Четыре класса тантр
Четыре класса тантр — это Крия, Марья, Йога и Ануттарайога. Разные классы давались разным типам практикующих. Крия и Чарья делают акцент на внешнем поведении. Здесь большую роль играют ритуалы и чистота во время практики. Если эти аспекты
для практикующего важны, он должен в первую очередь упражняться в тантрах первых двух классов. В двух более высоких классах тантр — Йоге и Ануттарайоге внешний стиль поведения менее важен. Здесь мы работаем как можно более непосредствен но с самой природой ума.
В Крия–тантре (букв. — «тантра действия») Будда–аспект считается более высокопоставленным, чем ученик, подобно царю или начальнику на работе. Чтобы выказать почтение, ему подносят многочисленные дары. Этими подношениями не могут быть «нечистые» (в понимании жителей Древней Индии) субстанции: мясо, алкоголь, лук, чеснок и так далее. Предпочтительно подносить пищу белого цвета, например рис, йогурт, молоко и определенные виды сладостей. В целом, посвящение этого класса тантры состоит из двух ступеней: «посвящение воды из вазы» и «посвящение короны». Типичные примеры — это аскетическая практика на тысячерукую форму Любящих Глаз (санскр. Авалокитешвара, тиб. Ченрезиг) и ритуал мандалы Зеленой Освободительницы (санскр. Тара, тиб. Дролма).
В Чарья–тантре (букв. — «тантра поведения») мы относимся к Будда–аспекту как к другу, который помогает нам. Хотя внешнее поведение здесь еще очень похоже на поведение в Крия–тантре (важна чистота и т.д.), в отношении взгляда мы уже приближаемся к следующему классу — Йога–тантре. Истинная природа вещей рассматривается как свободная от независимого существования, а ее способ проявления — как чистая страна или поле силы Йидама, на которого дается посвящение. Все существа проявляются в его форме. Здесь к посвящениям «воды» и «короны» добавляются посвящения «ваджры», «колокольчика» и «имени». Пример тантры этого класса практика одной из форм Будды Безграничной Жизни (санскр. Амитаюс, тиб. Цепаме).
Третий класс тантры — Йога–тантра (или «тантра союза»). Здесь уже почти нет специальных правил поведения, особое внимание уделяется внутренним аспектам, самому уму. Отличается и отношение к Йидаму, на которого мы настраиваемся. Здесь Будда- аспект видится как неотделимый от нас самих — мы являемся им. Посредством практики медитации мы постигаем это шаг за шагом. Здесь к пяти ступеням посвящения класса Чарья–тантры добавляется шестая так называемое посвящение Ваджрного мастера. Будда Вайрочана (Сияющий, тиб. Нампар Нангдзе) — самый важный аспект Йога–тантры. Другой пример этого класса — одна из форм Алмазного Ума (санскр. Ваджрасаттва, тиб. Дордже Семпа).
Четвертый, наивысший класс тантры — Ануттарайога–тантра (или «высшая тантра союза»). Тантре этого класса Будда всегда учил в Состоянии радости (санскр. Самбхогакайя). Это означает, что он сам проявлялся в форме Йидама, на которого давал посвящение своим ученикам. В частности, так получил передачу царь Индрабодхи. Мы развиваем осознавание того, что никогда ничем не отличались от соответствующего Будда–аспекта. Все Йидамы — это формы выражения просветленных качеств нашего ума. Присущую нам природу Будды нужно проявить, опираясь на эти качества. Мы настраиваемся на чистую природу ума и преобразовываем все препятствия и помехи в высшую мудрость.
Четыре класса тантр
Класс тантр | Перевод | Акцент в практике | Отношение к Будде | Центральный Будда–аспект |
Крийя–тантра | тантра действия | внешнее поведение | царь или начальник | тысячерукий Бодхисаттва Любящие Глаза |
Чарья- тантра | тантра поведения | внешнее поведение | хороший друг | Будда Безграничной Жизни |
Йога–тантра | тантра союза | внутренние качества ума | равное | Сияющий |
Ануттара йога–тантра | высшая тантра союза | чистая природа ума с просветленными качествами | мы никогда не были от него отделены | Высшая Радость в союзе с Красной Мудростью |
«Наделение полномочиями» класса Ануттарайога–тантры состоит из четырех основных ступеней — посвящения «вазы», «тайное», «мудрости–осознавания» и «слова». Таким образом передаются методы, достаточные для того, чтобы быстро очистить от привязанности и других завес тело, речь и ум — сначала по отдельности, а затем все вместе. Так мы полностью можем преобразовать наш обычный способ восприятия мира. Мы получаем вдохновение соответствующего Будда–аспекта и разрешение медитировать на его форму, его мантру и на саму природу ума.
Класс Ануттарайога–тантр
Ступени посвящения | Вид тантры в соответствии со ступенью | Акцент в практике | Очищение, достижение | Центральный Будда- аспект |
посвящение вазы | преобразование пяти мешающих чувств в пять мудростей | тело, Состояние излучения | Пять Будда- семейств | |
тайное посвящение | Отцовская тантра (Махайога) | энергетическая система | речь, Состояние радости | Могущественный Океан |
посвящение мудрости-осознавания | Материнская тантра (Ануйога) | пустота и блаженство, высшее проникающее видение | ум, Состояние истины | Высшая Радость и Красная Мудрость |
посвящение слова | Недвойственная тантра (Атийога) | Великая печать | тело, речь и ум Состояние сущности | Колесо Времени |
Ануттарайога–тантры делятся на Отцовские, Материнские и Не-двойственные, в зависимости от того, на какой из четырех вышеназванных ступеней и связанных с ними медитаций делается акцент.
• Если подчеркивается вторая ступень — тайное посвящение, то это Отцовская тантра. Медитация здесь главным образом работает с энергетической системой тела. Пример Будда–аспекта этого вида тантр — Могущественный Океан (санск. Джинасагара, тиб. Гьялва Гьямцо) в союзе с партнершей.
• Если выделяется третья ступень — посвящение мудрости-осознавания, то это Материнская тантра. Здесь в медитации практикуется главным образом одновременное появление пустоты и блаженства. Примером является Высшая Радость (санскр. Чакрасамвара, тиб. Кхорло Демчог) в союзе с Красной Мудростью (санскр. Ваджраварахи, тиб. Дордже Пхагмо).
• Если основной упор делается на четвертой ступени — посвящении слова, — то это Недвойственная тантра. В ней практикуется Великая печать (санскр. Махамудра, тиб. Чаг Чен). Здесь мы покоимся непосредственно в природе ума, вне всех понятий. Самый важный Будда–аспект этого вида тантр — Колесо Времени (санскр. Калачакра, тиб. Дюкьи Кхорло) в союзе с партнершей.
В старой традиции тантры (тиб. Ньингма) этим трем видам соответствуют системы Махайога, Ануйога и Атийога.
Еще есть простая форма посвящения, которую дают сравнительно часто, — так называемое посвящение разрешения (тиб. дже нанг). Оно состоит как минимум из пяти ступеней, на которых передается благословение соответственно для тела, речи, ума, качеств и активности. В большинстве случаев в конце дается еще и «посвящение тормы», которое соединяет все предыдущие ступени. Название «посвящение разрешения» говорит само за себя: речь идет о разрешении осуществлять полную практику на соответствующего Йидама. Это своего рода благословение на медитацию, а выполнять ее регулярно или нет — ученик решает сам.
Здесь было приведено много сложных терминов, которые в действительности требуют дальнейших, более подробных объяснений. Данный контекст не позволяет в них углубиться, поскольку книга посвящена прежде всего практическому выполнению медитации, а тантры являются тайными. Как уже говорилось в начале, Учение Будды очень глубокое и всегда связано с практическим опытом. Соответствующие объяснения в Алмазном пути даются только с целью помочь практике. Если бы каждый без необходимой подготовки мог получать и использовать эти объяснения, они больше не приносили бы пользы и даже могли бы ослабить практику. Ненадежными оказались бы и результаты. Если развиваешься при помощи медитации, всегда получаешь необходимую информацию в нужный момент.
Есть еще несколько практических объяснений по поводу посвящений. Для участия в посвящении хорошо перед его началом произносить очистительную мантру — например, Алмазного Ума, — и таким образом открыться передаче. Во время посвящения важно стараться видеть Ламу как соответствующий Будда–аспект.
Благодаря этому мы будем более открыты для благословения, которое Лама дает по окончании основной церемонии, пользуясь различными ритуальными предметами, применявшимися во время посвящения. Это подходящий момент для того, чтобы из благодарности сделать Ламе подарок.
Мы обещаем поддерживать связь с Ламой, Йидамом и практикующими, так как благодаря посвящению между Учителем и учениками появилась особая связь. Лама, обладающий достаточно высокой квалификацией, чтобы давать посвящение, поделился с учениками своим опытом Просветления.
Ученики во время церемонии прошли через процесс созревания, который дает им полномочия на целостную практику медитации Алмазного пути.