Лонгчен Рабджам (1308-1363). «Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла». Естественное проявление ламп Мудрости в промежуточных состояниях бардо
Эти наставления будут представлены в двух разделах:
1. Общее описание промежуточных состояний.
2. Подробное объяснение природы каждого барда
Общее описание промежуточных состояний
Это описание включает три подраздела:
1. Классификация промежуточных состояний.
2. Рубежи промежуточных состояний.
3. Образ их проявления.
Классификация промежуточных состояний
Существует четыре вида бардо, это утверждается в тантре «Пронзительный Звук»:
« [Промежуточные состояния] подразделяются на четыре типа»
Таким образом, мы говорим о естественном бардо [этой жизни], бардо умирания, бардо природы явлений и бардо становления.
Рубежи промежуточных состояний
Естественное бордо этой жизни:
Естественное бардо начинается с момента появления индивида из материнской утробы и заканчивается, когда его поражают летальные обстоятельства, как то — болезнь и прочее.
Бардо умирания:
Бардо умирания длится с момента смертельного заболевания до прекращения внутреннего дыхания.
Бардо природы явлений:
Бардо природы явлений начинается после прекращения дыхания, когда появляется переживание ясного света, и заканчивается с исчезновением [посмертных] видений спонтанного присутствия.
Бардо становления:
Бардо становления начинается после растворения [видений] спонтанного присутствия и заканчивается, когда ментальное тело [существа в бардо] беспрепятственно проникает в материнскую утробу. После попадания в утробу начинается следующая жизнь.
Образ проявления промежуточных состояний
Из четырёх промежуточных состояний сначала рассмотрим естественное бардо.
Я дам вам общее представление и подробное описание этого бардо.
Общее представление естественного бардо
A) Общие классы трёх миров [самсары].
Б) Различные виды существ в них.
B) Частные переживания индивидов.
Три мира самсары
Общий принцип [восприятия трёх миров самсары] заключается в том, что под влиянием соответствующих кармических тенденций, содержащихся в подсознании все-основы, коренное отсутствие осознавания выражается в двойственном уме. Внешнее объективное измерение проявляется в пяти объектах [органов чувств], физическом теле, приятных, неприятных и нейтральных переживаниях счастья и страдания. [Внутреннее субъективное измерение этого двойственного восприятия] проявляется в пяти эмоциональных ядах, как то — страсти и прочих. Поскольку эти состояния проявляются в непрерывном чередовании, то их именуют «общим проявлением трёх миров».
Различные виды существ
Проявление разнообразных существ и обитателей этих [трёх миров] просто невозможно описать, однако, по общему соответствию тел, обителей, степени счастливых и мучительных переживаний их можно свести к шести типам существ. В силу схожести индивидуальной кармы проявляются миры богов с их наслаждениями, а также миры враждующих полубогов, людей и прочих. Но [индивидуальные] переживания всех этих существ не имеют между собой ничего общего. Так, например, боги воспринимают воду как нектар, причём из одного и того же облака на богов «Наслаждающихся Чудесами Других» ниспадает дождь из цветов и драгоценностей, а на богов «Мира Тридцати Трёх» и Четырёх Великих Королей ниспадает поток нектара Люди видят в ней просто воду, тогда как страждущие животные видят в ней питьё; на голодных духов проливается ливень из гноя и крови, а адские мученики воспринимают воду как поток раскалённой лавы. В тексте [мастера Джнянагарбха «Классификация Двух Истин»] сказано:
«Вы можете видеть, что вещи не существуют на самом деле,
Так как одна и та же вещь может восприниматься по-разному.»
Проявляясь различным образом, все эти [миры] не существуют истинно для обитателей других миров или где-то вовне. Более того, они переживаются таким образом в силу индивидуальныхкармических различий существ. В труде «Бодхисаттвачарьяаватара» говорится:
«Кто сотворил эту раскалённую железную землю [в аду]?
Откуда взялись все эти лавины огня?
Точно также, сказал Всемогущий,
Всё на свете происходит из грешного ума.»