Царские часы, изобразительны.
Страстная Седмица
Страстная седмица полностью посвящена воспоминанию спасительных Страстей Христовых, не совершается празднование памяти святых и поминовение усопших, храмовые праздники переносятся на другое время.
Первые три дня Страстной седмицы: священные воспоминания; перечень служб, совершаемых в эти дни.
Великий Понедельник
Вспоминается:
1. праведный Иосиф [n1] (прообраз Спасителя): был любим отцом и нелюбим братьями. Страдания выпавшие на его долю из-за нелюбви его соплеменников.
2. бесплодная Смоковница[n2] – прообраз фарисеев, при внешнем благочестии не имевших плодов веры, также душа, не приносящую плода покаяния. Сперва давало плоды, а потом уже листья (?). «Подзаконное бесплодие Ты проклял…».
Великий Вторник
Вспоминаются обличительные притчи Господа, сказанные в Иерусалимском Храме:
1. о десяти девах[n3]
«С любовью братия, примем Жениха…»
2. о талантах[n4]
3. о кончине мира и Страшном Суде
Великая Среда
Вспоминается:
1. Жена-грешница, помазавшая Господа миром
2. предательство [n5] Иуды
Богослужение
Тропарь на утрене после Аллилуиа: «Се Жених грядет в полунощи…» [n6] (трижды)
Канон в среду и понедельник – трипеснец, во вторник – двупеснец.
Эксапостиларий «Чертог твой …» [n7] (трижды)– 12 раз с Пн по Чт. Как бы беседа человеческой души самой с собой и просится светлое одеяние.
Службы
· Великопостные часы: 3, 6, 9, [n8] Изобразительны.
· В Великую Среду [n9] после Изобразительных перед Литургией – Чин прощения за весь пост.
· Литургия Преждеосвященных Даров (в отличии от постных будней, когда Литургия отменяется кроме ср и пт)
Великий Четверг: священные воспоминания; особенности Литургии, место песнопения «Вечери Твоея Тайныя» на ней.
Вспоминается:
1. Тайная Вечеря, установление Таинства Евхаристии.
2. Омовение ног ученикам
3. Гефсиманская молитва
4. развитие темы предательства Иуды
Богослужение
Тропарь на Утрене – «Егда славные ученицы…»[n10]
Канон Косьмы Маюмского – «Сечено сечится море Чермное…» [n11] – посвящен установлению Таинства Евхаристии.
Эксапостиларий – тот же, что и в Пн-Ср «Чертог твой …» [n12] (трижды).
Службы
· Часы уже не великопостные, а трехпсалмные 3й 6й 9й, + Изобразительны.
· Литургия Василия Великого, соединенная с Вечерней.
o Не поётся Херувимская Песнь, а поется «Вечери Твоея днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» [n13] (3-жды - 2-жды до входа и 1-жды после входа)
o Задостойник –ирмос 9й песни канона «Сеченое сечется» – «Странствия Владычня …» [n14] (странствие – гостеприимство).
o Отдельный отпуст – «Иже за превосходящую благость..»
· Чин омовения ног (в большом Требнике).
· Мироварение. Варится три дня, освящение Патриархом во время службы. Освящение – после Великого Входа.
Великая Пятница: священные воспоминания, наиболее яркие особенности утрени и часов. Вынос Плащаницы.
Вспоминается:
1. спасительные страсти и крестная смерть Богочеловека, начиная от кровавого пота в саду Гефсиманском и до Голгофского распятия.
Богослужение
Службы
· Утреня
· Царские часы
· Великая Вечерня с Повечерием
· Литургия не служится (кроме Благовещения – тогда Литургия Иоанна Златоуста).
Утреня (в четверг вечером) – называется «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» (12 Евангелий – в просторечии)
· Тропарь(в начале Утрени) «Егда славные ученицы…» [n15] – при этом выносится Евангелие на середину Храма,
· Чтение 12 Евангелий (в просторечии) – между песнопениями Утрени. Каждое чтение начинается с «Слава Страстем Твоим, Господи, Слава Тебе» и заканчивается «Слава долготерпению Твоему, Господи». По каждом Евангелии – удары в колокол (1,2, … 12 раз), затем краткий звон во все. Молящиеся с зажженными свечами.
· Канон (после 8го Евангелия): Трипеснец «К Тебе утренюю…» [n16] (Косьмы Маюумского).
· Светилен«Разбойника благоразумнаго…»[n17] .
· Тропарь (в конце Утрени) – «Искупил ны еси…»[n18] , как завершение всех перечисленных Евангельских моментов.
· Отпуст «Иже оплевания и биения и заушения, и крест и смерть претерпевый, Христос …»
Царские часы, изобразительны.
Вечерня (с выносом Плащаницы) – (около 14 часов дня, когда Спаситель умер на Кресте)
· Паремии – из книги Исход[n19] , из книги Иова[n20] , из Исайи.
· Евангелие (составное) – 110 зачало из Мф., с текстами из других – о Страстях, Крестной Смерти и погребении Спасителя.
· Последняя изстихирна стиховне «Тебе одеющегося светом яко ризою…»[n21] (2 раза в год – 2й на 3 нед. по Пасхе) – кадится Св. Плащаница на Престоле.
· При пении тропарей «Благообразный Иосиф…» [n22] и «Мироносицы жены…» [n23] происходит вынос Плащаницы (вышитая икона небольшого размера, под которую подкладывается Евангелие на голове священника). Символизирует снятие Спасителя с Креста и положение Его во гроб.
Малое повечерие(или только Канон)
· Канон Симеона Логофета «о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы», по окончании канона целование Плащаницы при пение стихиры «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного[n24] …»