Христианство как основа миропонимания человека средневековой культуры
Мироощущение человека средневековой культуры. Религиозная картина мира.
1. Истоки культуры средневековья. Влияние античности на средневековое миропонимание (см. в тексте лекций об идее бессмертия души, о Сенеке, об эклоге Вергилия, об античных персонажах в «Божественной комедии» Данте и т.д.)
2. Понятие «средние века». Периодизация средневековой культуры (см. текст лекций).
Христианство как основа миропонимания человека средневековой культуры.
В основе миропонимания средневекового человека (в Западной Европе) лежит христианская религия. Прежде чем обратиться к реконструированию западноевропейского средневекового менталитета, необходимо уяснить для себя некоторые моменты понятийного и источникового характера.
Прежде всего, какова этимология словосочетания «христианская религия»? Слово «религия» происходит от латинского «religio» и в буквальном переводе означает набожность, благочестие, святыню, культовый предмет. Название христианства связано с греческим словом «Christos» - помазанник. Как известно, христианство является одной из трех мировых, т.е. наднациональных религий - наравне с буддизмом и исламом.
В основе догматики и богослужения христианства лежит Библия,_или Священное писание. Христианская церковь включила в нее иудейский Ветхий Завет; собственно христианской частью Библии является Новый Завет. В Ветхий завет входят т.н. «Пятикнижие» Моисея («Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие»), а также «Притчи Соломона», «Книга Экклезиаста», «Песнь Песней Соломона», «Плач Иеремии», книги пророков и т.д. Новый Завет - священные книги христиан, где изложены основные догмы христианской религии, легенды о жизни ее основателя - Христа, приведены его слова и поучения.
Это: четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, двадцать одно послание апостолов (четырнадцать - Павел, остальные - Иаков, 2 - Петр, 3 - Иоанн, Иуда); наконец, «Апокалипсис» («Откровение») Иоанна. Лука и Марк не являются непосредственно учениками Иисуса. Первый - спутник Павла, второй - Петра.
Произведения, включенные в Новый Завет; церковь считает каноническими, а все остальные сочинения христиан I- IV в., написанные в тех же жанрах, - апокрифическими, т. е. тайными (1. Канон (греч.) - брус и веревка для измерения - стандарт, норма, критерий, образец. 2. Апокриф (греч.) – тайна, сокровенность. Апокрифы – произведения иудейской и ранне-христианской литературы, не включенные в канон. Во II в., во время борьбы основных течений христианства с группой христиан-гностиков последние создавали писания - секретные, тайные, с применением криптограмм, что давало им ощущение связи через тайну - апокриф.) Полемика христиан с гностиками привела к истолкованию сочинений гностиков не только как тайных, но и подложных.
Решение вопроса о канонических и апокрифических текстах зависело от победы определенные течений в христианстве. Естественно, отвергались как ложные все сведения, снижающие, демистифицирующие образ Христа. Например, никоим образом не могла стать канонической известная «анти-легенда» о Христе, из которой следовало, что он был сыном Марии и римского солдата Пандиры; что Христос за чародейство был забит камнями и т.д. Такая же судьба была уготована и Евангелию детства, где пятилетний, тринадцатилетний Иисус представлен далеко не как кроткий, милосердный спаситель. Несколько эпизодов из Евангелия детства в изложении Ирины Сергеевны Свенцицкой мы сейчас приведем (см. «Тайные писания первых христиан». М., 1981, стр. 252-253)
Несомненно воздействие на автора «Евангелия детства» античного мифологизма: «Сколько греческих мифов повествовало о наказании богами людей, осмелившихся противоречить им или равнять себя с ними!» (стр.253).
(См. текст лекций: о двух направлениях в интерпретации проблемы историчности Христа; «мифологическая» и «историческая» школы; концепция Б.Сапунова).
На прошлой лекции мы уже отмечали факт влияния античного миропопонимания на средневековую культуру, на сердцевину этой культуры - христианство. Речь шла о греческом стоицизме в его римской фазе и о роли Сенеки.
Однако своеобразие, уникальность средневекового менталитета, средневекового культурно-исторического мира заключается в особом характере преемственности по отношению к предшествующим и последующим культурам. Эта преемственность на уровне тотальной критики и переработки была воспринята позднейшими исследователями как отказ, негация. Конечно, критика и переработка античного наследия должны были породить новое мироощущение, по многим параметрам отличающееся от античного. Это констатировал уже римский историк Цельс, противопоставивший античное преклонение перед гармонично развитым, физически совершенным, обладающим пайдейей человеком христианской апелляции ко всем калекам, больным, прокаженным и обездоленным. Цельс заявлял: "Что, если бы дух божий действительно воплотился в человека, он выбрал бы статного, красивого, сильного юношу, обладавшего красноречием", а не низкорослого и щуплого Иисуса; тем самым Цельс противопоставил два разных этико-эстетических идеала
Не только степень, уровень переработки прошлого, но и специфика условий, в которых происходит это усвоение, сказывается на характере вновь созидаемых ценностей. Мы уже отмечали, что в основу христианского миропонимания были положены не только античные, но и восточно-иудейские, а также варварские мотивы. Иудаизм явился источником ещё одной мировой религии - ислама. Однако, имея общую точку отсчёта, ислам и христианство далее развиваются во многом специфическими путями. Выразилось это и в мусульманской и христианской символике. Зарубежными
исследователями высказано оригинальное суждение о том, почему восточная цивилизация ориентирована на луну, а западная - на солнце. Известно, что религиозная символика мусульман - это полумесяц и звезда, что полумесяц был гербом Мухаммеда и т.д. Некоторые авторы утверждают, что здесь свою роль сыграли природно-климатические условия Аравийской пустыни, где изначально формировался ислам. Луна и звёзды символизируют прохладу ночи в пустыне, отдых от изнуряющей жары, возможность продолжить путь каравана; одновременно Луна способствует преодолению тьмы, мрака. Это является насущной задачей и в христианском миропонимании; однако западная культура изначально была ориентирована на Солнце.