Тема 3. Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, мифы как формы познания действительности в древних обществах
Эдвард Тэйлор (1832 - 1917): ядром первобытной религии является анимизм – вера в духовные сущности. Эта вера имеет своим источником … толкование снов, видений, галлюцинаций, каталептических состояний и тому подобных явлений. Размышления над этими явлениями приводили первобытного философа или теолога к идее о различии человеческой души и тела. Для него становилось очевидным, что душа продолжает существовать и после смерти, ибо она является в снах, возникает в памяти живущих, в их видениях и, вероятно, оказывает влияние на человеческие судьбы. Так возникает вера впризраков и духов умерших, в бессмертие и загробный мир. Но человек вообще, а первобытный человек в особенности, склонен представлять внешний мир по своему образу и подобию. А поскольку животные, растения и объекты окружающего миры движутся, действуют, совершают поступки, помогают человеку или вредят ему, они также должны быть наделены душами или духами. Таким образом, анимизм возник из наблюдений и заключений первобытного человека и может быть представлен как его философия и религия.
Тотемизм – вера в то, что существует кровное родство между сородичами и определённым видом животных, реже растений или других предметов и явлений природы. Так выражалось единство членов данного рода и их отличие от всех остальных людей, принадлежащих другим родам. Тотем – это символ, обозначение единства.
Тотемизм имеет две стороны:
1) форма социального объединения;
2) религиозная система верований и практических действий.
Как религия, тотемизм выражает интерес древнего человека к окружающему его миру, желание обнаружить сходство и установить контроль над наиболее важными объектами, прежде всего над видами животных или растений, (реже – над используемыми неживыми объектами и совсем редко – над вещами, сделанными самим человеком.
Джеймс Фрэзер (1854 - 1941) о магии как предшественнице исторической религии.
Магия– вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже явления природы, а также и сами эти действия. Древний человек верил, что, производя определённые действия или произнося специальные слова, он может помочь или навредить человеку, может обеспечить удачную охоту или рыбалку, может, когда это необходимо, вызвать дождь или даже бурю.
Магию разделяют на две категории: "белую", то есть охранительную и "чёрную", то есть вредоносную. Другая её классификациясвязана с объектом воздействия: производственная, или промысловая, любовная, лечебная и т. п. магия. В частности примером промысловой магии является "пляска кенгуру" у аборигенов Австралии, когда несколько охотников изображали этих животных, а все остальные якобы поражали их копьями.
Д. Фрэзер:«В древних культурных традициях представлено поразительное разнообразие магических и религиозных культов, придуманных человеком для того, чтобы стимулировать и регулировать оплодотворяющую работу небес и земли, солнца и дождя».
Для древнего человека смерть означала шаг к воскрешению, разрушение – стадию возрождения, осеннее изобилие и окончание зимы – прелюдию новой весны.
Проблема антиномии «наука – магия».Прейсс (нем.), Маретт (англ.), Мосс (фр.): будучи внешне схожими, наука и магия радикально отличаются друг от друга. (См. таблицу.)
НАУКА | МАГИЯ (Религия) |
1. Рождается из опыта | Создается традицией |
2. Руководствуется разумом и корректируется наблюдением | Существует в атмосфере мистицизма |
3. Открыта и служит благу всего общества | Сокровенна, ею овладевают путем таинств посвящения, она передается по наследству |
4. Основывается на понимании естественных сил | Возникает из идеи об определенной безличной силе, которая приводит в действие все, что имеет отношение к жизни людей и является причиной наиболее важных событий в сфере сакрального. (Н-р, мана у меланезийцев, оренда у индейцев, дао у китайцев, ю у мари, vagi у эстов.) |
Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевлённых предметов, например, пещер, камней, деревьев, орудий труда или предметов обихода, а позднее специально изготовленных культовых предметов. Фетишистские представления также связаны с одушевлением природы, хотя и с определённым выбором.
Негры Гвинейского берега о фетише: "Когда кто-либо из нас решается предпринять что-нибудь важное, то прежде всего он ищет себе какого-нибудь бога в качестве помощника для своего предприятия. С этой целью он выходит, и первое встреченное им существо берёт себе в боги, будь то собака или кошка, или даже одно из самых низших животных. Это может быть так же и безжизненная вещь, найденная им на дороге: камень или кусок дерева; этому новому богу он тотчас же приносит жертву, объясняет ему своё дело и торжественно клянётся, что если оно удастся, то он и впоследствии будет считать его своим богом и служить ему. Если предприятие будет удачно, то, значит, он нашёл нового, очень полезного бога, которому он ежедневно приносит жертву; в противном случае он бросает нового бога, как негодного, и последний снова делается тем, чем он и раньше был."
Мифы – введение определённости и порядка в познаваемый мир для защиты его от хаоса.
Крупный специалист по мифологии Востока и Запада И. М. Дьяконов: миф – это образная, метафорическая модель мира; миф есть "попытка познания эмоционально-образным путём самого мира". Миф – это метафора, поэтическая интерпретация или драматизация конфликтных сил природы, жизни и человеческого разума, это вибрирующее выражение фантазии, ценностей и стремлений архаической культуры.
По мифам можно проследить трансформацию верований, системы ценностей и норм поведения. Они является своего рода проявлением неординарного восприятия окружающего мира, отражением развивающегося мышления, однако основной чертой мифов является отсутствие осознания их образности, полное отождествление образов и реальности.
Немецкий философ Э. Кассирер: "Мифологическое воображение содержит всегда акт веры. Без веры в действительность своего предмета миф утратил бы свою основу, на которую он опирается".
Мифы появляются в результате слияния воображения отдельных индивидов, состоящих в общине, в единое целое. Следовательно, мифологическое воображение по сути является всегда коллективным. При этом архаические коллективы были одновременно и творцами и потребителями мифов.
В. С. Поликарпов: "Миф создавал некое сакральное пространство, своеобразный центр мира, и сакральное время, которое, хоть и течёт непрерывно, но предоставляет возможность циклического движения в нём (концепция так называемого "вечного возвращения"). В самых архаических культурах обнаруживается чёткое различие между тем, что действенно, значимо именно священное (сакральное), и тем, что является смертью, хаосом, бессмысленностью. Священное проявляется тогда, когда имеется та или иная связь с реальностью в её предельности; религия представляет собой священную модель мира, символическую модель отношения человека к этой предельной реальности вообще. В первобытном обществе мифология представляла собой форму познания действительности..."