Армянская литургия свт. григория
Армянская Церковь была образована трудами свт. Григория Просветителя в 302 г. как филиал (церковная автономия) Каппадокийской Церкви. В 325 г. сын и преемник свт. Григория — Аристанес представлял Её на I Вселенском Соборе. Но уже в 374 г. Армянская Церковь выделилась в самочинную автокефалию, а на Вагаршападском Соборе 491 г. окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви, заняв промежуточное положение между православным дифизитством и монофизитством.
С этих пор её религиозная и литургическая жизнь отличались крайним изоляционизмом. Лишь в эпоху крестовых походов (т. е. в сер. XII в.) Армения открывает для себя блестящий мiр западного рыцарства и начинает усердно копировать феодальные дворы Западной Европы. Мода на все латинское особенно покоряет Киликию (Мал. Армения): «Будем учится благочестию у франков!» — восклицает знаменитый Нерсес Ламбронский, архиепископ Тарса Киликийского. И это становится своеобразным девизом. Впоследствии значительная часть армян входит в унию с Католической Церковью.
Поэтому и оригинальный текст Армянской Литургии впервые был издан в Риме (с латинским переводом) в 1642 г. (вторично — в 1677). В КПле её издали сами армяне в 1702 г. А русский перевод появился только в 1793 г. Он был сделан архиепископом российских армян Иосифом Аргутинским-Долгоруким и опубликован в «Собрании Древних Литургий» вып.II, СПб, 1875 г. Судя по этому тексту, схема Армянской Литургии выглядит следующим образом:
I Проскомидия
Псал. 131: «Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его...»
Облачение епископа, умовение рук, приготовление Даров.
Молитва преложения: «Боже, Боже наш, пославый в пищу всему миру небесный хлеб...» (из Литургии ап. Иакова)
II Литургия оглашенных
епископ:
«Благословенно царство Отца и Сына и Св.Духа...»
хор:
«Единородный Сыне...» (не ранее 536 г.)
диакон:
возглашает ектению.
епископ:
«Господи Боже наш, Его же держава несказанна и слава непостижима...» (Молитва I антифона Византийской Литургии)
«Ты, Который даровал нам общие сия и согласные молитвы...» (Молитва III антифона Византийской Литургии).
Хор:
поет гимн
епископ:
«Господи Боже наш, уставивый на небесах чины» (тайная молитва входа из Византийской Литургии)
Малый вход.
хор:
поет Трисвятое (с монофизитской прибавкой «распныйся за ны», введенной в 471 г. монофизитским патриархом Антиохии Петром Гнафевсом)
диак:
Великая ектения.
Чтение пророчества, Апостола и Евангелия (элемент католического влияния, не ранее XII в.)
Символ веры Никео-Цареградский (но на месте католического Credo!)
диак:
Просительная ектения.
епископ:
«Господи Иисусе Христе, Спаситель наш...» (парафраз католической молитвы: «Deus qui humanae substantiae ets...»).
диак:
«Да никто из оглашенных !...»
III Литургия верных
епископ:
«Никто из связанных плотскими похотьми и сластьми...» (тайная молитва Херувимской из Византийской Литургии Василия Великого)
Великий вход под пение Херувимской песни (не ранее 573 г.)
епископ:
«Господи Боже сил и Творец всего... соделай оное таинством тела и крови единородного Сына Твоего...» (Молитва Приношения свт. Афанасия Великого, сер. IV в.)
Лобзание мира под пение хора:
«Христос посреди нас.»
диак:
«Станем со страхом, будем внимательны!..»
Анафора Византийского типа + «Отче наш».
Причащение священнослужителей (с молитвой Иоанна Златоустого)
Причащение мiрян.
Благодарственная молитва.
Заключительный псалом — 33-й.
Исторический анализ этого чинопоследования вы теперь легко можете произвести и сами, пользуясь методом стратиграфии.
Древнейший слой (отраженный в структуре Евхаристического канона) указывает на раннюю (сер. IV в.) Кесарийско-Каппадокийскую анафору, близкую к Литургии ап. Иакова (см. молитву предложения на Проскомидии).
Второй слой образовался в конце IV — первой половине V века и связан с литургической реформой Василия Великого и Иоанна Златоустого, молитвы которых были усвоены Армянской Литургией.
Третий слой носит явные следы монофизитской смуты второй половины V — начала VI вв. Сюда относится монофизитское прибавление к Трисвятой песни и такие чисто монофизитские особенности, как приношение неразбавленного вина на Евхаристии или замена квасного хлеба опресноками — вероятно, при католикосе Нерсесе II (525 — 531 гг.).
Вместе с тем, еще продолжается литургическое влияние Византии, что сказывается в практике тайных молитв (особенно антифонных) и таких элементов, как Просительная ектения, гимн «Единородный Сыне», Великий вход и Херувимская песнь.
Наконец, последний четвертый слой образовался уже после периода изоляции (после XI в.) под влиянием католических заимствований. На это указывают Ветхозаветные чтения, местоположение Символа веры и прямое включение католической молитвы в конце Литургии оглашенных.
Таким образом подлинная Литургия свт. Григория Армянского оказалась настолько глубоко погребенной под этими позднейшими наслоениями, что реконструировать её не представляется возможным.
РИМСКАЯ ЛИТУРГИЯ