Принятие ислама Фарвой ибн Амром
Фарва ибн Амр ибн ан-Нафира направил посланца к Пророку с сообщением о своем принятии ислама и подарил ему белую мулицу. Фарва был наместником византийцев над покорными им арабами. Он проживал в Муане и его окрестностях на земле Сирии. Когда дошла до византийцев весть о принятии им ислама, они поехали за ним. Схватили его и заперли у себя.
Когда византийцы собрались распять его возле водного источника под названием Афра в Палестине, он произнес следующие стихи:
«Получит ли весть Сальма,
Что ее любимый муж распят
На дереве у ручья Афра?»
Аз-Зухри ибн Шихаб утверждает, что, когда пришли к нему, чтобы убить его, он произнес следующие стихи:
«Сообщи вождю мусульман,
Что я готов жертвовать собою
Ради Аллаха и отдать все, что у меня есть».
Потом они отрубили ему голову и распяли возле этого источника.
Принятие ислама Бану аль-Харис ибн Кааб
Потом Пророк послал Халида ибн аль-Валида в месяце рабиа аль-ахар или джумади аль-ула десятого года к Бану аль-Харис ибн Кааб в Наджран, велел ему призывать их к исламу и не воевать с ними в течение трех дней: если ответят согласием, принять их в ислам; а если нет, то будет воевать с ними.
Халид выступил и приехал к ним. Послал верховых во все стороны, которые стали призывать к исламу, говоря: «О люди! Примите ислам и останетесь невредимыми!» И люди покорились, приняли ту религию, к которой их призывали. Халид пробыл некоторое время среди них, чтобы обучить их исламу, Книге Аллаха и Сунне Пророка — делать же это велел ему Пророк, если они примут ислам и не станут воевать.
Потом Халид ибн аль-Валид написал Пророку письмо:
«Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Мухаммаду, Пророку, Посланнику Аллаха от Халида ибн аль-Валида. Мир тебе, о Посланник Аллаха, милость Аллаха и Его благословение! Я славлю тебе Аллаха, кроме которого нет божества! А затем: О Посланник Аллаха, да благословит тебя Аллах! Ты послал меня к Бану аль-Харис ибн Кааб, приказал мне не воевать с ними после прихода их к исламу. Если примут ислам, побыть среди них, принять их в ислам, научить их обрядам ислама, Книге Аллаха и Сунне Пророка; а если не примут ислам, то чтобы я воевал с ними. Я приехал к ним, призывал их к исламу в течение трех дней, как приказал мне Посланник Аллаха. Я направил им верховых, которые провозглашали: «О Бану аль-Харис! Покоритесь — примите ислам и останетесь невредимыми!» Они приняли ислам и не стали воевать. Я нахожусь среди них, велю им делать то, что велел Аллах, и запрещаю им то, что запретил Аллах; обучаю их обрядам ислама, Сунне Пророка, пока не напишет мне Посланник Аллаха. Мир тебе, о Посланник Аллаха, милость Аллаха и Его благословение».
Посланник Аллаха ему в ответ написал:
«Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! От Мухаммада, Пророка, Посланника Аллаха Халиду ибн аль-Валиду. Мир тебе! Я славлю тебе Аллаха, кроме которого нет божества! А затем: твое письмо пришло ко мне вместе с твоим посланцем. Ты сообщаешь мне, что люди Бану аль-Харис ибн Кааб приняли ислам без того, чтобы ты начал с ними воевать, согласились принять ислам, к которому ты их призывал, дали клятву в том, что нет божества, кроме Аллаха, что Мухаммад — раб Аллаха и посланник Его. Аллах наставил их на путь праведный, так радуй их и предостерегай! Приезжай, и пусть приезжают вместе с тобой их послы! Мир тебе, милость Аллаха и Его благословение».
Халид уехал к Посланнику Аллаха, и вместе с ним поехали к нему посланцы Бану аль-Харис ибн Кааб. Это были Кайс ибн аль-Хусайн, Йазид ибн Абд аль-Мадан, Йазид ибн аль-Мухаджжаль, Абдаллах ибн Курад, Шаддад ибн Абдаллах, Амр ибн Абдаллах. Когда они пришли к Посланнику Аллаха и он их увидел, то сказал: «Кто эти люди, похожие на людей Индии?» Ему сказали: «О Посланник Аллаха! Это — люди Бану аль-Харис ибн Кааб». Подойдя к Посланнику Аллаха, они приветствовали его и сказали: «Мы свидетельствуем, что ты — Посланник Аллаха, что нет божества, кроме Аллаха». Посланник Аллаха сказал: «Я тоже свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, что я — Посланник Аллаха». Потом Посланник Аллаха произнес: «Это вы — те, которые на любой вызов отвечают войной?!» Они молчали, и никто из них ему не ответил. Потом он повторил эти слова, но никто ему не ответил. Когда Пророк повторил эти слова в четвертый раз, Йазид ибн Абд аль-Мадан ответил: «Да, о Посланник Аллаха! Это мы — те, которые на любой вызов отвечают войной». Он повторил эти слова четыре раза. Пророк сказал: «Если бы Халид не написал мне, что вы приняли ислам и не стали воевать, я бросил бы ваши головы к ногам вашим». Йазид ибн Абд аль-Мадан воскликнул: «Но ведь мы должны благодарить за это не тебя и не Халида!» Пророк спросил: «А кому же вы благодарны?» Они ответили: «Мы благодарны Аллаху, Всемогущему и Всеславному, который наставил нас на путь праведный с твоей помощью, о Посланник Аллаха». Пророк сказал: «Вы правы». Потом Пророк спросил: «Благодаря чему вы побеждали тех, кто воевал с вами в язычестве?» Они ответили: «Мы никого не побеждали». Пророк сказал: «Нет, но вы побеждали тех, кто воевал против вас». Они сказали: «Мы побеждали тех, кто воевал против нас, о Посланник Аллаха, благодаря тому, что мы собирались вместе и не разобщались. Мы не нападали первыми». Пророк сказал: «Вы правы». Посланник Аллаха назначил Кайса ибн аль-Хусайна эмиром Бану аль-Харис ибн Кааб.
Послы Бану аль-Харис вернулись к своему народу в конце шавваля или в начале зу аль-каада.
После отъезда послов Бану аль-Харис Пророк направил к ним Амра ибн Хазма, чтобы обучать их вероучению, научить Сунне, обрядам ислама и собрать с них садаку. Пророк дал ему письмо, где указал его обязанности и поручил ему свое дело:
«Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Это — разъяснение от Аллаха и Его Посланника. О те, которые уверовали! Соблюдайте договор! Поручите от Мухаммада, Пророка, Посланника Аллаха — Амру ибн Хазму при его отправке в Йемен. Приказывает ему бояться во всех своих делах, ибо Аллах с теми, которые боятся его, и с теми, которые поступают по-доброму. Приказывай ему брать по справедливости, как велит ему Аллах; радовать людей добром и призывать их к добру; обучать людей Корану, наставлять их по нему, удерживать их от запретного: человек может коснуться Корана, только будучи чистым; разъяснять людям их права и обязанности; быть добрым по отношению к справедливым; быть твердым по отношению к несправедливым. Аллах отвергает несправедливость, запрещает ее и говорит: «Проклятие Аллаха на несправедливых!» Радовать людей вестью о рае и о том, что там есть; предостерегать людей от ада и от того, что там будет; добиваться дружбы людей, чтобы они обучались религии; обучать обрядам и совершению паломничества, его законам и обязательным предписаниям, объяснить то, что велел Аллах в совершении паломничества: Великий хадж остается Великим хаджем, а Малый хадж — это аль-Умра; удерживать людей от того, чтобы никто не молился в одной маленькой одежде — одежда должна быть такой, чтобы полы ее можно было закинуть на плечи; запрещается людям стоять на коленях в одной одежде так, чтобы открывающиеся части одежды были обращены к небу; запрещается заплетать волосы на затылке; если между людьми возникли разногласия, запрещается обращаться к племенам и кланам, они должны обращаться к Аллаху одному — Всесильному и Всеславному, которому нет ровни; которые не обратятся к Аллаху, а обратятся к племенам и кланам, будут посечены мечом, пока не станут обращаться к одному Аллаху, которому нет ровни. Приказывать людям совершать омовение полностью: лицо, руки до локтей, ноги до пяток, провести по голове руками — так, как велит им Аллах; приказывать людям совершать молитвы в свое время, совершать коленопреклонение, поклон; совершать утреннюю молитву в предрассветном сумраке, совершать полуденную молитву, когда склонилось солнце; послеполуденную молитву — во время захода солнца; вечернюю молитву — когда наступает ночь, и нельзя отсрочить ее до появления звезд на небе; ночную молитву — в начале ночи. Приказал поспешить на пятничную молитву, когда призвали к ней; и помыться при отправлении к ней. Приказал ему брать с добычи пятую часть Аллаха, возложить на верующих садаку с земельных угодий: десятину с земель, орошаемых водой из источника и водой с неба; а с земель, поливаемых ведром, — половину десятины; с каждых десяти верблюдов —две овцы, с каждых двадцати — четыре овцы, с каждых сорока коров — одну корову, с каждых тридцати коров — телку или бычка, с каждых сорока овец, пасущихся без пастуха, — одну овцу. Это — предписание Аллаха, обязывающее верующих платить садаку: кто уплатит больше, будет лучше для него. Кто принял ислам из иудеев или христиан без принуждения, исповедовал религию ислама, тот считается мусульманином: у него те же права, что и у верующих, и те же обязательства, что и у них. Кто продолжает придерживаться христианства или иудаизма, то он не будет отрешен от своей веры: каждый совершеннолетний мужчина или женщина, свободный или раб, должен платить полный динар или возместить ту же сумму одеждой. Кто уплатит это, то ему будет гарантирована защита от Аллаха и Его посланника. А кто отвергнет это, то он — враг Аллаха, Его посланника и всех мусульман. Благословения Аллаха Мухаммаду, мир ему и милость Аллаха!»