Буддийское вероучение и культ
Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического сводабуддизма — Типитаки; это слово обозначает на языке пали «три сосуда»(точнее три корзины). Типитака была кодифицирована около III в.
Тексты Трипитаки разделены на три части — питаки: Винная питака, Суттапитака и Абхидхармапитака. Винная питака посвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в монашеских общинах. Центральную и наибольшую часть Трипитаки составляет Сутта-Нипата. Она содержит огромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни Будды и его изречений по различным поводам. В третьей «корзине»- Абхидхармапитаке заключаются главным образом проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.
Буддизм учит, что материальный мир не существует самостоятельно. Он является проявлением божественного духовного начала. Все существующее состоит из «дхарм», находящихся в постоянном движении. Различные сочетания дхарм образуют многообразие предметов и явлений природы. Соединение дхарм приводит к возникновению предмета, а распад их — к его исчезновению. Однако смерть живого существа не означает его полного исчезновения: распад данной комбинации дхарм ведет к образованию новой комбинации и, следовательно, к появлению нового живого существа. Поэтому, согласно буддийскому учению, жизнь есть сплошная цепь бесконечных перерождений.
По учению этой религии, Земля плоская. В центре ее находится огромная гора Сумэру. Вокруг нее вращается Солнце, Луна и звезды. По разные стороны Сумэру расположены четыре больших и восемь малых материков и различные моря. На Земле обитают люди и животные, а на небесах — духи и боги. Весь мир и населяющие его живые существа — люди, животные, боги и духи — появились из пустоты. Породило этот мир безликое божественное начало, существующее вечно. По истечении определенного периода времени материальный мир должен исчезнуть и тогда снова должна воцариться пустота. Кроме видимого мира, есть еще два невидимых мира. Первый из них — высший мир — представляет собой обиталище высочайшего божественного существа. Это царство совершенной пустоты и абсолютного покоя — нирвана. Второй мир — царство блаженства. Его населяют существа праведные, но еще не достигшие совершенства и не погрузившиеся в нирвану. Важнейшим положением буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Это положение тесно связано с четырьмя «великими истинами», якобы возвещенными самим Буддой: всякое существование есть страдание; причина страданий заложена в самом человеке — это жажда жизни, жажда наслаждений, жажда власти и богатства; прекратить страдания возможно— для этого надо освободиться от жажды жизни, достигнуть такого состояния, когда всякое желание подавлено и всякое сильное чувство отсутствует; поведение правоверного буддиста должно состоять из праведного воззрения, праведного стремления, праведного поведения, праведной речи, праведного учения, каковым признается только буддизм.
Формы культа в буддизме очень разнообразны. Кроме верховного безликого божественного начала, буддийский пантеон насчитывает свыше тысячи различных божеств и святых. В их состав входят не только будды, но и народные герои и правители стран, где распространен буддизм. Например, в буддийский пантеон включен Чингисхан. Все буддийские божества разделяются на две категории: спокойных и свирепых.
В жилище каждого буддиста имеется семейный алтарь — небольшой шкафчик с полочкой перед ним. Внутри шкафчика стоят скульптурные изображения божеств буддийского пантеона, лежат различные «священные» предметы: чашечки для жертвоприношений, свечи, цветы.
Каждый буддист обязан знать молитвы и читать их. Кроме молитв, он должен знать различные заклинания, оберегающие его и членов его семьи от всевозможных несчастий. В предсмертные часы к умирающему приглашают буддийского священника, который напутствует умирающего. Это напутствие состоит в том, что священник рассказывает, чтоб встретит па своем пути душа, расставшись с телом. После смерти тело умершего соответствующим образом готовят к погребению: зашивают веки глаз, придают телу нужную позу и т. д. Чаще всего труп оставляют в поле или в степи, где его рано или поздно пожирают животные,— таков буддийский обычай.
Буддийская церковь имеет огромное количество служителей культа — лам, живущих в многочисленных буддийских монастырях. Богослужения в буддийских храмах совершаются одним духовенством: миряне за богослужением не присутствуют, а допускаются лишь к участию в массовых религиозных церемониях — мистериях, которые проводятся вне храмов два-три раза в год.
Участие мирян в этих мистериях пассивное: они являются зрителями того, что делают ламы. Миряне молятся лишь дома или поклоняются «живым богам» в монастырях.
Праздников в буддизме мало, но отмечаются они с большой пышностью и сопровождаются сложными ритуалами. Духовенство делает все от него зависящее, чтобы эти празднества произвели сильное впечатление на верующих и вызвали у них соответствующие религиозные чувства и переживания. Самым пышным из буддийских праздников является «круговращение Майдари», или Майдари-хурал (Майдари — это грядущий Будда, который якобы должен скоро явиться на землю, наказать грешников и наградить достойных людей). По утверждениям лам, этот праздник должен ускорить приход Майдари.
Буддизм в России
На территории России буддизм является основной религией в Бурятии, Калмыкии, Туве. В низовьях Волги и Забайкалье буддизм начал распространяться в разные периоды Средневековья, когда сюда перекочевали монгольские скотоводческие племена. В 1914 г. в состав Енисейской губернии вошла на правах протектората Тува, народы которой исповедовали буддизм. В России буддизм получил распространение в форме ламаистской школы гелукпа.
Наиболее равномерно развитие буддизма проходило в Бурятии. Во многом этому способствовало создание системы непрерывного буддийского образования. Первый монастырь -дацан - был основан в 1730-х гг. В 1741 г. указом Российской императрицы Елизаветы Петровны буддизм был принят в качестве государственной религии. Большую роль в развитии буддизма в России сыграл ламаАс'ван Доржиев.Доржиев добился разрешения на строительство буддийского храма в Петербурге, которое было завершено в 1913 г., и в том же году состоялась первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых. Этот храм стал первым буддийским храмом, построенным в Европе.
После революции 1917 г. начались преследования религиозных деятелей, в результате которых были уничтожены, сожжены и разграблены все дацаны, представители духовенства сосланы или расстреляны, калмыцкая автономия ликвидирована, а народ выслан в Сибирь.
После 1943 г. Сталин смягчил свое отношение к религии, что сказалось и на положении буддизма. Учитывая патриотическую позицию бурятских буддистов в период Великой Отечественной войны, бурятам разрешили воскресить дхарму. В мае 1945 г. в Улан-Удэ было созвано Совещание буддистских деятелей Бурят-Монгольской АССР, которое приняло Устав Духовного Управления буддистов и положение о буддийском духовенстве в СССР. Верховным органом буддийской церкви сталоЦентральное Духовное Управление буддистов СССР (ПДУБ) во главе с председателем Пандидо Хамбо ламой. Его резиденцией стал новый храмХамбин сумэ (Иволги некий дацан) в 30 км от Улан-Удэ, а первым главой буддистов был избранЛобсан-Нима Дармаев. Вскоре был открыт Агинский дацан в Читинской области.
В 1963 г. на пост Пандидо Хамбо ламы был избранЖ.Д. Гомбо- ев. который много сделал для установления связей буддистов России с буддистами других стран, для международного признания буддийской конфессии СССР. Благодаря его усилиям в 1970 г. в Улан-Баторе был открыт Буддийский институт, который должен был готовить кадры священнослужителей для Монголии и Бурятии. Пятилетняя программа подготовки включала, помимо традиционных буддийских дисциплин, английский язык и основы марксизма.
По инициативе Гомбоева в 1975 г. была созданаАзиатская буддийская конференция за мир (АБКМ), штаб-квартира которой находится в Улан-Баторе.
С 1990-х гг. начинается новый период в истории буддизма в России. Возрождаются и отстраиваются буддийские храмы и монастыри в Бурятии, Туве, Калмыкии. В 1993 г. в Россию прибыла первая группа учителей из Индии, российские студенты направляются на учебу в буддийские учебные заведения Индии. В 1995 г. новым Хамбо ламой был избранДамба Аюшеев. Позднее был принят устав, в соответствии с которым ЦДУБ РФ было переименовано вБуддийскую Традиционную Сангху России (Сангху России).
Во всех трех буддийских республиках возрождению буддизма оказывается государственная поддержка. В Калмыкии буддизм вместе с христианством даже объявлен государственной религией. Развиваются разные формы буддийского образования, публикуются буддийские книги на русском языке, начал издаваться первый буддийский журнал «Буддизм России».
В настоящее время на территории России действует более 200 буддийских общин. Помимо традиционного для России тибетского буддизма, распространяются и другие направления. Особую популярность в последние годы приобретает тибетское направление«Великое совершенство» (тиб. -дзонгнен). Дзонгчен доводит до логического завершения традиционную буддийскую идею о том, что в каждом из нас есть природа Будды, а самые талантливые могут мгновенно осознать, что являются буддами.