Завоевание Мекки
Ибн Исхак рассказывает: «Пророк находился в Медине после похода на Муту в течение месяцев джумада аль-ахира и раджаб.
Потом Бану Бакр ибн Абд Манат напали на хузаитов, когда они находились возле своего колодца на южной окраине Мекки под названием аль-Ватир. Причиной ссоры между Бану Бакр и Бану Хузаа был следующий случай. Человек из Бану аль-Хадрами по имени Малик ибн Аббад — а тогда существовал союз между Бану аль-Хадрами и аль-Асвад ибн Разн — выехал по делам торговли. Когда этот человек находился в центре территории хузаитов, на него напали, убили и ограбили. Бану Бакр напали на человека из Бану Хузаа и убили его. Хузаиты перед самым приходом ислама напали на трех сыновей аль-Асвада ибн Разна ад-Дайли: Сальму, Кульсума и Зуайба, знатных людей Бану Кинана и убили их на горе Арафа возле каменного ограждения святыни.
Приход ислама удержал Бану Бакр и Бану Хузаа от дальнейшего развития событий, заняв людей своими проблемами. Когда был заключен мир в аль-Худайбии между Посланником Аллаха и курайшитами, среди оговоренных обеими сторонами условий, как рассказал мне аз-Зухри со слов Урвы ибн аз-Зубайра, со слов аль-Мисвара ибн Махрамы и Марвана ибн аль-Хакама и других наших знатоков, было право каждого племени заключать союз или с Пророком, или с курайшитами по своему выбору. Бану Бакр заключили союз с курайшитами, а Хузаа вошли в союз с Пророком.
Когда установилось перемирие, Бану ад-Дайл из Бану Бакр решили воспользоваться этим, напасть на хузаитов и отомстить за убитых сыновей аль-Асвада ибн Разна. Во главе Бану ад-Дайл, выступили Науфаль ибн Муавия, который был их вождем, но не вождем всего рода Бану Бакр. Он устроил против хузаитов засаду у их колодца аль-Ватир. Убили одного хузаита. Пошли друг на друга, и началась схватка. Курайшиты снабдили Бану Бакр оружием. Несколько курайшитов под покровом ночи приняли участие в схватке на стороне Бану Бакр. Хузаитов заставили отступить до территории святыни. Подойдя к святыне, Бану Бакр сказали: «О Науфаль! Мы вошли на территорию святыни, к твоему божеству». Он сказал грешные слова: «Нет сегодня здесь уже божества, о Бану Бакр! Убейте своего кровного врага! Клянусь жизнью, вы ведь воруете на священной территории и разве не станете убивать на ней своих кровных врагов?»
Когда Бану Бакр и Курайш выступили против Хузаа и убили хузаитов, нарушив заключенный с Пророком договор нападением на Бану Хузаа, которые были в союзе с Пророком, к Пророку в Медину пришел Амр ибн Салим аль-Хузаи из рода Бану Кааб. Именно это явилось поводом для завоевания Мекки. Амр подошел к Пророку, сидящему среди людей в мечети, и произнес стихи:
«О Боже! Я заклинаю Мухаммада
Союзом, заключенным между нашим
Отцом и его родовитым отцом.
Вы были детьми, и мы были отцами.
Потом мы приняли ислам, и мы не отказались от данного слова.
Окажи помощь против агрессии!
Призываю рабов Аллаха, чтобы пришли на помощь!
Во главе — Посланник Аллаха, который выделялся,
Мрачнеет лицо его, когда нарушают его права,
Во главе войска, как море бушующее.
Курайшиты нарушили данное обещание —
Разорвали заключенный с тобой договор.
Устроили против нас засаду в местечке Када
И утверждали, что я не смогу позвать никого на помощь.
Они более трусливы и меньше числом.
Они напали на нас, спящих в аль-Ватире,
И убивали нас, когда мы совершали молитву».
Пророк сказал: «Тебе будет оказана помощь, о Амр ибн Салим». Потом явилась к Посланнику Аллаха туча с неба. Он воскликнул: «Эта туча предвещает победу Бану Кааб».
Потом к Пророку в Медину пришел Будайль ибн Варка во главе группы хузаитов. Они сообщили ему о том, что произошло с ними, и о помощи курайшитов Бану Бакр в нападении на них. Потом они отправились обратно в Мекку. Пророк людям говорил: «Вот-вот придет к вам Абу Суфьян, чтобы подтвердить договор и продлить его срок». Будайль ибн Варка и его спутники встретили в пути Абу Суфьяна в Усфане — его послали к Посланнику Аллаха курайшиты, чтобы подтвердить договор и продлить его срок. Они испугались того, что совершили. Когда Абу Суфьян встретил Будайла ибн Варака, спросил: «Откуда идешь, о Будайль?» Он догадался, что Будайль приходил к Пророку. Будайль ответил: «Ходил с хузаитами к этому побережью и в центр этой долины». Спросил: «Разве ты не ходил к Мухаммаду?» Ответил: «Нет». Когда Будайль ушел в Мекку, Абу Суфьян сказал: «Если Будайль побывал в Медине, то он кормил своего верблюда семенами». Он пошел на место, где Будайль останавливал своего верблюда, взял помет и размял его. Увидев семена, он воскликнул: «Клянусь Аллахом, Будайль побывал у Мухаммада».
Абу Суфьян поехал дальше, приехал в Медину к Посланнику Аллаха, вошел к своей дочери Умм Хабибе бинт Абу Суфьян. Когда он направился, чтобы сесть на ложе Пророка, она свернула одеяло. Абу Суфьян удивился: «О доченька! Я не понял, ты скрываешь от меня это ложе или же не хочешь, чтобы я сел на это ложе? » Она ответила: «Это — ложе Посланника Аллаха. А ты —-язычник, нечестивый. Я не хочу, чтобы ты сел на ложе Посланника Аллаха». Абу Суфьян воскликнул: «Ей-богу, ты стала без меня, дочка, злобной». Потом ушел от нее и пришел к Пророку. Обратился к Пророку, но он ему не ответил. Потом направился к Абу Бакру, попросил его, чтобы уговорил Пророка поговорить с ним. Абу Бакр сказал: «Я этого не сделаю». Потом пошел к Омару ибн аль-Хаттабу, обратился к нему. Тот воскликнул: «Разве я стану ходатайствовать за вас перед Посланником Аллаха? Клянусь Аллахом, если бы я нашел даже пылинку, то использовал бы ее против вас». Абу Суфьян ушел и зашел к Алию ибн Абу Талибу. Его жена — Фатима, дочь Пророка, а у нее был сын Хассан ибн Дли, младенец, ползал перед ней на четвереньках. Абу Суфьян сказал: «О Али! Ты более близок ко мне по родству, чем другие. Я пришел по важному делу и не могу вернуться, не выполнив его. Походатайствуй за меня перед Посланником Аллаха!» Али ответил: «Горе тебе, о Абу Суфьян! Ведь Посланник Аллаха решил уже это дело. Мы не можем отговорить его». Он обернулся к Фатиме и сказал: «О дочь Мухаммада! Ты не смогла бы сделать так, чтобы этот твой сынок стал причиной перемирия между людьми? Тогда он стал бы во главе арабов до конца своей жизни». Она воскликнула: «Ей-богу, мой сын еще маленький, чтобы помирить людей, давать слово за Посланника Аллаха!» Абу Суфьян сказал, обратись к Алию: «О Абу аль-Хасан! Я вижу, что дела мои плохи. Посоветуй мне!» Он ответил: «Клянусь Аллахом, я не знаю ничего, что бы тебе пригодилось. Но ведь ты — господин Бану Кинана. Ты походи среди людей, а потом возвращайся на свою землю». Абу Суфьян спросил: «Ты думаешь, что это принесет какую-то пользу?» Ответил: «Нет, ей-богу, не думаю. Но я другого пути не вижу». Абу Суфьян отправился в мечеть и сказал: «О люди! Я объявляю перемирие между людьми».
Потом он сел на своего верблюда и уехал. Когда пришел к курайшитам, они спросили: «С чем вернулся?» Ответил: «Я пришел к Мухаммаду и обратился к нему. И, ей-богу, он мне ничего не ответил. Потом я пошел к Ибн Абу Кахафе и ничего хорошего от него не добился. Потом пришел к Ибн аль-Хаттабу и нашел, что он ярый враг. Потом пришел к Алию и нашел, что он самый мягкий из них. Он мне посоветовал одно дело, и я сделал это. Только, ей-богу, не знаю, принесет это какую-то пользу или нет». Опросили: «Что он велел тебе сделать?» Ответил: «Велел мне объявить перемирие между людьми, и я сделал это». Спросили: А согласился на это Мухаммад?» Ответил: «Нет». Сказали: «Горе тебе! Ей-богу, этот человек переиграл тебя! То, что ты сделал, не принесет тебе никакой пользы». Абу Суфьян воскликнул; «Ей-богу, ничего другого я не смог сделать».
Пророк велел людям готовиться в поход, членам своей семьи тоже приказал снарядить его для похода. Абу Бакр зашел к своей дочери Аише, когда она перебирала вещи Пророка, и спросил: «О дочка! Вам Посланник Аллаха велел готовить его в поход?» Ответила: «Да, он уже подготовился». Спросил: «Как ты думаешь, куда он хочет идти?» Ответила: «Клянусь Аллахом, не знаю».
Потом Пророк сообщил людям, что он идет на Мекку, приказал им тщательно подготовиться и воскликнул: «О Боже! Сделай так, чтобы курайшиты не узнали об этом и чтобы мы застигли их врасплох!» Люди снарядились в поход.
Мне рассказал Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр со слов Урвы ибн аз-Зубайра и других наших знатоков, которые говорили: «Когда Пророк подготовился к походу на Мекку, Хатиб ибн Абу Балтаа написал письмо к курайшитам, сообщая им о готовящемся походе Пророка к ним. Письмо он отдал женщине, которая, по словам Мухаммада ибн Джафара, была родом из Музаййана; а мне говорил другой человек, что это была женщина по имени Сара, рабыня одного из членов рода Бану Абд аль-Мутталиба. Он назначил ей вознаграждение за то, что передаст письмо курайшитам. Женщина спрятала письмо на голове, заплела косички и отправилась в путь. К Пророку пришла весть с неба о том, что совершил Хатиб. Он послал Алия ибн Абу Талиба и аз-Зубайра ибн аль-Аввама за ней, говоря: «Догоните женщину — вместе с ней Хатиб ибн Абу Балтаа направил письмо курайшитам, предупреждая их о нашем решении выступить против них». Они выехали и догнали ее в аль-Халике, территории Бану Абу Ахмад. Они ее остановили, стали рыться в багаже, но ничего не нашли. Тогда Али ибн Абу Талиб ей сказал: «Клянусь Аллахом, Пророк не мог сказать неправду, обмануть нас. Или ты сама достанешь нам это письмо, или мы сами тебя разденем и будем осматривать». Увидев серьезность его намерений, она сказала: «Отвернись, отвернись!» Расплела косички на голове, вытащила оттуда письмо и отдала его Алию. Он принес письмо Пророку. Пророк вызвал Хатиба и спросил: «О Хатиб! Что побудило тебя на это?» Ответил: «О Посланник Аллаха! Клянусь, я верю в Аллаха и Его посланника, не изменился в своей вере и не изменял ей. Но я человек без знатного роду и племени. А у них находятся мой сын и моя семья. Я угождал курайшитам ради своей семьи». Омар ибн аль-Хаттаб воскликнул: «О Посланник Аллаха! Позволь мне, я отрублю ему голову. Этот человек стал лицемером». Пророк сказал: «Откуда тебе знать, о Омар, может, Аллах уже узрел участников битвы при Бадре и сказал: «Делайте, что хотите — я вам прощаю!»
Всевышний Аллах про Хатиба ниспослал следующие аяты: «О те, которые уверовали! Не берите в друзья моего и вашего врага: вы обращаетесь к ним с любовью...» и до слов «Для вас есть прекрасный пример Ибрахима и тех, кто был с ним; вот они сказали народу своему: «Мы отказываемся от вас и от тех, кому вы поклоняетесь, кроме Аллаха; мы отрекаемся от вас, и между нами и вами возникает вражда и ненависть навсегда, до тех пор, пока вы не уверуете только в одного Аллаха» и до конца рассказа (60:1—4).
Рассказал мне Мухаммад ибн Муслим ибн Шихаб аз-Зухри со слов Убайдуллаха ибн Абдаллаха ибн Утбы, со слов Абдаллаха ибн Аббаса, который рассказывал: «Потом Посланник Аллаха отправился в путь. Вместо себя в Медине оставил Абу Рухума Кульсума ибн Хусина ибн Утбу. Выступил десятого числа месяца рамадан. Пророк постился, вместе с ним постились и люди. Достигнув места под названием аль-Кудайд между Усафаном и Амаджом, стал разговляться.
Он двинулся дальше и остановился в местности под названием Марра аз-Захран с десятью тысячами мусульман. Вместе с Посланником Аллаха шли мухаджиры и ансары — никто из них не отстал от него. Когда Пророк сделал привал в Марра аз-Захране, все источники информации для курайшитов были перекрыты и они не получали никаких сообщений о Пророке, были в полном неведении относительно его действий. В те же дни Абу Суфьян ибн Харб, Хаким ибн Хизам и Будайль ибн Варка вышли на поиски данных о нем, надеясь что-нибудь увидеть или услышать какую-нибудь новость. Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб встретил Пророка уже на пути.
(Ибн Хишам говорит: «Аль-Аббас встретил Пророка в аль-Джухфе — он уезжал вместе со своими детьми из Мекки. До этого он жил в Мекке, надзирая над источником воды у Каабы. Посланник Аллаха был им доволен, как говорил мне Ибн Шихаб аз-Зухри».)
Абу Суфьян ибн аль-Харс ибн Абд аль-Мутталиб и Абдаллах ибн Абу Умаййа ибн аль-Мутира тоже встретили Посланника Аллаха в местечке под названием Ник аль-Укаб между Меккой и Мединой. Они попытались встретиться с ним. О них Пророку сообщила Умм Салама, говоря: «О Посланник Аллаха! Здесь сын твоего дяди и сын твоей тетки — он же твой шурин!» Ответил: «Не нужны они мне: сын моего дяди меня опозорил, а сын моей тетки — он же мой шурин — обзывал меня в Мекке нехорошими словами». Когда им сообщили ответ, Абу Суфьян, при котором находился его маленький сын, воскликнул: «Ей-богу, пусть позволит мне войти, или же я возьму этого младенца и уйду вместе с ним в пустыню, где мы помрем оба от жажды и голода». Когда Пророку сообщили об этом, он пожалел их и разрешил войти. Оба зашли к нему и приняли ислам. Абу Суфьян ибн аль-Харс декламировал стихи о своем принятии ислама, извинялся за свои прошлые поступки. Он сказал:
«Клянусь твоей жизнью, когда несу знамя,
чтобы конница аль-Лата победила конницу Мухаммада,
Я похож на растерянного в ночи путника, окутанного тьмой.
И вот пришла пора найти мне дорогу
И встать на путь праведный.
А повел меня на путь праведный,
Победил вместе с Аллахом тот,
Кого я всячески гонял, преследовал.
Я всячески старался уйти от Мухаммада:
Меня ведь звали к нему, хоть я и не из его близких.
Но окружают его хорошие люди —
А если кто-либо из людей не поладит с ними,
То он будет изолирован и отвергнут,
Даже если он будет умный и авторитетный.
Теперь я хочу их удовлетворить,
Но не смогу поладить с ними,
Если я не буду вести себя правильно повсюду.
Скажи племени Сакиф: я не хочу с ними воевать!
Скажи этим сакифам: больше я не враг ваш!
Я ведь не был в войске, которое напало на Амра —
Не участвовал в этом деле ни языком, ни руками.
А войско, напавшее на них, — это был сброд
Из разных мест и из разных племен».
Утверждают, что, когда Абу Суфьян произнес слова: «Победил меня вместе с Аллахом тот, кого я всячески преследовал», Посланник Аллаха ударил его в грудь и воскликнул: «Ты меня всячески преследовал».
Когда Пророк остановился в Марра аз-Захране, аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб сказал себе: «Курайшиты пропали! Ей-богу, если Посланник Аллаха войдет в Мекку силой до того, как они придут к нему и попросят пощады, то это будет означать полную погибель для курайшитов». Аль-Аббас рассказывает: «Я сел на белую мулицу Пророка и выехал в местечко Арак в надежде встретить кого-нибудь из людей, вышедших за город за дровами или за молоком или просто по своей нужде, который, вернувшись в Мекку, сообщил бы курайшитам о местонахождении Пророка, чтобы курайшиты вышли навстречу к Пророку и попросили у него пощады, прежде чем он войдет в Мекку силой».
Аль-Аббас рассказывает: «Ей-богу, я еду на ней в поисках того, ради кого я вышел. И тут я услышал разговор Абу Суфьяна и Будайла ибн Варка. Абу Суфьян говорил: «Я никогда раньше не видел столько огней и столько войска, как сегодня ночью». Будаиль отвечает: «Это, ей-богу, племя Хузаа готовится к войне». Абу Суфьян ему возражает: «Племя Хузаа не так многочисленно, чтобы у них было столько огней и столько войска». Я узнал его голос и крикнул: «О Абу Ханзала!» Он узнал мой голос и отозвался: «Абу аль-Фадль?» Я ответил утвердительно. Тогда он спросил: «Что с тобой, да будут твоим выкупом отец мой и мать моя?» Я ответил: «Горе тебе, о Абу Суфьян! Это Посланник Аллаха во главе этих людей. Пропали курайшиты, ей-богу!» Он воскликнул: «А что же делать?» Я ответил: «Ей-богу, если он поймает тебя, то непременно отрубит тебе голову. Сядь на круп моей мулицы, я приведу тебя к Пророку и попрошу для тебя у него пощады!» Аль-Аббас рассказывает далее: «Он сел сзади меня. А его спутники поехали назад. Я привез его, и каждый раз, как проезжал мимо костра мусульман, они спрашивали: «Кто это?» Увидев мулицу Посланника Аллаха и меня на ней, говорили: «Дядя Посланника Аллаха на его мулице!» Когда я проезжал мимо костра Омара ибн аль-Хаттаба, он спросил: «Кто это?» Подошел ко мне и, увидев Абу Суфьяна на крупе мулицы, воскликнул: «Абу Суфьян, враг Аллаха! Слава Аллаху, который доставил тебя без договора и без обещаний!» Потом поторопился к Пророку. Я погнал мулицу и обогнал его, насколько могло обогнать медлительное верховое животное медлительного человека. Соскочил с мулицы, вошел к Посланнику Аллаха. Омар тоже вошел к нему и сказал: «О Посланник Аллаха! Здесь Абу Суфьян! Аллах доставил его без договора и обещаний. Позволь мне, я отрублю ему голову!» Я воскликнул: «О Посланник Аллаха! Я взял его под свою защиту!» Потом я подсел к Пророку, взял его за голову и сказал: «Клянусь Аллахом! Сегодня его судьбу кроме меня никто не будет решать!» Когда Омар стал настаивать на своем, я сказал: «Потише, о Омар! Ей-богу, если бы он был из рода Бану Адий ибн Кааб, я бы этого не говорил. Но ведь ты знаешь, что он из рода Бану Абд Манаф». Он мне ответил: «Это ты не шуми, о Аббас! Клянусь Аллахом, принятие ислама тобой было более желательно для меня, чем даже принятие ислама моим отцом, оно также было желательно для Пророка больше принятия ислама моим отцом». Пророк сказал: «Возьми его с собой, о Аббас, и иди на свое место. А утром приведи его ко мне». Я увел его, и он ночевал у меня. Когда настало утро, отправился вместе с ним к Посланнику Аллаха. Увидев его, Пророк воскликнул: «Горе тебе, о Абу Суфьян! Не настало ли для тебя время признать, что нет божества, кроме Аллаха?!» Абу Суфьян ответил: «Ты мне дорог, как отец и мать! Как ты терпелив, благороден и добрый родственник! Ей-богу, я подумал, что если вместе с Аллахом было какое-нибудь другое божество, то я бы в нем не нуждался». Пророк воскликнул: «Горе тебе, о Абу Суфьян! Не пора ли тебе знать, что я Посланник Аллаха?» Ответил: «Ей-богу, в отношении этого у меня до сих пор есть сомнение». Аль-Аббас ему сказал: «Горе тебе! Покорись и признай, что нет божества кроме Аллаха, что Мухаммад — Посланник Аллаха, пока тебе не отрубили голову!» И он произнес слова исповедания веры, принял ислам. Аль-Аббас рассказывает: «Я сказал: «О Посланник Аллаха! Абу Суфьян — человек гордый. Сделай для него что-нибудь!» Ответил: «Хорошо. Кто войдет в дом Абу Суфьяна, он — в безопасности; кто закроет за собой дверь, он — в безопасности; кто войдет в мечеть, он — в безопасности».
Когда Абу Суфьян собрался уходить, Пророк сказал: «О Аббас! Задержи его у выхода из лощины возле горы — пусть посмотрит на проходящих мимо воинов Аллаха!» Я ушел вместе с ним и задержал его у выхода из лощины — там, где велел держать его Пророк. Мимо проходили племена со своими знаменами. Каждый раз, как проходило какое-нибудь племя, он спрашивал: «О Аббас! Кто эти?» Я отвечал: «Салим». Он говорил: «Что между мной и племенем Салим?» Потом проходит другое племя, и он спрашивает: «О Аббас! А эти кто?» Я отвечал: «Племя Музаййана». Он говорил: «Что между мной и племенем Музаййана?» Так продолжалось До тех пор, пока не прошли все племена: о каждом племени он спрашивал, я называл племя, и он восклицал: «Что между мной и племенем таким-то». Последним проехал Посланник Аллаха во главе своего зеленого отряда. (Ибн Хишам говорит, что назвали его зеленым отрядом из-за множества железных доспехов, в которые были закованы мухаджиры и ансары — из-под железных доспехов были видны только их глаза.) Абу Суфьян был поражен и спросил-«Боже мой! О Аббас, а эти кто?!!!» Я ответил: «Это Посланник Аллаха во главе мухаджиров и ансаров». Он воскликнул: «Никто не сможет одолеть этих. Клянусь Аллахом, о Абу аль-Фадл, царство твоего племянника становится великим». Я сказал: «О Абу Суфьян! Это — пророчество». Он воскликнул: «В таком случае пусть будет благословен!» Я сказал: «Скорей к твоему народу!» Когда Абу Суфьян пришел к курайшитам, он во весь голос закричал: «О курайшиты! Вот пришел к вам Мухаммад с такой силой, которую вам не одолеть. Кто войдет в дом Абу Суфьяна, тот в безопасности». К нему подошла Хинд бинт Утба, схватила его за усы и закричала: «Убейте этого толстяка! Из предводителя племени он превратился в мерзкого человека!» Абу Суфьян воскликнул: «Горе вам! Не давайте этой женщине ввести себя в соблазн! Он пришел к вам с такой силой, которую вам не одолеть. Кто войдет в дом Абу Суфьяна, он будет в безопасности». Они его прервали: «Да поразит тебя Аллах! Какая польза для нас от твоего дома?» Абу Суфьян продолжил: «Тот, кто закроется в своем доме, тоже будет в безопасности; и кто войдет в Каабу, будет в безопасности». Люди разошлись по домам, а некоторые укрылись в Каабе.
Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр, что Пророк, достигнув местечка под названием Зу Тава, встал на своей верблюдице, обернул голову полой плаща — красной материей: так склонил голову в смиренности перед Аллахом, когда увидел, какую победу послал ему Аллах, так что кончик его бороды почти касался металлического кончика седла.
Рассказал мне Йахья ибн Аббад ибн Аббдаллах ибн аз-Зубайр со слов своего отца, со слов своей бабушки Сама, дочери Абу Бакра. Она рассказывала: «Когда Посланник Аллаха остановился в Зу Тава, Абу Кухафа своей самой маленькой дочери сказал: «Поднимись со мной к Абу Кубайсу!» Он потерял зрение. Она привела его туда, и он спросил: «Доченька! Что ты видишь. » Ответила: «Вижу черное скопление». Он сказал: «Это всадники». Она продолжила: «И вижу человека, который скачет перед этой толпой туда-сюда». Он сказал: «Доченька, это распорядитель, который передает приказы всадникам и указывает места их расположения». Потом она сказала: «Ей-богу, толпа рассредоточилась». Он комментировал: «Значит, всадники двинулись. Скорей веди меня домой!» Она спустилась вместе с ним. Ему встретились всадники еще до того, как он пришел домой. На шее девушки было серебряное ожерелье. Человек, встретившийся ей на дороге, сорвал с нее это ожерелье. Когда Посланник Аллаха вошел в Мекку и находился в Каабе, Абу Бакр привел туда своего отца. Увидев его, Пророк воскликнул: «Почему не оставил старца в доме? Я сам бы к нему пришел!» Абу Бакр ответил: «О Посланник Аллаха! Скорее всего, это ему надлежит прийти к тебе, чем тебе — к нему». Пророк усадил Абу Кухафу перед собой, коснулся его груди и сказал ему: «Прими ислам!» И он принял ислам. Когда Абу Бакр привел своего отца, у отца на голове торчали клоки седых волос. Пророк сказал: «Покрасьте ему волосы!» Потом Абу Бакр встал, взял за руку свою сестру и сказал: «Заклинаю Аллахом и исламом, где ожерелье моей сестры?» Ему никто не ответил. Тогда он воскликнул: «О сестренка! Смирись с утратой своего ожерелья! Клянусь Аллахом, сегодня мало честности в людях!»
Рассказал нам Абдаллах ибн Абу Нуджайх, что Посланник Аллаха, после того, как рассредоточил свою армию в Зу Тава, приказал аз-Зубайру ибн аль-Аввату возглавить часть людей и войти в Мекку со стороны Када. Аз-Зубайр находился на левом фланге. Сааду ибн Убаде он приказал вместе с частью людей войти со стороны Када.
Некоторые знатоки утверждают, что Саад, когда ему было приказано войти в город, воскликнул: «Сегодня состоится кровавая битва! Сегодня запретное станет разрешенным!» Это услышал один из мухаджиров (Ибн Хишам говорит, что это был Омар ибн аль-Хаттаб) и сказал: «О Посланник Аллаха! Слушай, что говорит Саад ибн Убада! Мы боимся, что он проявит жестокость в отношении курайшитов!» Пророк Алию ибн Абу Талибу приказал: «Догони его, возьми у него знамя! Ты войдешь с этим знаменем!»
Мне Абдаллах ибн Абу Нуджайх рассказывал, что Посланник Аллаха приказал Халиду ибн аль-Валиду войти в Мекку с юга — со стороны аль-Лита во главе части людей. Халид находился на правом фланге, где находились племена Аслам, Сулайм, Гафар, Музаййана, Джухайна и некоторые арабские кочевые племена. Абу Убайда ибн аль-Джаррах во главе шеренги мусульман ворвался в Мекку перед Пророком. Пророк вошел в город через Азахир, расположился на северной части Мекки, где был поставлен для него шатер.
Мне рассказали Абдаллах ибн Абу Нуджайх и Абдаллах ибн Абу Бакр, что Сафван ибн Умаййа, Икрима ибн Абу Джахль, Сухайль ибн Амр собрали людей в аль-Хандаме и готовились воевать. Хаммас ибн Кайс ибн Халид из Бану Бакр готовил оружие перед входом Пророка в Мекку. Жена его спросила: «Для чего ты готовишь все это?» Ответил: «Против Мухаммада и его приятелей». Потом он участвовал в бою у аль-Хандама вместе с Сафваном, Сухайлем и Икримой. Когда их встретили мусульмане из отряда Халида ибн аль-Валида, между ними произошла небольшая схватка. Были убиты два всадника из отряда Халида ибн аль-Валида: Курз ибн Джабир и Хунайс ибн Халид ибн Рабиа.
Рассказали мне Абдаллах ибн Абу Нуджайх и Абдаллах ибн Абу Бакр: «Из племени Джухайна был убит Салама ибн аль-Майла, всадник из отряда Халида ибн аль-Валида. Из язычников было убито двенадцать или тринадцать человек. Потом они были побеждены. После поражения Хаммас вернулся к себе домой и сказал своей жене: «Закрой за мной дверь!» Она спросила: «Где ты был?» Он ответил стихами:
«Если бы ты была в сражении при аль-Хандаме,
Когда убежал Сафван и убежал Икрима,
А Абу Йазид стоял, как вдова — мать сиротинок,
Встречая их саблей покорной,
Отрубая каждую руку и голову
Ударом так, что слышно лишь бормотание их;
Прекратилось за нами и бормотание.
Тогда ты не произнесла бы ни одного упрека».
Боевым кличем сподвижников Пророка во время завоевания Мекки, Хунайна, ат-Таифа были следующие слова: «Клич мухаджиров: «О Бану Абд ар-Рахман!»; клич племени аль-Хазрадж: «О Бану Абдаллах!»; клич племени аль-Аус: «О Бану Убайдуллах!»
Пророк велел своим предводителям из числа мусульман, отдавая им приказ вступить в Мекку, воевать только с теми, кто оказывает сопротивление. Но он назвал имена нескольких человек, которых приказал убить, даже если их найдут под покрывалами Каабы. Среди них был Абдаллах ибн Саад. Пророк приказал убить его потому, что он, приняв ислам, записывал откровения для Посланника Аллаха, но потом, отказавшись от ислама, став язычником, вернулся к курайшитам. Он убежал к Осману ибн Аффану — был его молочным братом — и Осман укрыл его. После того как воцарилось спокойствие среди пришедших людей и жителей Мекки, Осман пришел вместе с ним к Пророку и попросил пощадить его. Утверждают, что Посланник Аллаха долго молчал, потом проговорил: «Ладно». После ухода Османа Пророк находящимся вокруг него сподвижникам сказал: «Я долго молчал для того, чтобы кто-нибудь из вас подошел к нему и отрубил ему голову». Один из ансаров воскликнул: «Что же ты, о Посланник Аллаха, не дал мне знака?» Ответил: «Пророк не убивает при помощи знака».
(Ибн Хишам сказал: «Потом он принял ислам, а Омар ибн аль-Хаттаб поручал ему исполнять некоторые должности в качестве наместника, потом Осман ибн Аффан после Омара назначал его правителем».)
Абдаллах ибн Хатал из Бану Тайм — его приказал убить Пророк по следующей причине. Он был мусульманином; его Пророк послал в качестве доверенного лица и вместе с ним послал одного из ансаров, которого сопровождал слуга, принявший ислам. Они остановились на привал. Абдаллах приказал слуге зарезать козла и приготовить пищу для него. Лег спать, когда проснулся, обнаружил, что слуга ничего не сделал для него. Напал на слугу и убил его. Потом вернулся в язычество. У него были две наложницы: Фиртана и ее подруга. Они распевали песни, в которых высмеивали Посланника Аллаха. Пророк приказал убить их обеих вместе с ним.
Аль-Хувайрис ибн Нукайз — он был из тех, кто причинял страдания Пророку в Мекке. (Ибн Хишам сказал: «Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб повез Фатиму и Умм Кульсум, дочерей Посланника Аллаха, из Мекки в Медину. Аль-Хувайрис ибн Нукайз уколол их стрекалом и скинул их на землю».)
Микйас ибн Субаба — Пророк приказал убить его за то, что он убил ансара, убившего по ошибке его брата — вернулся к курайшитам язычником.
Сара, рабыня одного из членов рода Бану Абд аль-Мутталиб — она была в числе тех, кто причинял страдания Пророку, а также Икрима ибн Абу Джамаль.
Абдаллаха ибн Хатала убили Сайд ибн Хурайс аль-Махзуфи и Абу Барза аль-Аслами — они оба приняли на себя его кровь. А что касается двух певиц ибн Хатала, то одна из них была убита, а другая сбежала. Потом попросили Пророка пощадить ее, и он даровал ей безопасность.
Аль-Хувайриса ибн Нукайза убил Али ибн Абу Талиб.
Микйоса ибн Субаду убил Нумайла ибн Абдаллах — человек из его рода.
За Сару заступились, и она была прощена. Потом она прожила некоторое время, пока один из мусульман не стоптал ее конем во время правления Омара ибн аль-Хаттаба в ущелье аль-Абтах и убил ее.
Икрима убежал в Йемен. Жена его Умм Хаким приняла ислам, попросила Пророка пощадить его, и он даровал ему безопасность. Поехала за ним в Йемен, привезла его к Пророку, и он принял ислам.
Рассказал мне Сайд ибн Абу Хинд со слов Абу Мурры, вольноотпущенника Акила, сына Абу Талиба, что Умм Хани, дочь Абу Талиба, рассказала: «Когда Посланник Аллаха расположился в се-верной части Мекки, ко мне прибежали два человека — родственники из Бану Махзум. Ко мне пришел Али ибн Абу Талиб — мой брат — и сказал: «Клянусь Аллахом, я убью обоих!» Я закрыла за ними дверь своего дома, потом пришла к Посланнику Аллаха, находившемуся в верхней (северной) части Мекки. Когда я пришла к нему, он умывался из посуды, на которой были следы (остатки) теста. Его дочь Фатима прикрывала его накидкой — куском материи, надеваемой через плечо. Закончив умываться, он взял накидку и надел ее через плечо. Потом совершил утреннюю молитву — восемь ракатов. После всего этого подошел ко мне и сказал: «Добро пожаловать, Умм Хани! Что тебя привело?» Я рассказала ему о тех двух людях и об Али. Он сказал: «Тех, кого ты взяла под свою защиту и гарантировала безопасность, уже взяли под защиту и гарантировали им безопасность. Он их не убьет».
(Ибн Хишам говорит, что это были аль-Харс ибн Хишам и Зухайр ибн Абу Умаййа ибн аль-Мугира.)