Братство
Не существует разумных причин, которые заставляли бы людей жить обособленно, игнорируя друг друга. Напротив, побудительные мотивы, проистекающие из истинной логики и здоровых чувств, влекут людей друг к другу и способствуют рождению солидарного общества, в котором царит любовь. Благодаря этому на земле воцаряется спокойствие. Аллах, Всемогущ Он и Велик, повел начало родословной всех людей и их рас от двух прародителей, дабы создать из этого крепкие родственные связи, единение, в котором переплетаются и укрепляются узы.
“О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый благочестивый. Поистине, Аллах – знающий, сведущий!” (Сура 49, аят 13)
Дружеское общение, а не взаимные споры – вот основа взаимоотношений между людьми. Но на пути этого обязательного процесса взаимного познания может возникать ряд преград, препятствующих дальнейшему развитию в этом направлении и наполнению жизни его благочестивыми следами. В людской давке за источниками жизнеобеспечения, в различном понимании истины и подхода к определению сущности добра могут возникать конфликты и столкновения. Однако такие пагубные факторы не должны заставить людей позабыть об изначальной мудрости их сотворенности, которая заключается в том, чтобы возделывать эту землю совместными усилиями.
Любая связь, способная укрепить это познание, удалить с его пути препятствия, – это связь, которую необходимо поддерживать и всемерно использовать. Ислам – это не связь, которая объединяет малое или большое количество людей и только, Ислам – это совокупность ценностей, утверждающих должный порядок в отношениях между людьми и их Господом и затем – между всеми людьми.
Следовательно, приверженцы Ислама и носители его миссии должны прочувствовать величие вероучения (‘акыда), которым Аллах раскрыл им сердца и к которым привел их всех воедино, дабы они направили взаимное познание к тому, что заслуживает внимания и почитания… Это взаимное познание обновляет то, что стирается в общей родственной связи между творениями, подтверждает физиологическое отцовство, восходящее к Адаму духовным отцовством, проистекающее от учений различных религий, сжато изложенных в послании Ислама. Таким образом, истинная религия становится основой крепкого братства, которое единит своих последователей на Западе и Востоке, превращая их – несмотря на различия во времени и месте – в единый союз, который прочен, устремлен ввысь и неподвластен бушующим бурям.
Именно это братство являет собой дух живой веры и сердцевину тонких чувств, которые питает мусульманин к своим собратьям так, что он живет ими и для них, словно они ветви, прорастающие из одного огромного дерева, или же единая душа, воплотившаяся в разных телах.
***
Господствующий эгоизм – это проклятие человечества и покушение на его добродетели. Если человеком овладевает этот порыв, то он убивает в нем добро и взращивает зло, заключая его в низменные и узкие рамки, в которых тот не признает никого, кроме себя, возбуждается из-за радости от доброго и печали от дурного в том, что задевает только его лично. Что же касается мирской суеты как таковой и тысячных толп людей, то он знает их лишь в рамках того, что от них имеет для того, чтобы реализовать свои мечты или решить то, что его волнует.
Ислам противопоставляет этому гнетущему эгоизму справедливое братство, разъяснив человеку, что жизнь – это не только его жизнь, что не годится жить в одиночестве, и пусть он учитывает то, что есть другие люди, подобные ему, и если он помнит о своих правах по отношению к ним и свою выгоду от них, то пусть помнит и об их правах по отношению к нему и об их выгоде от него. Мысль об этом отрывает человека от его эгоизма и пробуждает в нем неравнодушие к другим наряду с неравнодушием к самому себе. Так он не будет ни излишествовать, ни допускать каких-либо упущений.
Право вашего собрата на вас заключается в том, чтобы у вас возникало отвращение к тому, что приносит ему вред, чтобы вы первым спешили предотвратить это; а коль его коснулось то, что наносит ему вред, то вы разделяете с ним и его боль, и его печаль. А бесчувственность и безразличие, когда беда нагрянула далеко от вас и вас это не касается, – это черта характера человека подлого, отрезанного от уз проникновенного чувства братства, которые должны сплачивать души мусульман так, что человек страдает из-за боли, постигшей его собрата. Это подтверждается словами Посланника Аллаха : “Пример мусульман в их взаимной любви, сочувствии и милосердии подобен единой плоти – коль один из его членов жалуется, то все остальные члены впадают из-за него в бессонницу и жар” (Аль-Бухари).
Настоящая боль – это та боль, которая порождает в вас устремление разобраться в том, что гнетет ваших братьев. Вы не успокаиваетесь до тех пор, пока их горечь не иссякнет и не отступит тьма. Коль вам успешно удается это, ваше лицо просветлится, а совесть – обретет покой.
От Ибн ‘Умара передано, что Посланник Аллаха сказал: “Мусульманин мусульманину брат, он не притесняет его и не предает его, и Аллах нуждается в том, в ком не нуждается его (мусульманина) собрат, а кто окажет помощь мусульманину в беде, тому Аллах окажет помощь в одной из бед Дня Воскрешения, и кто сокроет мусульманина, того сокроет Аллах в День Воскрешения” (Аль-Бухари).
Один из признаков благородного братства – склонность к тому, чтобы приносить пользу своему собрату, и радоваться от этого так, как вы ликуете, когда сами приобретаете что-либо полезное. А коль вы приложили усилия в достижении этого добра, то тем самым вы приблизились к Аллаху наибольшим послушанием, влекущим самые большие вознаграждения.
Ибн ‘Аббас рассказывает о том, что он пребывал в состоянии и‘тикяф в мечети Посланника Аллаха , и к нему подошел человек, поприветствовал его и сел. Ибн ‘Аббас сказал ему: “О, такой-то, я вижу, что ты грустен и печален”. Тот сказал: “Да, о сын дяди Посланника Аллаха . У такого-то есть права на мою поддержку, но, с глубоким уважением к лежащему в этой могиле(35), у меня нет на это сил”. Ибн ‘Аббас сказал: “Не поговорить ли мне с ним о тебе?” Тот сказал: “Коль пожелаешь”. Ибн ‘Аббас надел обувь и вышел из мечети, и тот человек сказал ему: “Ты забыл, в чем ты был(36)?” Ибн ‘Аббас сказал: “Нет, но я слышал владельца этой могилы, и это было недавно”, – и из его глаз потекли слезы, – что он говорил: “Кто шел ради нужды своего собрата и достиг ее, тому это лучше, нежели и‘тикяф в десять лет, а кто пробыл в и‘тикяф день, стремясь к лику Всевышнего Аллаха, между ним и Огнем Аллах сделает три рва, (что будет) более далеким, нежели то, что между двумя знаменами(37)” (Аль-Байхаки).
Этот хадис показывает нам то, как Ислам возносит прекрасные братские отношения, как высоко он ценит различные виды общественных услуг, в которых нуждается общество для закладки своего фундамента и сохранения своего здания.
Итак, Ибн ‘Аббас предпочел прервать свой и‘тикяф – поклонение Аллаху в чистом виде, имеющее самую высокую степень у Аллаха, поскольку это проведение времени в молитве, в посте и в мысли об Аллахе, тем более что он находился в мечети Посланника Аллаха , где вознаграждение за это в тысячу раз превышает таковое, положенное в других мечетях. Но несмотря на это, глубокое понимание Ислама Ибн ‘Аббасом побудило его к тому, что он, оставив это, оказал услугу мусульманину, просящему о помощи: этому он научился у Посланника Аллаха .
***
Поистине, бремя земной жизни тягостно, и трудности обрушиваются на людей подобно тому, как хлещет с неба дождь и заливает как плодородные, так и высохшие земли. Человеку одному не под силу длительное противостояние этим тяготам. И даже если он будет сопротивляться сам, то истратит на это столько сил, что было бы вовсе ни к чему, если бы его братья поспешили к нему на помощь и поддержали его, чтобы он смог достичь своей цели. Как говорится: “Человек мал сам по себе, но значителен со своими собратьями”.
Одно из прав братства – когда мусульманин чувствует, что его собратья оказывают ему поддержку в радости и в беде, и что он не одинок в своих усилиях на жизненном пути, а его усилия подкрепляются и сплачиваются усилиями всех верующих.
Посланник Аллаха сказал: “Верующий для верующего как здание, части которого скрепляют друг друга” (Аль-Бухари).
Следовательно, искреннее братство – это двойная милость. Это не только милость полной душевной гармонии, но и милость взаимной материальной помощи.
Аллах, Всемогущ Он и Велик, упоминает об этой милости в одном аяте дважды:
“Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!” (Сура 3, аят 103)
Братство в религии накладывает на мусульман обязанность оказания взаимной поддержки: не поддержки слепых фанатиков, а взаимной поддержки праведных верующих для утверждения истины и отстранения лжи, пресечения притеснителей и оказания помощи беспомощным людям. Нельзя оставлять мусульманина в одиночестве в его борьбе, в любом случае нужно встать на его сторону: дабы наставить его, коль он сбился, сдержать его, коль он преступил должные границы, защитить его, коль на него напали, сражаться вместе с ним, коль его в открытую притесняют, – именно в этом и заключается смысл взаимной поддержки, которую вменил в обязанность Ислам.
Посланник Аллаха сказал: “Поддерживай своего собрата, коль он притесняет или притесняем”. Он (сподвижник) сказал(38): “Поддержу его, коль он притесняем. Но как его поддержать, когда он притесняет?” Пророк ответил: “Удерживаешь его от притеснения, и в этом ему поддержка” (Аль-Бухари).
Оставлять мусульманина без помощи и поддержки – это тяжкий грех, и если подобное случается, то это равносильно лишению помощи и поддержки всех мусульман. Ведь это искореняет из их среды такие качества, как мужество и взаимовыручка, и притесненный человек, хочет он этого или нет, будет испытывать чувство подавленности из-за нанесенных ему обид, а после этого забьется в угол, и тем самым будут разорваны узы братства между ним и теми, кто бросил его.
Мусульмане – каждый человек в отдельности, или нация в целом – утратили свое достоинство в тот день, когда ослабились узы братства между ними; они стали смотреть друг на друга неприветливо и отчужденно, и брат, в то время, как его собрата унижали на его же глазах, пошел, пожав плечами, по своим делам, словно это его не касается!
Такое взаимное лишение помощи и поддержки навлекло на мусульман унижение и позор, тогда как Ислам ведет жестокую войну против этого и проклинает тех, кто притаился под его (лишения помощи и поддержки) мрачной и ничтожной сенью.
Посланник Аллаха сказал: “Пусть никто из вас ни в коем случае не стоит там, где несправедливо бьют человека, – ведь, поистине, проклятие посылается на тех, кто присутствовал там, когда они не защитили его” (Ат-Табарани).
Если вы видите, что вашему собрату причинили вред или его унизили, то покажите ему свою готовность поддержать его, идти с ним заодно, пока не будет установлена истина и предотвращена несправедливость.
От Пророка было передано следующее: “Кто шел (вместе) с притесненным, дабы отстоять его права, – Аллах укрепит его ноги на стезе (ас-сырат) в тот день, когда ноги поскользнутся” (Аль-Асбахани).
Эта обязанность становится еще более неукоснительной, если вы человек, обладающий властью в обществе, если вы занимаете высокую должность, на которую со всех сторон взирают с вожделением и опаской. За власть полагается (отдавать) закят, подобный имущественному закят. Если Аллах даровал вам главенство на земле или влияние на людей, то это не для того, чтобы вы поменяли смущение на напыщенность и скромность на гордыню. Аллах тем самым лишь только облек вас обязательствами, которые могут быть исполнены только при вашем участии, и если вы способствовали облегчению их исполнения, тем самым вы исполнили свою обязанность и получили обещанное вознаграждение, а в противном случае будет означать, что вы отвергли милость Аллаха и в результате утратили ее.
Посланник Аллаха сказал: “Поистине, у Аллаха есть милости для неких людей – Он закрепил их за ними, покуда они при (исполнении) нужд мусульман, пока они не утомятся от них, а коль они утомятся от них, Он переведет их (т.е. милости) другим” (Ат-Табарани).
Использование человеком своего положения для помощи людям и их защиты должно быть искренним и беспристрастным, а если кто-либо сделал это из корыстных соображений, то он потерял вознаграждение у Аллаха и замарал душу своим поступком.
Посланник Аллаха сказал: “Кто заступался в чем-то за кого-либо, а тот подарил ему за это подарок, и он принял его, то (тем самым) он вошел в огромную дверь – из дверей тяжких грехов (аль-кябаир)” (Абу Дауд).
***
Есть такие пороки, против которых Ислам ведет борьбу, ибо они противоречат этике братства и его необходимым условиям.
Братство – это та основа, которая выравнивает общий ряд, где тот, кто изо всех сил рвется вперед, ставится на свое место, а тот, кто отстает, подтягивается к своим сотоварищам. Так, если возникает конфликт или суматоха, тогда действуют законы братства, и их нормы равным образом распространяются на всех.
“Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, – может быть, вы будете помилованы”. (Сура 49, аят 10)
Посланник Аллаха предостерегал от этих пороков в своих великих изречениях; и хотя эти пороки покажутся ничтожными недальновидному, однако тем, кто задумывается об их последствиях, они (пороки) пронзят душу и испепелят любовь к ним.
От Абу Хурайры передано, что Посланник Аллаха сказал: “Остерегайтесь подозрений, ведь подозрения – самая лживая речь, и не разведывайте друг о друге, и не устраивайте тайной слежки друг за другом, и не завышайте цену (с целью обмануть друг друга и получить сверхприбыль), и не питайте ни взаимной зависти, ни ненависти, и не враждуйте, а будьте поклоняющимися Аллаху, собратьями” (Аль-Бухари и Муслим).
От Абу Хурайры передано, что Посланник Аллаха сказал: “Не завидуйте друг другу, не завышайте цен, не презирайте друг друга и не отворачивайтесь друг от друга, не перебивайте друг другу торговлю, но будьте поклоняющимися Аллаху собратьями. Мусульманин мусульманину брат: он не притесняет его, не лишает его помощи и поддержки, не лжет ему и не презирает его. Богобоязненность – вот здесь (и он трижды указал на свою грудь). В человеке, который презирает своего брата мусульманина, уже достаточно зла. Мусульманин для мусульманина неприкосновенен (во всем): в крови, в имуществе и в чести” (Муслим).
От Абу Хурайры передано, что Посланник Аллаха сказал: “Воистину, Аллах не смотрит на вашу плоть и обличье, однако Он смотрит на ваши сердца и деяния” (Муслим).
От Абу Айюба Аль-Ансари передано, что Посланник Аллаха сказал: “Не разрешено человеку порывать отношения с собратом своим более трех (дней) и ночей. При встрече отворачивается и этот, и тот. Лучший же из них тот, кто первым поздоровается” (Муслим).
В обществе, где царит любовь во имя Аллаха, которое сплочено обрядами Ислама, братство в вере заменяет братство по родству, и узы веры в нем даже могут превосходить кровные узы.
Истина заключается в том, что узы братства ради Аллаха – это то, что впервые собрало воедино сыновей Ислама и привело к установлению государства, подняло его знамя, и Посланник Аллаха , найдя в нем опору, основал умму, которая выдержала ненавистные нападки многобожников и всех затаившихся врагов, затем вышло после долгой борьбы, возвысившись на прочном фундаменте, между тем как его враги канули в лету и погибли.
Воспоминания проходят на фоне обратного. В наш век то, как евреи объединились вокруг лжи в желании установить свою власть, как они примчались на Священную землю отовсюду – с запада и с востока, – оставив свою исконную родину вместе со всем имуществом и воспоминаниями, – этот порыв, проистекающий из ложной идеологии, напоминает нам более высокий порыв, который имел место четырнадцать веков тому назад, когда мусульмане устремились со всех уголков в направлении Ясриба и перебрались из родных мест на родину, которую они себе избрали, дабы воздвигнуть на ней первое исламское государство.
В Медине, которая заключила Ислам в свои объятья и прославила его слово, отношения между ее обитателями (ансар) и переселенцами (мухаджирун) устанавливались на основе взаимопожертвования ради Аллаха, бескорыстия, проистекающего от невероятного великодушия, всеобщего равенства, взаимной любви и уважения, распространения добродетели и почитания истины, а также добровольного совершения одобряемого, но не из-за того, что это было вменено. Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:
“Те, которые утвердились в своем жилище и вере до них, любят выселившиеся к ним и не находят в груди своей никакой нужды к тому, что им даровано. Они дают предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение. Кто обезопашен от скупости самого себя, – те счастливы!” (Сура 59, аят 9)
Все это признаки истинного братства – братства, основанного на искренней вере, направленной к лику Аллаха, а не братства ради сиюминутной выгоды и земных целей.
Учения Ислама оберегают это братство, дабы не настигло его то, что может замутить его. Так, мусульманин не должен причинять своему брату беспокойство или вызывать у него страх.
Посланник Аллаха сказал: “Мусульманину не позволяется устрашать мусульманина”(Абу Дауд).
Со слов Посланника Аллаха также передано следующее: “Кто посмотрел на мусульманина взглядом, устрашая им его без права, того устрашит Аллах в День Воскрешения” (Ат-Табарани).
Все, что может причинить вред для мусульманина или породить враждебность по отношению к нему, считается тяжким преступлением, тем паче нанесение ему вреда или посягательство на него.
Посланник Аллаха сказал: “Кто указал на своего брата железкой, то, поистине, ангелы будут проклинать его до тех пор, пока он не перестанет, даже если его брат от его отца и от его матери (т.е. родной)” (Муслим).
Благодаря этим назиданиям братство стало гарантом общественной стабильности, привнеся мир и покой во все аспекты жизнедеятельности общества.
Запрещение Исламом гордыни и самовосхваления укрепило силу этого братства – ведь собратьев, чувствующих общность родителя (Адама) и приверженных одной религии, уделы земной жизни не сделают врагами. Нет места для ложного самовосхваления между людьми, которые знают, что благородство – в богобоязненности, и что богобоязненность – в сердцах, и что сердца устремлены к Аллаху, и их тайн не знает никто!
От ‘Ияда ибн Химара передано, что Посланник Аллаха сказал: “Поистине, Аллах ниспослал мне Откровение, повелевая вам быть скромными, дабы не возгордился один над другим и не притеснял (не домогался) один другого” (Муслим).
Ислам устрашил тех, кем помыкает Шайтан и соблазняет их, подталкивая к совершению несправедливости против своих же собратьев из стремления к земной гордыне, а также разъяснил, что те, кто творит несправедливость, сожмутся в День Суда ровно настолько, насколько они надувались в этой жизни, и будут сжиматься до тех пор, пока не станут пылью, попираемой подошвами.
В хадисе сказано: “Возгордившиеся будут собраны в День Воскрешения подобно пылинкам в облике людей; и покроет их унижение со всех сторон” (Ат-Тирмизи).
Среди факторов, разрывающих узы братства, – издевки, презрение и насмешки над другими. Такие манеры проистекают из глубокого невежества и постыдной небрежности – ведь слабый имеет право на то, чтобы его “подняли”, а не избили, и человек застенчивый имеет право на получение руководства, а не на насмешки над собой. А если в каком-то человеке и присутствует физический недостаток или с ним случилось что-либо дурное, то в таком случае самое крайнее, чего можно ожидать от “мусульманина”, так это использование этого в качестве повода для сарказма и насмешек.
“О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они – лучше их! И женщины – над женщинами: может быть, они – лучше их! Не позорьте самих себя и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзко имя «распутство» после веры! А кто не обратится, те – несправедливые”. (Сура 49, аят 11)
Со слов Аль-Хасана передано следующее: “Воистину, насмехающимся над людьми – каждому из них в Грядущей (Жизни) будет открыта одна из дверей Рая, и будет сказано ему: «Поспеши». И он пойдет со своей скорбью и печалью, а когда он дойдет, (дверь) перед ним закроется. Затем ему будет открыта другая дверь, и будет сказано ему: «Поспеши, поспеши». И он пойдет со своей скорбью и печалью, а когда он дойдет, (дверь) перед ним закроется… И это будет длиться так, покуда, воистину, всякому из них будет открыта дверь из дверей Рая, и будет ему сказано: «Поспеши…», а он не пойдет к ней из-за отчаяния” (Аль-Байхаки).
Это и будет воздаянием для насмешников, и оно приравнивается к наказанию за совершение греха – в порицание глумящимся и в назидание им о том, что они вытворяли.
***
Среди мер, предпринятых Исламом для сохранения всеобщего братства, стирания неестественных различий между людьми, – утверждение кровного равенства, равноправия, а также назидание рядовым и нерядовым людям, что гордость по поводу родственных связей – это ложь, ибо отцовство Адама собрало всех его потомков под одно единственное в своем роде знамя, и поэтому никто не должен превозносить свою принадлежность, кроме как по тем отличительным чертам, которые обретаются собственным трудом и настойчивостью. А тому, кто не выделяется весомыми поступками, не помогут его предки, даже если они будут королями Грядущей жизни.
Со слов Абу Хурайры передано следующее: “Посланник Аллаха сказал: «Когда наступит День Воскрешения, Аллах велит взывающему воззвать: “О да, воистину, Я установил родство и вы установили родство. Так, Я постановил самым благородным из вас самого богобоязненного из вас, и вы воспротивились (всему), кроме того, чтобы говорить: “Такой-то, сын такого-то”. А сегодня Я отменяю Мое родство и оставляю ваши родственным связи»” (Аль-Байхаки).
“И когда подуют в трубу, то не будет в тот день родства среди них, и не будут они расспрашивать друг друга. И у кого будут тяжелы его весы – те счастливые, а у кого легки его весы, – те, которые нанесли убыток самим себе, в Геенне пребудут вечно”. (Сура 23, аяты 101–103)
Удивительно, что обычай арабов превозносить родственные связи и отцовство смог возобладать в их обществе над учениями Ислама, и это явилось одной из причин опасного раскола в нашем прошлом и настоящем.
Один из способов, к которым прибегает Ислам для сохранения братства между своими последователями – какими бы ни были национальные и региональные различия между ними – это уничтожение тенденций, базирующихся на расизме и националистическом фанатизме.
Вполне естественно, что человек любит свою родину и свой народ. Однако это ни в коем случае не должно становиться причиной для забвения человеком своего Господа, своей нравственности и себе подобных.
Посланник Аллаха сказал: “Лучший средь вас – защищающий свой род, покуда он не совершил греха” (Абу Дауд).
Его также спросили о том, в чем заключается непримиримость между племенами. Он ответил: “Когда ты помогаешь своему народу в несправедливости” (Абу Дауд).
Поистине, братство в Исламе означает искренность в нем, движение по его пути, соблюдение его норм и утверждение его духа в личных и общественных отношениях, обращение к нему за решением при возникновении проблем, а также игнорирование всех прочих криков и призывов.
35- Имеется в виду пророк Мухаммад. – Прим. ред.
36- Выход из мечети нарушает состояние и‘тикяф. – Прим. перев.
37- Имеется в виду запад и восток. – Прим. перев.
38- По-видимому, тот, к кому обратился Пророк. – Прим. перев.