Быт.16:7-13. Ангел Господень
Значение слова ангел
Прежде всего, в нашем изучении мы должны понять, если это возможно, оригинальное значение слова ангел. Что слышали евреи, когда произносили слово ангел?
Русское слово ангел происходит от греческого ангелос. (поэтому евреи, по крайней мере времён Бытие, его не произносили, они тогда просто не говорили на греческом) В еврейском языке употреблялось следующее слово
Ветхий Завет.
%a'l.m; (малак)ангел посланник, вестник.
Значение слова определяет назначение ангелов: их задача быть посланниками от Бога к людям для различных целей.
Определение: Ангел – это посланник Бога.
Впервые слово ангел встречается в Быт.16:7. в повествовании об Агари.
Хотя понятие об ангелах встречается впервые, никак не объясняется, кто такой ангел Господень, откуда он появился. В Бытие рассказывается о сотворении земли, но не слова о начале бытия Бога или того, что происходило до сотворения земли. Так же нет ни слова о том, откуда появились ангелы. Существовали они вечно вместе с Богом или нет, кто они и каково их назначение в этом мире. Явление ангела предстаёт в книге как нечто само собой разумеющееся.
Новый Завет.
a;ggeloj (ангелос) – посланник, вестник.
В Новом Завете ангел впервые встречается в Мф.1:20. Ангел Господень является во сне Иосифу.
Как видим и в Новом Завете значение слова сохраняется: ангел это посланник.
В богословии принято всех небесных существ называть ангелами, хотя далеко не факт, что херувимы и серафимы это ангелы. Они никогда не были посланниками в Библии. У них совершенно другая функция на небесах. О чём мы поговорим позднее.
Первое впечатление об ангелах.
В этом разделе мы рассмотрим несколько мест Писания, которые дадут нам некоторое представление об ангелах и их служении на земле.
Быт.16:7-13. Ангел Господень.
Это первое упоминание в Библии об ангелах.
7 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. 8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.
9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. 10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. 11 И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; 12 он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.
13 И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.
В этом отрывке мы можем отметить несколько важных моментов.
- Ангел говорит от имени Бога. Как будто говорит не ангел, а сам Бог, или ангел является Богом.
- Моисей говорит, что Агарь назвала того, кто говорил к ней «Ты Бог видящий меня». Явление к ней ангела означало внимание со стороны Бога.
- Сам Моисей признаёт, что к Агарь говорил Господь. В оригинале слово переведённое нам как Господь стоит hwhy (ЯХВЕ), то есть имя Бога[1].
Постановка проблемы:
Кто же такой ангел, является ли ангел, говоривший с Агарь, Богом явившимся к человеку, а если он посланник, то почему говорит от имени Бога в первом лице? Должны ли мы воспринимать ангела как личность, или же ангел это говоря современным языком просто средство коммуникации Бога с человеком, лишь средство, которым невидимый Бог являл себя и передавал свои слова людям?