Евгений Кудашов, друг семьи
Мой путь к Богу был труден, длителен и горек. Достаточно сказать о том, что в храм нас с женой послала колдунья. Их сейчас много, скрываются они под разными личинами, называют себя по-разному, но суть их одна — это волки. Экстрасенсы, ясновидящие, прорицатели, ведуньи, маги всех мастей и рангов и т.п. Бывает, что они посылают духовно не развитых, слабых людей в храм, приходит такой человек в Церковь, участвует в Таинствах, получает благодать. А потом, как не имеющий корня, теряет веру и, как пес на свою блевотину, возвращается к этим губителям душ. Вот уж радости в преисподней!
Первая моя встреча с отцом Даниилом произошла на Крутицком подворье осенью 1996 года. В то время мы с женой воцерковлялись, и наши знакомые посоветовали нам походить на библейские беседы, которые проводились на Крутицах. В первый раз я попал на разбор 9-й главы Первой книги Царств, в которой говорилось о встрече Саула, искавшего ослиц из стада своего отца, с пророком Самуилом. Насколько все было промыслительно, почему именно отец Даниил, почему именно 9-я глава, я понял много лет спустя.
Отец Даниил тогда был диаконом, служил на Болгарском подворье, а занятия по изучению Библии проводил в храме Воскресения Словущего Крутицкого подворья. Это был совсем молодой человек, худого телосложения, очень скромно одетый: самый простенький подрясник, дешевая курточка, совершенно немодные старые ботинки и т.п. Но все это совсем не привлекало внимания, мы замечали только его глаза и улыбку, которые производили незабываемое впечатление. Его особенная улыбка и добрые, смеющиеся глаза поражали всех, кто с ним был знаком или ви-
дел хотя бы один раз. Он так часто улыбался, что казалось, будто он улыбается всегда. А смеялся он как ребенок, звонко, искренне, от всей души. Отец Даниил был светлый, лучезарный человек, мне было тепло и уютно рядом. С ним было очень интересно разговаривать, но еще интереснее было его слушать, поэтому, когда мы были с отцом Даниилом наедине, я часто просто молчал. Например, вез его на машине домой и молчал. При этом я понимал, как он устал, а рядом с ним было хорошо и без слов.
Он отличался не по возрасту сильным умом, проницательностью и еще чем-то неуловимым, что не знаю, как назвать. Ему было тогда 23 года, а люди 50 лет, да и постарше, видели в нем учителя, даже наставника. И многие, забывая разницу в 30-40 лет, не только задавали ему вопросы, на которые сами не могли найти ответа, но и спрашивали совета, как поступить в той или иной ситуации.
С первого же занятия отец Даниил поразил меня широтой своих знаний и феноменальной памятью. Откуда человек может столько знать, помнить, так хорошо разбираться в Священном Писании? Во всех своих беседах, на диспутах, выступлениях на радио или телевидении отец Даниил редко говорил «от себя», но — всегда ссылаясь на Священное Писание, на святых отцов, на опыт Церкви, и обязательно приводил цитаты. Удивительно, сколько он знал и помнил! Без всякого преувеличения: за шесть лет, что я ходил на эти занятия, я ни разу не слышал, чтобы он сказал: «Я не знаю ответа на вопрос». Для его возраста это было просто чудо. Как-то я спросил отца Даниила, откуда у него такие знания, и он ответил просто: «От Бога». Понятно, что все от Бога, но насколько емок был этот ответ, я осознал позже.
На эти занятия каждый четверг приходило до ста человек. Час или полтора — беседа о Ветхом Завете, столько же — о Новом, потом ответы на вопросы. Не всем хватало сидячих мест, не было возможности снять верхнюю одежду, часто было тесно и душно. Но люди все равно шли. Тем более что эти занятия не были посвящены строго изучению Библии — мы могли задать любой интересующий нас вопрос. Это, конечно, требовало времени, но и давало возможность глубже усвоить Священное Писание, разобраться в вопросах веры. Отец Даниил много рассказывал: о Боге, о сотворении мира, об истории Церкви, об отношениях человека и Бога, об обрядах, о церковных службах, о правилах и порядках, о том, как вести себя в храме и вне его, о церковных праздниках, всего не перечислить. Вопросов у новоначальных, а таких приходило большинство, всегда было огромное количество, и ко всем отец Даниил относился с любовью, заботой и терпением.
Даже после занятий его задерживали слушатели, и не отпускали еще час-полтора. Часто приходилось буквально прерывать эти долгие ответы на вопросы, потому что отец Даниил отказать никому не мог, хотя его ждала матушка: она приезжала на машине и отвозила его домой. Уложит дочек в кроватки — и едет за ним. Время-то позднее, да и уставал он за день. Нередко отец Даниил приезжал домой около полуночи, а с раннего утра он опять в заботах. И как он все успевал, откуда у него хватало сил? А он всегда улыбался и говорил, что Господь помогает. Вначале я принимал эти слова как дежурную фразу, но потом, много времени спустя, особенно когда его не стало с нами, я понял, что именно так и было: Господь помогал.
Бывало, что на занятия жаловали сектанты, и они очень мешали. Помню, приходил некий Володя, называл себя каким-то апостолом. Он задавал множество вопросов и сам же на них отвечал, ведь его задачей было «проповедовать» среди нас. Столько времени уходило на него, а отец Даниил относился к нему с огромным терпением, объяснял, увещевал. Конечно, когда этот Володя уж очень расходился, отец Даниил осаживал его, но этого хватало ненадолго. И однажды я пообещал этому Володе ноги переломать, чтобы он не приходил больше и не мешал. Конечно, нехорошо было так говорить, да еще в храме, и получил я за это от батюшки внушение: «Заблудшую овцу надо спасать с особой заботой и терпением». Но если честно, совесть меня не мучает, и, конечно, ломать ему ноги я бы не стал. Наконец, то ли подействовало мое обещание, то ли по другой причине, но «апостол» Володя ходить на занятия прекратил, и все вздохнули с облегчением.
Между нами быстро сложились доверительные отношения. Когда за отцом Даниилом не приезжала матушка, до дома его довозил я. Не могу сказать, что я был для него очень близким человеком, потому что были те, кто пользовался и большим уважением, и проводил с ним больше времени, и оказывал больше помощи, больше участвовал в строительстве храма, в издательской и миссионерской деятельности, в жизни прихода вообще. Но отец Даниил относился ко мне не только как к духовному чаду, но и как к старшему товарищу, иногда даже спрашивал совета и, что приятно, когда я ему отвечал, не раз говорил, что его батюшка (отец Алексий) считает также.
Приход храма Апостола фомы, главой которого стал отец Даниил, начал складываться еще на этих катехизаторских занятиях, он как бы «вырос» из состава слушателей.
Ядро прихода отец Даниил взращивал особо, больше уделял нам времени, даже некоторые занятия и беседы с нами проводил у себя дома. А там были его маленькие дочки, отвлекали, конечно, лезли на руки, смеялись, шумели. Но как ценны были эти посиделки в квартире у отца Даниила, как они нас сплачивали и превращали в единую семью, в одну общину! Матушке Юлии, естественно, наши приезды доставляли лишние хлопоты, одного чая сколько нужно было приготовить! Но никогда, ни словом, ни взглядом она не показывала, что ей это тяжело.
Для того чтобы зарегистрировать приход, нужно было получить благословение благочинного. Собралось нас человек двадцать за Даниловым монастырем, у храма, где благочинный был настоятелем. А человек, который дал согласие стать старостой прихода, буквально перед дверями благочинного говорит, что у него некие обстоятельства (а они и впрямь были) и он не может быть старостой. Отец Даниил предлагает быть старостой мне, мол, меня все знают и поддержат. Я, под предлогом занятости по работе, отказался, но тут же предложил в старосты свою жену и обещал всячески помогать. Так первой старостой прихода стала моя, теперь уже покойная, жена Наталья. Она умерла в 2005 году, отпевали ее отец Даниил с отцом Олегом Стеняевым в храме Апостолов Петра и Павла Оптинского подворья в Ясеневе. Народу на отпевание пришло столько, что люди вокруг даже спрашивали, кого отпевают. В этом же храме через четыре года Святейший Патриарх отпевал и отца Даниила.
Уверенность отца Даниила, с которой он взялся за строительство храма на Кантемировской, меня удивляла. Ни опыта, ни денег, ни связей, ни поддержки властей. А у него — никаких сомнений! Не боялся отец Даниил никаких проблем, не ленился, а был уверен, что Бог поможет в этом нужном и правильном деле. Хотя препятствий было множество, и доходило даже до абсурда: одна чиновница по охране природы сказала, что храм на этом месте будет только через ее труп. Ну, это был ее выбор...
На месте, где предположительно должно было начаться строительство храма, просто был «бомжатник», не в переносном смысле, а по-настоящему — конкретное место проживания бомжей. Грязь была страшная, мусора столько, что трудно было представить, как его можно убрать вручную, а технику взять было негде и не на что. Потом, много времени спустя, я слышал о том, что природоохранные органы утверждали, что строительство храма нанесет непоправимый ущерб экологии на этом месте. Не думаю, что они не знали, что там была свалка.
Батюшка служил молебны прямо посреди всего этого кошмара: пристроит крест и иконку на дереве и служит. И в дождь, и в ветер, в снег и мороз. Все необходимое для службы держали на руках, некуда было положить. Но однажды отец Даниил попросил меня соорудить небольшую часовенку. Я был в недоумении: какую часовенку, когда нет ни гвоздя, ни доски? А он стоит на своем: «Придумай что-нибудь». В то время я был старостой на Патриаршем подворье в Сокольниках, пошел к настоятелю
игумену Иоанну (Ермакову). По его благословению рабочие изготовили из толстой фанеры детали маленькой часовенки, покрасили их и подготовили так, чтобы все можно было легко и быстро собрать на месте. Собирали мы ее с Михаилом, моим старым другом и духовным чадом отца Даниила, утоптали бурьян, выложили на пол привезенную с дачи тротуарную плитку, собрали стены, сделали крышу. Там, на двух с половиной квадратных метрах, и служил батюшка первое время, и как же он был рад этому! Я переживал, что эту часовню сожгут, как-то надругаются, ведь стояла она на территории, где жили люди определенного склада, а мы пришли на их место и могли им мешать. Но отец Даниил говорил, что все будет хорошо. И никто ничего не тронул, часовенка наша, прозванная мною «скворечником», стоит до сих пор. «Скворечником» я ее прозвал потому, что, когда отец Даниил служил в ней, он был похож на воробушка в скворечнике.
После установки часовни на месте строительства храма отец Даниил решил поставить большой поклонный крест. Присоединил я прицеп к своей машине, купили крест, везем. Была зима, очень холодно. Ботиночки у отца Даниила мехом не изобиловали, у него сильно замерзли ноги, и пытается он их пристроить поближе к отопителю. Наконец он добрался до трубки, по которой в отопитель идет горячий тосол, она ломается, и тосол, стоградусный кипяток, хлынул ему на ноги. Слава богу, ноги батюшка не обварил, но, конечно, обжег. Весь тосол вытек, машина встала, ехать нельзя. Позвонили матушке Юлии, просим помочь. И матушка оставляет дома двух маленьких дочек, приезжает к нам и цепляет мои «жигули» вместе с прицепом на буксир. Уже темно, ее машина четыре метра, буксир четыре метра, моя машина четыре метра, прицеп три с половиной, и крест сзади, метра на полтора из прицепа. И таким порядком, нарушая все правила, по гололеду матушка смогла притащить нас к храму. Есть женщины в русских селеньях!
Так что трудностей было много, и разных. Но всегда, когда мы старались преодолеть их и сделать что-то хорошее, Господь помогал нам.
Я был рад, когда отец Даниил обращался ко мне за помощью, тем более что мне часто удавалось практически из ничего, пользуясь тем немногим, что было, сделать что-то серьезное. Наверное, за это батюшка и прозвал меня «Хоттабыч», по имени известного волшебника. Он с такой любовью и уважением говорил мне «Хоттабыч», что я никогда этого не забуду, я до сих пор чувствую в сердце тепло от любви, с которой он обращался ко мне. По его просьбе мы с Михаилом отремонтировали иконостас в храме Воскресения Словущего на Крутицком подворье, построили первый алтарь в храме Апостола фомы на Кантемировской, установили на храм луковку купола и крест, утеплили пристройку. Помогали в этом многие: прихожане храма, рабочие-строители с Украины, было немало и других людей. Все старались помогать батюшке, хотя материальные возможности у большинства были скромные. Для украшения храма и для утепления полов мы с женой принесли из дома ковры, некоторые строительные материалы я привозил с дачи. Я рассказываю об этом только для того, чтобы было понятно, откуда что бралось, как мы строили и украшали храм всем приходом. Все прихожане помогали чем могли, и я рад, что Бог дал и нам с женой такую возможность.
Строительство храма шло нелегко. Батюшке приходилось много трудиться, много хлопотать, и по собственно строительным делам, и по оформлению разных бумаг. Ему долгое время не давали разрешения начинать стройку, и он был уверен, что если построить на этом месте временный храм и начать служить в нем, то Господом будет оказана особая помощь в строительстве основного храма. Тогда мы решили поставить временное строение без фундамента, как нам казалось, это не будет очень серьезным нарушением. Батюшка скопил денег с треб и пожертвований, и мы купили дачный домик 5 на 5 метров, приобрели пенобетонные блоки, на них и поставили домик-храм.
Алтарь мы соорудили за один день и одну ночь, потому что благочинный сказал отцу Даниилу, что вот- вот приедет освящать храм. От строительства остались доски, а отделочные панели я привез с дачи. Доски были очень мокрые, я их пилил электрической пилой на брусья, а из них текла вода. От нагрузки пила дымилась, и я боялся, что она сгорит и мы не успеем выполнить работу к сроку. Но милостью Божией все обошлось. Первый алтарь храма был очень маленьким, невозможно было даже пройти вокруг престола. Решение нашли и в этой ситуации — мы просто разрезали жертвенник пополам, сделали его меньше, но все равно свободно пройти между престолом и жертвенником мог только отец Даниил. Матушка Юлия сшила все необходимое для служб, иконы отец Даниил принес из дома. Крест и луковку нам подарили (батюшкой с матушкой привезли их из области), мы подремонтировали их и установили на крыше домика. Так и получился храм, правда, освятили его позже — благочинный тогда приехать не смог.
Потом, конечно, мы еще многое доделывали, но службы уже были каждый день. Первое время храм не отапливался, и было очень холодно. Но строители, возводящие жилые дома напротив, в нарушение правил разрешили подключиться к их электрощитку, а инспектора Мосэнерго этого «не заметили». И так было не раз — люди, даже облеченные властью, шли на нарушения некоторых норм и правил ради строительства храма. Мы этим пользовались и были благодарны, спрашивали их имена и молились об их здравии.
Поставили электрообогреватели, и стало тепло и уютно. Потом храм утеплили, сделали пристройку, затем даже повесили три небольших колокола. Предстояло сделать еще немало, но главное свершилось: на этом пустыре, в маленьком, как будто игрушечном, но настоящем храме начали служить Богу. И какое это было счастье для всех нас и для батюшки, как он был рад!
Однажды он рассказал мне, что в храме стали случаться чудеса, в основном исцеления на крещениях. Говорил он об этом с радостью, но одновременно сдержанно, без подробностей, и разговор получился даже обыденный, как будто не о чудесах говорили. Помню, что я даже не удивился, потому что отец Даниил делал правильное дело, и что же
удивительного в том, что Господь через отца Даниила творит чудеса?
И не я один замечал, и не раз, что Господь действовал через отца Даниила особым образом. Меня трудно назвать человеком, ищущим чудес, но и в храме вообще не было лишнего шума из-за того, что происходили чудеса. Происходило то, что происходило, и это было просто и естественно.
Отец Даниил очень многих привел к Богу, и были случаи, когда в один день он крестил несколько десятков человек. Для совершения Таинства Крещения он приобрел огромную бочку, так как считал, что крестить не полным погружением можно только в самых крайних случаях. И крестил исключительно после того, как человек подготовится ко крещению, пройдет курс из пяти бесед по основам веры.
Отец Даниил был очень скромен в одежде. Однажды порвался у него подрясник, так он и ходил в рваном, пока я не дал ему денег на новый. Он и эти деньги отдал бы на храм, если бы не поставленное мной условие: только на подрясник. И это притом что отец Даниил никогда не отказывался исполнять требы, ведь ему нужно было и храм строить, и семью кормить. Он сам вел очень простую жизнь, скромно жила и вся его семья. Материальное положение семьи отца Даниила немного улучшилось только тогда, когда в храме начались регулярные службы и увеличился приход. Зато после его гибели выяснилось, что на счету храма лежат большие средства, предназначенные для строительства. Вот такой был у нас настоятель...
Занимаясь строительством и обустройством храма, что требовало много времени и сил, отец Даниил по-прежнему со вниманием и заботой относился к каждому прихожанину. На исповеди он был внимательным, никогда не исповедовал «просто так», а всегда выслушивал человека, вникал, давал отеческие наставления.
Когда в 2005 году я овдовел, он очень поддерживал меня в это время, несколько лет у меня были серьезные проблемы и на работе. Как их решить, я не знал, попросил отца Даниила помочь встретиться в Оптиной пустыни со старцем. Поехали мы туда зимой 2006 года, и, хотя
у нас была предварительная договоренность о встрече, она не состоялась. Но эту поездку мне не забыть никогда. Мы молились у мощей старцев, особо каждому, молились в скиту в комнате Амвросия Оптинского. На обратном пути в Москву нас застал сильнейший снегопад. Была ночь, темнота, тишина. Едем потихоньку. И вдруг я слышу голос, не обычный голос, а как будто кто-то снаружи и одновременно внутри меня говорит. Когда-то давно отец Даниил рассказывал о том, как Авраам говорил с Богом, и я спросил: «Как отличить — Бог ли с тобой говорит или это плод больной фантазии?» Отец Даниил сказал: «Когда с тобой заговорит Бог, ни с чем не спутаешь, сомнений не будет». И голос сказал мне нечто таким образом, что все мои волнения по поводу работы прекратились. Проблемы остались, бывало очень тяжело, но я уже не реагировал так болезненно и так бурно. После поездки восемь месяцев я еще оставался на той работе, но много спокойнее переносил то, что меня так сильно мучило целых два года. Господь решил мою проблему, по молитвам отца Даниила.
Обратиться к отцу Даниилу за помощью мог каждый, не знаю случая, чтобы он отказался помочь. Я иногда считал, что отец Даниил молод и не имеет достаточно жизненного опыта, чтобы давать житейские советы, особенно в семейных вопросах, но все равно просил его помощи. В таких случаях он говорил: «Я знаю, что ты сделаешь все по-своему, но все-таки скажу тебе, как должно поступить, а ты решай». Теперь я понимаю, как верны и ценны были его советы, как они пригодились бы мне сегодня. Теперь я относился бы к ним с большим вниманием, поэтому я часто обращаюсь в молитвах к отцу Даниилу за помощью и получаю ее очень быстро.
В 2007 году отец Даниил венчал меня с моей второй женой. На венчании было много гостей, некоторые из них были люди невоцерковленные, видели отца Даниила впервые. Но батюшка произвел огромное впечатление на всех, и немало наших друзей отозвалось о нем восторженными словами. Особенно им понравилась проповедь, потому что сказанное коснулось сердца каждого.
Отец Даниил умел и любил говорить проповеди. Они отличались высоким смыслом и одновременно простотой, и каждый, независимо от своего духовного уровня, находил в них новое, важное, нужное для себя. Даже хулиганам в метро, которые приставали к нему по поводу его внешнего вида (так как он всегда и везде ходил в подряснике), он отвечал так, что получалась проповедь о вере и о Боге.
Отец Даниил проводил огромную миссионерскую работу, особенно в исламской среде. Он считал, что с радикальным исламом нужно бороться христианской проповедью, обращая мусульман в Православие и крестя их. Эта часть его деятельности была настолько огромна, что требует отдельного рассказа, но не мне говорить на эту тему.
Последняя наша встреча с отцом Даниилом была незадолго до его убийства. Мы поехали на кладбище отслужить панихиду на могиле моей первой жены и старшего сына. В тот день мы, естественно, говорили о жизни и смерти. Меня всегда поражало его отношение к возможной смерти: ему угрожали убийством радикальные исламисты, он давно получал угрозы, в последние годы — все чаще и чаще. Его вызывали в ФСБ, где сообщили, что он числится у радикальных исламистов в списках на уничтожение. Вот так, списки в фСБ есть, а заказчиков до сих пор не нашли.
Я не раз говорил отцу Даниилу, что нужно поберечься, пожалеть супругу, трех маленьких дочек, и каждый раз он отвечал, что был бы рад пострадать во имя Христа и что его заветное желание — стать мучеником за веру. А семью мученика за веру Господь и Пресвятая Богородица не оставят.
У отца Даниила всегда было много забот, много дел. За неполные 35 лет жизни он успел построить храм, крестить огромное количество людей и привести их к Богу (он приводил людей именно к Богу, а не к себе), создать большой и верный приход, написать немало книг. Батюшка всегда помнил о Боге. Делая что-либо, говоря о чем-то и даже думая, он всегда помнил о том, что это происходит перед Богом. Про таких говорят, что он «ходит пред Богом». Его дело живет и после его гибели, в храме Апостола фомы сейчас хороший настоятель, замечательный приход.
Когда отец Даниил был с нами, мы воспринимали его присутствие как должное, а когда его не стало — поняли, что он значил для нас всех. Мне отца Даниила очень не хватает. До сих пор я не имею батюшки, который был бы мне духовным отцом. Два чувства живут у меня в душе: глубокая скорбь о потере дорогого человека и радость за отца Даниила, попавшего на Небеса — туда, куда он так стремился. утешает и радует, что на Небесах у нас появился еще один молитвенник. Молитвенник, который знал нас и которого знали мы.
Отче Данииле, моли Бога о нас!
Ирина Козырь, друг семьи
Впервые я повстречалась с отцом Даниилом на Крутицком подворье. Мы с одной знакомой искали хорошие православные курсы, и кто-то подсказал нам, что на Крутицах диакон Даниил Сысоев ведет богословские беседы. Это был конец девяностых годов. Я уже была верующей, ходила в храм, но, несмотря на это, только отец Даниил смог открыть для меня многие истины в Православии, объяснить то, чего я раньше не понимала. Можно сказать, что в этот период мои мысли и представления наконец-то встали «с головы на ноги».
Конечно, у всех новоначальных христиан в голове «каша», мы все поначалу руководствуемся тем, что сказали родственники, какие-то «бабушки», которые якобы давно ходят в церковь, обращаем внимание на суеверия. Отец Даниил со всем этим последовательно боролся, и только от него я узнала, как нужно читать Священное Писание, что нельзя браться за Ветхий Завет, пока не прочитан Новый. О Библии он умел рассказывать так реалистично, как будто говорил о нашем времени, это было очень интересно и понятно. Ведь не секрет, что к Библии даже многие православные люди относятся как к полусказке: да, было, но когда-то очень давно, в другое, отличающееся от нашего время, с совсем другими людьми.
После занятий у нас были чаепития, на которых мы обычно много разговаривали, продолжали обсуждать тему лекции. И тогда я стала понимать, насколько отец Даниил открыт для общения, как он любит людей. Мне даже трудно вспомнить самую яркую беседу, самую интересную тему — все было интересно, все незабываемо. И всегда отец Дании л говорил только о Боге, все темы приводили к Нему — но это могла быть и политика, и экономика, и быт.
Если отец Даниил начинал говорить с невоцерковленным человеком о Боге, он никогда не отпускал его, а обязательно приводил его в Церковь. Сколько было тех, кто сначала пришел «просто» покреститься, «просто» окрестить детей, освятить машину! И никогда отец Даниил на этом «просто» не останавливался, он всегда стремился открыть человеку смысл того, зачем тот пришел. Если ему встречался некрещеный, то батюшка сразу предлагал ему готовиться ко крещению, и отказаться почти никому не удавалось. Отец Даниил не был похож на наших православных «дипломатов», которые боятся что-то кому-то навязать. Не знаю, можно ли так сказать, но отец Даниил был в хорошем смысле «православным сектантом», он цеплял человека, причем не назойливостью, а радостью и любовью. Такого радостного священника, как отец Даниил, я никогда не встречала, например, праздновать Пасху с ним было радостью даже для неверующих.
Яркий пример — история Сергея Кольцова, нынешнего казначея храма Апостола фомы на Кантемировской, приятеля одного из моих друзей. В те времена он решил освятить машину и стал советоваться, как это сделать. Его познакомили со мной, а я привела его на Крутицкое подворье, где отец Даниил долго говорил с ним и даже отправил на исповедь. И только после этого машина была освящена, а Сергей стал постоянно ходить в храм.
Отец Даниил много ездил с прихожанами в поездки, часто организовывал для нас паломнические путешествия. Я была с ним в трех поездках — в Египте, Израиле, Владимире и Боголюбове. Больше всего мне запомнилось путешествие на Святую Землю, где у нас был удивительный гид — выпускник МГу. И они с отцом Даниилом, можно сказать, «нашли» друг друга, потому что оба были людьми энциклопедических знаний, увлеченными личностями. Между ними завязывались долгие беседы, и мы иногда даже полушутя спрашивали: «А ничего, если мы послушаем?» Одной из общих тем для них была археология, которую батюшка знал очень хорошо. Благодаря всему этому мы иногда меняли маршруты и бывали в таких местах, куда православных паломников обычно не возят.
Например, по пути к Мертвому морю мы видели пещеру, где скрывался ушедший из Содома Лот с дочерьми.
О строительстве нового храма на Кантемировской много говорилось
еще на Крутицах. Я вошла в приходской совет храма, но в организации строительства участвовала уже мало. К сожалению, в последние годы я меньше общалась с батюшкой: наш, достаточно узкий, круг людей, который изначально был около него, стал стремительно расширяться. Это было, конечно, хорошо, но имело и обратный эффект — свободного времени у отца Даниила почти не оставалось. Он был полностью загружен делами, часто служил. Но я думаю, что именно тогда и началась его настоящая жизнь. Да, мы стали остро ощущать «нехватку» отца Даниила, но все же он нас никогда не забывал. Создавалось впечатление, что он носит сапоги-скороходы: везде бывал, все успевал. Он был настоящий миссионер-самородок, а духовник — в меньшей степени, скорее, наставник, но это уже другое дело. Наверное, его можно сравнить с первым учителем в школе, который обучает ребенка только в самом начале, но именно от него зависит, как этот ребенок будет в дальнейшем усваивать знания и вообще воспринимать жизнь. Поэтому, создав приход на Кантемировской, отец Даниил и там открыл катехизаторскую школу: это была его мечта — образовывать, учить любви к Богу.
Наша последняя встреча состоялась весной 2009 года. Я пришла на соборование, все было как обычно — множество людей, храм переполнен. А осенью того же года мы с мужем поехали отдыхать в Египет, и в этой поездке телефоном я почти не пользовалась, включила его только перед самым отъездом, в последний день. И тут оказалось, что у меня множество пропущенных вызовов, причем по номерам я видела, что звонили те люди, которые знают, что я в отъезде и вряд ли отвечу. Были и СМС.
На следующий день мы возвращались в Москву и, слава Богу, успели прийти и попрощаться с батюшкой. Если бы нам это не удалось, было бы очень больно.