Каждая из кальп: становления, пребывания, разрушения и пустоты — длится двадцать промежуточных кальп, а все [четыре] составляют одну космическую кальпу
Продолжительность кальпы становления равняется времени между начальной стадией [становления] <крестообразного> образования из ветра и появлением адов. Она также равняется времени, которое требуется для того, чтобы продолжительность жизни в стране Джамбу уменьшилась с неисчислимой до восьмидесяти тысяч лет. Кальпа становления занимает двадцать промежуточных кальп: для становления окружающего мира требуется одна промежуточная кальпа, а для возникновения ее обитателей — девятнадцать.
Первая промежуточная кальпа периода пребывания — это период, в течение которого продолжительность жизни уменьшается с восьмидесяти тысяч до десяти лет. Далее, периоды возрастания до восьмидесяти тысяч и уменьшения снова до десяти лет, взятые вместе, равняются одному промежуточному циклу; восемнадцать их повторений называют восемнадцатью промежуточными циклами. Время нового возрастания [продолжительности жизни] с десяти лет до восьмидесяти тысяч или до неисчислимого количества лет составляет заключительную промежуточную кальпу. В целом период пребывания длится двадцать промежуточных кальп.
Период разрушения длится двадцать промежуточных кальп: исчезновение обитателей длится девятнадцать промежуточных кальп, а разрушение окружающего мира — одну.
Период пустоты — период тьмы между предшествующим разрушением мира и последующим его становлением — продолжается двадцать промежуточных кальп.
Поскольку каждый из четырех периодов — становления, пребывания, разрушения и пустоты — длится двадцать промежуточных кальп, в общей сложности получается восемьдесят промежуточных кальп, что и составляет космическую кальпу. Эти [подсчеты] сделаны для нашей [мировой системы] Претерпевание. В общем же продолжительность дней и кальп не является строго определенной величиной. В сутре «Непостижимый царь»[192] говорится, что для будд Шакьямуни, Бесконечная Жизнь, Ваджрный Завоеватель, Сияющий Полностью Расцветший Лотос, Знамя Дхармы, Сингха, Вайрочана, Сияние Дхармы — Полностью Распустившийся Цветок, Царь Света Мудрости, Ум-Луна и Величие Превосходства кальпа предыдущего периода будды — просто один день по сравнению с последующей.
II. 3.2.2. Другие способы разрушения
Утверждения, что за одну кальпу семь раз бушует огонь, один раз — потоп и один раз — ветер, разрушая третий уровень дхьяны и то, что ниже, отражают разные точки зрения различных систем.
Всеведущий Дриме Осер (Лонгченпа) и другие утверждают, что разрушение происходит за один великий цикл [а не за шестьдесят четыре цикла, как описано выше]. В течение этого цикла разрушения все от третьего уровня дхьяны и ниже разрушается семь раз огнем, один раз потопом и один раз ветром в том же порядке, как было описано выше. Поскольку это другой взгляд, принадлежащий другой системе, он не совпадает с точкой зрения, высказываемой Абхидхармой Хинаяны. Однако его не следует считать неверным.
Вообще говоря, в то время как эта миллиардная мировая система переживает становление и разрушение, в других частях вселенной существуют неисчислимые мировые системы, подобные нашей. Даже ныне во всех десяти направлениях непрерывно происходит неизмеримая и безграничная смена периодов разрушения, пустоты, становления и пребывания. Кроме того, есть другие многочисленные пути становления и разрушения.
II. 3.2.3. Места, остающиеся не разрушенными