Ответ: Прежде всего, каждый православный христианин должен иметь веру, знать и понимать основы вероучения Христианской Церкви и всеми силами стараться жить по вере.
Александр Торик
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ
Для начинающих церковную жизнь
ПРЕДИСЛОВИЕ
Посвящается эта работа моему первому наставнику
в церковном служении протоиерею Василию Владышевскому
с любовью и благодарностью.
В настоящее время перед большим количеством людей, умом понявших или сердцем почувствовавших, что Бог есть, осознающих, пусть неясно, свою принадлежность к православной Церкви и желающих приобщиться к Ней, встаёт проблема воцерковления, то есть вхождения в Церковь в качестве полноценного и полноправного Её члена.
Эта проблема для многих очень серьёзна, так как, входя в храм, неподготовленный человек сталкивается с совершенно для него новым, непонятным и несколько даже пугающим миром.
Одежды священников, иконы, лампады, песнопения и молитвы на малопонятном языке – всё это создаёт у новопришедшего ощущение собственной чужеродности в храме, приводит к размышлениям о том, а нужно ли всё это для общения с Богом?
Многие говорят: «Главное, чтобы Бог был в душе, а в церковь ходить необязательно».
Это в корне неверно. Народная мудрость гласит: «Кому Церковь не Мать – тому Бог не Отец». Но, чтобы понять, насколько права эта поговорка, необходимо узнать, а что же такое Церковь? В чём смысл Её существования? Почему необходимо Её посредничество в общении человека с Богом?
Для того, чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, возникающие у стоящего перед раскрытыми вратами Церкви человека, и написана эта работа.
Основой этой работы стал материал, собранный и переработанный во время лекций, прочитанных в течение двух годичных курсов «Воскресной школы» для взрослых.
Так как сложился этот материал на основании вопросов слушателей «Воскресной школы» и ответов на них, то и в настоящем издании целесообразным стало применить форму изложения в виде вопросов и ответов.
В связи с тем, что предназначается это издание для людей, уже признающих бытие Бога и желающих Его познать, людей, интересующихся Православием и ощущающих, пусть неосознанно, свою внутреннюю связь с Ним, мы не будем в настоящей работе рассматривать доказательства бытия Божия и дискутировать с атеистами или приверженцами иных конфессий.
Задача этого издания – помочь современному человеку понять смысл внутренней жизни Церкви, осознанно стать её полноправным и полноценным членом, гражданином Небесного Царства, то есть воцерковиться.
Заранее прошу прощения у читающих за те недостатки настоящей работы, которые в ней имеются, и, если она поможет кому-либо хоть на шаг приблизиться к Богу и к Церкви, прошу помянуть автора в своих молитвах.
НАЧАЛО
Вопрос: С чего должен начинать своё «воцерковление» современный человек, уверовавший в Бога и осознающий свою принадлежность к Русской Православной Церкви?
Ответ: Прежде всего, каждый православный христианин должен иметь веру, знать и понимать основы вероучения Христианской Церкви и всеми силами стараться жить по вере.
Для того, чтобы иметь веру, недостаточно надеть на себя нательный крест, зайти в храм и поставить там свечу, пребывая в уверенности что ты уже «православный».
Господь наш Иисус Христос неоднократно обличал в маловерии даже Своих учеников, свидетелей Его многочисленных чудотворений, которые сами совершали множество чудесных деяний полученной от Него Силой Святого Духа. «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда“, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20).
Истинная Вера – Дар Божий. А даётся этот Дар тем, кто искренне, «от чистого сердца», жаждет получить Его. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).
Но для того, чтобы в душе человека поселилась жажда обретения Веры, этот человек должен заставить себя осознать, что вопрос о Боге, о Вере есть не просто вопрос «жизни и смерти», но Жизни и Смерти вечных.
Очевидно, любой человек, хоть раз в жизни, но задумывался: кто я, зачем я живу, есть ли что-нибудь после смерти?
К сожалению, большинство людей не ищет ответа на эти вопросы, но поглощённое заботами о «хлебе насущном», а кто и о новом «мерседесе» или иных предметах роскоши или необходимости, старается вычеркнуть их из своего сознания или уж отложить на «когда-нибудь потом».
Страшно то, что этого «потом» может и не наступить. Душа человека, живущего лишь одними заботами «века Сего», под грузом накапливаемых в течение жизни грехов, задыхается и умирает, становится неспособной к восприятию явлений духовных, не способной даже захотеть познать Бога. Как ни печально, но число таких «мёртвых душ» в наше время катастрофически увеличивается.
Те же, кто не заглушают в себе кроткий голос души, тоскующей от разлуки со своим Творцом, раньше или позже встают перед вопросами о Боге: есть ли Он; если есть, то какой Он; какая церковь имеет правильное учение о Нём?
И если человек искренне желает получить на них ответы, не смущаясь своим окружением, национальными или какими-нибудь другими предрассудками, то Бог, видя чистое желание его сердца, непременно открывает ему Себя, давая возможность познания Истины и приобщения ко Христу, который и есть: «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6).
Необходимо также учесть, что идя путём ума, путём анализа и размышления, особенно учитывая современный объём доступной всем информации, можно довольно быстро придти к пониманию того, что Бог есть.
Но так и остаться с этим рассудочным бесплодным знанием.
Главный инструмент познания Бога – человеческое сердце, сердце страдающее, ищущее, томящееся в отсутствие Благодати.
И, если оно не заполнено «через край» низменными страстями, завистью, злобой, сластолюбием, в нём всегда найдётся крошечный «живой» кусочек, способный почувствовать Бога, вместить в себя Его Любовь, стать начатком Спасения души.
Примером тому служит разбойник, распятый на кресте «по правую сторону» от Господа Иисуса Христа. Вот как повествует об этом Евангелие: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос избранный Божий».
«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23.32-36; 39-43).
Вот какова сила Божьей Любви к Своему созданию!
В последние минуты жизни у разбойника проснулась совесть: он пожалел Распятого неповинно, и Распятый Бог простил ему все грехи и первым ввёл в Рай!
Все наши грехи простит нам Милосердный Господь, если покаемся. Если захотим. Если успеем. Если не убьём грехами свои души, сделав их неспособными к покаянию.
Итак, для того, чтобы иметь Веру, нужно захотеть Её получить.
А пробудив в себе это желание, нужно просить Веры у Бога, подобно человеку, пришедшему к Господу Иисусу Христу и просившему об исцелении своего сына, которому Христос сказал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:24).
Христос, видя искреннее желание этого человека, помог «его неверию» и даровал ему Веру, а вместе с Ней и исцеление сына.
Вот также и нам, желающим получить Веру, нужно просить Её у Господа, и не рассудочно, с «холодным сердцем», а горячо, «со слезами», как просят порой дети желаемого у своих родителей.
И, если желание наше будет искренним и просьба неотступна, даст нам Господь и Веру, и бесчисленные подтверждения истинности Её.
Второе необходимое для «воцерковления» условие: знание основ вероучения, то есть: Кто такой Бог? Чего Он от нас хочет? Что Он нам обещает? Кто такой Иисус Христос? Зачем Он пришёл? Чему Он учил?
Что такое Церковь? Зачем она нужна? Как нам жить по христиански?
На все эти вопросы дают ответ «Священное Писание» и «Священное Предание» – два столпа, на которых стоит Святая Соборная Апостольская Православная Церковь.
Вопрос:Что такое «Священное Писание»?
Ответ: Священным Писанием называется собрание книг, в которых Сам Бог Духом Своим, через Святых Пророков и Апостолов, дал нам откровение о Себе, о истории взаимоотношений Бога и человека, о Царствии Небесном и о путях достижения Его.
Это собрание священных книг, объединённое в одну Книгу, называется «Библия»[греч. книга].
Вопрос: Что такое «Священное Предание»?
Ответ: Священное Предание – это собрание всех знаний о Боге, о духовной жизни, которые даны нам Богом, кроме Священного Писания, через творения Святых Отцов, Постановления Святых Вселенских Соборов, весь многовековой опыт жизни Церкви, Её богослужебные тексты.
Священное Предание дополняет и раскрывает смысл и значение текстов Священного Писания, вводит нас непосредственно в практику духовной жизни христианина.
Итак, для познания основ христианского вероучения и для дальнейшего совершенствования в духовной жизни необходимо иметь и изучать Библию – Священные Писания Ветхого и Нового Завета, которые: «…могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:15).
Причём, в первую очередь и главным образом, читать и изучать нужно Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, потому что именно по Новому Завету живёт уже две тысячи лет Церковь Христова.
И, конечно же, невозможно начинающему христианину правильно развиваться и совершенствоваться в Духе и Истине, не прибегая к духовной сокровищнице Священного Предания, творениям Святых Отцов, руководству пастырей Церкви.
Дорога, идущая ко Христу, неминуемо приводит в Храм.
ХРАМ
Вопрос: Что такое храм?
Ответ: Храм – это место общения человека с Богом, место совершения священнодействий. О храме Сам Господь сказал: «Дом Мой Домом Молитвы наречётся» (Мф. 21:13).
Молитва – это основная, всегда и везде доступная, форма общения христианина с Богом. Она во многом сродни человеческому общению. К примеру: вас одолели беды, проблемы или болезни, появилось желание «излить душу». Вы встречаете близкого человека, друга или родственника, и в порыве откровенности рассказываете ему всё, что накопилось на душе. И, если даже он слушает вас молча, вы всё равно чувствуете его сопереживание, сочувствие, ощущаете взаимный контакт ваших душ.
Примерно такой же взаимный контакт души с Богом, ощущает христианин во время молитвы. Этот контакт, общение и есть главное действие молитвы, во время которой христианин очищает свою душу и получает от Бога Благодать Святого Духа. И если близкий человек, друг, не всегда окажется рядом в нужный момент, то Господь всегда и везде в тот же миг готов услышать обращенный к нему сердечный призыв.
Великое счастье для души – постоянно пребывать в неразрывном общении со своим Творцом, всегда ощущать полноту благодатного присутствия Бога в сердце. Это – достижимо. И главный инструмент достижения этого счастья души – непрестанная молитва.
Молитва, совершаемая постоянно: дома, в пути, за работой, и, конечно же, в храме – месте, специально для молитвы созданном, месте, где пребывает Дух Божий. Храм – это место, где ваша молитва многократно усиливается общей молитвой Церкви, вашим участием в священнодействиях, совершаемых священнослужителями.
Вопрос: Что такое священнодействия?
Ответ: Священнодействиями называются Таинства Церкви, Уставные Богослужения, различные молебные чины, т. е. те действия Церкви, в которых не видимо, но реально через специально поставленных для этого священнослужителей действует божественная благодать святого духа, очищающая, просвещающая и насыщающая христианские души, соделывающая их достойными Царствия Божия.
БЛАГОДАТЬ
Вопрос: Что такое Благодать Святого Духа?
Ответ: Благодать Святого Духа – «спасительная сила Божия, Божественная энергия, необходимая человеку для совершенствования в духовно-нравственной жизни»..
Благодать Святого Духа – это реально существующая Божественная энергия, дарованная Господом Иисусом Христом Своей Церкви почти две тысячи лет назад и доныне пребывающая в сохранившей чистоту Вероучения Святой, Соборной, Апостольской, Православной Церкви.
О Благодати Святого Духа следует рассказать подробней, так как это ключевой вопрос в понимании внутренней жизни Церкви, её предназначения.
Когда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь Евангелия Царствия Божия, он даровал нам Новую Заповедь – Заповедь Любви. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга!» (Ин. 13:34).
Эти слова были обращены к народу, который уже много веков жил по данному от Бога через пророка Моисея «Ветхому» Закону – закону справедливости: «око – за око, зуб – за зуб».
И вдруг этот народ слышит слова Иисуса: «Вы слышали, что сказано: „Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего“. А Я говорю вам: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:43-44).
Народу, чтобы поверить в то, что Иисус действительно послан Богом, нужны были подтверждения, и Он дал эти подтверждения.
Евангельские повествования изобилуют описаниями неисчислимых чудесных деяний, совершённых Господом Иисусом Христом; исцелений неизлечимых больных, хождения по воде, насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами, воскрешения мёртвых и множества других.
Понимая, что для совершения всех этих деяний требуется сверхъестественная сила, люди спрашивали у Иисуса, какой силой Он совершает чудеса, и Иисус свидетельствовал, что совершает их Силою Отца Своего.
В Евангелии от Луки прямо сказано: «от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лук. 6:19).
Эта Сила и есть Божественная Благодать Святого Духа.
Очень важно для христианина понимать, что поскольку все чудеса, совершаемые Господом Иисусом Христом, реальны [кто бы стал Его слушать и следовать за Ним, если бы люди не видели исцелённых больных, воскресших мертвецов, если бы 5000 человек не насытились кусками от пяти разломленных Иисусом хлебов], то и Божественная Благодать Святого Духа, совершающая через Иисуса все эти чудеса, также реальна.
Посылая Своих учеников – Апостолов на проповедь Евангелия для того, чтобы и они могли подтверждать свои слова чудесными деяниями, Иисус наделил их Силой Святого Духа, даровав им способность творить чудеса и передавать эту Силу другим людям. Апостолы, разойдясь во весь мир с проповедью Евангелия Царствия Божия, исцеляли больных, изгоняли нечистых духов, воскрешали мёртвых; словом проповеди и чудесами приводили к вере в Воскресшего Господа тысячи новых христиан. В селениях и городах они собирали из уверовавших общины – малые церкви, и, избирая достойных, с молитвой возлагали на них руки, передавая избранным дарованную Богом Силу Святого Духа, необходимую для совершения священнодействий.
Эти избранные, получившие от апостолов Благодать Святого Духа, вместе с Ней получили и власть совершать этой Силой священнодействия, а также передавать Её другим. Они стали первыми после Апостолов носителями Благодати – Епископами Церкви, которые также через возложение рук передали Благодать своим преемникам – епископам, священникам, диаконам.
Вот уже почти две тысячи лет в Святой Соборной Апостольской Православной Церкви действует передаваемая в Таинстве Хиротонии [хиротония– возложение рук ] Божественная энергия – Благодать Святого Духа, носителями которой являются священнослужители.
Вопрос:Как проявляется действие Благодати Святого Духа в Церкви?
Ответ: Возьмём, к примеру, одно из наиболее часто совершаемых священнодействий – малое освящение воды.
Обычная вода после чтения над ней молитв священником и троекратного погружения в неё Святого Креста меняет свои свойства: не «зацветает», многие годы сохраняет свежий вкус только что набранной воды; принимающим её с Верою, пьющим и кропящимся ею подаёт исцеление недугов, отгоняет действие бесовских сил. В недавнее ещё время оголтелая атеистическая пропаганда пыталась объяснить это чудо действием ионов серебра, утверждая, что для освящения воды используются серебряные сосуды, серебряные кресты. Это – ложь.
В наше время лишь в немногих храмах сохранились серебряные чаши или кресты, так как почти всё церковное серебро было разграблено за годы советской власти «борцами с религией».
Поэтому вода освящается в сосудах из нержавеющей стали или медных, в цинкованных или эмалированных ведрах, пластмассовых и любых других.
Также и кресты, которыми совершают освящение воды, могут быть изготовлены из различных материалов.
Кроме того, освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь «Святая вода».
Это лишь наиболее наглядный пример действия Благодати Святого Духа в Церкви, хотя освящение воды является далеко не самым важным священнодействием и даже не относится к Таинствам.
ТАИНСТВА
Вопрос: Что такое Таинства?
Ответ: Таинствами называются те священнодействия, в которых с особенной силой действует Благодать Святого Духа и которые наиболее важны в духовной жизни христианина.
Таинствами являются: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Елеосвящение, и Священство.
Таинство Крещения
Господь наш Иисус Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5)
Тем самым Он ясно указал на необходимость Таинства Крещения для человека, желающего войти в Небесное Царство и пребывать там в вечной радости с Богом, и в подтверждение Своих слов, во исполнение сказанных о Нём пророчеств. Сам принял Крещение от Иоанна Предтечи в водах Иордана.
Во время совершения Таинства Крещения после чтения специальных молитв и помазания освящённым маслом пришедшего креститься человека, священник «крещает» [церк.-слав. омывает] его освящённой водой через троекратное погружение или обливание с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святаго Духа, Аминь».
В этот момент Благодать Святого Духа как бы «облучает» всего человека, и под действием Благодати физическое и духовное существо его изменяется: человек как бы заново рождается в новом качестве (почему Крещение и называют вторым рождением).
Кроме того, в Таинстве Крещения человеку нарекают имя; он обретает небесного покровителя в лице святого, чьё имя ему нарекли; все совершенные им до Крещения грехи прощаются Богом, к новопросвещённому христианину приставляется наставник и хранитель души – Ангел Божий; и полученную в Таинстве Крещения Благодать христианин несёт в себе до конца жизни, либо умножая Её в себе праведной жизнью, либо теряя через грехопадения.
Бог открыл нам через преподобного Серафима Саровского, великого русского подвижника, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого. Подобно тому как люди мира сего стремятся к стяжанию земных богатств, истинный христианин стремится стяжать Благодать Святого Духа. Способов приобретения этого нетленного богатства много: это и «умная молитва», и творение дел милосердия, и служение ближним, и множество других.
Каждый христианин индивидуально под руководством своего «духовника» идёт тем или иным путём служения Богу и стяжания Благодати. Но один путь, общий для всех христиан, – это, возможно более частое посещение храма, участие в общей молитве, исповедь и причащение Святых Христовых Тайн.
Таинство Миропомазания
Вопрос: В чём смысл Таинства Миропомазания?
Ответ: Таинство Миропомазания присоединяется к таинству Крещения, вместе Они составляют единое чинопоследование. Совершается Оно через помазание некоторых частей тела крещаемого (лба, ноздрей, ушей, уст, груди, руки ног) особо освящённым составом – Миром.
Значение этого Таинства раскрывается в словах священника, произносимых им при совершении Миропомазания: «Печать Дара Духа Святаго».
Печать – это знак Того, Кому мы принадлежим. Дух Святой в этом Таинстве подаётся крещаемому как Дар Бога, Дар, совершающий полноту освящения христианина при вхождении его в Церковь.
Апостолы, посылавшиеся на проповедь Евангелия, во время земной жизни Господа Иисуса Христа были наделены Им отдельными дарами Святого Духа, а именно: исцеления больных, изгнания нечистых духов, воскрешения мёртвых.
Явившись ученикам вскоре после Своего Воскресения, Христос даровал им способность прощать грехи, дунув и сказав: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23).
И только в день Пятидесятницы, ниспослав на учеников Духа Святого в виде «огненных языков», Господь одарил их всей полнотой даров Благодати, необходимой для жизни Церкви.
Подобно тому, и христианин, получивший в Таинстве Крещения очищение от грехов, обновление жизни, рождение в Жизнь Вечную, в Таинстве Миропомазания обретает полноту Благодати как Дар Святого Духа.
Таинство Причащения
Вопрос: Что такое Святые Христовы Тайны?
Ответ: Святыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело и Кровь Христовы, в которые «пресуществляются» (т. е. меняют своё существо, превращаются) хлеб и вино во время совершения священником Божественной Литургии в храме.
Господь наш Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54).
В ночь перед тем, как Он был взят на Крестные Страдания, пребывая на Тайной Вечери со Своими учениками, Христос впервые совершил Таинство Евхаристии, т. е. Благодатию Святого Духа изменил существо хлеба и вина в существо Тела и Крови Своей. Затем, дав Их есть и пить ученикам Своим, заповедал: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22:19).
Тем самым Христос установил совершение Таинства Причащения, т. е. соединения с Ним самым теснейшим образом, ибо, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы, Они становятся нашими телом и кровью, и мы обожествляемся, насколько это возможно человеку.
Сам Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин. 6:56).
Сатана, в гордыне своей желая стать равным Богу, низвержен был с Неба. Адам и Ева, приняв от диавола гордый помысел стать, «как боги, знающие Добро и Зло», изгнаны были из Рая. Христос, смиривший Себя до страшной Крестной смерти, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха и дал человеку возможность истинного обожествления в соединении с Собой через причащение Своих Тела и Крови.
Таинство Покаяния
Вопрос:Что такое Таинство Покаяния?
Ответ:Таинство Покаяния – это священнодействие, в котором священник данною ему Силой Духа Святого «разрешает» [церк.-слав. развязывает, освобождает] от грехов кающегося христианина.
Для того, чтобы понять смысл Покаяния, необходимо подробнее разобрать понятие – «грех».
Грех – это нарушение Заповеди Божьей, преступление против Божьего Закона, в некотором смысле – самоубийство.
Грех страшен, в первую очередь, тем, что разрушает душу самого человека, творящего этот грех, ибо, совершая грех, человек теряет Благодать Святого Духа, лишается Благодатной защиты и становится открыт губительным силам зла, нечистым духам, которые не замедляют тотчас же использовать возможность совершения разрушительных действий в душе грешника.
А поскольку тело и душа человеческие в этой земной жизни связаны воедино, то раны душевные становятся источником недугов телесных; и в результате страдают и тело, и душа.
Также важно понимать, что Заповеди Божьи, Его Закон даны нам как Дар Его Божественной Любви к нам, неразумным детям Его.
Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему «просто так хочется».
Всё, что Бог заповедал делать – полезно нам, а что запретил – вредно.
Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: «пей морковный сок – он полезный, не ешь много конфет – это вредно». А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок – нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.
Также и мы, взрослые «дети», больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям.
И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем грех.
Бог, зная немощное и удобопреклонное ко греху естество человеческое и не желая погибели Своего творения, в числе прочих Даров Благодати, даровал нам Таинство Покаяния, как средство очищения от грехов, освобождения от их, губительных для человека, последствий.
Дав своим ученикам – Апостолам – власть прощать или не прощать грехи человеческие, Христос через Апостолов дал эту власть и апостольским преемникам – епископам и священникам Церкви Христовой.
И ныне каждый православный епископ или священник обладает этой властью во всей полноте.
Всякий христианин, сознающий свои грехи и желающий от них очиститься, может придти в храм на исповедь и получить «разрешение» [церк.-слав. развязывает] от них.
Важно понимать, что Церковное Таинство Покаяния есть не просто возможность выговориться и тем «облегчить свою душу», как это принято в миру, но по сути своей это Таинство – действие Благодати, и, как и каждое действие Духа Святого, производит в душе человека реальные благотворные изменения.
Покаяние называют ещё «вторым крещением», так как в этом Таинстве совершается, подобно Крещению, очищение от грехов, и душа вновь обретает блаженное состояние чистоты и праведности.
Приходящим к этому спасительному Таинству, ищущим исцеления душевных недугов, нужно знать, что Таинство Покаяния состоит, как: бы из четырёх частей или этапов:
Готовящийся к Таинству Покаяния христианин должен умом осознать свои грехи, проанализировать свою жизнь, понять, в чём и как он нарушил Заповеди Божьи, оскорбил Божественную к нам Любовь.
Осознавший свои грехи, христианин должен сердцем раскаяться в них, оплакать своё недостоинство, просить у Бога помощи, чтобы впредь не осквернять себя ими.
Пришедший в храм, кающийся должен подойти на Исповедь и устами исповедать[церк.-слав. открыто признавать], то есть открыть перед священником свои грехи, прося у Бога прощения и давая обещание, в будущем всеми силами души бороться с искушениями, вводящими в грех и вечную смерть.
Исповедав священнику свои грехи, получить от него разрешение через чтение особой молитвы и осенение Знамением Креста.
Только при наличии всех этих составных частей Таинство Покаяния совершается, и христианин получает благодатное исцеление души от греховного недуга.
Нужно также отметить, что исповедь должна быть строго индивидуальна, «лицом к лицу», так называемая «общая исповедь», когда священник читает всем сразу молитвы, а потом по одному подходят за «разрешением», неправомочна.
Таинство Брака
Вопрос:Что такое Таинство Брака?
Ответ:Таинство Брака, как и все другие Таинства, есть действие Благодати.
Союз мужчины и женщины изначально благословлен Богом. Священное Писание говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Бытие 1:27-28).
Также сказано в Библии: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Бытие 2:24).
Господь наш Иисус Христос, говоря о брачном союзе, недвусмысленно утвердил: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6).
Именно это сочетание Богом мужчины и женщины в едину плоть происходит в Таинстве Брака.
Благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое, наподобие того, как два раздельных вещества например песок и цемент, соединяясь при помощи воды, становятся качественно новым, неразделимым веществом.
И, как вода, в этом примере является связующей силой, так и Благодать Святого Духа является в Таинстве Брака силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое, духовное соединение – христианскую семью.
Причём, цель этого соединения не только в продолжении рода и взаимопомощи в быту, но главным образом, в совместном духовном совершенствовании, в умножении Благодати, потому что христианская семья – это Малая Церковь Христова, христианский брак – одна из форм служения Богу.
Таинство Елеоосвящения
Вопрос: Что такое таинство Елеоосвящения и почему Его ещё называют Соборованием?
Ответ: Основание для появления этого Таинства в Церкви мы находим в Евангелии, в Соборном Послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров [священников] Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем [греч. елей - масло] во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
В этих словах Апостола раскрыт смысл Таинства Елеоосвящения.
Прежде всего, само название этого Таинства говорит о том, что Действие в Нём Благодати Святого Духа осуществляется посредством освященного растительного масла – елея.
По слову Апостола, посредством молитвы священников и помазания освященным маслом совершаются два благодатных действия: исцеление недугов и прощение грехов.
Но, скажете вы, ведь для прощения грехов существует Таинство Покаяния? Правильно.
Только в Таинстве Покаяния прощаются те грехи, которые христианин вспомнил, раскаялся в них и открыл на исповеди. Забытые же, неисповеданные грехи, продолжают отягощать человеческую душу, разрушая её и становясь источником душевных и телесных недугов.
Таинство Елеоосвящения, очищая душу от этих забытых, неисповеданных грехов, устраняет первопричину болезней и, по вере, дарует христианину совершенное исцеление.
А так как все мы, недужные или ощущающие себя физически здоровыми, имеем забытые, или в неведении совершенные грехи, то не должны пренебрегать возможностью очиститься от них в Таинстве Елеоосвящения.
По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно Великим Постом, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеоосвящения.
Больным же тем более надо сразу же приглашать священника для совершения этого Таинства, как только заболевание даёт о себе знать.
Медицина борется только с последствиями заболевания, не устраняя его первопричину, которая лежит в области духовной жизни человека.
Таинство Елеоосвящения, устраняя эту первопричину, даёт возможность медицине успешно побеждать и последствия недугов.
Соборованием Таинство Елеоосвящения называют потому, что, по возможности, Оно совершаеся собором (собранием) из семи священников, каждый из которых читает один из входящих в это Таинство отрывок Евангелия с прилагаемыми к нему молитвами и единожды помазывает болящего освященным елеем.
Впрочем, и один священник, носящий на себе всю полноту священнической Благодати, может совершать это Таинство. В этом случае он один прочитывает все семь отрывков из Евангелия с молитвами, и сам же, после каждого чтения, помазывает больного, в общей сложности, семь раз.
Таинство Священства
Вопрос:Что такое Таинство Священства?
Ответ:Собственно, о Нём уже было рассказано, когда мы говорили о Благодати Святого Духа и о даровании Её Господом Иисусом Христом Апостолам, а ими через возложение рук, «хиротонию», их преемникам – епископам и священникам Церкви.
Нужно лишь добавить, что первые, описанные нами, шесть Таинств могут совершаться как епископами, так и священниками; Таинство же Священства, то есть наделение человека, через возложение рук и чтение особой молитвы, священнической Благодатью, необходимой для совершения священнодействий, может совершаться только епископами Христовой Церкви.
Вопрос:В чём разница между епископами, священниками и другими священнослужителями?
Ответ:Разница в полноте Благодати. Всю полноту Апостольской Благодати, полученной ими от Господа Иисуса Христа, имеют Епископы Церкви, как полноправные преемники Апостолов.
Епикопы, поставляя Пресвитеров (священников) для священнослужения, передают им часть апостольской Благодати, достаточную для совершения вышеупомянутых шести Таинств и других священнодействий.
Кроме епископов и священников, существует ещё чин Диаконов [греч. диакония- служение], которые припосвящении их получают Благодать в той полноте, которой достаточно им для выполнения их диаконского служения.
Иначе говоря, диаконы сами не совершают священнодействии, но «служат», помогают епископам и священникам совершать священнодействия.
Священники «священнодействуют», то есть совершают шесть Таинств и менее значительные священнодействия, учат народ Слову Божию и руководят духовной жизнью доверенной им паствы.
Епископы совершают все священнодействия, которые могут совершать священники, и, к тому же, совершают Таинство Священства и возглавляют Поместные Церкви, или входящие в них Епархии, объединяющие различное количество Приходов, руководимых священниками.
«Между епископами и пресвитерами, – говорит святой Иоанн Златоуст, – нет большого различия, так как и пресвитерам предоставлено право учительства и церковного управления, и что сказано относительно епископов, то же самое применимо и к пресвитерам. Одно только право посвящения возвышает епископов над пресвитерами»...
Нужно также добавить, что посвящение диакона и священника совершается одним епископом, посвящение же епископа должно совершаться не менее чем двумя, или более, епископами.
БОГОСЛУЖЕНИЯ
Вопрос: Что такое Богослужение?
Ответ: Все священнодействия Церкви можно разделить на две группы: Уставные Богослужения и Таинства и обряды.
Уставные Богослужения – это общественные Богослужения, порядок совершения которых определён Типиконом– Уставом. [греч. типос- тип, образ]
Уставом определены три «круга» богослужений: суточный, недельный и годовой.
В суточный круг входят все богослужения, совершаемые в течение дня: вечерня, повечерие(великое или малое), полунощница, утреня, часыи литургия.
Литургия является самым важным богослужением дня.
На практике эти богослужения объединяются в две группы: вечернее богослужение и утреннее. Обычно вечером совершаются богослужения «вечерни», «утрени» и «первого часа». Утром совершаются богослужения «третьего и шестого часов» и Божественная Литургия.
Во время Великого Поста и в некоторые другие дни порядок богослужений несколько изменяется.
Недельный круг богослужений определяет особенности богослужения каждого дня недели, так как каждый день недели посвящен какому-нибудь особому воспоминанию: воскресенье – Воскресению Христову; понедельник – Небесным Силам; вторник – Иоанну Крестителю и Пророкам; среда – Кресту в связи с покаянным воспоминанием о предательстве Иуды; четверг – Апостолам и Святителям (главным образом Святителю Николаю); пятница – Кресту в связи с Распятием Господа Иисуса Христа; суббота – Божьей Матери, а также всем святым и усопшим. Среда и Пятница в течение всего года (кроме «сплошных» и Пасхальной «седмиц») являются днями постными.
Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года, включая сюда все праздники и дни памяти святых.
Главный христианский праздник года – Пасха, называемая Праздников Праздник, кроме которой существуют двенадцать великих праздников, посвященных Господу Иисусу Христу и Божьей Матери, которые называются «двунадесятыми».
Некоторые из этих праздников совершаются в определённые дни каждого месяца и называются «неподвижными». Например, Рождество Христово, Благовещение и другие.
Некоторые же праздники, «подвижные», празднуются каждый год в другой день. Таковы Пасха и все зависящие от неё праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, День Святой Троицы – Пятидесятница.
Самые большие праздники предваряются Постами.
Вопрос: В чём же смысл общественных Уставных богослужений, почему они совершаются по сложной системе, регламентированной Уставом, каково их значение для духовной жизни христианина?
Ответ: Господь наш Иисус Христос сказал: «…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них», и ещё: «…если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19-20).
Эти слова Господа делают понятным, почему с самого основания Христовой Церкви христиане собираются на совместную молитву.
Ещё до Рождества Христова, в период действия Ветхого Завета, важнейшей частью духовной жизни Богоизбранного народа была общая молитва в Храме, участие в священнодеиствиях, совершаемых ветхозаветными священнослужителями, пение духовных песнопений.
Сам Господь Иисус и ученики Его в ночь, когда Он был взят на Страдания, «…воспевши, пошли на гору Елеонскую» (Мк. 14:26)
Ветхозаветные священные тексты легли в основу богослужения христианской Церкви, стали стержнем, на который нанизываются вот уже почти две тысячи лет, вновь создаваемые тексты христианских молитв и песнопений.
Среди ветхозаветных священных текстов в христианском богослужении используются Паремии(отрывки текстов Священного Писания Ветхого завета) и Псалтирь(сборник духовных песнопений, созданных Пророком и Псалмопевцем Давидом).
По мере того как росла и расширялась Церковь Христова, увеличивалось количество составляющих Её славу святых, – происходили события, в честь которых устанавливались Праздники, росло и количество составлявшихся в честь этих святых, или праздников, Новозаветных молитв и песнопений, которые вместе с Ветхозаветными текстами составляют современное христианское Богослужение.
В течение истории, в разные века, создавлись различные редакции Устава Богослужений которые, по месту создания получали названия: Иерусалимский, Студийский, Устав Великой Церкви и другие.
В настоящее время в Русской Православной Церкви действует, принятый в редакции 1695 года, Иерусалимский Устав.
Кроме общественных Уставных Богослужений, в Церкви совершаются богослужения частные – Требы[от слова требовать, потребность], совершаемые по потребностям прихожан. Требами являются: Таинства Крещения, Брака, чинопоследования Погребения, освящения жилищ и др.
Все жизненные потребности христианина обеспечиваются молитвенной поддержкой Церкви, Её Благодатной помощью и благословением.