ГЛАВА ВТОРАЯ. «да не скорбите, я коже и прочии

«...да не скорбите, я коже и прочии

не имущии упования»1

Смерть детей

ГЛАВА ВТОРАЯ. «да не скорбите, я коже и прочии - student2.ru еронда, одна мать девять лет назад потеряла ребёнка. Сейчас она просит Вас помолиться, чтобы она увидела его хотя бы во сне и утеши­лась.

— А сколько лет было ребёнку? Он был ма­леньким? Это имеет значение. Если ребёнок был малень­кий и если мать находится в состоянии таком, что когда он явится, она не потеряет душевного покоя, то он ей явится. Причина того, что ребёнок не является, находит­ся в ней самой.

— Геронда, а может ли ребёнок явиться не своей ма­тери, которая об этом просит, а кому-то ещё?

— Как же не может! Ведь Бог устраивает всё в соот­ветствии [с нашей пользой]. Когда мне говорят о том, что какой-то юноша умер, я скорблю, но скорблю по-челове­чески. Ведь, исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше ему надо бо­роться и тем больше у него накапливается грехов. Осо-

1 1 Сол. 4, 13


О СМЕРТИ И БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ

бенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем боль­ше своими попечениями, несправедливостями и тому подобным — они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог заби­рает из этой жизни в детстве или в юности, больше при­обретает, чем теряет.

— Геронда, почему Бог попускает, чтобы умирало так
много молодых?

— Никто еще не подписывал с Богом контракт о
том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в
наиболее подходящий момент его жизни, забирает осо­бым, только для него пригодным образом — так, чтобы
спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет луч­ше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек
станет хуже, Он забирает его, чтобы его спасти. А дру­гих— тех, что ведут греховную жизнь, но имеют распо­ложение сделать добро, Он забирает к Себе до того, как
они успевают это добро сделать. Бог поступает так, пото­му что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им
представилась для этого благоприятная возможность. То
есть Бог всё равно что говорит им: «Не трудитесь: хватит
и того доброго расположения, которое у вас есть». А ко­го-то еще — очень хорошего, Бог забирает к Себе, пото­му что в Раю нужны и цветочные бутоны.

Конечно, родителям и родственникам умершего ре­бёнка всё это понять нелегко. Посмотри: когда умирает малыш, Христос берёт его к Себе словно маленького Ан­гела, а его родители рыдают и бьют себя в грудь, тогда как им следовало бы радоваться. Ведь откуда они знают, кем бы он стал, когда вырос? Смог бы он спастись? Когда в 1924 году мы уезжали из Малой Азии на корабле, я был младенцем. На корабле было полно беженцев. Я лежал на палубе, закутанный матерью в пелёнки. Один матрос слу-

...да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования 293

ГЛАВА ВТОРАЯ. «да не скорбите, я коже и прочии - student2.ru чайно на меня наступил. Мать подумала, что я умер, и на­чала плакать. Одна женщина из нашей деревни размота­ла пелёнки и убедилась, что со мной ничего не произош­ло. Но если бы я умер тогда, то точно был бы в Раю. А сейчас мне уже столько лет, я столько подвизался, но в том, окажусь я там или нет, всё равно ещё не уверен.

Но, кроме того, смерть детей помогает и их родите­лям, Родители должны знать, что с того момента, как у них умирает ребёнок — у них появляется молитвенник в Раю. Когда родители умрут, их дети с рипидами придут к двери Рая, чтобы встретить души отца и матери. А это ведь немалое дело! Кроме того, маленьким детям, кото­рые были измучены болезнями или увечьем, Христос ска­жет: «Придите в Рай и выберите в нём самое лучшее место». А дети ответят Христу так: «Здесь прекрасно, Христе, но мы хотим, чтобы вместе с нами была и наша мамочка», и Христос, услышав прошение детей, найдет способ, чтобы спасти их мать.

Конечно, матери не должны бросаться и в другую крайность. Некоторые матери верят, что их умерший ре­бёнок стал святым, и от этого впадают в прелесть. Одна такая мать хотела дать мне что-то из вещей своего умер­шего сына в благословение, потому что верила, что он стал святым «Благословите, — спросила она меня, — да­вать людям его вещи в благословение?» — «Нет, — сказал я ей, — лучше не надо», А другая такая мать в Великий Четверг прикрепила к стоящему посреди храма Распя­тию фотографию своего ребёнка, которого убили немцы. Она говорила: «И мой сын пострадал так же, как Хрис­тос». Женщины, которые оставались в храме на ночь пе­ред Распятием, не стали ей мешать, оставили её в покое, чтобы её не ранить. А что ей было говорить? Ведь её ду­ша была травмирована.

294 О СМЕРТИ И БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ

ГЛАВА ВТОРАЯ. «да не скорбите, я коже и прочии - student2.ru Утешение скорбящего

— Геронда, какая же огромная сила необходима лю­дям для того, чтобы не испугаться внезапной смерти!

— Если люди постигли глубочайший смысл жизни, то они находят силы правильно отнестись к смерти. Ведь постигнув смысл жизни, они относятся к смерти духовно. Знаете, сколько подростков разбивается на мопедах! Знае­те, сколько молодых людей попадает в аварии на мото­циклах! Ребята поднимают мотоциклы на заднее колесо и в таком положении им очень легко перевернуться, уда­риться головой об асфальт и разбить себе голову. Они еще считают героем того, кто задерёт мотоцикл выше других. «Я, — хвалятся такие подростки, — заставил свой мото­цикл ехать на заднем колесе, как на задних лапках, но по­том я перевернулся». Видишь, чему учит их диавол, желая, чтобы они размозжили себе головы? Ведь если бы они еха­ли обычно, на двух колёсах, то, даже попади в аварию, они могли удариться не головой, а чем-то ещё и остаться в жи­вых. Однако если Бог попускает диаволу делать зло или же попускает кому-то быть невнимательным, то это значит, что из диавольского зла или из человеческой невниматель­ности выйдет что-то доброе.

— Геронда, тогда почему наша Церковь молится «и о еже сохранитися нам» от внезапной смерти?

— Это дело другое. Церковь просит Бога, чтобы смерть не застала нас неподготовленными.

— Геронда, одна мать приходит сюда и безутешно скорбит, потому что она послала своего ребёнка по де­лам, а он был сбит машиной насмерть.

— Спроси её: «Водитель сбил твоего ребёнка по зло­бе? Нет. Ты послала его по делам, для того чтобы его сби­ла машина? Нет. Значит, скажи "Слава Тебе, Боже", пото-

...да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования 295

му что, если бы машина его не сбила, он мог бы пойти по кривой дорожке. А сейчас Бог забрал его в самый подхо­дящий момент. Сейчас он находится на Небе и не риску­ет его потерять. Что ты плачешь? Неужели ты не знаешь, что ты своим плачем мучаешь своего ребёнка? Что ты хо­чешь: чтобы твой ребёнок мучился или чтобы он радовал­ся? Позаботься помочь другим своим детям, которые живут вдали от Бога. О них тебе надо плакать, а не о том, который убился». Да вот и вчера сюда приходила одна за­плаканная мать. «Бог забрал моего единственного сына», — плакала она, — и обвиняла в этом Бога. «Если ты как сле­дует подумаешь о том, что с тобой произошло, — сказал ей я, — то придёшь к выводу, что Бог оказал тебе честь. Он забрал к Себе маленького Ангела, забрал ребенка кре­щёным, не попустив ему приобрести грехи и страсти. Бог взял к Себе Ангела, а ты Его за это ещё и ругаешь? Очень скоро ты ощутишь, как твой умерший сын молится о те­бе Богу». Потом эта женщина рассказала мне о своей жизни. Она сказала, что когда была молодой, могла иметь много детей, но тогда она этого не хотела.

Знаете, сколько матерей молятся и просят, чтобы их дети жили с Богом! «Я не знаю, что Ты сделаешь, Боже мой, — говорят эти женщины, — я хочу, чтобы мой ре­бёнок спасся, чтобы он был с Тобой». Однако если Бог видит, что ребенок собьётся с правильного пути, что он катится к погибели и нет другого способа его спасти, Он берёт его к Себе неожиданной смертью. К примеру, Он попускает пьяному водителю сбить ребёнка и таким об­разом забирает его к Себе. Если бы для ребёнка была возможность стать лучше, то Бог помешал бы произойти несчастному случаю. Потом хмель выветривается из го­ловы и у того, кто сбил ребёнка. Человек приходит в чувство и всю последующую жизнь его мучает совесть. «Я


О СМЕРТИ И БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ

ГЛАВА ВТОРАЯ. «да не скорбите, я коже и прочии - student2.ru совершил преступление», — говорит такой человек и пос­тоянно просит у Бога, чтобы Он его простил. Таким об­разом этот человек тоже спасается. А мать погибшего ребёнка, мучаясь от душевной боли, начинает жить бо­лее собранно, задумывается о смерти и готовится к жиз­ни иной. Так спасается и она. Видите, как Бог за молит­вы матери устраивает так, чтобы спасались человеческие души? Однако если матери этого не понимают, то они начинают обвинять Бога! Чего же только не приходится Богу от нас слышать!

Если человек перестаёт относиться к вещам по-мирски, то его душа находит покой. Ведь как человек может обрес­ти истинное утешение, если он не верит в Бога и в истин­ную жизнь — в жизнь после смерти, в жизнь вечную? Ког­да я был в монастыре Стомион, [рядом] в Конице жила вдова, которая постоянно ходила на кладбище и по не­сколько часов рыдала там навзрыд. Она билась головой о могильную плиту и своими криками будоражила всю ок­ругу! Она давала на кладбище выход всей своей боли. Лю­ди приходили туда, забирали её, а она всё равно возвраща­лась. Это продолжалось годы. Муж этой женщины был убит немцами, а её дочь через несколько лет после смерти отца, едва только ей исполнилось девятнадцать, умерла от сердечной болезни. Так эта несчастная женщина осталась одна. Если кто-то посмотрит на происшедшее с ней внеш­не, то скажет: «Почему Бог попустил это?». И сама жен­щина, относясь к происшедшему с ней именно так — внешне, не могла утешиться. Однажды, когда я тоже при­шёл на кладбище, чтобы посмотреть, что происходит, она начала мне говорить: «Почему Бог сделал всё так? Мой муж убит на войне. У меня была единственная дочь. Бог забрал у меня и её…» Она всё говорила, и говорила, и обвиняла Бо­га. Дав ей немного выговориться, я сказал: «Я тебе тоже

...да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования 297

кое-что скажу. Мужа твоего я знал. Человек он был очень хороший. Он погиб на войне за Отечество, выполняя свой священный долг. Бог не отнесётся к нему несправедливо. Потом, после смерти твоего мужа, Бог на несколько лет ос­тавил тебе дочь. Она жила с тобой, и ты имела какое-то утешение. Однако потом Бог, видя, что девушка, может быть, сбилась бы [в скором времени] с правильного пути, забрал её в том добром устроении, в котором она находи­лась. Он сделал это, чтобы её спасти». Эта вдова, хотя муж её был очень тихим человеком, сама была немножко мир­ской. Конечно, я не сказал ей об этом прямо, не сказал ей «ты была мирским человеком», но спросил её: «О чём ду­маешь сейчас ты сама? Ты любишь мир?» — «Я не хочу ни­кого и ничего видеть», — ответила она. «Вот видишь, ска­зал я ей, — мир умер и для тебя тоже. Боль помогает тебе и ничто мирское тебя не интересует. Таким образом, очень скоро все вы вместе будете в Раю. Кому ещё Бог оказал та­кую честь, как тебе? Ты это понимаешь?» После этой бе­седы несчастная перестала ходить на кладбище. Как толь­ко с чужой помощью — она смогла уловить глубочайший смысл жизни, так сразу же успокоилась.

— Геронда, я слышала, что если человек умирает на­сильственной смертью, то он расплачивается за свои гре­хи, потому что его грехи берёт на себя убийца.

— У человека убитого, если можно так выразиться, есть смягчающие вину обстоятельства. Он может сказать Богу так: «Я бы покаялся, но он меня убил». Таким об­разом, тяжесть [его грехов] падёт на убийцу. Однако не­которые, у которых не хватает в голове соображения, говорят: «Если бы существовал Бог, Он не позволил бы совершаться такому множеству преступлений. Он нака­зывал бы преступников». Такие люди не понимают, что Бог оставляет преступников жить для того, чтобы в День


Наши рекомендации