О правилах при приеме пищи
Посланник Аллаха r никогда не был придирчив к пище. Принимая то, что есть, не заставлял искать того, чего нет. Никогда не отвергая и не порицая то, что ему предлагается, употреблял то, что ему по нраву, не принуждая ни к чему (подобному) других.
Из пищи всегда любил халву (сладости), мед, мясо и молоко. Хлеб всегда любил употреблять с приправами (не сухомятку). Так, например, однажды, когда ему подали хлеб, он спросил: «Нет ли у нас какой-либо приправы?» «Только уксус», – ответили ему. «Хорош (и) уксус в приправу!» – услышали они.
Иногда, при некоторых обстоятельствах, и в силу некоторых свойств пищевых продуктов, он совмещал одно с другим. Так, в сборниках Абу Дауда и Тирмизи передается, что Посланник Аллаха r ел (употреблял) финики с арбузом и говорил: «Устраняем (сломим) жар первого хладом второго, и холод этого – жаром того».
При приеме пищи он всегда сидел скромно, о чем говорил: «Я сижу так, как сидит раб, и ем так же, как ест раб». Чаще всего он сидел на правой ноге, прижав левую ногу к животу.
Также упоминается, что он ел тремя пальцами и только правой рукой, о чем говорил: «Пусть каждый из вас помянет Имя Аллаха Всевышнего, приступая к еде, если же он забудет сделать это перед едой, пусть скажет: «С Именем Аллаха в начале и в конце!» «БисмиЛляхи авваляху ва ахыраху»», в другом хадисе: «…скажи «С Именем Аллаха!» «БисмиЛлях!» и ешь правой рукой…»
Закончив есть, Пророк r всегда говорил: «Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благосклонная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!» «Альхамду лиЛляхи кясиран тайибан мубаракян фихи, гайра макфиян ва ля муваддагын ва ля мустагниян ганху, раббана!»
Также передается со слов Муаза бин Анаса, что Посланник Аллаха r сказал: «Тому, кто после еды скажет: «Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю!» - будут прощены его предыдущие прегрешения». «Альхамду лиЛляхи лязи атгамана хаза, ва разакнихи мин гайри хаулин минни ва ля кувватин».
Сообщается и о том, что Посланник Аллаха r всегда велел прикрывать посуду покрывалом, о чем сказано в хадисе Джабира бин ‘Абдуллаха: «Прикрывайте (покрывайте) посуду и закрывайте сосуды, ведь в году есть ночь, в которую снисходит чума (зараза) и не пройдет мимо неприкрытой посуды и незакрытого сосуда, не оставив в нем от этой заразы».
۞
{
О правилах при питье
Всевышний Аллах говорит в Коране:
«И извели из животворной влаги всякое живое существо»Аль-Анбийа, 30
Сообщается, что Пророк r любил пить отстоявшуюся воду. О манерах поведения же сообщается, что он советовал не дышать (при питье) в сосуд, о чем говорится: «Когда кто-либо из вас пьет, пусть не дышит в сосуд, а отдалит его ото рта. Это – и обильнее, и здоровее, и полезней».
Также не рекомендовано пить большими глотками: «Когда кто-либо из вас пьет, пусть всасывает (потягивает) воду, и не глотает большими глотками, это вредит печени».
Также: «Не пейте все разом подобно верблюду, но пейте в два или три приема и произносите слова «С Именем Аллаха» перед каждым глотком и воздавайте Ему хвалу после каждого».
Кроме того, он запретил дуть на питье, о чем говорится в хадисе, переданном со слов Абу Саида аль-Худри, который сообщил: «Пророк запретил дуть на питье, после чего один человек сказал: «(Бывает), что я вижу в нем соринки». На что Пророк сказал: «Выплесни их». Человек сказал: «Я напиваюсь, сделав только один вздох». На что тот сказал ему: «Тогда отведи сосуд ото рта и вздохни».
۞
{
О внешнем виде и одежде
Аллах Всевышний сказал:
«О дети Адама! Рядитесь в украшения и лучшие одежды пред тем, как отправляться к месту поклоненья. Ешьте и пейте всласть, но в меру – Аллах не любит тех, кто неумерен. Скажи: «Кто наложил запрет на те прекрасные дары Аллаха, что Он низвел для тех, кто в услужении Ему, и ту благую снедь, которою Он вас питает? Скажи: «Все эти блага ближней жизни – для тех, которые уверовали всей душой, и лишь для них в День Воскресения! Так Мы разъясняем Свои знамения для тех, кто в разумении живет»Аль-Аграф, 31-32
В сборнике Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Ибн Мас‘уда, что однажды Посланник Аллаха r сказал: «Не войдет в рай тот, в сердце у кого было высокомерие весом хотя бы с одно зернышко». (Услышав это), один сказал: «Но ведь человек хочет, чтобы одежда его была красивой и чтобы сандалии его были красивыми!» Тогда Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это – отрицание истины и презрение по отношению к людям».
Благородный Посланник r никогда не оставлял без внимания того, что касалось внешнего вида людей, и если видел неряшливо одетого и непричесанного человека, обязательно порицал его за то, что он не следит за собой. Так сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах сказал: «Однажды Посланник Аллаха, пришедший навестить нас и увидевший какого-то человека в грязной одежде и с растрепанными волосами, сказал: «Неужели он не мог найти ничего, чтобы постирать свою одежду и привести в порядок свою голову?» Таким образом, благородный Посланник r неодобрительно отнесся к появлению человека на людях в грязной одежде, поскольку он мог постирать или очистить ее. Тем самым он дал понять каждому мусульманину, что одежда его должна быть чистой, а его внешний вид – хорошим и приятным на глаз. Сообщается также, что Пророк r говорил: «Каждому из вас, по возможности, следует найти для себя и одевать по пятницам две одежды, и не из числа тех, в которых вы работаете».
Однажды группа сподвижников Посланника Аллаха r дожидалась его у дверей, и он вышел к ним. Но прежде он посмотрел на свое отражение, поправляя бороду и волосы на голове. ‘Аиша сказала: «И я спросила у него: «О Посланник Аллаха, и ты делаешь это?!» В ответ он сказал: «Да, и если человек выходит к своим братьям, пусть приводит себя в порядок, ибо, поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное!»
И мусульманин делает это все в соответствии с учением ислама о необходимости придерживаться золотой середины во всем, иначе говоря, учением о необходимости придерживаться умеренности, которое не приемлет ни излишеств, ни упущений. Поведение же человека, который заботится о своей внешности столь мало, что это принимает отвратительные формы, под предлогом того, что это делается в знак отречения от мира и смирения, не имеет ничего общего с исламом. Так, Посланник Аллаха r, который был господином отрекшихся от мира и смиренных, носил хорошую одежду и украшал себя для своих сподвижников и своих жен, так как считал, что человек, действующий подобным образом, тем самым демонстрирует, что Аллах оказал ему Свою милость. О чем и говорится в хадисе, что Пророк Аллаха сказал: «Поистине, Аллах любит, когда по рабу Его видно, что Он оказал ему милость Свою».
В хадисе Джундуба бин Макиса гогворится: «Когда к Посланнику Аллаха прибывала делегация, он надевал свои лучшие одежды, требуя от своих ближайших сподвижников поступать так же. И я видел, что в тот день, когда к нему прибыла делегация от племени кинда, на нем были йеменские одежды, и таким же образом были одеты Абу Бакр и ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими».
В ином хадисе передается, что Посланник Аллаха r, облачаясь в новые одежды, говорил: «Хвала Аллаху, который одел меня в то, чем я могу прикрыть свою наготу и чем я могу украсить себя в этой жизни!» «Альхамду лиЛляхи лязи кясяни ма уари бихи гаурати ва аджтамиль бихи фи хаяти!»
۞
{
О правилах отхода ко сну
Всевышний Аллах сказал:
«Аллах приемлет души в момент их смерти, а души тех, в ком смерть не наступила, во время сна Он (держит у Себя), и души тех, кому он смерть назначил, Он оставляет у себя. Другие же отправляет (к их телам на землю) до срока, названного (Им). Поистине здесь кроются знамения для тех, кто разумеет»Аз-Зумар, 42
Поэтому в сборниках Бухари и Муслима, хадисе от Бараа бин ‘Азиба говорится, что Посланник Аллаха r сказал: «Если отходишь ко сну, прими омовение, затем ляг на правый бок, и скажи: «О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело свое, и обратил к Тебе лицо свое и на Тебя положился по желанию своему и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе, уверовал я в Твое Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка, которого Ты послал» «Аллахумма, аслямту нафси иляйка, ва фаввадту амри иляйка, ва ваджахту ваджхи иляйка, ва альджату захри иляйка рагбатан ва рахбатан иляйка. Ля мальджа ва ля манджа минкя илля иляйка, амянту би Китабикя лязи анзальта ва набийикя лязи арсальта». И старайся после этого не говорить, ибо если ночью ты умрешь, то умрешь в присущем тебе от рождения состоянии (в Исламе)».
Пророк r всегда наставлял выбирать подходящее время и поведение при отходе ко сну. Он запретил спать утром (на рассвете) – в наиболее благоприятное для человеческой активности и жизнедеятельности время. Также запрещал спать на закате дня, так как это негативно сказывается на разуме человека. Всегда, однако, спал и наставлял других вздремнуть в послеполуденное время. Запрещал спать лицом вниз, т.е. на животе, как говорится в хадисе от Абу Умамы: «Как-то Пророк проходил в мечети мимо спящего на животе (лицом вниз). Он разбудил того, толкая ногой, со словами: «Вставай, так спят обитатели ада!»
Отходя ко сну, Пророк r ложился щекой на руку и говорил: «С Именем Твоим, Аллах, я умру и с ним оживу» «Бисмикя Аллахумма амуту ва ахйа». Проснувшись же, говорил: «Хвала Аллаху, воскресившему нас после умерщвления, и к Нему возврат!» «Альхамду лиЛляхи лязи ахйана мин багди ма аматана, ва иляйхи нушур».
Также передается, что Посланник Аллаха r говорил: «Каждую ночь на голове спящего шайтан вяжет три узла. Ударяя по каждому, говорит: «У тебя (впереди) длинная ночь, лежи (спи)!» Если, проснувшись, человек вспомнит Аллаха, развязывается узел. Если встал и принял омовение, развязывается узел второй. Если же встанет и помолится, развяжутся все (узлы). И встанет (начнет утро) тогда он бодрым и активным. Если же нет - начнет его в дурном расположении духа, ленивым».
۞
{
О сексуальных отношениях
Всевышний Аллах говорит в Коране:
«И из знамений Его то, что Он создал для вас жен из вас самих, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами (узы) любви и милосердия»Ар-Рум, 21
«Они (женщины) – одежда для вас, а вы - одежда им»Аль-Бакара, 187
«Для вас супруги ваши – нива, и вы на свою ниву приходите, когда желание в вас есть»Аль-Бакара, 223. Поэтому сексуальные отношения между мужчиной и женщиной должны существовать, прежде всего, ради продолжения рода, во-вторых, для выведения из организма лишних веществ и, в-третьих, для удовлетворения похоти и естественного желания.
Поэтому благородный Пророк r говорил: «Из всего мирского полюбились мне только два – женщины и благовония».
Также передается, что он сказал: «Мир этот – временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в пользование в этом мире, является праведная жена». Он также сказал: «Я женюсь на женщинах, сплю и бодрствую, пощусь и ем, тот же, кто отклониться от моего примера – тот не со мной»
Он также сказал: «Юноши! Тот, кто в состоянии жениться, пусть женится, так как это сохраняет взор и уберегает половые органы, тот же, кто не может этого, пусть постится - это для него защита».
Когда у Пророка r спросили, какие женщины считаются лучшими, он сказал: «Та, которая радует, когда на нее глядишь, и повинуется, когда повелишь ей, и та, которая не противоречит (ему) в том, что ему в ней не нравится, и в том, что касается его имущества».
Также передается, что он сказал: «На женщинах женятся из-за ее имущества, либо из-за ее знатности, либо за красоту, или за ее религию. Так добейся же той, что религиозна - обретешь достаток!».
Также в хадисе Анаса бин Малика говорится, что Посланник Аллаха r сказал: «Тот, кто желает встретить Аллаха чистым и очищенным, пусть женится на свободных». А когда Джабир бин ‘Абдуллах женился на бывшей замужем, Пророк r сказал ему: «Лучше, если б ты женился на девственнице, играл бы с ней, и она играла бы с тобой».
Также Пророк r советовал жениться на плодовитых; как передается в сборнике Абу Дауда, однажды к Пророку r пришел один, и говорит: «Мне досталась красивая женщина знатного рода, но она бесплодна, жениться ли мне на ней?» «Нет» - ответил Пророк r. Тогда он пришел второй раз. И тот опять запретил ему. А когда он пришел в третий раз, то услышал: «Женитесь на любящих и плодовитых, ведь я буду гордиться вашей многочисленностью».
Что же касается полового акта, то ему должны предшествовать любовные игры, такие, например, как обнимания и целования. В сборнике Абу Дауда об этом говорится, что Посланник Аллаха r целовал ‘Аишу и даже сосал ее язычок. Также желательно до и после полового акта быть в состоянии омовения, об этом говорится: «Если кто-то из вас имел половой акт, затем решил повторить – пусть примет омовение».
Относительно же самого полового акта передается, что когда снизошли аяты:
Для вас супруги ваши – нива, и вы на свою ниву приходите когда желание в вас есть…», - некоторые ансары пришли к Пророку r и спросили об этом. Тогда он пояснил: «Входи в нее как пожелаешь и, конечно, только в половое отверстие».
Об этом также упоминается, что Посланник Аллаха r сказал: «Аллах не посмотрит на того, кто имел совокупление с женщиной в задний проход».
Также говорится: «Тот, кто совокупляется с женщиной при менструации или в задний проход, а также тот, кто пришел к прорицателю и поверил ему, – тот впал в неверие относительно того, что было ниспослано Мухаммаду».
Также передается, что Посланник Аллаха r сказал: «Аллах не стесняется истины, а вам следует, поэтому не входите в женщин в задний проход».
В другом предании говорится, что курайшиты и некоторые ансары имели практику совокупляться с женщинами сзади, о чем иудеи распустили слухи. Тогда и снизошли аяты:
«Для вас супруги ваши – нива, и вы на свою ниву приходите, когда желание в вас есть».
Также передается в хадисе Джабира бин ’Абдуллаха, что иудеи говорили, что если мужчина совокупляется с женщиной сзади (в половое отверстие), ребенок родится с недостатками, на что снизошли вышеприведенные аяты. Посланник Аллаха r же пояснил это: «Если желает сзади, то может опереть ее на лицо, если желает, может не опирать, но делать это должен (конечно) только в половое отверстие».
До и после полового акта Пророк r также наставлял произносить: «БисмиЛляхи, Аллахумма джаннибна шайтана ва джанниби шайтана ма разактана!» «С Именем Аллаха! О Аллах, отдали от нас Сатану и отдали Сатану от того, чем Ты нас наделил!».
۞
{
О любви и страсти
О любви и страсти можно сказать, что существует две ее разновидности. Та, что дозволена шариатом и предопределением, и та, что запрещена.
Прежде всего следует знать, что любовь возникает от пустоты сердца, о чем сказано в Коране:
«И так она его желала, и он (в ответ) бы и желал ее, если б свидетельства Владыки своего он не увидел, так (Мы веление Свое ему послали), чтоб зло и мерзость от него отвлечь. Он истинно из искренних служителей (Аллаха)!»Йусуф, 24
«И пустотой наполнилося сердце матери Мусы, и выдала б она его, если бы Мы не укрепили ее сердце, чтоб быть ей из уверовавших (в Бога)» Аль-Касас, 10
Также следует сказать, что в Шариате, по Мудрости Господней и Его предопределению, все схожее и идентичное собирается вместе, а противоположное не совмещается.
«Он – Тот, кто сотворил вас из одной души и из нее же сотворил ей пару, чтоб обрести у ней успокоение»Аль-Аграф, 189
А в сборнике Бухари говорится: «Души подобны выстроенному войску, те, что познакомятся – воссоединятся, те, что не будут знакомы – будут разниться». Об этом же говорится в сборнике Ахмада, что в Мекке жила женщина, которая смешила людей. Когда она приехала в Медину, то поселилась у одной, которая тоже смешила людей, на что Пророк r привел хадис: «Души – подобны выстроенному войску…»
Так же сказано и в Коране:
«И будет сказано: «Собрать всех нечестивых и их супруг, и все, чему они помимо Бога поклонялись, и отвести на путь, ведущий в огнь Ада»Ас-Саффат, 22-23
«И когда распределятся души (по парам)» Ат-Такуир, 7
В хадисе же Ахмада говорится: «Тот, кто полюбит общество, будет воскрешен вместе с ними».
Что касается любви и страсти дозволенного типа и их лечения, то об этом Посланник Аллаха r сказал: «Юноши! Тот, кто в состоянии жениться, пусть женится, так как это сохраняет взор и уберегает половые органы, тот же, кто не может этого, пусть постится - это для него защита». А в сборнике Ибн Маджи говорится: «Я не вижу для двух влюбленных другого средства, кроме женитьбы».
В Коране об этом сказано:
«А у кого из вас нет средств взять верную и охраняемую в жены, берите в жены тех из верных, которыми владеют ваши правы руки. Аллах ведь знает вашу веру, вы друг от друга все (сотворены). На них женитесь с позволенья их господ, по справедливости им дар назначив, им – целомудренным, непохотливым, внебрачных связей не имевшим… Сие (установление) для тех из вас, которых тягости (семейных уз) пугают, но, несомненно, лучше будет вам, коль будете вы сдержаны и терпеливы, Аллах ведь Всепрощающ, Милосерд! Аллах вам хочет разъяснить и показать вам нравы тех, которые до вас (грешили), и вам явить Свою благопреклонность, Аллах, поистине, Всезнающ, Мудр! Аллах к вам быть благопреклонным хочет, но те, кто следует своим страстям, хотят увлечь вас от Него как можно дальше. Аллах вам хочет облегчить (земное бремя), ведь сотворен был слабым человек»Ан-Ниса, 25-28
Что же касается любви и пристрастий запретного типа, то об этом в Коране сказано:
«И не удерживая радостную страсть, к нему явились жители селенья. Но Лут сказал им: «Это – мои гости, и вы меня пред ними не бесславьте, побойтесь Бога и меня не опозорьте». Те говорят: «Неужто мы тебе не запретили давать опеку кому б то ни было на свете?» «Вот мои дочери, - сказал он, - если вы мерзость совершить решили». И клянемся жизнью Мы твоею, ведь в упоении (своих страстей) они блуждают слепо!» Аль-Хиджр, 67-72
В ином случае говорится:
«Вы не берите в жены женщин, что были в браке с вашими отцами, разве что это совершилось раньше. Ведь это мерзко и постыдно, к тому же – сей обычай скверен. Вам запрещается брать в жены матерей, сестер, и ваших дочерей, и ваших теток с материнской и отцовской стороны, и дочерей сестер и братьев, и матерей, вскормивших грудью вас, сестер молочных и матерей ваших супруг, приемных дочерей, оставленных на ваше попеченье, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили, нет греха на вас (ее взять в жены). Жен сыновей, которые от ваших чресел, и вместе (в жены брать) двух родных сестер, разве что это совершилось раньше, поистине, Аллах Прощающ, Милосерд!»Ан-Ниса, 22-24
۞
{
О благовониях
Следует сказать, что хороший запах питает душу и радует сердце. Человек, издающий приятный запах, более предрасположен быть в обществе ангелов, чем в обществе демонов, так как сатана пребывает во всем скверном и мерзком. То же самое касается и человеческих душ, ибо чистые души тянутся к чистому и благому, мерзкие же – к скверному и мерзкому.
«Дурные – дурным, бесстыжие – бесстыжим. Добропорядочные – порядочным, хорошие – хорошим. Они чисты перед (людской молвой), им есть – прощенье, и одарит Аллах их наделом благородным»Ан-Нур, 26
Поэтому в хадисе говорится: «Право Аллаха (спросить) каждого мусульманина, чтобы тот раз в семь дней был вымыт, и (если есть) умащался благовонием».
Также говорится: «Тот, кому предложат умаститься благовонием, пусть не отказывается, ибо оно приятно на запах и легко в ношении».
Также передается, что Посланник Аллаха r сказал: «Аллах Благой – и любит благое, Чист – и любит чистое, Щедр – и любит щедрость, Превосходен – и любит превосходство, поэтому очищайте свои помещения и свой двор, и не походите на иудеев, которые собирают помои (мусор) у себя в доме».
Передается также, что Посланник Аллаха r сказал: «В сердце есть зерно бесноватости и проказы, и ничто лучше не (выводит) истребляет его, чем вдыхание нарцисса».
Эфирные масла растений – это вовсе не масла, они не имеют ничего общего с жирами, а являются летучими углеводородами. Вдыхание того или иного запаха воздействует на нервную систему, но весьма индивидуально. Вдыхание, например, базилика или мяты усиливает состояние аналитической активности. Некоторые запахи вызывают состояние расслабления и вдохновения. Помимо рефлекторного действия, ароматические вещества имеют еще и ассоциативный эффект. То есть, вызывая ряд сугубо индивидуальных ассоциаций, часто бессознательных, ароматы могут влиять и на глубинные психические процессы, что нередко используется в психотерапии.
Также известно, что целительные ароматы масел лимона, чабреца, корицы и чайного дерева являются средством для профилактики гриппа. Ароматы масел бергамота, гвоздики и герани - средством при заболеваниях горла и полости рта. Ароматы масел кедра, гвоздики, корицы и эвкалипта помогают при заболеваниях суставов. Ароматы масел иланг-иланга, левзеи, розмарина, лаванды эффективны при головной боли. Ароматы масел розы, лаванды и ладана способствуют снятию стресса. Ароматы масел ели, имбиря, пихты и сосны повышают работоспособность, а ароматы масел мяты, гвоздики и ириса придают бодрость. Для улучшения же памяти известно применение ароматов масел гвоздики, муската, грейна и цитронеллы.
۞
{
О здоровье глаз
В сборнике Ибн Маджи говорится: «Применяйте (наносите) на глаза сурьму, она улучшает зрение…».
Также говорится: «Она (сурьма) способствует росту волос, очищает глаза и улучшает зрение».
В сборнике Абу Дауда говорится, что Пророк r перед сном применял сурьму, смешанную с благовонием.
Также передается, что Пророк r применял сурьму (капли), по три на каждый глаз, и говорил: «Тот, кто применит сурьму, пусть количество (капель) сделает нечетным».
Зрительную информацию об окружающем мире человек получает путем восприятия и анализа электромагнитных волн. Органом, превращающим электромагнитные волны в нервный импульс, является сетчатка. Нервные отростки ее клеток, собираясь, образуют зрительный нерв, по которому нервный импульс распространяется по зрительным путям в затылочные доли коры головного мозга (зрительного центра). Поэтому здоровье и гигиена глаз чрезвычайно важна в жизнедеятельности человека.
Сурьма, как средство гигиены, использовалась как средство для лечения глаз еще издревле. Однако существует немало и других гигиенических и косметических средств для ухода за глазами.
۞
{
О здоровье зубов
В сборнике Бухари передается хадис, что Посланник Аллаха rсказал: «Если бы я не опасался обременить свою общину, то повелел бы им чистить зубы перед каждой молитвой (не менее пяти раз в день)».
Также в том же сборнике передается, что он сказал: «Чистить зубы – (является залогом) чистоты рта и довольства Господа».
Передается также в сборнике Ахмада, что Посланник Аллаха r сказал: «Как хорошо поступает тот, кто чистит (очищает) рот после еды, ибо нет для ангелов ничего тягостнее, чем (наличие) остатков пищи (во рту) (у раба Божьего)!»
۞
{