Профили эффективных и неэффективных менеджеров
Поведение руководителя
По данным американских исследователей каждый менеджер в процессе своей работы выполняет следующие восемь ролей
Рис. 1. Управленческие роли в связи с различными ценностными ориентациями. Соседние ценности являются дополняющими друг друга, а находящиеся по диагонали - противоположными .
ОПИСАНИЕ РОЛЕЙ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Учитель.
От учителя ожидают вовлеченности в развитие людей, этому способствует эмпатическая направленность на других людей Руководитель помогает приобретать навыки, способствует обучению, формированию и реализации тех планов других людей, которые связаны с их развитием. В этой роли менеджер помогает, проявляет участие и чувствительность, является доступным, открытым и справедливым. Играя эту роль он слушает, поддерживает справедливые требования, выражает признательность. Он видит людей как человеческие ресурсы, которые должны развиваться..
Сильные стороны
Способность воодушевлять людей, забота о развитии работников
Трудности
Излишек: чрезмерная податливость, каждый занимается "своим", не учиывая, как это сказывается на организации в целом. Недостаток: внимание развитию людей не уделяется.
Фасилитатор
От фасилитатора ожидается, что он будет поощрять коллективные усилия и способствовать единению людей в командной работе, а также помогать в разрешении внутригрупповых межличностных конфликтов. В этой роли менеджера характеризует ориентированность на процесс. В поведении проявляется способность быть посредником при разногласиях, вплоть до использования специальных приемов снижения конфликтности, умение способствовать созданию подходящей атмосферы, добиваться включенности людей, фасилтатор "облегчает" решение проблем в группе.
Сильные стороны
Способность строить командную работу через открытое обсуждение и участие работников в принятии решения, управлять конфликтом.
Трудности
Излишек: групповое принятии решения не всегда эффективно, слишком много совещаний. Недостаток: низкий моральный дух в организации, немотивированные работники, недостаточная коммуникация.
Наставник (блюститель).
От менеджера как наставника ожидается знание того, что происходит в рабочей группе, соблюдаются ли правила, получены ли группой выделенные квоты чего бы то ни было. У наставника страсть к деталям и хорошие способности к рациональному анализу. В поведении проявляется внимание к техническим подробностям, работе с текущей информацией, логичность в решении проблем реагирования на текущие изменения.
Сильные стороны
Налаживает систему сбора и анализа текущей информации и систему оценки на местах. Представляет собой формальную сторону менеджмента как искусства.
Трудности
Излишек качества: настаивает на процедурных моментах в ущерб содержательным, требует чистоты, точности в оценке совершенных ошибок даже тогда, когда в этом нет необходимости. При недостатке качества обнаруживаются дефицит информации, необходимой для принятия решений и совершенствования измерительных процедур.
Координатор.
От менеджера как координатора ожидаются действия по сохранению структуры и плавного, планомерного скоординированного движения организации. Поведение включает в себя заботу о продолжении развития событий, минимизации срывов и неполадок. На человека в этой роли можно положиться. Увлекается исполнением "бумажной" работы, анализом и оценкой отчетов, написанием бюджетов, планов координации усилий групп и подразделений, контролем выполнения этих планов.
Сильные стороны
Способность обеспечивать стабильность, координацию, контроль и непрерывность.
Трудности
Может настаивать на имеющемся положении вещей, даже когда это противоречит обстоятельствам, болезненно чувствителен к изменениям. При недостатке этой функции система становится нестабильной.
Роли наставника и координатора очень важны для сохранения внутренней стабильности организации. Точно собранные данные о внутреннем положении дел в системе позволяют анализировать факты и принимать решения.
Директор
От менеджера как директора ожидается осуществление, прежде всего, определения целей и планирования, это человек принимающей решения. Он видит проблемы, выбирает альтернативы, ставит цели, устанавливает правила, определяет роли и задания , инструктирует.
Сильные стороны
Способность планировать, устанавливать цели, приоритеты, прояснять ситуацию, обеспечивать структуру.
Трудности
Излишек: ведет к зарегулированности недостаточному вниманию к нуждам людей.
Недостаток: нерешительность, неясная политика.
Режиссер От менеджера как режиссера ожидается сильная ориентация на работу, на выполняемые задания и большая заинтересованность, энергия, личная вовлеченность в деятельность организации. Эта роль предполагает умение увлечь и мотивировать подчиненных, с тем, чтобы они брали на себя ответственность и выполняли порученное с высокой продуктивностью. Роль состоит в том, что рабочие группы стимулируются к более качественному выполнению поставленных задач.
Сильные стороны
Способность достигать поставленных целей, извлекать выгоду, побуждать к действиям.
Трудности
Излишек: ведет к падению духа, истощению. Недостаток:
низкая продуктивность, проблемы решаются слабо.
Роли режиссера и директора очень важны для продуктивности и достижения результатов. Эти роли предполагают, прежде всего, планирование, определение целей и их достижение (решение проблем).
Брокер.
От менеджера как Брокера ожидается проведение разумной внешней политики и получение ресурсов. Для осуществления этой роли необходимо быть проницательным и уметь убеждать, быть влиятельным и обладать властью. Имидж, внешность и репутация также важны. Как Брокер руководитель встречается с представителями других организаций, ведет переговоры, занимается маркетингом и представляет свою фирму. Ему также приходится выступать, приобретать ресурсы, заниматься согласованием вопросов.
Сильные стороны
Способность оказывать влияние, вести переговоры, получать необходимые ресурсы
Трудности
Излишек: поведение определяется представлением о внешней целесообразности. . Недостаток:
Недостаток ценностей и идеалов. Мало настойчивости, многие идеи не воплощаются.
Новатор.
От менеджера как Новатора ожидается умение способствовать изменениям и помогать адаптироваться к ним. В противоположность соблюдающему правила и очень тщательному Наставнику, роль новатора требует творческих способностей и умения мечтать фантазировать, предвидеть возможные нововведения и привносить их в жизнь..
Сильные стороны
Способностъ к обновлению, изменению, адаптации.
Трудности Излишек: истощающее экспериментаторство Недостаток: консервативность, игнорирование внешних факторов.
В ролях Брокера и Новатора существенным является гибкая связь и взаимодействие с внешней средой, с использованием власти и управляя изменениями. Росту и изменению сопутствует творческий стиль поведения.
ПРОФИЛИ ЭФФЕКТИВНЫХ И НЕЭФФЕКТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
Задача менеджера состоит в достижении баланса противоположных позитивных ценностей, с тем чтобы избежать ситуации, в которой человек, преследуя одни ценности и игнорируя другие, оказывается в негативной зоне. Опытные менеджеры обладают способностью воспринимать различные виды информации, это позволяет им формировать текущие стратегии, отвечающие наиболее важной информации, а также развивать новые стратегии по мере появления новых аспектов ситуации.
Для того чтобы максимально отвечать таким требованиям, менеджер должен обладать стилем, выходящим за границы какого-то одного варианта поведения. Это означает свободу от собственных предпочтений, от предпочитаемых способов видения и форм поведения. И часто это означает умение видеть мир как раз не так, как вы предпочитаете его видеть. А это конечно, не просто.
На первом этапе исследования авторов интересовали связи между исполняемыми ролями и уровнем в иерархии, который занимает менеджер. Иными словами, они хотели определить, каким образом изменяется ролевой профиль при переходе с одного уровня иерархии на другой.
Результаты представлены на рисунках 2 и 3. На рисунке 2 можно видеть четыре диаграммы, соответствующие четырем нижним ролям в структуре конкурирующих ценностей. Баллы, соответствующие каждой ценности представлены на левой вертикальной оси. Чем более высокий балл, тем большее предпочтение оказывает этой роли менеджер, которого описывают респонденты. По горизонтальной оси приводятся пять уровней менеджмента. Приведен анализ значимости различий при переходе с уровня на уровень. Случаи, когда обнаружены значимые различия, отмечены скобкой со звездочкой. На рисунке 2 значимые различия существуют только для роли Режиссера. Они существуют между самым низким уровнем управления (уровень мастера) и всеми остальными, более высокими уровнями менеджмента. То есть менеджеры четырех уровней из пяти, все кроме мастеров, в своем поведении проявляются в роли Режиссера. Однако, остальные три нижние в структуре конкурирующих ценностей роли (Директор, Наставник и Координатор) мало отличаются у менеджеров различного уровня.
Иначе обстоит дело с четырьмя верхними ролями. Так, роль фасилитатора на среднем уровне управления падает, но затем делает статистически значимый скачек вверх на четвертом из пяти уровней. Для роли же Учителя изменения еще более драматичны. Выраженность этой роли значимо падает при переходе от первых ступеней управления к среднему уровню, но потом начинает вновь значимо расти. Что касается ролей Новатора и Брокера, то здесь наблюдается монотонный рост выраженности признаков роли в поведении руководителей при повышении их статуса.
Подводя итог можно сказать, что выраженность четырех нижних ролей меняется незначительно. Большинство менеджеров, исключая только мастеров, проявляются в своем поведении в роли Режиссера. Выраженность ролей Директора, Координатора и Наставника не меняется при переходе с одного уровня управления на другой. Две роли из квадранта человеческих отношений (Фасилитатор и Учитель) претерпевают падение на среднем уровне управления, но вновь нарастают в выраженности на двух верхних уровнях. Выраженность ролей Новатора и Бракера постоянно нарастает с повышением уровня управления.
С ростом статуса людей в рамках организации выраженность в их поведении четырех верхних ролей растет. От людей требуется иметь более динамичный и сложный взгляд на мир с тем, чтобы они могли соответствовать сложностям и изменениям, с которыми сталкивается менеджер на высшем уровне управления.
ПРОФИЛИ ЭФФЕКТИВНЫХ И НЕЭФФЕКТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ