Совет сподвижников и рытье рва
Когда в Медине стало известно о приближении объединённых сил к городу, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собрал своих сподвижников на совет, во время которого Салман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, предложил вырыть ров с наиболее доступной для нападения стороны, и его предложение было одобрено и принято.
Поскольку Медина с востока, запада и юга прикрыта лавовым полями (харра), нападения можно было опасаться только с севера, и именно на этом направлении посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выбрал такой участок, где западная харра ближе всего подходила к северной (там расстояние между ними составляло около мили), и где было решено выкопать этот ров.
Все мужчины были разбиты на десятки, каждому из которых был выделен участок длиной в сорок локтей. Вместе со всеми в работе принимал участие и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который переносил землю, на ходу декламируя стихи в размере раджаз и обмениваясь ими со своими сподвижниками, чтобы приободрить их.
В ходе проведения этих работ им пришлось перенести множество всяких трудностей, но больше всего люди страдали от голода и холода. Занятым на земляных работах доставалось всего лишь по горсти ячменя, который они варили себе на прогорклом жиру и ели, с трудом глотая такую пищу, жалуясь посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на голод и показывая ему камни, которые они привязывали к своим животам, чтобы заглушить его, он же, да благословит его Аллах и приветствует, показывал им свой живот, к которому было подвязано два камня.
Во время рытья этого рва людям было дано увидеть несколько знамений. Так, например, когда Джабир, да будет доволен им Аллах, увидел, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, страдает от голода, он зарезал своего козлёнка, а его жена перемолола около са‘[64] ячменя и испекла из полученной муки лепёшки, после чего Джабир тайно пригласил к себе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и несколько его ближайших сподвижников, чтобы они подкрепились. Однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привёл к нему домой всех тех, кто принимал участие в работах, и все они ели, пока не насытились, после чего в стоящем на огне котле ещё оставалось мясо, а из теста можно было напечь ещё много хлеба. А через некоторое время после этого дочь ан-Нумана ибн Башира принесла своему отцу и дяде горсть фиников, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял их, разбросал по расстеленному на земле плащу, а потом позвал к себе работавших вместе с ним людей, которые поели и вернулись к работе, после чего фиников там осталось столько, что они не умещались на этом плаще и стали падать на землю.
Однажды во время работы Джабиру и его товарищам попалась такая твёрдая почва, что им никак не удавалось справиться с ней, и тогда в ров спустился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ударил по ней своей киркой, и она сразу превратилась в некое подобие песчаного холма, а через некоторое время Бара и те, кто работал вместе с ним, натолкнулись на кусок скалы, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, снова спустился в ров, сказал: «Во имя Аллаха» – и ударил своей киркой по этой скале, отколов от нее кусок, после чего из неё вырвался луч света, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Превелик! Были дарованы мне ключи от Сирии и сейчас вижу я ее дворцы!» Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, нанёс ещё один удар, после чего ему было возвещено о победе над Персией, а после третьего удара он получил радостную весть о победе над Йеменом, и скала рассыпалась на куски.
«БИТВА У РВА»
В назначенное время к Медине подошли курайшиты вместе с присоединившимися к ним племенами, которые стали лагерем у Муджтама аль-Асйаль между аль-Джурфом и Зубатой. В их войске было четыре тысячи пеших воинов, триста всадников и тысяча верблюдов. Командовал всеми этими силами Абу Суфйан, а знаменосцем был Усман ибн Тальха ибн Абу Тальха аль-Абдари. Затем подошли силы племени Гатафан и присоединившиеся к ним другие племена. Всего их было шесть тысяч человек, и они стали лагерем восточнее Ухуда. Появление столь могущественной армии у стен Медины повергло многих её жителей в страх, как и сказал об этом Всевышний Аллах:
«Вспомните, как напали на вас сверху и снизу, и тогда забегали глаза, и сердца подступили к горлу, и стали вы думать разное об Аллахе. Вспомните, какому испытанию подверглись верующие, и как поразило их сильное потрясение» (Сонмы, 10–11).
Однако Аллах укрепил веру мусульман, и было так, как сказал Всевышний:
«Когда верующие увидели сонмы противников, они сказали: “Это – то, о чём говорили нам Аллах и Его посланник. И Аллах, и посланник Его говорили правду”. И всё это только приумножило их веру и преданность» (Сонмы, 22).
Что же касается лицемеров и тех, сердца которых были больны, то они говорили: «То, что обещали нам Аллах и Его посланник, оказалось всего лишь обманом!» (Сонмы, 12).
Вместо себя в Медине посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил Ибн Умм Мактума, а женщинам и детям велел укрыться в башнях, после чего вывел мусульман за пределы города, и они расположились лагерем, предварительно укрепив его. Их тылы прикрывала гора Сал‘, а от неверных отделял мусульман ров.
Должным образом подготовившись к наступлению в своём лагере, многобожники двинулись в сторону Медины, но когда они приблизились к мусульманам, то неожиданно увидели перед собой широкий ров, что явилось для них большой неожиданностью. Увидев его, Абу Суфйан воскликнул: «С такими хитростями арабы ещё не сталкивались!» А после этого нападавшие стали в ярости сновать вдоль рва, стараясь найти такое место, где они могли бы перейти его, мусульмане же отгоняли их от краёв рва своими стрелами и камнями, чтобы они не сумели прорваться в каком-нибудь узком месте или же засыпать ров землёй.
В результате многобожникам пришлось подвергнуть Медину осаде, но поскольку осада не входила в их планы, они оказались к ней не готовы. Днём они постоянно предпринимали попытки наступления, но мусульмане обстреливали их и сражались с ними, стоя вдоль всей линии рва. Подобные попытки многобожники предпринимали с утра до вечера, мусульмане же были вынуждены всё время обороняться, в результате чего как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так и все остальные могли совершать Намаз только после захода солнца, пропуская предшествующие Намазы, так как порядок Намазов в экстремальных обстоятельствах к тому времени ещё не был определен и узаконен.
В один из дней осады группа конных многобожников, среди которых находились Амр ибн Абу Вадд, Икрима ибн Абу Джахль, Дирар ибн аль-Хаттаб и другие, покинула свой лагерь, двинулась к одному из узких мест и переправилась через ров, оказавшись на пространстве между ним и горой Сал‘, однако Али ибн Абу Талибу, да будет доволен им Аллах, с несколькими воинами удалось перекрыть пути отхода к месту их переправы. Тогда Амр ибн Абу Вадд, который был смелым воином и погубил немало людей, вызвал его на поединок, поскольку действия Али привели его в такую ярость, что он даже спустился на землю со своего коня. Они сразились, и Али убил своего противника, а остальные бросились бежать, и были так напуганы, что Икрима потерял своё копьё, а Науфаль ибн Абдулла упал в ров и был убит.
В результате перестрелок потери обеих сторон были незначительными: у многобожников погибло десять, а у мусульман – шесть человек.
Са‘д ибн Му‘аз, да будет доволен им Аллах, был тяжело ранен стрелой, после чего он обратился к Аллаху с мольбой продлить его жизнь, если война с курайшитами ещё продлится, и дать ему умереть от этой раны, если она завершится в скором времени.