Святитель ИОАСАФ (СКРИПИЦЫН), митрополит Московский и Всея Руси
Свт. Иоасаф. Икона ок. 1949 г., Рака мощей свт. Иоасафа, Сергиев Посад. С сайта pravicon.com |
Память 27 июля / 9 августа, в Соборах Московских и Радонежских святых
Происходил из дворянского рода Скрипицыных, его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV века. Известно предположение, что это бывший священник Георгий Скрипица из Ростова, который писал возражения на решения Собора 1503 года о вдовом духовенстве.
Троицкий игумен
Пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. С 1529 г. - игумен Троице-Сергиевой Лавры[1].
Спустя год после посвящения его в настоятели в Троице-Сергиевом монастыре было совершено крещение сына Великого князя Василия, Иоанна, будущего первого Русского царя, "священнодействием настоятеля обители тоя, игуменом Иоасафом мужем добродетелным, иже последи бысть Митрополит всея Русии".
В 1537 году Троицкий игумен Иоасаф обратился с просьбой к Великому князю о запрете торга у Киржачского монастыря, так как "...под... манастырем у Пречистой на Киржачи… на манастырской земле, торгуют в год на три празники, а съезжаютца торговати многие люди, а торгуют всяким товаром". В связи с возникавшими при этом нестроениями торг при Киржачском монастыре был отменен.
Митрополит Московский
9 / 22 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. В "Актах Археографической экспедиции" опубликован довольно подробный Чин поставления Митрополита Иоасафа. Возглавивший интронизацию Новгородский владыка святитель Макарий дал при этом "повольную" грамоту митрополиту Иоасафу.
Уже в первые три воскресенья марта митрополит Иоасаф поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539); настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543); наконец, 16 / 29 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого) (1535–1555). Он также поставил в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря "Исака Собаку", который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком. Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: "Отпиши де мне, что Исакова ересь". Заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела.
В 1540 г. по его благословению и повелению священником Новгородского Софийского собора составлен "Великий миротворный круг".
Летом 1541 года было нашествие на Москву Крымского хана. Митрополит Иоасаф в это время творил
молебные пения в Успенском соборе об избавлении от бедствия и разорения. Великий князь "иде в церковь и начя со слезами молитися и прикладыватися ко святым иконам. И благословение взем у отца своего Иасафа Митрополита и поиде на свои двор, а отцу своему Иасафу Митрополиту повеле с собою итти". Здесь, на совете,
Первосвятитель высказывался за необходимость присутствия государя в Москве во время ожидаемой осады
для поддержания мужества москвичей.
Будучи Первосвятителем, Митрополит Иоасаф давал вклады "на память своей души", о чем сохранились некоторые сведения. В 1542 году он дал вклад в Успенский собор — Устав церковный, рукопись конца XV–XVI века. В том же году незадолго до своего низведения с престола он дал вклад в Троицкий монастырь. "7050-го (1542) году февраля в 12 день Преосвященный Иасаф Митрополит Московский и всеа Русии дал вкладу санник сер".