III. 2. Четыре составляющие, необходимые для написания трактата
Учитель Васубандху советовал [своим ученикам], создавая трактат, включать в него пять составляющих. [Как говорится в его сочинении «Принципы освещения» [98]:]
Необходимо отразить следующее: цель, краткое содержание, объяснение, связи и встречные доводы.
Первой составляющей должна быть цель трактата. Краткое содержание должно подытоживать, каким образом достигается эта цель, а само объяснение подробно выражать смысл [того, что упомянуто в] кратком содержании. Связи, которые не должны противоречить последовательности [тем], и встречные доводы, которые не должны противоречить здравому смыслу, рассматриваются там, где это уместно.
Что касается первого, [цели, Васубандху дает] подробный анализ цели, связей [и т. д.], где каждый из четырех пунктов подразделяется на три части. Здесь эта схема [из двенадцати частей] сжато представлена в виде четырех [главных составляющих (тема, цель, высшая цель и связи)].
Сначала идет тема. В этом трактате [дано] исчерпывающее описание миров, где живут те, кого надлежит направлять по духовному пути; их наставника Будды и его учения; полей, [представляющих собой] последовательные уровни практики учения [Будды]: нравственность, изучение, размышление и медитацию; а также полного плода пути — освобождения.
Второе — это цель. Изучая и излагая эти вопросы, человек хорошо их усваивает. Такие познания дают мудрость, которая позволяет понимать уровни учений Будды и их колесницы. Это понимание, в свою очередь, обеспечивает развитие подлинной мудрости, проистекающей от размышления и медитации.
Третье — это конечная цель. Благодаря этой [мудрости] человек легко достигает состояния свободы и всеведения.
Четвертое — это связи. Конечная цель связана с целью, а цель — с темой. Каждая из них, в свою очередь, связана с тем, что ей предшествует.
ОБЗОР «БЕЗБРЕЖНОГО ОКЕАНА ЗНАНИЯ»
Этот трактат [«Безбрежный океан знания»] имеет [десять] разделов соответственно числу совершенств: миры, появляющиеся в светлую кальпу; Будда, учитель; учение — как тексты,так и переживания, сопутствующие практике; его продолжение и распространение в стране Джамбу; соблюдение нравственного поведения; изучение; размышление; медитация; продвижение по путям благодаря последовательной практике вышеизложенного; обретение окончательного плода.
Основная часть трактата [«Безбрежный океан знания»] имеет [десять] общих разделов, по числу десяти совершенств.
Книга I. Миры, возникающие в Благую кальпу просветления, — непременное условие появления Драгоценностей [учения Будды].
Книга II. Пришествие Гypy Будды, главной Драгоценности, того, кто преображает существ этих миров.
Книга III. Возникновение Дхармы [Будды] — циклов его учений, как текстов, так и личных переживаний.
Книга IV. Продолжение распространения и процветания учения в нашей высшей стране Джамбу.
Книга V. Освоение принципов нравственности, характерных для путей личного освобождения; бодхичитты; и мантры — этих начальных стадий духовной практики — и их сохранение, пока учение Будды остается в мире.
Книга VI. Устранение заблуждений благодаря изучению, предварительно приняв эти принципы нравственности за основу практики.
Книга VII. Ясное понимание учения благодаря размышлению.
Книга VIII. Обретение уверенности в учении благодаря медитации.
Книга IX. Полное прохождение ступеней и колесниц путем последовательного применения [нравственного поведения, изучения, размышления и медитации].
Книга X. Обретение окончательного плода: освобождение и всеведение.
Краткий обзор этого сочинения [«Безбрежный океан знания»] включает в себя четыре пункта: это тема каждого раздела, уточнение нумерации, порядок и краткое содержание.
Первый, [тема каждого раздела] будет подробно объясняться в конкретных главах данного раздела.
Второй, области знания, с которыми должны познакомиться новички — те, кто незнаком с этими вопросами, представлены в этом сочинении в десяти разделах. Их число увеличивается, потому что каждый раздел построен из четырех глав. Это количество точно определено, потому что большее число [глав] не нужно, а меньшее не способствовало бы исчерпывающему изложению темы.
Третье, обоснование систематического порядка [очевидно по нумерации глав книги], как описано выше.
Четвертое: эти сорок глав вместе составляют объяснение трех видов обучения. Обучение высшей нравственности объясняется в пятом разделе, обучение мудрости — в шестом и седьмом, а обучение медитации — главным образом в восьмом. Разделы с первого по четвертый имеют отношение к обучению мудрости. Девятый и десятый связаны с восьмым разделом, потому что [их темы] проистекают из парамиты [медитации].
Следовательно, [подобающее] название для этого [сочинения] — «трактат, который действенно передает три вида обучения».