Основание (фундамент) христианской этики
Основанием христианского учения о морали является не просто определенная модель, хорошо разработанная теория или какие бы то ни были научные изыскания, но Личность Самого Бога, Его святость и любовь, праведность и верность, справедливость и благость, Его благодать, милосердие, премудрость и совершенство, Его благая, угодная и совершенная воля (Быт.17:1-2). Бог создал вселенную словом Своим (2 Пет. 3:5-7). Бог постоянно держит этот мир словом силы Своей (Евр.1:3). Божии установления и истины неизменны (Пс.118:89-91). Этот мир принадлежит не нам, но Богу (Пс.23:1), и поэтому мы должны найти в Его Слове те условия, которые Бог установил для нашего существования и соблюдать их (Рим.11:36).
Этот мир Бог создал для славы Своей (Пс.18:2), для служения Ему (Пс.118:91) и для счастья Своего творения (Быт.2:8-25). Поэтому мы должны повиноваться Ему, ибо только это служит нам ко благу (Иер.29:11).
Христианская этика, однако, - это не просто набор предписаний, данных людям Богом для исполнения, но ее глубочайшая цель состоит в богоориентации, богоподражании и богоподобии человека, как смысле его существования, для чего он и был создан Богом (Быт.1:26, 27; 2 Петр.1:3-4; Еф.2:14-22; 5:1-2). Поэтому, когда речь идет о христианской этике, то имеются в виду не правила поведения для любого человека, который хочет быть «хорошим» (душевный и плотской человек их все равно не сможет, как должно, выполнить – Рим.8:6-8), но образ жизни рожденных свыше, от воды и Духа (Иоан.3:3-6), детей Божиих (Еф.5:1-2). И хотя христианская мораль оказала на протяжении истории огромное воздействие на все человеческое общество, главное в ней – это действиие силы Божией в мировоззрении и поведении христианина. Христианская мораль – это истинное проявление Духа Божьего, заключенного в Его Слове. Поэтому моральные качества христианина определяются его верой, потребностью его души в Слове Божием, отдачей Христу и готовностью довериться водительству Святого Духа, т.е. являются плодом духа в его жизни (Гал.5:22-25; 6:7-8; Фил.3:3-14). Для невозрожденных же людей христианская мораль в ее повседневной духовной практике, как образ жизни, - недоступна и такой и будет до их окончательного осуждения в «день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5), если только благость Божия не приведет их к покаянию и обращению ко Христу (2.Кор.3:14 – 18).
С другой стороны, сталкиваясь в своей жизни с ослепительным небесным сиянием Христова учения и христианской морали, с жизненной практикой и проповедью Евангелия исполненными Святым Духом детьми Божиими, невозрожденный человек лицом к лицу встречается со святостью и любовью Бога. Они зовут его к покаянию, и нередко он приходит к осознанию своего бедственного положения, раскаянию перед Богом и вере во Христа Спасителя (1 Пет. 2:11-12; 3:1-2).
Христианская нравственность, основанная на проникающей в сердце вере, делает человека сильным, способным буквально творить чудеса, она вселяет в его душу уверенность и познание путей Божиих, освобождает от страха смерти, делает его свободным даже в неволе, дает стойкость в страданиях. Законы христианской нравственности стоят на страже духовного и физического здоровья человека, предписывая ему обуздание жестокости и злобы, воздержание от излишеств, коварства и лжи, избавление от многих других низких качеств, ведущих человека к преступлениям и деградации.
Поэтому христианская этика имеет право на всеобщее применение, и этот мир будет судим на основании евангельского учения (Иоан.12:44-50; Рим.2:3-16), хотя жить в соответствии с высокими и благородными нормами этого учения человек может лишь с помощью Святого Духа и лишь с момента обращения. Это делает тем более необходимыми ревностную проповедь Евангелия и призыв к покаянию неспасенных грешников всегда и везде, где только у христиан имеется такая возможность.
Для возрожденного же христианина тот образ нравственности, к которому его призывает Библия, является не столько итогом его сознательных, целеустремленных усилий, хотя они также важны (2 Петр.1:5-9), сколько плодом его жизни в духе (Рим. 8:1-4) и результатом его положения во Христе как дитя Божьего (Мк. 4:26-29).
Рожденный свыше христианин:
– это человек, который, благодаря действию благодати Святого Духа, пережил обновление своей внутренней природы (Тит.3:4-7);
- это человек, который прежде был духовно мертв и разделен со своим Создателем, но благодаря действию благодати Спасителя Иисуса Христа духовно ожил и вновь обрел утраченное через грехопадение человека единство с Богом (Еф. 2; Ин.3:3-6);
- это человек, центром жизни которого является уже не его собственное «я», управляемое через власть греха дьяволом (Ин.8:34-36), но Христос, который Святым Духом живет в нем как Господь и Спаситель (Гал..1:15-18; 2:19-21; 4:19; Кол.1:24-27; Рим.10:6-10).
Духовное возрождение человека – это радикальное изменение его духовного состояния,
вызванное привнесением новой божественной природы в его внутренность (2 Петр.1:3-4; Гал.2:19-21). Это также изменение источников и движущих сил его жизни (Ин.4:11-14; Рим.8:14), а также духовных побуждений (Рим.6:17-23). Но духовное возрождение – это только начало процесса развития, который продолжается в течение всей жизни человека. Рождение свыше не означает, что христианин сразу обретает совершенство. Это начало, за которым должно последовать еще очень многое. Только что рожденный свыше человек еще является духовным младенцем во Христе, но он обрел уже в своем Спасителе покой и Слово Божие живет и пребывает в нем (Ин.15:1-9). Он стал способен понимать духовные реалии, пусть даже и в начатках (1 Кор.2:14), и служить Богу не по ветхой букве но в обновлении духа (2 Кор.3:6; Рим.7:6). Его настроенность на духовное (Кол.3:1-4) делает его способным не только воспринимать наставления и побуждения, повеления и обличения Святого Духа, разнообразно говорящего к нему (Ин.14:26; 16:13: 1 Ин.2:24,27: Пс.140:5; 2 Кор.10:3-5), но и реагировать на них, повиноваться им, менять свои дела и мышление (Еф.5:8-11: Рим.6:17). Возрождение является началом нашего познания Бога, Христа и Святого Духа и изменения наших нравственных качеств. Проявление этого духовного созревания называется «плодом духа» (Гал.5:19-23). Постоянное преображение христианина силой и славой Божьего Духа в образ своего Спасителя и имел в виду апостол Павел, говоря о своем желании «найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил.3:8-11; Гал.5:4-6; Мф.5:6; 2 Кор.3:18).