О той роли, которую лицемеры сыграли во время похода на бану аль-мусталик
Когда начался поход на бану аль-мусталик, лицемеры, принявшие в нем участие, своим поведением подтвердили правильность слов Аллаха Всевышнего, Который сказал: “Если они выступят (в поход) вместе с вами, то увеличат лишь замешательство и проникнут в (вашу среду) в стремлении (посеять меж) вами смуту … ”(“Покаяние”, 47). Лицемеры использовали два случая, когда им представилась возможность совершить дурное: они послужили причиной сильного замешательства в рядах мусульман и распускали о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, грязные слухи. Ниже приводятся некоторые подробности этого:
1. Слова лицемеров “Поистине, если мы вернемся в Медину, то более могущественные непременно изгонят из нее презренных!”[839]
После завершения похода посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, некоторое время оставался у колодца аль-Мурайси‘, к которому приходили за водой люди. У Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, был наемный слуга по имени Джахджах аль-Гифари, который повздорил из-за воды с Синаном бин Вабром аль-Джухани, да будет доволен Аллах ими обоими, что закончилось дракой. Аль-Джухани закричал: “О ансары!” – а Джахджах закричал: “О мухаджиры!” – и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Неужели продолжаете вы обращаться (друг к другу) с призывами времен джахилийи в моем присутствии?! Прекратите, ибо это дурно пахнет!” Узнав об этом, Абдуллах бин Убайй бин Салюль, с которым находилась группа его соплеменников, а также тогда еще совсем юный Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, разгневался и воскликнул: “Неужели они сделали это?! Они проявляют к нам враждебность, и они превзошли нас числом в нашем собственном городе! Клянусь Аллахом, получилось у нас с ними, как говорили прежде: “Раскорми свою собаку, так она тебя же и съест!” Но, клянусь Аллахом, поистине, если мы вернемся в Медину, то более могущественные непременно изгонят из нее презренных!” А потом он повернулся к присутствующим и сказал им: “Вы сделали это с собой своими собственными руками, ибо поселили их у себя и поделились с ними своим имуществом, а если бы вы не отдавали им свое добро, то они ушли бы на другое место!”
Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сообщил об этом своему дяде, а тот передал его слова посланнику Аллаха, у которого в это время находился Умар, да будет доволен им Аллах, воскликнувший: “Вели ‘Аббаду бин Бишру, чтобы он убил его!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Умар, а что же будет, если люди станут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников? Нет, и объяви (людям), что пора отправляться в путь” хотя раньше пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не снимался с места в такое время. И люди двинулись в путь, а через некоторое время с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретился Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, который приветствовал его и спросил: “Почему ты ушел в такое неподходящее время?”[840] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Разве ты не знаешь, что сказал ваш товарищ?” – имея в виду Ибн Убаййа. Усайд спросил: “А что он сказал?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он утверждает что, когда он вернется в Медину, могущественные непременно изгонят оттуда презренных”. На это Усайд сказал: “Это ты, о посланник Аллаха, изгонишь его оттуда, если пожелаешь! Клянусь Аллахом, это он презренный, а ты – могущественный!” А потом он сказал: “О посланник Аллаха, прояви к нему доброту, ибо, клянусь Аллахом, когда Аллах привел тебя к нам, его соплеменники уже готовили жемчуг, чтобы увенчать его короной, и теперь он считает, что это ты лишил его власти!”
Так они шли весь день и всю ночь, а когда на следующий день стало припекать солнце и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился на отдых, люди сразу же повалились на землю и заснули. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступил так только для того, чтобы отвлечь их от ненужных разговоров.
Когда Ибн Убайй узнал, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, передал его слова посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он явился к нему и стал клясться Аллахом, говоря: “Я не говорил того, о чем он сказал, и не касался этого!” Один из присутствовавших при этом ансаров сказал: “О посланник Аллаха, может быть, этот юноша ошибся и неправильно запомнил то, что он сказал?” – и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поверил Ибн Убаййу. Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Из-за этого меня охватила такая печаль, которую я никогда раньше не испытывал, и я сидел у себя дома, а потом Аллах Всевышний ниспослал (следующие аяты): «Когда лицемеры являются к тебе, они говорят: “Мы свидетельствуем, что ты – действительно посланник Аллаха”, и Аллах знает, что ты действительно являешься Его посланником, и Аллах свидетельствует, что лицемеры действительно являются лжецами. ~ Они использовали свои клятвы в качестве щита, отвращая (людей) от пути Аллаха: поистине, плохо они поступали! ~ Это потому, что (сначала) они уверовали, потом же стали неверными, и сердца их были запечатаны: вот почему они не понимают. ~ Когда ты смотришь на них, (внешний вид) их тебе нравится, а если они говорят, ты слушаешь их слова, (хотя на самом деле) подобны они (кускам) дерева, (которыми) подпирают (стены). Считают они всякий крик (угрозой) себе. Они – враги (тебе), остерегайся же их, да поразит их Аллах! Как же они заблуждаются! ~ А когда говорят им: “Идите: посланник Аллаха попросит для вас прощения!” – они поворачивают свои головы, и ты видишь, как они отвращаются (от пути Аллаха), превозносясь. ~ Для них не имеет значения, станешь ты просить прощения для них или нет, (ибо) Аллах никогда не простит их, (ведь) Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых! Они и есть те, которые говорят: “(Ничего) не расходуйте на тех, кто (находится) с посланником Аллаха, пока они не покинут (его)!”, – (а) сокровища небес и земли принадлежат Аллаху, но лицемеры не понимают (этого). Они говорят: “Поистине, если мы вернемся в Медину, то более могущественные непременно изгонят из нее презренных!”[841] – что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он послал за мной, прочитал (эту суру), а потом сказал: “Поистине, Аллах подтвердил твою правоту, о Зайд!”[842]
Что же касается Абдуллаха бин Абдуллаха бин Убаййа, да будет доволен им Аллах, сына этого лицемера, то он был праведным человеком и относился к числу наилучших сподвижников. После этого он отрекся от своего отца и встал на его пути у ворот Медины, обнажив свой меч, а когда туда подошел Ибн Убайй, он сказал ему: “Клянусь Аллахом, ты не пройдешь здесь, пока тебе не позволит сделать этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо это он могущественный, а ты – презренный!” А когда туда подъехал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, он дал ему свое разрешение на это, и тогда сын ушел с его пути. Сообщается также, что Абдуллах бин Абдуллах бин Убайй, да будет доволен им Аллах, сказал посланику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, если ты пожелаешь убить его, вели мне сделать это, и, клянусь Аллахом, я принесу тебе его голову!”[843]