Тауассуль и истигьаса в ханафитском мазxабе
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословления нашему любимому посланнику Аллаха, его семье и все сподвижникам.
Подобный вид «тауассуля» отвергали крупные мусульманские ученые и богословы, и эти взгляды нашли отражение в некоторых религиозных толках, имеющих много последователей. Одним из таких толков является школа имама Абу Ханифы, да смилостивится над ним Аллах. В книге «ад-Дурр аль-Мухтар» (2/630), которая является одним из наиболее известных трудов представителей ханифитской школы, говорится буквально следующее: «Передают, что Абу Ханифа сказал:
«Взывать к Аллаху следует только посредством Него Самого. О молитвах, которые нам дозволено и велено читать, говорится в словах Всевышнего: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…».
Похожее высказывание приводится в книге «аль-Фатава аль-Хиндийя» (5/280).
Аль-Кудури в своем большом труде по богословию «Шарх аль-Карахи», в главе о нежелательных поступках, писал: «Бишр ибн аль-Валид рассказывал со слов Абу Йусуфа, что Абу Ханифа сказал:
«Взывать к Аллаху следует только посредством Него Самого. Мне не нравится, когда говорят: «ради места величия на Твоем Троне» или «ради того, что полагается Твоим творениям»». Это мнение разделял и Абу Йусуф. Он сказал: «Место величия на Троне – это Аллах, и я не считаю такую молитву нежелательной. Но мне не нравится, когда говорят: «ради того, что полагается такому-то», «ради того, что полагается Твоим пророкам и посланникам», «ради того, что полагается Твоему Заповедному Дому и Заповедному Месту»».
Аль-Кудури сказал: «Просить Аллаха ради Его творений нельзя, потому что Творец ничем не обязан Своим творениям». Об этом сообщил Шейх-уль-ислам в книге «аль-Каида аль-Джалила».
Аз-Зубейди в книге «Шарх аль-Ихья» (2/285) сказал: «Абу Ханифа и его соратники запрещали просить Аллаха ради того, что полагается кому-то, или ради того, что полагается Его пророкам и посланникам, Заповедному Дому или Заповедному Месту, потому что Аллах ничем никому не обязан. Абу Ханифа и Мухаммад также запрещали говорить во время мольбы: «О Боже, прошу Тебя ради места величия на Твоем Троне».
Выдающийся Ученый, Хафиз, Абу аль-Аля аль-Мубаракфури аль-Хиндий аль-Ханафи [умер в 1353 г.], в своих комментариях к Сборнику ат-Тирмизи «Тухфат аль-ахвази би-шарх джами’ ат-Тирмизи» говорит: «Истинно [то, в чем я убежден], что «тауассуль» через Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, при жизни его в смысле «тауассуль» через его мольбу [«ду’а»] и его ходатайство [«шафа’ат»], дозволен. Так же как подобный «тауассуль» через кого-то другого их приверженцев блага и праведности, при жизни их, что подразумевает «тауассуль» через их мольбы и ходатайства, это так же дозволено. А что по поводу «тауассуля» посредством него, да благословит его Аллах и приветствует, после смерти, и «тауассуль» посредством кого-то помимо него, да благословит его Аллах и приветствует, из приверженцев блага и праведности после их смерти, то это не дозволено!» Том 9 стр. 96.
Обращение за помощью – «истигьаса» к кому-либо, кроме Аллаха
«Нет разницы между обращением с просьбой к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) при его жизни, и подобным обращением к нему после его смерти»
Это неуместное сравнение и ошибочное предположение породили одно из величайших заблуждений, в которое попали многие рядовые мусульмане и даже некоторые видные религиозные деятели. Речь идет об обращении за помощью к пророкам и праведникам. Когда с ними приключаются несчастья, они начинают молить о помощи их вместо Аллаха, и можно увидеть, как целые группы людей собираются возле некоторых могил и просят покойников помочь им в разных делах, словно эти усопшие слышат их. Они взывают к ним на разных языках, словно они понимают языки разных народностей и различают между ними, если даже множество людей обращается к ним в один миг! Поистине, это – не что иное, как приобщение сотоварищей к Всевышнему Аллаху в обладании божественными качествами. Однако многие люди не понимают этого, и по этой причине они впали в такое чудовищное заблуждение.
Такие воззрения изобличаются целым рядом коранических откровений. Всевышний сказал: «Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого» (аль-Исра, 56). Похожих аятов в Коране много.
Тем не менее, процитируем здесь высказывания некоторых богословов ханифитского толка, чтобы никто не предположил, что этого мнения не придерживались сторонники известных религиозно-правовых школ – мазхабов.
Абу ат-Таййиб Шамс аль-Хакк аль-Азимабади в книге «ат-Талик аль-Мугни аля Сунан ад-Даракутни» писал:
– Отвратительным грехом, чудовищной ересью и опасным новшеством является обращение за помощью к шейху Абд аль-Кадиру аль-Джилани, да смилостивится над ним Аллах, которое для еретиков стало обычным делом. Они говорят: «О шейх Абд аль-Кадир аль-Джилани, сделай то-то ради Аллаха», возносят молитвы в направлении Багдада и совершают множество подобных этим грехов. Они приобщают к Аллаху сотоварищей в поклонении и не ценят Его должным образом. Эти невежды не знают, что шейх, да смилостивится над ним Аллах, никому не способен принести пользу и никого не может уберечь от зла даже весом с крошечную частичку. Почему же они просят его помочь им и удовлетворить их нужды?! Неужели Аллаха не достаточно Его рабам?!! Защитит нас, Боже, чтобы мы никого не приобщали к Тебе в сотоварищи и никого из твоих творений не возвеличивали так, как возвеличиваем Тебя.
В «аль-Базазийе» и в других сборниках фетв сказано:
«Кто говорит, что души шейхов присутствуют рядом с нами и знают о нас, тот становится неверующим».
Шейх Фахр ад-Дин Абу Саад Усман аль-Джайяни ибн Сулейман аль-Ханафи в своей книге «ар-Рисала» сказал: «Кто полагает, что умершие распоряжаются судьбами наряду с Аллахом, и убежден в этом, тот является неверующим». Похожее высказывание приводится и в книге «аль-Бахр ар-Раик».
Кадий Хамид ад-Дин Накури аль-Хинди в книге «ат-Тауших» сказал:
«Среди них есть такие, которые во время невзгод и несчастий взывают к пророкам и угодникам и верят в то, что их души присутствуют рядом с нами, слышат молитвы и знают о наших нуждах. Это – не что иное, как отвратительное язычество и явное невежество. Всевышний Аллах сказал: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тому, кто не ответит им до Дня воскресения и кто не ведает об их зове?!» (аль-Ахкаф, 5)».
В сочинении «аль-Бахр ар-Раик» (3/94) также говорится: «Если кто-либо вступает в брак на основании, беря в свидетели Аллаха и Его посланника, то его брак считается недействительным, а сам он становится неверующим из-за своей веры в то, что Пророку, мир ему и благословение Аллаха, известно сокровенное».
Похожие высказывания можно встретить в собраниях фетв Кади-хана и аль-Айни, в сборниках «ад-Дурр аль-Мухтар» имама аль-Касани и «аль-Аламкирийя», а также во многих других сочинениях ханифитского толка. Что же касается Корана и Пречистой Сунны, то в них содержится бесчисленное количество текстов, изобличающих саму суть язычества и порицающих тех, кто приобщает к Аллаху сотоварищей. Наш учитель ас-Сеййид Мухаммад Назир Хусейн ад-Дахлави написал убедительную статью, посвященную опровержению этой скверной ереси.
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословления нашему любимому посланнику Аллаха, его семье и все сподвижникам.
Ученые Ханафитского мазxаба о “истигьасе”
بسم الله الرحمن الرحيم
و به نستعين
Ученые Ханафитского мазxаба о “истигьасе”
Сказал Имам ат-Тахави, да смилуется над ним Аллах, о важности дуа к Аллаху, и прибегании за помощью к Нему, нет Ему сотоварища:
قال رحمه الله تعالى في أهمية دعاء الله والاستغاثة به وحده لا شريك له : ( والله تعالى يستجيب الدعوات * ويقضي الحاجات* ويملك كل شيء ، ولا يملكه شيء *، ولا غنى عن الله تعالى طرفة عين* ومن استغنى عن الله طرفة عين*- فقد كفر، وصار من أهل الحين*).
“Аллах отвечает на мольбы-обращения [дуа], и исполняет их нужды. Он владеет всем, и ничто Им не владеет. Не обойтись без Аллаха никому даже на мгновение ока. А тот, кто желает обойтись без Него, на мгновение ока, тот стал неверным, и оказался из погибших”. Акида ат-Тахавия 90 абзац.
Сказал Имам аль-Фатаний[Ковсари называет его Малик аль-Мухаддисин [Король знатоков Хадиса]. Читайте книги Ковсари: “Фикх ахлю-аль-Ирак” стр.74 и вступление к книге “Насбу ар-Раят” стр. 47.], да смилуется над ним Аллах, он один из крупных Имамов Ханафитов [умер в 986 г.], в опровержение нарушений происxодящих во время посещения кладбищ [зияратов]:
قال الإمام الفتني: ( فإن منهم من قصد بزيارة قبور الأنبياء والصلحاء: أن يصلي عند قبورهم، ويدعو عندها، ويسألهم الحوائج، وهذا لا يجوز [ لأن ذلك من العبادة ] فإن العبادة ، وطلب الحوائج، والاستعانة ، حق لله وحده ).
“И из них [посетителей кладбищ], есть те, кто посещением могил Пророков и праведников намеревается помолиться возле могил, возносить молитвы около них, прося их [обитателей могил] исполнения своих нужд. Это запрещено [т.к. это есть поклонение]. Поистине поклонение и требование исполнения нужд, и требование помощи [исти’ана], право одного лишь Аллаха”. Книга Маджма бихар аль-Анвар 2/244.
Сказали два Имама Ханафита, аль-Баркави[Выдаюшийся Имам Мухьи ад-Дин Мухаммад Бир-Али ибн Искандер аль-Баркави ар-Руми. Один из крупных Ученых Ханафитов, и Кадзиев [Судей] Усманитов. Наиболее известна его книга “Тарикьа аль-Мухаммадия”. Читайте о нем в “A’лям” у Заркьали 6/61.] [умер в 981 г.], и Ахмад ар-Руми[Имам Ахмад ибн Мухаммад ар-Руми аль-Акьхасари, он один из крупных Ученых Ханафитов в Усманском Халифате. Читайте о нем в книгах: “Кашф аз-Зунун” 2/1590; “Хадят аль-Арифин” 1/157; “Муьджам аль-муаллифин” Умара Ридза Кахаля 2/83.] [умер в 1043 г.]:
وقال الإمامان: البركوي (981هـ)، وأحمد الرومي (1043هـ):
( إن فتنة الشرك بالصلاة فيها [ أي عند القبور]، ومشابهة عبادة الأوائل- أعظم بكثير من مضرة الصلاة بعد العصر، والفجر...؛ فكيف بهذه الذريعة التي كثيرا ما تدعو صاحبها إلى الشرك بدعاء الموتى وطلب الحوائج منهم ).
“Поистине опасность Ширка из-за молитвы на них [т.е. около могил], и уподобление [в этом] поклонению предшествующих [первых],- есть намного вредоносней чем молитва после “Асра” [послеобеденной молитвы] и “Фаджра” [ утренней молитвы][Запрет на молитву в эти времена пришел в Шариате, как закрытие двери перед тем, чтоб ни коим образом не походить на многобожников, совершающих поклонение солнцу, на рассвете и закате.]…а что же сказать о подобных действиях открывающих дверь и призывающих к Ширку, [который проявляется] по средством [дуа] мольбы-обращения к умершим и требование [от них] справления их нужд”. Книга “Зиярат аль-кьубур” Аль-Баркави стр.11. “Маджалис аль-Абрар” стр. 124 Ахмада ар-Руми.
Сказал Сон’уЛлахи аль-Халяби Ханафи [умер в 1120 г.], да смилуется над ним Аллах:
إمام صنع الله الحلبي الحنفي (1120هـ ) :
( هذا وإنه قد ظهر الآن فيما بين المسلمين جماعات * يدعون أن للأولياء تصرفاتٍ في حياتهم وبعد الممات * ويستغاث بهم في الشدائد والبليات، وبهم تكشف المهمات* فيأتون قبورهم ، وينادونهم في قضاء الحاجات * مستدلين على أن ذلك منهم كرامات * ...، أما قولهم : إن للأولياء تصرفات في حياتهم وبعد الممات *- يرده قوله جل ذكره : { أَإِلَهٌ مَعَ اللَّهِ } [ النمل : 60 ، 61 ، 62، 63 ، 64 ] …
محققين أن الاستغاثة بالأموات* عند الكربات* إشراك برب الكائنات*
“В наше время появились среди мусульман, группы, которые заявляют, что “Авлия” могут распоряжаться [в делах этого Бытия] при своей жизни и после смерти. К ним можно взывать о помощи [истигьаса] в трудных ситуациях и бедах, посредством них раскрываются трудности. Они приходят на их могилы, и обращаются к ним с просьбами выполнить их нужды, приводя в доказательство то, что [их помощь для них] есть “карамат” [чудо]…Их слова, что у “Авлия” могут распоряжаться [в делах этого Бытия] при своей жизни и после смерти, опровержением на это является Слово Аллаха: “Есть ли Бог помимо Аллаха”?! Сура ан-Намль 60,61,62,63, 64 аяты.
Ученые исследователи [в этих вопросах, говорят], что “Истигьаса” [просьба о помощи] обращенная к умершим, в трудных ситуациях, есть Ширк в отношении Господа Миров”. Книга СейфуЛлах 3, 7-15 стр.
Сказал Имам ВалиюЛЛах ад-Дахляви, прозванный у Ханафитов “ХуджатуЛлахи аля аль-Аламин” [умер в 1176 г.], да смилуется над ним Аллах:
وقال الإمام ولي الله الدهلوي الملقب عند الحنفية " بحجة الله على العالمين "(1176هـ) :
(كل من ذهب إلى بلدة أجمير، أو إلى قبر سالار مسعود، أو ما ضاهاها: لأجل حاجة يطلبها، فإنه آثم إثما أكبر من القتل والزنى ، ليس مثله إلا مثل من كان يعبد المصنوعات، أو مثل من كان يدعو اللات والعزى).
“Каждый, кто пошел в местность Аджмир, или к могиле Саляра Масуда, или в другие подобные места, чтоб просить свои нужды, тот грешник, а грех его страшнее, чем убийство и прелюбодеяние, ничто не сравнится с этим, кроме того, [что совершали] те, кто поклонялся сотворенному, либо как те, кто поклонялся ал-Лату и аль-Уззе”. Книга Тафхимат аль-Иляхия 2/45.