Глава 12. Созидание Тела Христова
К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения. Но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, Из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (4:12-16)
Последнее десятилетие, или более, мы являемся свидетелями развития так называемого движения церковного роста. Учению и обсуждению его принципов и методов посвящены многие семинары, конференции, печатные издания, программы и, наконец, им заняты целые организации. Многие из этих усилий увенчиваются успехом, но только если они находятся в полном соответствии с принципами, изложенными Павлом в Ефесянам 4:12-16. Здесь в краткой форме содержится Божий план, согласно которому и происходит церковный рост. Господь сказал: "Я создам Церковь Мою" (Матф. 16:18). Поэтому совершенно ясно, что строительство ее должно производиться согласно Его плану. Все старания создать церковь человеческими методами только идут вразрез с трудом Христа.
Как уже рассматривалось в предыдущей главе, Бог наделяет церковь духовными дарами, распределяя их как в индивидуальном порядке, каждому верующему, так и поставляя в нее одаренных мужей апостолов которых в последующий период сменили одаренные служители: евангелисты-благовестники и пастыри-учителя (Еф. 4:11). Согласно Божьему плану, именно последние две группы служителей предназначены к тому, чтобы укреплять, созидать и умножать Его церковь согласно образу действий, изложенному в стихах 12-16. В этом отрывке показывается развитие, цель и могущество Божьего плана в деле созидания и функционирования Его церкви.
Развитие Божьего плана
К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (4:12)
В самых простых выражениях Павел представляет здесь Божий прогрессивный план для Своей церкви: совершение к служению и далее к созиданию.
Совершение
Бог предусмотрел в Своем замысле первую задачу в отношении евангелистов и пасторов-учителей, чтобы они соответственно совершенствовали святых (термин, обозначающий всех тех, кого Бог отделил на спасение; ср. 1 Кор. 1:2). Труд евангелиста состоит в том, чтобы приводить людей к пониманию благой вести спасения, чтобы они приняли Иисуса Христа, как своего Господа и Спасителя и через это присоединились к Его духовной семье, став гражданами Его Небесного Царства. В начале становления христианства основная задача состояла в учреждении поместной церкви. Это и есть почин в отношении совершения. Последующий труд пастора-учителя заключается в осуществлении руководства и обеспечения духовными ресурсами верующих, чтобы они уподобились своему Господу и Спасителю через непрестанное послушание Его Слову, являя пример или образец благочестия (1 Фес. 1:2-7; 1 Пет. 5:3).
Katartismos совершение в основном имеет отношение к усовершенствованию, или восстановлению в первоначальное состояние. Этот термин часто употреблялся в медицинской практике при вправлении костей. Павел пользуется им в глагольной форме в своем последнем наставлении к верующим в Коринфе: "Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь" (2 Кор. 13:11, добавлено выделение). Составитель Послания к Евреям использует этот термин в своей заключительной молитве: "Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа" (Евр. 13:20-21).
В этих текстах подразумевается не только индивидуальное, но и общее усовершенствование, что выражается в 1 Коринфянам 1:10 словами: "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были (усовершены от Katartizo) в одном духе и в одних мыслях". Усовершение каждого верующего, в конечном итоге, приводит к единству церкви в целом.
Бог предоставил к совершению святых четыре основных средства. Эти средства носят духовный характер, потому что плоть неспособна произвести совершенные результаты (Гал. 3:3). Первым и наиболее важным средством служит Божье Слово - Библия. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3:16-17). Иисус сказал: "Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам" (Иоан. 15:3). Поэтому, первая цель пастора-учителя состоит в питании себя и научении народа питаться от истин Божьего Слова.
Пример апостолов, постоянно пребывающих в молитве и служении слова (Деян. 6:4), указывает на то, что вторым средством совершения является молитва, и пастор-учитель ответственен за свою подготовку к служению молитвой и научению Божьего народа молиться. Епафрас отличался приверженностью этому духовному средству для укрепления и утверждения в истине верующих.
Павел, давая характеристику служения Епафраса, говорил, что он был "всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность (и заботу) о вас" (Кол. 4:12-13, добавлено выделение).
Довольно важно заметить, что это совершение, или усовершенствование святых достигается еще здесь, на земле. Поэтому Павел использует katartizo (глагольную форму слова совершение), говоря о том, что должны делать духовно сильные верующие в отношении своих братьев, впадших в грех. Текст со всей убежденностью и силой преподает наставление о том, что служение совершения касается приведения христиан из состояния греха к послушанию.
Третье средство совершения - это испытание, а четвертое - страдание. Благодаря этим основным средствам очистительного характера верующие как бы обогащаются, приходя в состояние большей святости. Иаков говорит нам: "С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, Зная, что испытание вашей веры производит терпение; Терпение же должно иметь совершенное действие". Он далее продолжает, говоря: "Чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак. 1:2-4). Когда мы, уповая на Христа, принимаем испытания от Бога и продолжаем проявлять послушание, то, в результате, происходит укрепление наших духовных мышц и расширение сферы эффективного служения Ему.
Страдание также является средством духовного совершения. Петр использует это слово, заканчивая свое первое послание: "Бог же всякой благодати, прозвавший вас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми" (1 Пет. 5:10, добавлено выделение). Познание Христа и следование за Ним, в полном смысле этого слова, не только влечет за собой воскресение вместе с Ним, но и "участие в страданиях Его" (Фил. 3:10), Павел радуется в своих страданиях, перенося их во Имя Христа. Он говорит, что Бог утешает "нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих. Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше" (2 Кор. 1:4-5).
Бог посылает Своим святым испытания и страдания с любовью, в соответствии со Своей высочайшей волей. Но два других фактора духовного совершения - молитва и познание Писания - являются сферой деятельности одаренных Божьих мужей.
Подобно апостолам в Иерусалиме, пастор-учитель, прежде всего, посвящает себя "молитве и служению слова" (Деян. 6:4). Как и Павел, он должен сказать, что все его усилия приложены для научения, "чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" (Кол. 1:28). Подобно тому, как Павел говорил об Епафрасе, о каждом пасторе-учителе следовало бы сказать, что он неустанно подвизается в молитве за тех, кто предоставлен в его попечение, чтобы они "пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу" (Кол. 4:12). Радостный пастор-учитель - это "добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением"; и далее он предписывает учить слово, читать перед всеми и заниматься наставлением (1 Тим. 4:6, 11, 13). Он призван проповедовать слово, наставлять во время и не во время, увещевать со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).
Даже самые деятельные библейские и церковные организации не в силах произвести в верующих духовную зрелость без руководства и водительства одаренных Божьих служителей, постоянно пребывающих в молитве и Его Слове, Административное и структурное построение церкви играет свою роль, но оно не имеет никакого отношения к ее духовному росту. Церковь всегда испытывала огромную нужду в духовной зрелости, а не в организационном построении. Все печатные труды по вопросам руководства, организации и управления церковью не оказывают большой помощи для развития движущих сил церкви Иисуса Христа.
Еще меньше церковь испытывает нужду в средствах развлекательного характера. Божий народ может использовать свои таланты для прославления Господа и свидетельства о Его благодати; но когда свидетельство превращается в водевиль, как это часто происходит, то не достигается цель прославления Бога и назидания Его народа. Религиозное зрелище отнюдь не свидетельствует о духовной зрелости его устроителей и не способствует развитию этой зрелости. Оно является проявлением своего "я" и только вызывает его возвышение.
Разбор Божьего Слова и его преподавание требуют значительных затрат времени. Поэтому, если евангелист или пастор-учитель погружены в заботу о планировании и устроении множества программ, вне зависимости от их важности и полезности, то они не могут нести возложенную на них Богом ответственность. Такой пастор-учитель, подобно апостолам в Иерусалиме, не может "пещись о столах" и одновременно пребывать "в молитве и служении слова" (Деян. 6:2, 4).
Самый верный путь к духовному застою церкви и ослабеванию пастора лежит в чрезмерных заботах пастора о разных программах и мероприятиях церковного характера, когда у него не остается времени для молитвы и чтения Слова. "Удачные" мероприятия могут носить "даже более разрушительный характер, нежели те, которые не увенчались успехом, если они совершаются по плоти и преследуют не Божию, а человеческую славу. Божий народ разрушает отсутствие познания Божьего Слова и послушания Ему (Ос. 4:6), а не какие-то погрешности в вопросе программ и методов. Когда в народе происходит падение, то это наблюдается не по причине слабых программ, а слабого поучения и наставления.
Основная забота церковного руководства должна состоять в утверждении тех, кто посещает церковь, а не в заполнении пустых мест в ней. Когда один молодой проповедник пожаловался "Чарльзу Сперджену на малочисленность своей общины, то тот ответил: "Она может быть достаточно большой для тебя, если ты хочешь принести за нее отчет в день суда перед Богом".
Духовный рост не всегда предполагает получение новых знаний. Наш наиболее важный рост часто относится к истине, которую мы уже слышали, но не полностью применяли. Петр писал: "Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, Зная, что скоро должен оставить храмину мою... чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память" (2 Пет. 1:12- 13, 15). Всегда полезно еще раз повторять и поучаться истинами Божьего Слова. Постоянная борьба с нашей греховной плотью требует и постоянного напоминания. И пастор до конца своей жизни должен проповедовать эти истины, доколе в общине царит дух жизни, чтобы внимать им.
Во время арабо-израильского военного конфликта 1967 года американский репортер вместе с израильским офицером пролетали над пустыней Синай. В это время они заметили около пятидесяти тысяч египетских военнослужащих, которые находились в чрезвычайно трудных обстоятельствах, умирая от жажды. После опубликования данной ситуации в печати, многие мировые деятели и организации приложили старание по оказанию помощи в данной обстановке. Но как только предлагался какой-либо план, то возникали преграды военного, дипломатического или бюрократического характера, препятствующие его осуществлению. И когда, наконец, была оказана помощь - тысячи солдат умерли от жажды.
Перед нашим взором возникла такая же трагическая картина, когда тысячи людей погибают вокруг, испытывая жажду и потребность в духовной воде Божьего Слова, а церкви вращают колесо программ и комитетов.
Служение
Второй аспект Божьего плана в отношении деятельности церкви касается служения. Язык, употребляемый Павлом, указывает на то, что труд, или дело служения является прямой обязанностью не только одаренных мужей. Ни пастор, ни даже большая группа пасторов, не могут выполнить весь труд, который должна совершать церковь. Независимо от способностей, одаренности и ревности пастора, он не сможет физически выполнить весь необходимый труд. Он будет ему непосилен. Бог в Своем плане предусмотрел, чтобы пастор не возложил весь груз обязанностей на свои плечи, а распределил его народу, чтобы каждый по отдельности принял участие в нуждах других (ср. ст. 16, где подчеркивается эта мысль). Вне всякого сомнения, руководители церкви вносят свой вклад в дело служения, и многие в общине участвуют в деле усовершения, по основной Божий план по отношению к церкви предусматривает приготовление святых к служению друг другу. Вся церковь целиком должна активно включиться в труд Господень (ср. 1 Кор. 15:58; 1 Пет. 2:5, 9; 4:10-11; и прот. 2 Фес. 3:11).
Когда одаренные мужи проявляют постоянство в молитве и наставлении Слова, то народ будет надлежащим образом приготовлен к делу служения, имея к этому желание и побуждение: Из святых, получивших это усовершение и приготовление Бог воздвигает пресвитеров, дьяконов, учителей и других тружеников, необходимых для церкви, чтобы они совершали верное и деятельное служение Ему. Духовное служение является делом всех, каждого христианина, каждого святого Божьего. Недостаточно лишь только отличаться добросовестным посещением собрания. Это не является компенсацией служения.
Созидание
Третий элемент и непосредственная цель Божьего плана деятельности Его церкви состоит в созидании. Надлежащее совершение, или приготовление евангелистами и пасторами-учителями, ведущее к надлежащему служению всей общиной, неизбежно приводит к созиданию тела Христова. Oikodome созидание буквально имеет отношение к строительству дома. Образно оно употреблялось относительно любого вида сооружения. В данном случае, Павел говорит о духовном наставлении, созидании и развитии церкви. Тело созидается видимым, внешним образом, посредством труда благовествования, по мере присоединения новообращенных к церкви, но здесь, в основном, ведется речь о внутреннем духовном строительстве, когда все верующие через Слово получают наставление "для плодотворного служения". Павел в своем наставлении пресвитеров в Ефесе подчеркивает этот процесс: "И ныне предаю вас, братия, Богу и слову... могущему назидать вас" (Деян. 20:32). Возмужание церкви неразрывно связано с познанием святого откровения Писания и с послушанием ему. Подобно тому, как новорожденные младенцы испытывают потребность в молоке, так и верующие должны чувствовать стремление к духовному питанию Словом (1 Пет. 2:2).
Цель Божьего плана
Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, Но истинною любовью (14:13-15а).
Утверждение и назидание искупленных преследует двойную конечную цель. Павел определяет ее как единство веры и познание Сына Божия, откуда происходит духовная зрелость, здоровое учение и свидетельство любовью.
Некоторые толкователи выдвигают и поддерживают ту точку зрения, что подобная конечная цель достижима только при прославлении, считая, что Павел подразумевает наше конечное небесное единство и познание. Но такая мысль совсем не соответствует контексту, потому что апостол не описывает заключительный труд Христа ради церкви на небесах, но труд одаренных мужей в самой церкви на земле. Эти конечные итоги могут только относиться к церкви в ее земном измерении.
Единство веры
Окончательная духовная цель для церкви начинается с единства веры (ср. ст. 3). Как и в стихе 5, понятие вера здесь не имеет отношения к акту веры или к послушанию, но к своду христианского учения, к истине христианской доктрины. Вера - это содержание Евангелия в его самой законченной форме. Церковь и Коринфе представляет собой ясное изображение того, что разобщенность и разделение в церкви происходит по причине невежества в основах учения и благодаря духовной незрелости ее членов. Единство веры неизбежно наступает только тогда, когда верующие получают надлежащее наставление в истине, ревностно совершают дело служения, и все тело или церковь утверждается в зрелом, совершенном духовном возрасте. Единство в общении невозможно, если оно не созидается на основании общего убеждения, веры. Разделение в Коринфе могло быть устранено только тогда, когда все говорили бы одно, имели один дух и одни мысли (1 Кор. 1:10).
Божья истина не дробится и не разделяется в себе самой, и когда Божий народ разъединяется и распадается на группы, то это значит, что верующие отходят от Его Слова, от веры истинного познания и понимания. Только та церковь, которая усовершена истинами Божьего Слова, которая проводит ревностное служение, и идет по пути духовной зрелости, может придти в единство веры. Любое иное единство будет ничто иное, как чисто человеческое соединение, которое не только будет представлять явление, не имеющее ничего общего с единством веры, но и находиться в состоянии постоянного конфликта с ним. Вне целостности учения никогда не может быть и речи о единстве церкви.
Познание Христа
Второй результат следования Божьему плану созидания Его церкви состоит в познании Сына Божия. Павел не ведет речь о познании спасения, но о глубоком полном познании epignosis, отличающимся правильностью и точностью посредством взаимоотношений со Христом, которое осуществляется только через молитву и ревностный разбор Божьего Слова и послушание ему. После многих лет верного и последовательного служения апостол Павел все еще мог говорить: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа И найтись в Нем... Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его... Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус (Фил. 3:8-10, 12). Павел взывает к Богу в молитве, чтобы Ефесяне имели "познание Его" (1:17; ср. Фил. 1:4; Кол. 1:9-10; 2:2). Возрастание в более глубоком познании Сына Божия является процессом всего земного существования человека, который завершится тогда, когда мы узрим Господа лицом к лицу, как Он есть. Именно об этом познании упоминал Иисус, говоря: "Овцы Мои слушаются гласа Моего, и Я знаю их" (Иоан. 10:27). Он говорит не о внешнем познании о них, как о личностях, но о внутреннем, сокровенном познании их. Именно так Христос желает, чтобы Его народ знал Его.
Духовная зрелость
Третий результат следования Божьему плану, предназначенному для Его церкви, состоит в духовной зрелости в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова. Бог исполнен великого желания, чтобы каждый верующий в Его Церкви, без исключения, достиг подобия Его Сына (Рим. 8:29), являя черты характера Того, Кто есть единственной мерой взрослого, совершенного мужа, достигшего полного возраста. Церковь в этом мире - это то же самое, что и Иисус Христос в мире, потому что в настоящее время она представляет полноту Его воплощенного Тела (ср. 1:23). Мы должны излучать и отражать совершенные качества Христа. Для этого христиане призваны "поступать так, как Он поступает" (1 Иоан. 2:6; ср. Кол. 4:12), а Он поддерживал в Своем земном хождении близкое, постоянное общение с Отцом, проявляя полное послушание Ему. Поступать так, как поступал Господь, значит проводить молитвенную жизнь, повинуясь Божьему Слову. "Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор, 3:18). По мере возрастания более глубоких взаимоотношений со Христом, процесс божественного освящения через Святой Дух Его, преображает нас более и более в Его образ из славы в славу. Божий Дух, и только Он, производит в нас духовную зрелость, действуя и в других аспектах благочестивого хождения. Без Него даже самая искренняя молитва неэффективна (Рим. 8:26), и Божье Слово, как таковое, не имеет силы (Иоан. 14:2; 16:13-14; 1 Иоан. 2:20).
Вне всякого сомнения, что все. верующие по причине греховности плоти (Рим. 7:14; 8:23) не способны в этой жизни достигнуть состояния мужа совершенного, в меру полного возраста Христова. Но они могут достичь степени зрелости, которая угодна Господу и служит Его прославлению, и должны стремиться к этому. Цель служения Павла верующим состояла в том, чтобы они имели эту духовную зрелость, для чего он трудился, чтобы "представить всякого человека совершенным (tеlеios - зрелым) во Христе Иисусе (Кол. 1:28- 29; ср. Фил. 3:14-15).
Здравое учение
Здравое учение является четвертым результатом следования Божьему плану в отношении Его церкви. Те христиане, которые соответствующим образом приготовлены и достигли зрелости, уже не являются младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения.
Kubia (лукавство) - это термин, от которого произошло наше слово кубик. При игре в кости, где употреблялся кубик, наблюдалось "мошенничество" со стороны профессиональных игроков. Поэтому этот термин обозначает лукавство любого вида. Еще одно слово panourgia (см. Лук. 20:23; 1 Кор. 3:19; 2 Кор. 12:16) передает точно такое же значение хитроумного манипулирования под видом истины. Methodia (козни) употребляется в последующей главе этого послания при упоминании в "диавольских кознях" (6:11). Вне всякого сомнения, здесь подразумевается запланированное, хитроумное, систематическое введение других в заблуждение. Павел здесь развивает мысль о том, что ни лукавство человеков, ни дьявольские козни не введут в заблуждение духовно оснащенного и зрелого христианина.
Только душевные nepios (буквально, тот, кто не разговаривает), подобно многим верующим в Коринфе (1 Кор. 3:1; 14:20), находятся в постоянной опасности уловления в каждую новую религиозную причуду или неизведанное истолкование Писания, встречающееся на их пути. Не обладая основательным познанием истин Божьего Слова, они являются колеблющимися людьми под влиянием общего чувства и увлекающимися всяким ветром учения, которое кажется им весьма привлекательным. Не будучи укоренены в Божьей истине, эти люди весьма падки на разные поддельные истины, такие, как: гуманизм, культ, язычество, демонизм и т. д. Новый Завет содержит многочисленные предостережения против подобной опасности (см. Деян. 20:30-31; Кол. 2:4-8; Рим. 16:17-18; 2 Кор. 11:3-4; Гал. 1:6- 7; 3:1; Кол. 2:4-8; 1 Тим. 4:1, 6-7; 2 Тим. 2:15-18; 3:6-9; 4:3; Евр. 13:9; 2 Пет. 2:1-3; 1 Иоан. 2:19, 26).
Незрелый и неопытный христианин отличается легковерностью, и за всю историю существования церкви ни одна группа верующих не впала в большее неразумие во имя христианства, чем многие церкви в наши дни. Несмотря на наш уровень образования, опытность, свободу, наличие Божьего Слова и здравое христианское учение, находится много людей в среде Божьего народа, готовых слушать и оказывать финансовую поддержку тем, которые пытаются спекулировать религией (ср. 2 Кор. 2:17; 4:2; 11:13-15). Число неразумных, заблуждающихся, продажных и даже еретических руководителей, кому многие члены церкви с готовностью несут свои деньги и к кому прилепляются сердцем, вызывают удивление и сердечную боль.
Не так трудно отыскать причину этого бедственного состояния. Огромное число евангелистов, преподнося Евангелие, упрощали его, следовательно, и пасторы преподавали упрощенное Евангелие. Во многих местах Тело Христа - Церковь - не утвердилась на основании здравого учения, или на верном послушании словом Божьей истины. Следовательно, по этой причине и не наблюдается доктринальной солидарности "единства веры" и духовной зрелости познания Божьего Сына, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова".
Подобно тому, как во многих семьях задают тон дети, и во многих церквях младенцы - духовно незрелые верующие (ср. 1 Иоан. 2:13-14), которые меняют свое мнение под влиянием вероучения и подпадают постоянно под лукавство человеков и сатаны, становясь жертвами искусства обольщения, составляют самое влиятельное ядро церковных учителей и руководителей.