Хадис 323.Совершайте намаз так, как это делаю я. Когда же наступит время намаза, то одному из вас следует призвать на намаз, а старшему - руководить им.

Передают со слов Малика ибн аль-Хувейриса: «Я приехал к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вместе с группой молодых людей приблизительно одного возраста. Мы пробыли у него двадцать дней и ночей, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был добр и мягок с нами. Увидев, что мы стали тосковать по своим семьям, он расспросил нас о тех, кого мы оставили дома. Мы рассказали ему о них, и он сказал: “Возвращайтесь к ним и живите там, учите их и велите им поступать так-то и так-то”. Некоторые из этих наставлений я помню, а некоторые нет. Еще он сказал: “Совершайте намаз так, как это делаю я. Когда же наступит время намаза, то одному из вас следует призвать на намаз, а старшему - руководить им”». Этот хадис передал аль-Бухари.

Комментарий:

Из этого сообщения следует, что верующие обязаны во время намаза руководствоваться тем, как поступал и что говорил Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Любой поступок, который он совершал во время намаза регулярно, и любая молитва, которую он читал регулярно, считаются обязательными, если нет конкретного текста, свидетельствующего об обратном.

Ибн ‘Абд аль-Барр писал: «Брать пример следует с любого поступка Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, если только сам Посланник, мир ему и благословение Аллаха, или Коран не сообщили о том, что данный поступок является его особенностью. Если подобных сообщений нет, то следование примеру Посланника, мир ему и благословение Аллаха, во всех его высказываниях, по меньшей мере, желательно. Среди ученых были и такие, которые полагали, что брать пример с его поступков так же обязательно, как и выполнять его приказы».

В доказательство того, что мусульманам предписано следовать примеру Пророка, мир ему и благословение Аллаха, имам привел целый ряд аятов и хадисов. Комментируя слова Всевышнего «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (33:21), он сказал: «Это откровение распространяется на все его поступки, если только нет аргументов в пользу того, что какой-то конкретный поступок является его особенностью. Если же они есть, то руководствоваться ими обязательно. Разве ты не знаешь, что брать в жены тех женщин, которые сами выдают себя замуж, было разрешено только ему? Коран указал на то, что подобное было позволено только Пророку, мир ему и благословение Аллаха, но не другим верующим (33:50). Говоря о непрерывном посте, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Но кто из вас похож на меня?! Воистину, мой Господь кормит и поит меня по ночам!» Он разъяснил, что позволение поститься непрерывно касалось только его одного, хотя некоторые ученые не относили это к его особенностям. Они полагали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступил так из сострадания к своим последователям, чтобы облегчить их обязанности».

Аль-Бухари передал со слов Малика ибн аль-Хувейриса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте намаз так, как это делаю я».

Ахмад, Муслим, ан-Насаи и Абу Давуд передали со слов Джабира, что в день жертвоприношения Пророк, мир ему и благословение Аллаха, бросал камешки, сидя верхом на верблюдице, и говорил: «Учитесь обрядам вашего паломничества. Я не знаю, но вполне возможно, что я больше не совершу хаджа».

Аль-Бухари передал со слов ‘Аиши: «Отдавая приказы, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, всегда велел делать лишь то, что было людям по силам. Однажды они сказали: “О Посланник Аллаха, мы не такие, как ты, ведь Аллах уже простил тебе прошлые и будущие грехи!” Тут он разгневался так, что это стало заметно по его лицу, и сказал: “Поистине, я - самый богобоязненный и самый сведущий об Аллахе среди вас!”»

Аль-Бухари передал со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, религия легка, но если кто-нибудь станет бороться с ней, то она неизменно победит его. Посему будьте умеренны и старайтесь приблизиться к умеренности, радуйтесь и обращайтесь за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи».

Ахмад, ан-Насаи и Ибн Маджа передали, что Умеййа ибн ‘Абдуллах сказал ‘Абдуллаху ибн ‘Умару: «Мы находим в Коране, как молиться в постоянном месте проживания и как молиться во время опасности, но не находим в нем, как молиться в поездке». ‘Абдуллах сказал: «Поистине, Аллах отправил к нам Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, когда мы ничего не знали, и мы поступаем так, как поступал Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха».

Передают со слов Нафи‘, что однажды Ибн ‘Умар отправился к могилам павших мучеников на верблюдице. Он повел ее из одной стороны в другую, и его спросили, почему он поступил так. В ответ он сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ехал по этой дороге, и надеюсь, что мои следы совпадут с его следами».

Комментируя эти сообщения, Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Утверждать о том, что какой-либо поступок является особенностью Посланника, мир ему и благословение Аллаха, можно только на основании доказательств из Корана, достоверной сунны или единого мнения ученых, поскольку повеление следовать его примеру и повиноваться ему имеет общий смысл. Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, было запрещено умалчивать о том, что какой-либо поступок является его особенностью, не разъясняя это своим последователям, потому что им было приказано руководствоваться его примером». См. «Субуль ас-Салам», т. 1, с. 304-305; «ат-Тамхид», т. 7, с. 207-209.

Хадис 324. Молись стоя, но если ты не в состоянии сделать этого, то совершай намаз сидя. Если ты не в состоянии сделать даже это, то совершай его лежа на боку. В противном случае совершай намаз знаками.

Передают со слов ‘Имрана ибн Хусайна, что он страдал от геморроя и спросил Посланника, мир ему и благословение Аллаха, как ему молиться. Он сказал: «Молись стоя, но если ты не в состоянии сделать этого, то совершай намаз сидя. Если ты не в состоянии сделать даже это, то совершай его лежа на боку. В противном случае совершай намаз знаками». Этот хадис передал аль-Бухари.

Комментарий:

Следует отметить, что последнее предложение хадиса отсутствует в версии аль-Бухари. Оно встречается в хадисе Джабира, о котором речь пойдет ниже. Ад-Даракутни передал со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Больной по возможности должен молиться стоя. Но если он не может сделать этого, то он должен молиться сидя. Если он не может пасть ниц, то должен наклонить голову, причем во время земного поклона ее следует наклонить ниже, чем во время поясного поклона. Если же он не может молиться сидя, то он должен делать это, лежа на правом боку лицом в сторону киблы. Если же он не может лечь на правый бок, то он должен молиться, лежа на спине, вытянув ноги в сторону киблы». Аль-Албани назвал цепочку рассказчиков этого сообщения очень слабой, потому что одним из них был аль-‘Арани. Абу Хатим назвал его неправдивым. Ибн ‘Ади сказал, что его рассказы не похожи на хадисы тех, кто заслуживал доверия. Ибн Хиббан сообщил, что он пересказывал хадисы заслуживающих доверия людей в искаженном виде. Кроме того, он рассказывал данный хадис от Хусейна ибн Зейда ибн ‘Али, который тоже был слабым. ‘Абд ар-Рахман ибн Абу Хатим рассказывал, что спросил отца о нем. Он покачал рукой и перевернул ее, что означало, что он рассказывал как приемлемые, так и неприемлемые хадисы. Ибн ‘Ади сказал: «Надеюсь, что он - неплохой рассказчик, но я встретил среди его рассказов неприемлемые». См. «Ирва аль-Галиль», т. 2, с. 344-345.

Больному разрешается молиться сидя, если намаз в стоячем положении причиняет ему неудобство или боль. Всевышний сказал: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения»(2:185). Это значит, что даже если больной, в принципе, может стоять на ногах, но это причиняет ему страдания и мешает сконцентрироваться на словах намаза, то ему разрешается молиться сидя. Если то же самое можно сказать о молитве сидя, то ему разрешается совершать намаз лежа. Например, если в стоячем положении больной испытывает головокружение, что заставляет его быстрее читать коранические суры и другие молитвы, то ему разрешается молиться сидя.

То же самое относится к человеку, который испытывает страх, например, во время боевых действий. Если солдат опасается, что если он встанет, чтобы совершить намаз, то враг может заметить и убить его, то ему разрешается молиться сидя. Это подтверждается следующими словами Всевышнего Аллаха: «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом» (2:239).

Если намаз совершается сидя, то при чтении Корана и совершении поясного поклона желательно, чтобы молящийся скрестил ноги, потому что, во-первых, такое положение является самым удобным, и продолжительное чтение не будет обременительным для верующего. Во-вторых, это позволяет молящемуся принять разные позы во время чтения Корана и ташаххуда. В-третьих, существуют предания о том, что именно так поступал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Ан-Насаи, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Бейхаки передали со слов ‘Аиши: «Я видела, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молился, скрестив ноги». Ибн Хузейма и Ибн Хиббан назвали хадис достоверным.

Тем не менее, предписание сидеть, скрестив ноги, не является обязательным, и не будет ошибкой, если молящийся сядет, например, на левую стопу, освободить правую голень из-под бедра и приподняв пятку правой стопы, потому что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не приказывал занимать какую-либо конкретную позу.

Если намаз совершается лежа, то молящемуся следует лечь на бок. В сообщении ‘Имрана ибн Хусайна не конкретизируется, на какой именно бок следует лечь. Хадис ‘Али ибн Абу Талиба по этому поводу слабый. Поэтому лучше принять то положение, которое доставляет больному меньше беспокойства. Если ему удобнее лежать на правом боку, то ему следует лечь на этот бок. Если ему удобнее лежать на левом боку, то пусть ляжет на левый бок. Если же он не ощущает разницы между этими положениями, то предпочтительнее лечь на правый бок. Аль-Бухари и Муслим передали со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, надевая обувь, расчесывая волосы, очищаясь и совершая любые другие дела, любил начинать с правой стороны.

Если больной не может повернуться на бок, то ему следует лечь на спину, вытянуть ноги в направлении киблы и по возможности приподнять голову так, чтобы его лицо тоже было обращено в сторону киблы. Любое положение, которое больной не может принять, следует обозначать кивком головы, причем при земном поклоне голову полагается наклонять ниже, чем при поясном поклоне. Если молящийся лежит на боку, то кивать следует не в сторону земли, а в сторону груди, поскольку в противном случае он словно отворачивается от киблы. Если он не может кивнуть головой, то должен обозначать земные и поясные поклоны опусканием век. В первом случае ему достаточно слегка прикрыть глаза, а во втором - закрыть их полностью. Этого мнения придерживались богословы ханбалитского и шафиитского толков. По этому поводу есть хадис аль-Хусейна ибн ‘Али, однако он слабый. Ввиду отсутствия достоверных текстов по данному вопросу некоторые ученые считали, что если молящийся не может кивать головой, то ему достаточно выполнять предписания намаза мысленно, не делая дополнительных движений. Этому суждению отдал предпочтение шейх Мухаммад ибн Салих.

Некоторые последователи имама Абу Ханифы считали, что если мусульманин не способен двигать головой, то он полностью освобождается от обязанности совершать намаз. Согласно одному из сообщений, эту точку зрения разделял имам Ахмад. Этого же мнения придерживался шейх-уль-ислам Ибн Теймиййа.

Однако это суждение неправильное, поскольку неспособность двигаться не означает, что верующий не может прочесть слова намаза. Даже в том случае, если больной полностью парализован и не может ни двигаться, ни говорить, ему полагается каждый раз утверждать в душе намерение совершить намаз. Отсутствие такого намерения может отдалить больного от Аллаха и нанести ему великий урон - как в этом мире, так и в будущей жизни.

Следует знать, что бытующее в народе суждение о том, что если больной не может двигать головой, то он должен вместо этого загибать указательный палец, является ошибочным. В пречистой сунне нет аргументов в пользу данного мнения, и мы не располагаем сведениями о том, чтобы кто-нибудь из ученых высказывал подобное суждение.

Все сказанное выше относится к тем случаям, когда больной вообще не в состоянии стоять на ногах или сидеть. Если же он может простоять некоторое время или совершить поясной поклон должным образом, то ситуация меняется. К данному случаю применим следующий рассказ ‘Аиши: «Я никогда не видела, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал ночной намаз сидя. Когда же он состарился, он стал читать сидя. Когда ему оставалось прочесть до конца суры тридцать или сорок аятов, он вставал и читал их стоя, после чего совершал поясной поклон». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Из него следует, что если больной в состоянии простоять некоторое время, то ему разрешается начать намаз сидя, а незадолго до совершения поясного поклона встать, чтобы совершить его должным образом. Но если принять во внимание, что стояние - один из столпов намаза, то можно сказать, что больной, способный простоять на ногах некоторое время, не ощущая беспокойства, должен начать намаз стоя. Если он почувствует себя нехорошо, то он должен сесть. Если после этого он почувствует в себе силы для того, чтобы подняться и совершить поясной поклон должным образом, то он должен сделать это.

Если больной может стоять и сидеть, но не в состоянии совершать поясные и земные поклоны, то он должен обозначать поясные поклоны стоя, наклоняясь настолько, насколько у него хватает сил, или кивая головой. В то же время земные поклоны он должен обозначать сидя, наклоняясь настолько, насколько у него хватает сил, или кивая головой. Подобные предписания объясняются высказыванием Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16).

Некоторые ученые считали, что если во время чтения “аль-Фатихи” молящийся сидя почувствовал в себе силы и решил встать, то ему запрещается произносить слова этой суры во время вставания. Дело в том, что чтение “аль-Фатихи” относится к столпам намаза, и если молящийся способен прочесть ее полностью или частично стоя, то он обязан сделать это. Если же он читает ее во время вставания или выпрямления, имея возможность прочесть ее после выпрямления, то допускает ошибку. В то же время, если молящийся стоя, читая эту суру, почувствовал себя нехорошо и решил сесть, то ему разрешается читать ее во время опускания на колени. Шейх Мухаммад ибн Салих согласился со вторым утверждением, но поставил под сомнение первое, потому что вставание в данном случае можно назвать пределом возможностей молящегося. По его мнению, если больной начал вставать на ноги, продолжая читать “аль-Фатиху”, то его намаз засчитывается. Тем не менее, принимая во внимания существующие разногласия, лучше так не поступать, а продолжить читать “аль-Фатиху” после окончательного выпрямления. Все сказанное не относится к чтению дополнительных сур, потому что это предписание носит желательный характер. См. «аш-Шарх аль-Мумти‘», т. 4, с. 458-475.

В заключение следует отметить, что если верующий молился сидя или лежа по уважительной причине, не имея возможности молиться обычным образом, то заслуженная им награда не уменьшается. Ахмад, аль-Бухари, Абу Давуд и Ибн Абу Шейба передали со слов Абу Мусы, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб заболел или отправился в поездку, то ему записывается то же, что он совершал, будучи здоров или находясь дома».

Ахмад, Ибн Абу Шейба и аль-Хаким передали со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кого-либо из мусульман постигает телесный недуг, то Аллах приказывает оберегающим его хранителям: “Пока Мой раб скован Моими оковами, записывайте ему за каждый день и каждую ночь столько же, сколько он совершал, будучи здоровым”». Аль-Хаким назвал цепочку рассказчиков этого хадиса достоверной согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби. Аль-Албани же назвал ее достоверной согласно требованиям Муслима.

Ахмад передал со слов Анаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Испытывая раба-мусульманина телесным недугом, Аллах велит записывать ему праведные дела, которые он совершал. Если Он исцеляет его, то омывает и очищает; если же Он забирает его душу, то прощает и милует». Аль-Албани назвал цепочку хадиса хорошей. См. «Ирва аль-Галиль», т. 2, с. 436-437.

Молиться сидя или лежа разрешается и при совершении добровольных намазов, но в этом случае награда молящегося уменьшается. Аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов ‘Имрана ибн аль-Хусайна: «Лучше, если молящийся совершит намаз стоя. Кто совершит его сидя, тот получит половину награды молящегося стоя, а кто совершит его лежа, тот получит половину награды молящегося сидя». См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (6363).

Хадис 325. Молись на земле, если ты в состоянии сделать это. В противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона.

Передают со слов Джабира, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, навестил больного, который молился на подушке. Он взял ее и отбросил в сторону. Тот взял палку, чтобы опереться на нее, но он и ее отбросил в сторону. Потом он сказал: «Молись на земле, если ты в состоянии сделать это. В противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона». Этот хадис передал аль-Бейхаки с сильной цепочкой рассказчиков, но Абу Хатим назвал его прерванным.

Комментарий:

Аль-Бейхаки привел это сообщение в “аль-Ма‘рифе”. Аль-Баззар сказал: «Мы не знаем никого, кто бы рассказывал это от имени ас-Саури, кроме Абу Бакра аль-Ханафи». Абу Хатим назвал восходящую версию этого хадиса неверной, так как эти слова принадлежали самому Джабиру.

Похожий хадис передал ат-Табарани со слов Ибн ‘Умара. Он же передал со слов Ибн ‘Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Больному полагается молиться стоя, но если это ему тяжело, то он должен молиться лежа, кивая головой. Если же и это ему тяжело, то он должен восславлять Аллаха». Ибн Хаджар в “ат-Талхисе” назвал цепочки рассказчиков обоих сообщений слабыми.

Из хадиса следует, что если больной не в состоянии припасть лицом к земле во время земного поклона, то ему не следует подкладывать под голову подушку или другой предмет для того, чтобы прикоснуться к нему лбом, а достаточно нагнуться по мере возможности. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 192.

Наши рекомендации