О духовных законах. « да не скорбите, якоже и прочии
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
О СМЕРТИ И БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Об отношении к смерти 279
ГЛАВА ВТОРАЯ
«…да не скорбите, якоже и прочии,
не имущии упования» 291
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О жизни после смерти 299
УКАЗАТЕЛИ
Указатель ссылок на Священное Писание 314
Предметный указатель 315
ПРЕДИСЛОВИЕ
Четвёртый том продолжает публикацию «Слов» блаженного Старца Паисия. В этой книге собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху. Старец говорил, что больше всего писем он получал от людей, имевших проблемы в семейной жизни, и подчёркивал, что причина этих проблем — удаление людей от Бога и их самолюбие. «В прежние времена, — говорил он, — жизнь была более умиротворённой и люди проявляли терпение. А сегодня все, кого ни возьми, — словно зажигалки: [сыпят искрами и] не могут вынести ни единого слова, И после этого автоматически следует развод».
Войдя в самом раннем возрасте в великую семью Церкви как Её старательный член, Старец чувствовал, что уже не принадлежит своей маленькой [плотской] семье. Стяжав Божественную любовь, он стал Божиим чадом и поэтому — ощущая всех людей своими братьями и сестрами — любил каждою «утробою Иисус Хрис-товою» (Фил. 1, 8). «Видя пожилого человека, — говорил нам Старец, — я говорю себе, что это мой отец. Видя
старушку, я говорю, что это моя мать. Встречая ребёнка, гляжу на него как на своего маленького племянника. Я люблю всех. За одних мне радостно, за других — больно. Тебе знакомо подобное состояние?» Но и сам Старец в каждом конкретном случае становился для всякого человека сыном, братом, отцом, дедом. Эта непритворная любовь помогала человеку, который сближался со Старцем, измениться в лучшую сторону и, приняв слово Божие, жить в согласии с ним. Будучи членом Тела Христова, Старец не только с болью молился за людей, у которых были трудности в семейной жизни, но — откликаясь на их просьбы — помогал им и своим словом Он помогал людям даже в самых деликатных вопросах семейной жизни, несмотря на то что, как монах, сам проводил жизнь подвижническую.
Испытанный огнём искушений и закалённый в горниле болезни, которая в разных формах посещала его с 1947 года до самой кончины в 1994 году, Старец сострадал каждому страждущему и с болью молился о тех, кто испытывал боль. О своём собственном здоровье он заботился лишь настолько, чтобы обслуживать себя самого и помочь тем, кто к нему приходил. Он верил, что если кто-то молится за других больных, не обращая внимания на свою собственную боль, то это приводит Бога в умиление и Он слышит такую молитву. Однако Старец советовал больным людям сначала сделать всё по-человечески возможное для своего исцеления, а уже то, что выше человеческих сил, — оставить Богу. Одновременно он укреплял веру людей, чтобы они относились к своему недугу с надеждой на Бога, не забывали, что на протяжении жизни земной все мы — «пришельцы и странники» (ср. 1 Пет. 2,11), и готовились к жизни вечной.
Настоящий том издаётся по благословению нашего Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Митрополита Кассандрийского Никодима. Книга состоит из вводной главы и шести частей. Многие из вопросов были заданы Старцу Игуменьей и некоторыми сестрами нашего монастыря. Старец благословлял нас отсылать людей, просящих нашей духовной помощи, к духовнику, однако, часто в разговоре с Игуменьей или с кем-то из старших сестер, люди, стесняемые затруднением, говорят о своей боли и спрашивают совета. Иногда, для того чтобы быть уверенными в том, что мы правильно ответили на тот или иной серьёзный или запутанный вопрос, мы обращались к Старцу, и он говорил нам, как решать ту или иную проблему по-Божьему. Однако и сам Старец во время общих монастырских собраний и в личных беседах с сестрами, используя как повод какой-нибудь случай из жизни нашего монастырского общежития или заданный нами вопрос, нередко говорил о трудностях, с которыми встречаются христиане в миру. Он делал это для того, чтобы мы с болью молились о мире. Кроме того, Старец приводил примеры из жизни отцов или матерей, которые, не имея тех благоприятных духовных возможностей, которые есть у монахов, жили святой жизнью. Таким образом отец Паисий побуждал нас подвизаться с большим любочестием. Некоторые из ответов Старца обогащены отрывками из его писем, переданных нам теми священнослужителями и благоговейными мирянами, кому они были адресованы.
Том открывает вводная глава под заглавием «Юные на жизненном распутье», цель которой помочь юношам и девушкам, колеблющимся в выборе жизненного пути.
12
13
В этой главе особо отмечено, что оба пути, начертанные нашей Церковью, — семейная и монашеская жизнь — благословенны. Юные должны выбрать один путь в соответствии со своим призванием, силами и любочестием. Им следует сделать это не зависимо от чьих-либо «подталкиваний», а с доверием Богу. Целомудренная и духовная жизнь юных — основная предпосылка для их преуспеяния на выбранном пути — будь то жизнь монашеская или семейная.
В первой из шести частей настоящей книги определяются основы, на которых стоит семья: благородная, великодушная любовь и уважение супругов друг к другу. Терпение в трудностях, сопровождаемое молитвой, спасает семью от распада.
Во второй части идет речь об обязанностях и ответственности родителей за правильное воспитание детей и особенно подчёркивается важность родительского примера, этого «молчаливого назидания» родителями детей, а также роль матери в семье. Старец подчёркивает и то, что родительская нежность, любовь к детям — основные предпосылки для их естественного и нормального развития.
Третья часть тома посвящена детям. В ней идёт речь об их радостях и трудностях — от младенчества до зрелости, а также об их обязанностях перед родителями. Уважение и любовь детей к родителям — не только в детском? но и в зрелом возрасте — есть залог того, что они получат благословение Божие.
В четвёртой части Старец даёт читателям простые и практические советы о духовной жизни в семье. Эти советы помогают детям и родителям ежедневно опытно переживать Евангелие — независимо от того, находятся они дома или на работе. Старец говорит
и о том, что работа, которой занимается человек, не должна мучить его постоянной душевной тревогой, но содействовать его духовному совершенству.
Пятая часть посвящена различным испытаниям, которым подвергаются люди в своей жизни. Старец подчёркивает то, какое [великое] утешение и силу Бог даёт людям, если они не просто терпят ниспосланные им испытания, но и славословят за них Бога. Болезнь, увечье, клевета — это благословения для человека, который уловил глубочайший смысл жизни. Переживаемыми страданиями человек расплачивается за свои грехи или же зарабатывает себе небесную мзду.
Наконец, в шестой части собраны ответы Старца на вопросы о том, как правильно относиться к смерти и как к ней готовиться. Старец разъясняет, в чём состоит истинное утешение людей, скорбящих о потере близких, и подчёркивает, насколько помогают усопшим заупокойные службы, молитва и милостыня, совершаемые об их упокоении. Просто и образно Старец рисует картину будущего Страшного Суда и вечной жизни.
Собранные в настоящем томе поучения Старца могут, с одной стороны, помочь подвизающимся мирянам с большой верностью продолжить свой «добрый подвиг» (ср. I Тим. 6, 12). С другой стороны, они могут разбудить совесть людей, мучающихся вдали от Бога, возжечь в них желание стать сознательными членами Церкви и радоваться в маленькой общинке своей семьи тому миру, который даёт духовная жизнь. Одновременно Старец подчёркивает, что в браке необходимо соблюдение всех заповедей Божиих, которые «тяжки не суть» (I Ин. 5, 3). К примеру, если один из супругов жертвует собственной волей и оказывает послушание
другому, то он поступает так от любви и поэтому не чувствует себя угнетённым, но переживает сладкое утешение.
Возможно, современному человеку, привыкшему к «расхлябанным законам» нынешнего общества, некоторые суждения Старца Паисия покажутся максималистскими и невыполнимыми. Но, взглянув на слова Старца в свете Евангелия, читатель убедится, что они являются его точным, бескомпромиссным выражением. То, к чему всегда стремится Старец, — это совершенство во Христе. Однако его богопросвещённое пастырство долготерпит человеческую немощь и использует святоотеческую икономию1, разумеется, не опускаясь при этом до компромисса с грехом. Примерами из жизни прошедших времён Старец помогает современному человеку понять, что Бог есть Бог Живой и «действуяй вся во всех» (I Кор. 12, 6). Он действует не только в будущей жизни как Мздовоздая-тель, но и в жизни настоящей — как нежный, любящий Отец. Однако человек должен показать своё благое произволение и подъять свой мальм подвиг. Немного потрудившись, мы многое принимаем. Подъять этот малый труд человеку необходимо — чтобы дать Богу «право вмешиваться» в его жизнь многой божественной помощью.
1 В православном богословии «икономией» называется отклонение в исключительных случаях от точного смысла Священных Канонов в их практическом применении. Церковь пользуется икономией по образу неизреченного снисхождения и человеколюбия Божия, и цель его применения — духовная польза и спасение человека. (Далее примечания греческих издателей даются без указания.)
Благодарим тех, кто, прочитав рукопись настоящего тома перед изданием, с уважением выразили свои замечания и помогли сделать книгу лучше.
Молитвенно желаем, чтобы Слова Старца помогли семье, которая — в наши дни особенно — страдает по причине забвения или попрания заповедей Божиих, обрести в недрах Православной Церкви своё истинное предназначение, чтобы родители и дети начали жить в Раю уже в сей жизни. Аминь.
16 сентября 2002 года
Память Святой Великомученицы Евфимии.
Игуменья обители Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова монахиня Филофея с сестрами
во Христе.
Родители, которые рождают детей и дают им тело, должны, насколько возможно, содействовать их духовному возрождению. То, что родители не в силах сделать для своих детей сами, им следует впоследствии возложить на учителей. Поэтому наша Церковь и молится «о ро-дителех и учителех». Однако, кроме телесных отцов, есть и отцы духовные, духовные отцы трудятся над духовным возрождением людей и содействуют воспитанию детей более действенно.
19