Отпевание и погребение мирян
Пред выносом тела умершего из дома в храм совершается заупокойная лития, а во время выноса и при внесении в храм поется: «Святый Боже...».
Отпевание совершается, обыкновенно, после литургии или после вечерни. Чин отпевания, как и панихида, по своему составу, подобен утрени.
По возгласе священника (и по прочтении псалма 90: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится...») поются «Непорочны» (т.е. стихи псалма 118), разделяемые на 3 статии или части, причем каждый стих 1-й и 3-й статии сопровождается пением: «Аллилуиа», а каждый стих 2-й статии – пением «Помилуй раба Твоего»*.
* В Требнике каждая статия обозначается словами, взятыми из начального ее стиха, с присоединением того, что должно петь после каждого стиха статии; именно: 1-я статия «Непорочнии в путь: Аллилуиа»; 2-я ?— «Заповеди Твоя: Помилуй раба Твоего»; 3-я – «Имя Твое: Аллилуиа».
1-я статия на 6-й глас: «Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни: Аллилуиа», «Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его: Аллилуиа» и т.д. до конца статии. Последний ее стих: «Благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра: Аллилуиа», «Слава и ныне» – «Аллилуиа». В «Обиходе нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемом» помещены первый и последний стихи статии и «Слава и ныне», причем указано сопровождать их пением: «Упокой, Господи, душу раба Твоего».
Затем произносится малая заупокойная ектения, и поется 2-я статия.
2-я статия на 5-й глас: «Руце Твои сотвористе мя, и создаете мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим: Помилуй раба Твоего», «Боящийся Тебе узрят мя и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах: Помилуй раба Твоего» и т.д. до конца статии. Последний ее стих: «Уста моя отверзох и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах: Помилуй раба Твоего», «Слава и ныне» – «Помилуй раба Твоего». В вышеуказанном «Обиходе...» после помещенных там первого и последнего стихов статии и после «Слава и ныне», назначено петь, как и на 1-й статии: «Упокой, Господи, душу раба Твоего».
Далее произносится малая заупокойная ектения, и следует пение 3-й статии.
3-я статия на 3-й глас: «Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое: Аллилуиа» и т.д. до конца статии. Последние ее два стиха: «Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне: Аллилуиа», «Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых: Аллилуиа». В «Обиходе...» помещены приведенные здесь первый и последние два стиха статии; после 1-го стиха, указано петь: «Помяни, Господи, душу раба Твоего»; последние же два стиха, не сопровождаемые никаким припевом, служат, по напеву, переходом к положенным далее «Непорочным» тропарям: «Святых лик обрете...».
Непосредственно за 3-ю статней поются «Непорочны» тропари: «Святых лик обрете источник жизни...» с предваряющим припевом: «Благословен еси, Господи...», затем произносится малая заупокойная ектения и поются: седален – «Покой, Спасе наш...» и Богородичен – «От Девы воссиявый миру...».
Далее, по прочтении псалма 50, следует пение канона 6-го гласа («Яко по суху пешешествовав...») с припевом: «Покой (Упокой), Господи, душу усопшего раба Твоего», – в том же порядке, как указано на панихиде; при отпевании лишь ирмосы поются 6-го гласа (ирмос 3-й песни: «Несть свят, якоже Ты, Господи...», 6-й: «Житейское море...», 9-й: «Бога человеком невозможно видети...»).
После 9-й песни и малой заупокойной ектений поются 8 стихир самогласных, по стихире на каждый глас: 1-й глас – «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна...»; 2-й глас – «Увы мне, яковый подвиг имать душа разлучающися от телесе...» и т.д.; 8-й глас – «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть...» (эта последняя 8-я стихира, обычно, всегда и поется).
Далее, по прочтении «Блажени», поется прокимен: «Блажен путь, в оньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения», и читаются: Апостол, Евангелие и затем разрешительная молитва (пред ней – диакон: «Господу помолимся», а лик «Господи, помилуй»), которая и влагается в руки умершего.
В Требнике указано читать краткую «прощальную» молитву после отпуста отпевания; но, обыкновенно, читается молитва, более пространная и печатаемая отдельно, и читается непосредственно после Евангелия.
После этого произносится сугубая заупокойная ектения (так указано в Требнике; но обычно ектения здесь не произносится) и затем дается усопшему последнее целование при пении 14 стихир подобных: 1-я стихира на 2-й глас: «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога...»; 13-я и 14-я стихиры на 6-й глас: «Слава» – «Зряща мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии...», «И ныне» – «Молитвами рождшия Тя, Христе...». Эти последние две стихиры помещены в вышеупомянутом «Обиходе».
Затем совершается заупокойная лития (см. выше; но «Трисвятое» и «Отче наш» здесь читаются), и по отпусте диакон возглашает: «Во блаженном успении...», а лик поет: «Вечная память».
При выносе усопшего из храма, а равно и на пути к могиле поется: «Святый Боже...». При опущении тела в могилу совершается лития об усопшем, после чего тело предается земле чрез крестообразное посыпание гроба землею со словами: «Господня земля, и исполнение ее (т.е. все, что наполняет ее), вселенная и вси живущий на ней».
Отпевание и погребение
Мирян в Пасху
Пред выносом тела усопшего из дома в храм, вместо литии, совершается краткое Пасхальное последование в таком порядке.
По возгласе священника поются: тропарь – «Христос воскресе» со стихами и, обычно, стихиры Пасхи, затем произносится сугубая заупокойная ектения, совершается отпуст, и по отпусте диакон возглашает: «Во блаженном успении...», а лик поет: «Вечная память» (трижды).
При несении тела в храм поется тропарь: «Христос воскресе».
Отпевание совершается в том же порядке, какой указан выше для панихиды в Пасху, но со следующими добавлениями: 1) после 6-й песни и заупокойных кондака и икоса поется: «Елицы во Христа крестистеся...» (вместо «Трисвятого», как сказано в Требнике), затем поется прокимен, и читается Апостол, положенные в тот день на литургии, а Евангелие – воскресное 1-е; после Евангелия читается разрешительная молитва и поется: «Воскресение Христово видевше...»; далее – остальные песни канона; 2) после «Плотию уснув...» поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися...» с их припевом, и затем – стихиры Пасхи (при пении стихир бывает последнее целование усопшего) и далее до конца, как указано выше. При несении тела усопшего к могиле поется: «Христос воскресе...».
На могиле, обыкновенно, совершается вышеуказанное Пасхальное последование, заменяющее литию за усопшего, а затем положено петь тропарь: «Земле зинувши...». (Тропарь этот сполна напечатан в «Последовании во святую и Великую неделю Пасхи» в отдельной книжке, а равно и в последовании погребения монахов в Большом Требнике.)