, ко воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас»; б) по стихословии трех кафизм (тотчас после тропаря лик поет: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», чтец: «И ныне» и читает 1-й антифон кафизмы, затем произносит: «Слава», лик поет: «И ныне» и проч.; после кафизм ектений нет, а читаются седальны) читается особое на каждый день Евангелие (тотчас после 3-й кафизмы и седальна диакон произносит: «И о сподобитися нам слышанию...» и т.д.); в) после Евангелия, по прочтении псалма 50 и произнесении диаконом молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя...», поется в понедельник и среду – трипеснец, а во вторник – двупеснец; пред 8-й песней (т.е. в понедельник – после 1-й песни, во вторник – тотчас после молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя...», в среду – после 3-й песни) произносится малая ектения и читаются кондак и икос; г) после 9-й песни и малой ектений поется трижды ексапостиларий (иначе – светилен): «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь (в него): просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Далее читаются хвалитные псалмы, поются стихиры на хвалитех и т.д. по Уставу.
4. На часах 3-м, 6-м и 9-м, в течение трех дней, сполна прочитывается все Четвероевангелие (до слов из Евангелия от Иоанна: «Ныне прославися Сын Человеческий...») с тою целью, чтобы показать, что Иисус Христос во всех событиях Своей земной жизни открылся как истинный Бог и истинный человек, и что только поэтому и страдания Его спасительны для нас (Евангелие читается по пропетии постного тропаря и по прочтении Богородична часа, а на 6-м часе – по прочтении паремии, предваряемой и сопровождаемой пением прокимна). В среду, после часов и изобразительных, вместо отпуста, священник читает молитву: «Владыко многомилостиве», а молящиеся падают ниц.
5. В первые три дня совершается литургия Преждеосвященных Даров: а) на вечерни, соединяемой этой литургией, читаются паремии: одна из книги Исход – о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них, что служило прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя; другая – из книги Иова, невинного и безропотного страдальца, служившего прообразе Спасителя; б) после пенил: «Да исправится молитв моя...» и великих поклонов читается Евангелие, соответственно воспоминанию каждого дня; в) в среду конце литургии (после «Буди имя Господне...») в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирин с поклонами.
Среда есть последний день собственно покаянного времени и приготовления верующих к воспоминанию страстей Христовых.
Если в Великий Понедельник случится Благовещение: накануне всенощное бдение начинается с великой вечерни. На вечерни: поется «Блажен муж» – 1-й антифон; на «Господи воззвах» – стихиры Благовещения (на 6) и Ваий (на 4), на «Слава» – Ваий («Имеяй престол небо»), а на «И ныне» – Благовещения («Послан бысть»); по входе и дневном прокимне – 3 паремии Благовещения. На литии – стихиры Благовещения; на стиховне – стихиры дня и лишь на «И ныне» – Благовещения; на благословение хлебов – тропарь Благовещения (трижды). На утрени: на «Бог Господь» – тропарь Благовещения (трижды); две кафизмы стихословятся без ектений (вместо ектений читаются седальны Триоди), а после 3-й кафизмы – малая ектения. Полиелей и величание – Благовещения; степенный – 1-й антифон 4-го гласа; прокимен и Евангелие – Благовещения; после «Помилуй мя, Боже...» – стихира Благовещения. Ирмосы – Благовещения, катавасия – ирмосы трипеенца, а в недостающих песнях – ирмосы Благовещения; на 9-й песни – припевы Благовещения. После 9-й песни и малой ектений – светилен Благовещения, «Слава» – дня («Чертог Твои вижду...»), «И ныне» – Благовещения. На хвалитех – стихиры Благовещения и лишь на «И ныне» – дня («Иссохшия смоковницы...»). Славословие читается. По славословии – просительная ектения; стихиры на стиховне – дня, а на «И ныне» – Благовещения («Да веселятся небеса...»). По «Благо есть» и «Трисвятом» – тропарь Благовещения и затем сугубая ектения («Помилуй нас, Боже...») и молитва святого Ефрема Сирина с 3-мя поклонами. После поклонов ~ прямо 1-й час («Приидите, поклонимся»); на нем – тропарь Благовещения; в конце – 3 великих поклона. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются с кафизмами (кроме 9-го) и чтением Четвероевангелия; на них – тропарь Благовещения; в конце каждого часа – 3 великих поклона. Изобразительные – без пения, по скору; в конце их – 3 великих поклона. Литургия совершается святого Иоанна Златоуста в соединении с вечернею. Вечерня поется без кафизмы. На «Господи воззвах» – стихиры дня (на 5) и Благовещения (на 5), «Слава» – дня («Иссохшия смоковницы...»), «И ныне» – Благовещения («Послан бысть»). По входе – малая ектения с возгласом: «Яко свят еси... ныне и присно», после чего диакон: «Господи спаси благочестивыя...» и т.д., и поется «Трисвягое». Прокимен, и Апостол – Благовещения; Евангелие – Благовещения и дня. Задостойник и причастен – Благовещения.
Если Благовещение случится в Великие Вторник или Среду: в понедельник или вторник вечерня, соединяемая с литургиею Преждеосвященных Даров, совершается без кафизмы; на «Господи воззвах» – стихиры дня (на 5) и Благовещения (на 5), «Слава» – дня, «И ныне» – Благовещения («Послан бысть...»); после двух паремий дня читаются 3 паремии Благовещения, а затем поется: «Да исправится...», и далее – литургия Преждеосвященных Даров. Всенощное бдение на праздник начинается с великого повечерия. Затем, начиная с литии, порядок тот же, какой указан для понедельника; различие лишь в стихирах и порядке их. В праздник вечером совершается повечерие малое.
Великий Четверг
В Великий Четверг воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причащения и умыл ноги ученикам Своим в знак глубокого смирения и любви к ним. В этот же вечер Иуда, омраченный страстью сребролюбия, предал своего Господа и Учителя.
Особенности Богослужения Великого Четверга следующие.
Накануне, как указано выше, совершается повечерие малое, на котором поется трипеснец святого Андрея Критского.
На утрени: после «Аллилуиа» (поемого вместо «Бог Господь») поется трижды тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает. Виждь имении рачителю, сих ради удавление употребивши; бежи несытия души, учителю таковая дерзнувшия: иже о всех благий, Господи, слава Тебе».
Тотчас после тропаря читается Евангелие (диакон: «И о сподобитися нам слышанию...» и проч.). По прочтении Евангелия читается псалом 50, а затем (молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголем) поется канон Великого Четверга: «Сеченное сечется море Чермное...» (каждый ирмос положено петь по два раза и, кроме того, на катавасии – тот же ирмос один раз). После 9-й песни (трижды) поется ексапостиларий (светилен): «Чертог Твой вижду...». Далее совершается вседневная утреня обычным порядком, с пением стихир на хвалитех (великое славословие читается) и на стиховне (см. выше) и с присоединением 1-го часа. На 1-м часе, по прочтении тропаря пророчества, поется прокимен: «Да разумеют языцы, яко имя Тебе Господь», читается паремия (из книги пророка Иеремии) и затем поется другой прокимен: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему».
Часы вседневные 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных совершаются вместе по скору, без пения. Лишь в конце изобразительных:, по возгласе диакона: «Премудрость», лик поет: «Достойно есть...» и т.д., как обычно.
Литургия совершается святого Василия Великого в соединении с вечернею (без кафизмы). По входе с Евангелием читаются 3 паремии, причем пред 1-й и 2-й паремиями поется по прокимну (1) «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя»; 2) «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя»). После 3-й паремии – малая ектения, затем поется «Трисвятое» и далее обычный порядок литургии Василия Великого. Вместо херувимской песни поется: «Вечери Твоея Тайныя...». Задостойник – ирмос 9-й песни канона: «Странствия Владычня и бессмертныя трапезы...». Вместо причастна, также во время Причащения и вместо: «Да исполнятся уста наша», – поется: «Вечери Твоея Тайныя...».
В кафедральных соборах после заамвонной молитвы при архиерейском служении совершается чин умовения ног. В то время, когда протодиакон приводит архимандритов и священников из алтаря на средину храма к архиерею, певцы поют 5-ю песню канона Великого Четверга и стихиры самогласны. Чин умовения ног см. в Большом Требнике и в отдельной книжке.
Если в Великий Четверг случится Благовещение: в среду вечерня, соединяемая с литургиею Преждеосвяшенных Даров, совершается так же, как выше указано, если случится Благовещение в Великие Вторник или Среду. На самый праздник всенощное бдение начинается с великого повечерия. На литии и стиховне – стихиры Благовещения. На благословение хлебов – тропарь Благовещения (трижды). На утрени: на «Бог Господь» поется тропарь Благовещения (дважды) и на «Слава и ныне» – «Егда славнии ученицы» (один раз). Затем – полиелей и величание Благовещения. Степенный – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – Благовещения; после «Помилуй мя, Боже...» – стихира Благовещения. Ирмосы – Благовещения (по два раза) и Великого Четверга (по одному разу); катавасия – ирмосы Великого Четверга; на 9-й песни – припевы Благовещения. После 9-й песни – светилен Благовещения, «Слава» – дня («Чертог Твой вижду»), «И ныне» – Благовещения. Далее так же, как указано выше для Благовещения в Великий Понедельник. После сугубой ектений прямо читается 1-й час с паремией.. Часы 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных совершаются обычно. Литургия совершается Василия Великого, как указано для Великого Четверга, с следующими добавлениями: на «Господи воззвах» поются стихиры дня (на 5) и Благовещения (на 5), «Слава» – дня, «И ныне» – Благовещения. К дневным паремиям присоединяются две паремии Благовещения. Прокимен и Апостол – дня и праздника. Остальное все – Великого Четверга. Если, храм Благовещения, то Задостойник: «Яко одушевленному...».
Великая Пятница
В Великую Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Господа Спасителя.
Накануне совершается повечерие малое, на котором поется трипеснец святого Андрея Критского.
В саму Пятницу положены службы: утреня, Царские часы и вечерня. Литургия в этот день не совершается, по причине Великого поста и глубокого сокрушения, а равно и потому, что в этот день Голгофская жертва принесена была Самим Спасителем на кресте.
Утреня
Главная особенность утрени (обыкновенно совершаемой вечером в четверг; по Уставу положено начинать в 8-м часу вечера) состоит в том, что на ней совершается 12 евангельских чтений (как бы в соответствие 12 часам ночи), избранных из всех четырех евангелистов. В этих чтениях подробно повествуется о страданиях и смерти Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Ариллафейского.
Во время евангельских чтений все стоят с возожженными свечами. Между Евангелиями поются антифоны, трипеснец и стихиры; в антифонах и стихирах порицаются предательство Иуды и злоба иудеев.
Порядок этой утрени следующий.
Начало обычное. После шестопсалмия и великой ектений поется: «Аллилуиа» и затем тропарь: «Егда славнии ученицы...» (трижды). После тропаря – малая ектения, и потом читается 1-е Евангелие (диакон: «И о сподобитися...»); пред чтением каждого Евангелия поется: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (так указано в службе Великого Пятка в отдельной книжке; обыкновенно же поют: «Слава страстем Твоим, Господи»), после же чтения: «Слава долготерпению Твоему, Господи».
После 1-го Евангелия поются 3 антифона, произносится малая ектения, и поется (от канонарха) седален («На сицевых седальнах не седим, но стояще поем я»); далее следует чтение 2-го Евангелия.
После 2-го Евангелия, а равно и после 3-го, 4-го и 5-го, поется по 3 антифона (всего, следовательно, 15 антифонов), произносится по малой ектений и поется (от канонарха) по седальну. Далее следует чтение 6-го Евангелия.
После 6-го Евангелия поются (или читаются) блаженны с тропарями, произносится малая ектения, и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий». Потом читается 7-е Евангелие.
После 7-го Евангелия читается псалом 50, а затем следует чтение 8-го Евангелия.
Далее поется трипеснец из 5-й, 8-й и 9-й песней, причем после 5-й песни произносится малая ектения, а I после 9-й – поется трижды светилен: «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя». Далее читается 9-е Евангелие.
После 9-го Евангелия поется «Всякое дыхание» («И абие Всякое дыхание» на 3-й глас, – так в Уставе; в особой книжке хвалитные псалмы положено читать) и стихиры самогласны. Затем следует чтение 10-го Евангелия.
Далее читается великое славословие, и произносится просительная ектения; затем читается 11-е Евангелие.
После 11-го Евангелия поются стихиры (самогласы) на стиховне, и потом читается 12-е Евангелие.
После 12-го Евангелия утреня кончается обычно, .е. читается: «Благо есть», «Трисвятое», тропарь: «Искупил ны еси от клятвы законныя...», и произносится сугубая ектения; затем диакон: «Премудрость», лик: Благослови», священник: «Сый благословен...», – и обычный конец утрени. После отпуста поется многолетие: «Великого Господина...». Час 1-й к утрени не присоединяется.
Часы
Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных совершаются вместе. На каждом часе после Богородична, поются 3 особых тропаря (всего 12 тропарей) и прокимен, и читаются: паремия, Апостол и Евангелие.
Вечерня
Вечерню (великую) по Уставу положено совершать в 10 часов дня, или, по нашему счету, в 4-м часу пополудни (в 3 часа дня). На вечерни (относящейся, собственно, к Великой Субботе) воспоминаются снятие тела Иисуса Христа со креста и погребение Его.
После полного обычного начала, предначинательного псалма и великой ектений поются «Господи воззвах» (на 1-й глас) и стихиры на 6. Затем, по входе с Евангелием, читаются 3 паремии, Апостол и Евангелие, причем пред 1-й и 2-й паремиями и пред Апостолом поется по прокимну (1) «Разделиша ризы моя себе...»; 2) «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя»; 3) «Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней»).
В паремиях пророчески изображается Искупитель мира, в апостольском чтении излагается учение апостола Павла о силе и премудрости Божией., открывшихся в крестных страданиях Спасителя, а в евангельском чтении, избранном из 3-х евангелистов: Матфея, Луки и Иоанна, повествуется о страданиях Спасителя, начиная от совета иудеев до крестной смерти Господа.
После Евангелия произносится сугубая и (по прочтении «Сподоби Господи...») просительная ектений, а затем поются стихиры на стиховне; при пении на «Слава и ныне» – «Тебе одеюшагося светом яко ризою...», священник совершает троекратное каждение вокруг плащаницы, положенной (до вечерни) на святом престоле.
Затем читается: «Ныне отпущаеши», «Трисвятое» и «Отче наш», а по возгласе священника поются тропари: «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями во гробе нове покрыв положи». «Слава и ныне» – «Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же нетления явися чужд».
При пении «Благообразный Иосиф...» плащаница выносится из алтаря чрез северные двери на средину храма и полагается на особо приготовленном столе. Действие это наглядно изображает снятие тела Иисуса Христа со креста и положение Его во гроб. По положении плащаницы вокруг нее совершается троекратное каждение.
На вынос плащаницы за вечерней Великого Пятка в Уставе нет никаких указаний. На православном Востоке плащаница выносится во время пения стихир стиховных.
Затем бывает обычное окончание великой вечерни (диакон: «Премудрость», лик: «Благослови» и т.д.).
Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, во время которого верующие с благоговением прикладываются к плащанице. На повечерии этом поется канон «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы» (ирмосы .(по два раза): «Яко по суху...», «последи ирмос оба лика вкупе»).
Если в Великий Пяток случится Благовещение: в Великий Четверг на вечерни, соединяемой с литургией Василия Великого, на «Господи воззвах» поются стихиры дня (на 5) и Благовещения (на 5), на «Слава» – дня, а на «И ныне» – Благовещения («Послан бысть»). После 3-х паремий дня читаются еще 3 паремии Благовещения. Далее – литургия Василия Великого, как указано в Великий Четверг. Повечерие малое с трипеснецем.
На самый праздник служба начинается (по Уставу в 7-м часу вечера) с утрени, на которой совершается и чтение 12-ти Страстных Евангелий. Особенности этой утрени в праздник Благовещения следующие: на «Бог Господь» поется тропарь Благовещения (дважды), а затем: «Слава и ныне» – «Егда славния ученицы...». Далее до 7-го Страстного Евангелия включительно служба идет, как указано в Великий Пяток. После 7-го Евангелия поется полиелей («Хвалите имя Господне...») и величание Благовещения (хотя в Уставе на это не указано, но обыкновенно бывает), затем степенный – 1-й антифон 4-го гласа, прокимен – Благовещения и «Всякое дыхание», и читается Евангелие – Благовещения и сряду 8-е Евангелие страстей. По псалме 50 поется стихира Благовещения и произносится молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя», после которой поется: «Господи, помилуй» (12 раз). По возгласе священника поются ирмосы Благовещения, на катавасии – ирмосы тоже Благовещения, а в 5-й, 8-й и 9-й песнях катавасией служат ирмосы трипеснца. На 9-й песни поются припевы Благовещения, а после 9-й – светилен Благовещения, «Слава» – дня («Разбойника благоразумного...»), «И ныне» – Благовещения. После этого читается 9-е Страстное Евангелие, и далее служба совершается в том же порядке, как указано в Великий Пяток; лишь в стихирах на «Хвалите» поется одна стихира (на «И ныне») Благовещения, а стихиры стиховны поются Благовещения и лишь одна (на «Слава») – дневная. Кроме того, после отпуста совершается и 1-й час со всеми особенностями Великого Пятка.
Часы 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных совершаются как указано для Великого Пятка с прибавлением лишь тропаря и кондака Благовещения.
Литургия совершается святого Иоанна Златоуста в соединении с вечернею – обычным порядком (по Уставу положено начинать во 2-м часу; начинается же 12 и ранее). На «Господи воззвах» поются стихиры д (на 6) и Благовещения (на 4), «Слава» – дня («О како законопреступный собор...»), «И ныне» – Благовещения («Послан бысть»). По входе – прокимны и паремии дня, а затем – 2 паремии Благовещения. По малой ектений и «Трисвятом» – прокимен, Апостол Евангелие – сначала Благовещения, а потом дня. Задостойник и причастен – Благовещения.
Относительно выноса плащаницы (на каковой вынос в Великий Пяток в Уставе нет никаких указаний должно заметить следующее.
По Указу Священного Синода 1855 года вынос плащаницы в праздник Благовещения, случившийся в Великий Пяток, должно совершать на малом повечерии следующим порядком: «К повечерию в 5 часов пополудни благовест в большой колокол и полный звон во вся. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие в малое. Плащаницу заблаговременно полагают на престол. Повечерие начинается по обычаю. По прочтении «Верую во единаго Бога» отверзаются царские врата, и поется стихира: «Тебе одеющагося светом яко ризою». В сие время настоятель, раздав свещи, кадит плащаницу на престоле, обходя кругом, трижды. По пропетии стихиры поднимают плащаницу с престола при пении тропаря: «Благообразный Иосиф» и несут, по обычаю, на уготованное место. По положении плащаницы на место настоятель паки кадит оную кругом трижды при пении другого тропаря: «Мироносицам женам». По сем целование плащаницы, во время коего поют положенный Уставом на повечерии канон «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». Повечерие оканчивается по указанному в Уставе».
По распоряжению митрополита Филарета, плащаница выносится в этом случае после заамвонной молитвы: «По подобию навечерия Богоявления надлежит: по заамвонной молитве петь стихиры на стиховне, «И ныне» – «Тебе одеющагося», потом – «Трисвятое», и при пении тропаря: «Благообразный Иосиф» – перенесение плащаницы, поклонение, целование и отпуст литургии. Малое повечерие с каноном должно быть отдельно в 4 1/2 часа дня».
По распоряжению 1877 года для Санкт-Петербургской епархии в праздник Благовещения, случившийся в Великий Пяток, вынос плащаницы должен совершаться тотчас по окончании литургии: «Вслед за отпустом литургии поются стихиры на стиховне, положенные на вечерни Великого Пятка; во время пения сих песней святая плащаница полагается на престол и служащие переоблачаются из праздничных риз в траурные. При пении тропаря: «Благообразный Иосиф», святая плащаница выносится, по обычаю, на средину храма. По отпусте вечерни – обычная песнь на целование плащаницы и затем повечерие с каноном».
В книге: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе» сказано: «Аще будет Благовещение в Великий Пяток, литургия бывает после часов, а вечерня в свое время по чину» (т.е. литургия не соединяется с вечернею, и вынос плащаницы в этом случае бывает, как обычно, на вечерни).
(См. о всем – прот. К. Никольский. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви.)
Со своей стороны заметим, что при выносе плащаницы в праздник Благовещения удобнее соблюдать порядок или указанный Священным Синодом, или наблюдаемый в Большом Успенском соборе.
По Уставу греко-восточной Церкви Благовещение, если случится в Великий Пяток или в Великую Субботу, переносится на Святую Пасху, – что имеет серьезные основания (Православный собеседник. 1896, март).
Великая Суббота
В Великую Субботу воспоминаются погребение Иисуса Христа, пребывание Его телом во гробе, сошествие душею во ад, для возвещения там победы над смертию и введение разбойника в рай, а вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Господа.
Богослужение в эту субботу начинается с самого раннего утра и продолжается до конца дня, так что последние песни субботние сливаются с началом торжественных песнопений Пасхальных. В этот день совершаются следующие службы: 1) утреня с 1-м часом; 2) часы 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных; 3) литургия Василия Великого в соединении с вечернею.
Утреня
Утреня Великой Субботы есть единственная в своем роде. На службе этой Церковь приглашает верующих «исходные песни принести Зиждителю» пред Его гробом. В этих погребальных торжественных песнопениях, называемых «похвалами», то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается благоговейный ужас и изумление всей твари, неба и земли, при виде Господа «в мертвецех вменившагося», то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его Воскресение.
Начало утрени обычное. После великой ектений, по открытии царских врат, поется: «Бог Господь» и тропари: «Благообразный Иосиф...», «Слава» – «Егда снизшел еси...», «И ныне» – «Мироносицам женам». В это время священнослужащие выходят из алтаря царскими вратами к плащанице, и совершается каждение кругом ее и по всему храму.
После тропарей поются «Непорочны» (т.е. стих 17-й кафизмы) с «похвалами» (надгробными погребальными стихами в честь Господа), разделяемые на три статии. За каждым стихом «Непорочных» следует «похвала». Обыкновенно, поется лишь несколько стихов и «похвал» в начале каждой статии и «похвалы» на «Слава» и на «И ныне» в конце каждой статии; остальные же стихи и «похвалы», обыкновенно, читаются священником. Во время пения и чтения сих исходных песней все стоят с возжженными свечами. После 1-й, а равно и после 2-й статии произносится малая ектений, и совершается каждение (неполное). После 3-й статии поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися...» с обычным припевом (в это время, обыкновенно, совершается каждение по всему храму) и затем произносится малая ектения.
Далее читается седален и псалом 50 (священнослужители в это время, обыкновенно, уходят в алтарь), и затем поется канон Великой Субботы: «Волною морскою» (ирмосы положено петь по два раза; катавасия – те же ирмосы). После 9-й песни и малой ектений поется «Свят Господь Бог наш», а затем: «Всякое дыхание», стихиры на «Хвалите» (причем, на «И ныне» – «Преблагословенна еси»; в это время священнослужащие – настоятель в полном облачении – выходят из алтаря к плащанице) и великое славословие. Во время славословия, обыкновенно, совершается троекратное каждение кругом плащаницы. Затем, при пении «Трисвятого» («надгробного», т.е. певаемого протяжно) священнослужащие (могут и миряне) берут плащаницу со стола* и обносят ее, при колокольном звоне, в преднесении светильников, вокруг храма, в память погребения Спасителя и Его сошествия во ад; при этом священник (настоятель) с Евангелием идет под плащаницею**. По внесении в храм плащаница подносится к царским вратам в знак того, что Иисус Христос и по смерти Своей, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был с Отцом и Святым Духом. По окончании надгробного «Трисвятого» священник, стоя под плащаницею, возглашает пред царскими вратами: «Премудрость, прости», после чего лик поет тропарь: «Благообразный Иосиф» (один раз), а плащаница уносится на прежнее место среди храма, и на нее полагается Евангелие***.
* Вынос плащаницы, для обхождения с нею вокруг храма, должен был бы совершаться, как видно из Устава, из алтаря; а потому пред великим славословием плащаницу нужно было бы уносить с средины храма в алтарь; это и делается в некоторых Церквах (например, в Киеве; см. прот. К. Никольский. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви), но, обыкновенно, в алтарь плащаница не уносится.
** Обычай обхождения с плащаницею вокруг храма в Великую Субботу, – обхождения служащего, очевидно, символом погребения тела Господня, – после выноса плащаницы в Великий Пяток, знаменующего тоже погребение Господа, является повторением того, что уже совершилось, хотя этот обычай существует и в восточных Церквах. Обычай этот стоит в тесной связи с выносом плащаницы из алтаря только на утрени Великой Субботы, как было до XVIII века, когда плащаница в Великий Пяток не выносилась.
***Так как с утреней оканчивается уже служба, посвященная воспоминанию погребения Иисуса Христа, то было бы всего естественнее после возгласа: «Премудрость, прости» плащаницу вносить в алтарь и полагать на престоле. Обычай же вносить ее во время полунощницы, во-первых, не соответствует характеру Великосубботней литургии, которая является уже предпразднством светлого Христова Воскресения (светлые облачения, песнопения с радостною вестью о Воскресении Господа), а во-вторых, противоречит современной практике восточных Церквей., где при пении «Благообразный Иосиф» плащаница полагается на престоле, паремия и Апостол .читаются вне алтаря, а святое Евангелие «пред дверьми» (Православный собеседник. 1896, март).
Затем, по прочтении тропаря пророчества, поется прокимен («Воскресни, Господи, помози нам и избави нас, имене Твоего ради»), читается паремия из книги пророка Иезекииля, созерцавшего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию, потом поется другой прокимен («Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца»), и читается Апостол (о плодах крестной смерти Спасителя) и Евангелие (о запечатании гроба и приставлении к нему стражи). Далее произносится сугубая («Рцем вси...») и просительная ектений, и бывает обычное окончание утрени (диакон: «Премудрость», лик: «Благослови» и т.д.). После отпуста поется многолетие («Великого Господина...»), а затем стихира: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного...»; верующие в это время прикладываются к плащанице. К утрени присоединяется и 1-й час.
Часы
Часы 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных совершаются вместе по скору, без пения. Уставом положено совершать часы «при часе 4-м дне», по нашему счету – в 10-м часу утра, и отдельно от литургии. Обыкновенно, часы совершаются пред самой литургией.
Литургия
Литургия в Великую Субботу совершается Басили Великого в соединении с вечернею. Уставом положе начинать ее поздно, «о часе 10-м дне», по нашему счету – в 4-м часу вечера, так, чтобы она могла окончиться час спустя по заходе солнца; обыкновенно, литургия начинается в 12 часов дня.
Особенности Великосубботней литургии следующие.
На «Господи воззвах» поются 4 стихиры воскресны 1-го гласа, а потом стихиры Триоди на 4 (всего на 8); на «И ныне» поется догматик 1-го гласа: «Всемирную славу». После входа с Евангелием и пения: «Свете тихий», прямо без прокимна, читаются (обычно за плащаницею) 15 паремий, в которых изложены пророчества и преобразования о Воскресении Христовом и о спасении чрез него людей.
После 6-й паремии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море), при открытых царских вратах, многократно поются слова песни: «Славно бо прославься». Чтение всех паремий заканчивается многократным, пением песни трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его вовеки» (как поется песнь в начале и в конце см. в Триоди).
После малой ектений, вместо «Трисвятого», поется: «Елицы во Христа крестистеся...», а затем прокимен (5-й глас): «Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний» (из 1-го антифона Пасхи). Апостол читается (за плащаницею) о таинственной силе крещения (Рим. 6: 6—11). После Апостола «Аллилуиа» не поется, а вместо него лик поет несколько раз псаломский стих (8-й, последний стих псалма 81) на 7-й глас: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех»; стих этот служит припевом к тем стихам (тоже из псалма 81), которые читаются чтецом. В это время священнослужащие в алтаре меняют черные одежды на светлые. В «Обиходе нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемом» вместо чтения чтецом Стихов псалма 81 указано петь (трио) следующие стихи: 1) «Воскресни Боже, суди земли, яко Ты царствуеши вовеки»; 2) «Христос, новая Пасха, живожертвенная жертва, Агнец Божий, вземляй грехи мира»; 3) «Течаху жены возвестити апостолом: дерзайте убо и возопийте, яко воскресе Господь»; 4) «Ангел вопияше благодатней: Радуйся, Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся, твой бо Сын воскресе тридневен от гроба». После каждого стиха хор поет вышеуказанный припев.
Евангелие читается (за плащаницею) о Воскресении Христовом (Мф. 28: 1–20). Далее литургия совершается обычным порядком. Вместо херувимской песни поется песнь: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет; Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снед верным. Предходят же сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа». Задостойник – ирмос 9-й песни канона: «Не рыдай Мене мати», причастен: «Воста яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».
После заамвонной молитвы (хотя в Уставе указано после отпуста) бывает благословение хлебов и вина (диакон: «Господу помолимся», лик: «Господи, помилуй», священник – обычную молитву на благословение хлебов). Этот обряд есть воспоминание о древнем обычае христиан ожидать наступления Святой Пасхи, не выходя после литургии из храма, а слушая здесь чтение книги Деяний апостольских; для укрепления же ослабевших сил вкушали после литургии немного освященных хлеба и вина. Деяния апостольские, ясно свидетельствующие об истине Воскресения Христова, читаются у нас пред плащаницею в субботу с вечера до полунощницы желающими.
Если в Великую Субботу случится Благовещение: на вечерни в Великую Пятницу на «Господи воззвах» к дневным стихирам (на 6), присоединяются стихиры Благовещения (4), причем на «И ныне» – стихира Благовещения («Послан бысть»). После 3-х дневных паремий читаются 5 паремий Благовещения, а затем дневные прокимен, Апостол и Евангелие. В стихирах на стиховне на «Слава» поется стихира Благовещения, а остальные – дневные. По «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» поются: тропарь Благовещения, «Слава и ныне» – «Благообразный Иосиф...» (обычно: «Слава» – «Благообразный Иосиф», «И ныне» – «Мироносицам женам»), и совершается вынос плащаницы на средину храма.
На самый праздник служба начинается, как и обычно в Великую Субботу, с утрени.
На утрени: На «Бог Господь» поются по одному разу тропари: «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси», «Слава» – «Мироносицам женам», «И ныне» – «Днесь спасения нашего главизна». Затем поются «Непорочны» с «похвалами».
После воскресных тропарей и малой ектений поются: полиелей и величание праздника, степенный – 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и «Всякое дыхание», и затем читается Евангелие праздника. После Евангелия, по псалме 50, поется стихира праздника. Каноны поются и праздника и Великой Субботы (ирмосы Благовещения – по два раза, а ирмосы Великой Субботы – по одному разу), катавасия – ирмосы Великой Субботы. На 9-й песни поются припевы Благовещения.
После 9-й песни и малой ектений – «Свят Господь Бог наш». На «Хвалите» к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, причем на «И ныне» – «Преблагословенна еси...». После великого славословия – обычное обхождение с плащаницею вокруг храма, и далее утреня совершается по чину Великой Субботы.
Литургия, как обычно, совершается Василия Великого в соединении с вечернею. На «Господи воззвах» к стихирам воскресным (трем) и дневным (трем) присоединяются стихиры Благовещения (на 4), причем на «И ныне» – Благовещения («Послан бысть»). Далее вся служба совершается так, как указано в Великую Субботу. Лишь к дневным прокимну, Апостолу и при-частну присоединяются еще: прокимен, Апостол и причастен Благовещения. В храме же Благовещения, сверх того, задостойником служит ирмос: «Яко одушевленному Божию кивоту...» с припевом.
БОГОСЛУЖЕНИЕ В ДНИ ПЕНИЯ
ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ
Цветная Триодь (или Пентикостарион) поется со дня Пасхи до недели (воскресенья) Всех Святых включительно. В песнопениях Цветной Триоди изображается состояние Божественного прославления Господа и радость Церкви о спасении людей. При пении Цветной Триоди воспоминаются три великих события: 1) Воскресение Христово; 2) Вознесение Господне; 3) Сошествие Святаго Духа на апостолов.