Чин поставления свещеносца
были известны со времен древней Церкви. Святой Симеон Солунский (+ ок. 1429 гг.) замечает: «есть руковозложения на должности, например, депотата (особое должностное лицо при Патриархе. Депотат должен был во время крестных ходов идти впереди и освобождать путь Патриарху и самой процессии, а также в положенное время предшествовать с лампадой выносу Евангелия на малом и Святым Дарам на Великом входах) или свещеносца, совершающееся прежде руковозложения в чтеца, но, впрочем, уже не совершающиеся и ныне как бы совершенно прекратившиеся, хотя в церкви Фессалоникийской незадолго перед этим были и в древнейших уставах описаны». Сохранилось лишь несколько таких «древних уставов».
Древнейший дошедший до нас чин поставления в свещеносца содержится в Евхологии XI в. Парижской национальной библиотеки. Согласно ему, чин совершался так: ставленник подводился к архиерею и преклонял главу, архиерей трижды благословлял его и читал над ним молитву «Иже всю тварь светом просветивый...»30, в которой испрашивал ставленнику нескверную и непорочную одежду, после чего облекал в назначенные для свещеносца одежды и, помолившись, отпускал. Также этот чин описан и в Евхологиях XV в. Лавры Афанасия Афонского и Синайской библиотеки, лишь с незначительными различиями в тексте молитвы.
Это все сведения, которые известны относительно чина хиротесии в свещеносца. Существовал ли он раньше XI в. неизвестно, равно, как и неизвестно, когда он вышел из употребления в Греческой Церкви, которая в современных богослужебных книгах его не имеет. Вероятно, этот чин вышел из употребления не одновременно во всех Восточных Церквaх. Основание для этого дает святитель Симеон, когда говорит, что «в Церкви Фессалоникийской незадолго перед этим» он существовал. Видимо, в Солуни чин вышел из употребления в XIV в.; однако рукописи XV в., в которых этот чин содержатся, говорят о том, что еще в некоторых местах он употреблялся, но исчез не позже конца XVI в., поскольку греческие печатные Евхологии его не знают. Таким образом, в Греческой Церкви чин отличался крайней простотой и несложностью. Вся его суть сводилась к благословению ставленника, чтению над ним одной молитвы и облачением его в одежду, назначенную для свещеносцев. За богослужением свещеносцы в установленное время носили возженную свечу, предшествовали с ней Евангелию и Святым Тайнам, а так же носили иконы. Впоследствии их обязанности в Греческой Церкви были возложены на чтецов.
Поскольку Россия приняла христианство в то время, когда в Греции еще совершался этот чин, то он перешел и в практику Русской Церкви, где совершался до XVII в. Как чин совершался на Руси с Х по XVI вв. – неизвестно. Скорее всего, он оставался точной копией греческого чина. На это указывают рукописные и печатные южно-славянские требники XIV–XVI вв. В северо-русском чине уже в XVI в. встречаются небольшие изменения. После архиерейского благословения ставленник должен был трижды поклониться перед Царскими вратами, а после молитвы ему вручали свечу и произносили ектению. В XVII в. в чине произошел еще ряд изменений: ставленника выводили на середину храма, он трижды кланялся по направлению к Царским вратам и трижды архиерею. Подойдя к святителю, ставленник преклонял голову, архиерей трижды его благословлял, возлагал на голову руку и читал молитву. Из чина были исключены предначинательное благословение епископом поставляемого и ектения с прошением за него. Что же касается облачения ставленника в соответствующие ему одежды и вручение свечи, то эти действия вошли в современный чин поставления чтеца и певца. В южно-русских чиновникáх этот чин предписывалось совершать немного по-другому. Чин совершался перед началом Литургии, когда ставленника приводили на середину храма, где он кланялся архиерею, затем творил три поклона перед Царскими вратами, опять подходил к святителю и преклонял главу. Епископ благословлял его и начинал чин возгласом «Благословен Бог наш...»; далее следовало «Начало обычное» и 83-й псалом, потом архиерей возлагал руку на голову пришедшего и читал молитву, после которой его облачали в подобающую одежду и святитель подавал свечу. Произносилась ектения со специальными прошениями и заканчивался чин краткой молитвой архиерея.
В Киевской митрополии этот чин еще назывался чином поставления «аколита». Аколит – это искаженное слово «аколуф» от греч. akolouqon– спутник, провожатый. Несмотря на то, что это слово греческое, у греков аколуфов не было (их обязанности исполняли иподиаконы), это чисто латинская должность, что еще раз подтверждает, что на юге Руси чин появился под латинским влиянием.