Глава 2. Пять элементов, скрепляющих мир
Особое внимание в индуистской традиции уделяется теории таттв – пяти первоэлементов. В Аюрведе выделяют пять типов жестов, которые связаны с пятью первоэлементами Вселенной.
Человеческое тело подобно Вселенной. Оно состоит из пяти первоэлементов. Это фундаментальные принципы, а также агрегатные состояния вещества. Согласно древним школам мудрости, материя состоит из пяти основных «грубых элементов»:
● земля (притхви) – представляет собой твердое вещество или энергию, принявшую плотность вещества;
● вода (джала) – принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества;
● огонь (агни) – принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния;
● воздух (ваю) – принцип движения или газообразное состояния вещества;
● эфир (акаша) – пространство, аналог физического вакуума.
В современной физике выделяют следующие агрегатные состояния: твердое тело, жидкость, газ, плазма, квантовое состояние (ранее им соответствовали:Земля, Вода, Воздух, Огонь, Эфир). Слово таттва происходит от комбинации слов тат (это; Божество) и твам (ты; индивидуальность). Таким образом, таттва есть сущность, реальное существование чего-либо. «Тат твам аси» переводится как «Это (Вселенная) есть ты».
Само деление физической Вселенной на пять таттв возникло в индийской философской школе примерно в 700 г. до н. э. От пяти таттв произошли все возможные формы. Формы основных таттв: точка, круг, треугольник, полумесяц, квадрат. Они соответствуют пяти элементам: Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля.
Пять таттв соответствуют пяти низшим энергетическим центрам в теле человека (чакрам) и пяти тонким элементам. В «Бхагавад Гите» сказано: «Пять тонких элементов, эго, интеллект, разум, пять органов чувств и их объекты – из этих компонентов состоит весь мир явлений».
Таттвы символизируют также различные пласты и состояния подсознания. Еще в древности были восприняты изображения таттв. Их называют янтрами. Они также являются промежуточной категорией между неосязаемым (уровни сознания и чувств) и осязаемым (органы чувств и действий).
Рис. 1. Связь пальцев с первроэлементами
Из представления о пятикратном делении пяти органов восприятия сформировалась школа таттвических знаний хатха-йога (см. ниже), которая акцентирует внимание на циркуляции в теле праны. Каждая таттва соотносится с биджа-мантрой.
Биджа-мантры – особые мантры. Их воздействие даже непосвященные сразу чувствуют в различных психических центрах. Когда эта мантра произносится во время медитации на соответствующей таттве, это способствует раскрытию таттвы как мистического канала. В приведенной ниже таблице указываются пять корневых слогов (биджа-мантры)
Таттвическое восприятие образов широко используется в практике мудра-йоги. Эти образы получаются в результате воздействия воздуха, выдыхаемого из правой (солнечной) и левой (лунной) ноздрей. Пять форм – это пять основных матриц сотворенной материи.
В основу классификации таттв в соответствии с пробужденной энергией дыхания (праной) легли пять этапов дыхания, пять вайю.
Далее в таблице полностью представлены пятикратные атрибуты по системе «Видья Рана Таттва».
При выходе праны из ноздрей во время выдоха можно определить, какая именно таттва является доминирующей. Это делается следующим образом: нужно подержать под ноздрями небольшое зеркало и изучить остающиеся на нем пятна влаги.
Форма пятен, конденсирующихся на поверхности зеркала, покажет доминирующую таттву.
Существует соответствие между таттвами, четырьмя направлениями (сторонами света) и центром. Здесь полярность восток-запад соответствует низшим таттвам, апас и притхиви, а полярность север-юг – таттвам вайю и теджас.
Таттвы, как уже говорилось, определяют пять уровней сознания. Потенциальное сознание находится в притхиви, а сверхсознание – в акаше.
Используя знание таттв при занятиях мудра-практикой, можно добиться существенного продвижения по пути духовного развития. Кроме методики прана-таттвы существует и система Кундалини чакра-таттва, которая представ ляет собой совершенствованный и окончательный вариант первоначальной системы таттв санкхья. Впервые она была записана примерно в 500 г. н. э. в пособиях по медитации. Однако на самом деле Кундалини чакра-таттва намного старше. Издавна она передавалась по цепи ученической преемственности из уст в уста.
В соответствии с этой системой психофизиологические функции человека делятся на семь составляющих, понимаемых как энергетические центры, чакры, расположенные вдоль позвоночного столба. Пять таттв соответствуют первым пяти чакрам. В системе Кундалини чакра-таттва пять таттв обозначаются пятью тантрическими формами; которые соотносятся, таким образом, и с пятью чакрами:
Каждая чакра имеет определенный набор символов, которые можно рассматривать как символическое выражение пяти таттв. В приведенной ниже таблице подробно показана тантрическая символика чакр для каждой таттвы: перечисляются алхимические металлы, соответствующие чакрам; указаны мантры, активизирующие каждую чакру; животные, управляющие каждой из пяти нижних чакр. Каждую таттву также можно соотнести с движениями определенных видов животных, которые имитируют абстрактное движение, соответствующее каждой таттве.
На таттвы можно проводить медитацию – как на пространство, открывающее выход в высшие миры. Для проведения этой медитации нужно выбрать одну определенную таттву. После этого, контролируя свое дыхание, следует пристально ее созерцать, совершая подходящую мудру.
Закройте глаза и визуализируйте таттву мысленным взором (она будет окрашена в соответствующий цвет). Таттва начинает увеличиваться в размерах и постепенно вырастает настолько, что через нее становится возможным проход в высшие миры.
Цикл из пяти таттв связан с 24-часовым суточным циклом. Существует цикл из 12 двухчасовых интервалов, который берет свое начало вместе с в осходом Солнца.
Основной цикл активности одной таттвы, начиная с таттвы акаша, определяется для каждого двухчасового интервала. Такие волнообразные приливы и отливы активности таттв складываются из двух полных циклов пяти таттв и одного дополнительного цикла таттв акаша и вайю.