Тема 11. Учение о конце мира

Телесная смерть и бессмертие души. Частный суд. Состояние душ праведников и грешников после частного суда. Молитва Церкви за умерших. Критика возражений против молитвы за усопших. Загробная участь младенцев. Римо-католическое учение о чистилище.

Неизвестность времени второго пришествия Христова. Признаки второго пришествия Христова. Антихрист и время его пришествия. Брань Антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа.

Второе пришествие Христово. Воскресение мертвых: его действительность, всеобщность и одновременность. Ложность хилиазма. Кончина мира. Всеобщий суд. Его действительность. Образ совершения всеобщего суда. Кончина благодатного Царства Христова и открытие Царства Славы. Состояние праведников и осужденных после всеобщего суда. Степени и вечность блаженства праведников и мучения осужденных. Учение об апокатастасисе.

Учебные пособия и дополнительная литература

Башкиров В., прот. Апокатастасис в Священном Писании, у раннехристианских отцов Церкви и Оригена // Эсхатологическое учение Церкви. Москва, 14–17 ноября 2005 г. Материалы. — М., 2007. — С. 254–265.

Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 576-611.

Иванов М. С. Второе пришествие // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 9. — С. 727–736.

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — Т. 2. — С. 397–514.

Малков П. Ю. Антропологические предпосылки учения об апокатастасисе у восточных Отцов Церкви // Богословский сборник. — М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2002. — Вып. X. — С. 88–113.

Флоровский Г., прот. Эсхатология в святоотеческую эпоху // Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского. — М., 1999. — С. 35–55.

Фокин А. Р. Истоки средневекового учения о чистилище в западной патристике III–VII вв. // Эсхатологическое учение Церкви. Москва, 14–17 ноября 2005 г. Материалы. — М., 2007. — С. 340–348.

1.1. Понятийно-тематический минимум

Эсхатология, бессмертие, мытарства, частный суд, антихрист.

Второе пришествие, воскресение мертвых, хилиазм, кончина мира, всеобщий суд, страшный суд, апокатастасис, вечное блаженство, вечная мука, новое небо и новая земля, Небесный Иерусалим.

1.2. Вопросы для самопроверки

Что такое частный суд?

В каком состоянии пребывают души праведных и грешных после частного суда? Окончательно ли это состояние?

На чем основана молитва за усопших?

В чем отличие Римо-католического учения о чистилище от православного учения о мытарствах?

Когда произойдет второе пришествие Христа?

Перечислите признаки второго пришествия Христа.

Что сообщается об антихристе в Священном Писании и святоотеческих творениях?

Когда произойдет воскресение мертвых?

Все ли умершие воскреснут одновременно?

Что произойдет с теми людьми, которые будут живы к моменту всеобщего воскресения?

Перечислите свойства воскресших тел.

Кто будет Совершителем всеобщего суда?

Что будет предметом Страшного суда?

Что означает кончина мира? Когда она совершится?

Что последует за кончиной мира?

В чем заключается сущность хилиазма?

На какой фрагмент Священного Писания опираются хилиасты? Какое толкование этого фрагмента предлагают святые отцы?

Будут ли блаженство праведных и мучение грешников вечными?

В чем заключается сущность учения об апокатастасисе?

Какие аргументы предлагаются сторонниками и противниками учения об апокатастасисе?

2. Богословское осмысление богослужебных текстов

«Книги разгнутся, явлена будут деяния человеков пред нестерпимым судилищем: возшумит же юдоль вся страшным скрежетанием плача, вся бо видящи согрешившия, вечным мукам судом праведным Твоим отпущаемыя и бездельно плачущия, Щедре. Темже Тя молим, Блаже: пощади нас поющих Тя, едине многомилостиве» (Неделя мясопустная. Великая вечерня. Стихира на Господи воззвах).

«Возгласят трубы, и истощатся гробы, и воскреснет человеческое все естество трепещущее, добрая содеявши в радости радуются, чающее мзду восприятии: согрешивши же трепещут, люте рыдающе, в муку посылаеми и от избранных разлучаеми. Господи славы, ущедри нас яко благий и части сподоби возлюбивших Тя» (Неделя мясопустная. Великая вечерня. Стихира на Господи воззвах).

«Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе, и реце огненней влекущей! Что сотворим тогда во многих гресех повиннии человецы; егда же услышим зовуща Его, благословенныя Отца в царство, грешныя же отсылающа в муку: кто претерпит страшнаго онаго изречения; но едине Человеколюбче Спасе, Царю веков, прежде даже кончина не преспеет, покаянием обратив, помилуй мя» (Неделя мясопустная. Великая вечерня. Стихира на Господи воззвах).

«Помышляю день оный и час, егда имамы вси нази и яко осуждении неумытному Судии предстати, тогда труба возшумит вельми, и основания земли подвижатся, и мертви из гробов воскреснут, и возрастом единем вси будут, и всех тайная явленна предстанут пред Тобою и возрыдают, и восплачутся, и во огнь кромешный отыдут, иже никогдаже покаяшася: и в радость и веселие праведных жребий внидет в чертог небесный» (Неделя мясопустная. Утреня. Стихира на Хвалитех).

«О каковый час тогда и день страшный, егда сядет Судия на престоле страшном! Книги рзгибаются, и деяния обличаются, и тайная тьмы явлена бывают, ангели обтекают, собирающе вся языки. Придите, услышите, царие и князи, раби и свободнии, грешницы и праведницы, богати и нищи: яко грядет Судия, хотяй судити всей вселенней. И кто претерпит пред лицеем Его, егда ангели предстанут, обличающее деяния, помышления и мысли, яже в нощи и во дни; о, каковый час тогда! Но прежде даже не приспеет кончина, потщися, зовущи, душе: Боже, обратив, спаси мя, яко един благоутробен» (Неделя мясопустная. Утреня. Стихира на Хвалитех).

Перечень вопросов к экзамену:

1. Определение понятия догмат. Основные свойства догматов. Богословские мнения. Примеры богословских мнений.

2. Священное Предание и Священное Писание. Три уровня Священного Предания. Отличие Священного Писания от других форм Священного Предания.

3. Основные формы Священного Предания.

4. Определение богословской антиномии. Примеры богословской антиномии. Посредством каких терминов выражаются эти антиномии? Почему антиномии используются в богословии?

5. Определения естественного и сверхъестественного богопознания. Три пути естественного богопознания.

6. Катафатический и апофатический методы в богословии. Катафатические апофатические свойства Божии. Примеры этих свойств. Что утверждается или отрицается посредством каждого из них?

7. Полемика с Евномием. Сущность учения о богопознании Великих Каппадокийцев.

8. Полемика с Варлаамом. Сущность учения о богопознании святителя Григория Паламы. Сотериологическое значение учения о нетварных Божественных энергиях.

9. Догматическое и нравственное значение учения о Пресвятой Троице. Образы и аналогии Пресвятой Троицы в тварном мире.

10. Свидетельства Священного Писания о различии и Божественном достоинстве Лиц Пресвятой Троицы. «Уничижительные места» Священного Писания.

11. Сущность православного учения о монархии Бога Отца. Сущность и критика католической доктрины Filioque.

12. Формулировка троичного догмата. Определение понятия ипостасное свойство. Ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Учение о единосущии Божественных Лиц.

13. Основные тринитарные заблуждения доникейского периода: динамизм и модализм.

14. Сущность ереси Ария. Духоборчество.

15. Учение о творении мира из ничего. Его соотношение с дуалистическими и пантеистическими концепциями происхождения мира. Цель творения мира.

16. Определение промысла Божия. Действительность и действия промысла. Ложные учения о промысле.

17. Понятие об Ангелах. Небесная иерархия. Цели бытия Ангелов и пути их достижения. Промысл Божий об Ангелах.

18. Злые духи и их деятельность в мире. Промысл Божий в отношении злых духов.

19. Сотворение человека. Первозданное состояние человека. Назначение человека.

20. Значение тела в составе человеческой природы. Свойства души человека.

21. Образ и подобие Божие в человеке. Черты образа Божия.

22. Грехопадение и его следствия. Сущность греха. Понятие первородного греха. Понятие личного греха.

23. Свидетельства Священного Писания об Иисусе Христе как истинном Боге и человеке.

24. Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа.

25. Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству.

26. Сущность несторианства. Его неприемлемость с православной точки зрения.

27. Сущность монофизитства и монофелитства. Их неприемлемость с православной точки зрения.

28. Православное учение о единстве Божественной ипостаси Господа Иисуса Христа. Образ ипостасного соединения двух природ во Христе.

29. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому.

30. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице.

31. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Божией Матери.

32. Понятие об искуплении. Соотношение понятий спасение и искупление. Библейские и святоотеческие образы искупления.

33. Юридическая и нравственная теории искупления, их переосмысление в православном богословии XX века.

34. Составляющие искупления: Боговоплощение; учение Иисуса Христа; чудеса Иисуса Христа; Крестная смерть Иисуса Христа.

35. Составляющие искупления: сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом; Воскресение Иисуса Христа; Вознесение Иисуса Христа.

36. Соотношение благодати и свободы: пелагианство, учение блж. Августина, православный взгляд. Значение веры и добрых дел для спасения.

37. Понятие о Церкви Христовой. Церковь Христова на земле. Библейские и святоотеческие образы Церкви. Основание Церкви Иисусом Христом. Цель Церкви.

38. Существенные свойства Церкви.

39. Связь между Церковью земной и небесной. Ходатайство святых за верующих. Почитание святых. Почитание мощей святых. Почитание святых икон.

40. Телесная смерть и бессмертие души. Частный суд. Состояние душ после частного суда.

41. Признаки второго пришествия Христова. Антихрист и его брань с царством Христовым.

42. Второе пришествие Христово. Воскресение мертвых. Хилиазм. Всеобщий суд. Состояние праведников и осужденных после всеобщего суда. Апокатастасис.

Основная и дополнительная учебная литература

Основная литература:

1. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Учебное пособие. — М.: ПСТГУ, 2013.

2. Давыденков О., свящ. Катихизис: Введение в догматическое богословие: Курс лекций. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.

3. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993.

Дополнительная литература:

1. Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим. Догматическое богословие. — М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994.

2. Башкиров В., прот. Апокатастасис в Священном Писании, у раннехристианских отцов Церкви и Оригена // Эсхатологическое учение Церкви. Москва, 14–17 ноября 2005 г. Материалы. — М., 2007. — С. 254–265.

3. Богословская конференция Русской Православной Церкви «Пресвятая Троица». Москва, 6–9 июня 2001 г. Материалы. — М.: Синодальная богословская комиссия, 2002. — 292 с.

4. Богословская конференция Русской Православной Церкви «Учение Церкви о человеке». Москва, 5–8 ноября 2001 г. Материалы. — М.: Синодальная богословская комиссия, 2002. — 504 с.

5. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: в 4 т. — Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. — Репринт: СПб.: Б. и., 1907–1917. Т. 4.

6. Василий Великий, свт. Письма. — Минск: Харвест, 2003. — 496 с.

7. Василий Великий, свт. Творения: В 5 ч. — М.: Паломник, 1993. — Репринт: М., 1846. — Ч. 1. — 598 с.; Ч. 2. — 674 с.; Ч. 3. — 506 с.; Ч. 4. — 407 с.; Ч. 5. — 316 с.

8. Воробьев В., прот. Православное учение о браке // Таинства Церкви. Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции «Православное учение о церковных таинствах». — М., 2007. — С. 181–188.

9. Воронов Ливерий, прот. Догматическое богословие: Учебник для духовных учебных заведений. — СПб.: Издательский дом Московского Патриархата «Хроника», 1994.

10. Гнедич П., прот. Догмат искупления. — М., 2007.

11. Говорун С. Н. Единый сложный Христос // Богословский вестник. — № 4. — Сергиев Посад, 2004. — С. 150–176.

12. Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. — Репринт: СПб., б. г. — Т. 1. — 684 с.; Т. 2. — 601 с.

13. Давыденков О., прот. Концепции «сложная ипостась» и «сложная природа» в контексте христологических споров VI в. // Вестник ПСТГУ. — I: 25. — 2009. — С. 7–21.

14. Давыденков О., свящ. Спор о границах богопознания в XIV в. // Богословский сборник. — №8. — М.: ПСТБИ, 2001. — С. 37–56.

15. Давыденков О., прот. Христологические основания православного учения об обожении // Материалы VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» [www.theolcom.ru].

16. Давыденков О., прот. Communicatio idiomatum как важнейшая часть православного учения о Лице Искупителя // Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти. — М., 2002. — С. 32–52.

17. Давыденков О. В., прот., Емельянов Н., прот., Чурсанов С. А. Основная богословская терминология: Учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.

18. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. — М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995.

19. Емельянов Н., свящ. Догматического развития теория // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 15. — 2007. — С. 534–542.

20. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. — М., 1996.

21. Ермилов П. В. Понятие «равноангельности» в святоотеческой традиции // Богословский сборник. — 2005. — № 13. — С. 55–100.

22. Зайцев А. А. Догматическое богословие // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 15. — 2007.— С. 542–548.

23. Иванов М. С. Ангелология // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 2. — С. 300–306.

24. Иванов М. С. Благодать // Православная энциклопедия. Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 2. — С. 302–313.

25. Иванов М.С. Богопознание // Православная энциклопедия. Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 5. — 2002.— С. 476-486.

26. Иванов М. С. Второе пришествие // Православная энциклопедия. Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 9. —С. 727–736.

27. Иванов М. С. Демонология // Православная энциклопедия. Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 14. — С. 380–388.

28. Иванов М. С. Догмат // Православная энциклопедия. Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 15. — 2007. — С. 527–532.

29. Иоанн Дамаскин, прп. Введение в основы догматического богословия. Пер. с греч. Д. Чепеля // Богословский сборник. — Вып. 9. — М.: ПСТГУ, 2002. — С. 124–139.

30. Иоанн Дамаскин, преп. Источник знания / Пер. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. — М.: Индрик, 2002. — 414 с. — (Святоотеческое наследие).

31. Иустин (Попович), архим. О первородном грехе. — Пермь, 1999.

32. Каллист (Уэр), еп. Паламитские споры / Пер. с англ. К. Б. Михайлова // Альфа и Омега. — 2002. — № 4 (34). — С. 190–212.

33. Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности / Пер. с англ. А. Кырлежева // Альфа и Омега. — 2002. — № 2 (32).

34. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы / Вступ. ст. А. И. Сидорова. — М.: Паломник, 1996.

35. Леонов В., свящ. Вселенские соборы Православной Церкви о человеческой природе Спасителя // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2003 г. — С. 31–42.

36. Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общ. ред. В. Пислякова. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000.

37. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М.: Центр «СЭИ», 1991.

38. Лосский В. Н. Спор о Софии. Статьи разных лет: Сборник статей. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1996.

39. Максим Исповедник, преп. Творения: в 2 кн. / Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. — М.: Мартис, 1993. — Кн. 1. — 354 с.; Кн. 2. — 288 с. — (Святоотеческое наследие).

40. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2003.

41. Малков П. Ю. Антропологические предпосылки учения об апокатастасисе у восточных отцов Церкви // Православное учение о человеке. — М., 2004. — С. 100–120.

42. Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы / Пер. с англ. В. Марутика. — Минск: Лучи Софии, 2001. — 334 с.

43. Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.

44. Мейендорф Иоанн, протопр. Пасхальная тайна: Статьи по богословию / Пер. с англ., фр.; Сост. И. В. Мамаладзе; Предисл. прот. Владимира Воробьева, Й. ван Россума. — М.: Эксмо; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. — 832 с.

45. Мейендорф И., прот. Православие в современном мире. — М.: Путь, 1997.

46. Михайлов П. Б. Естественное богопознание в греческой патристике // Философия религии. Альманах. — М.: ИФ РАН, 2007. — С. 247–263.

47. Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии / Пер. с англ. Н. Б. Ларионова. — М.: Никея, 2011. — 304 с.

48. Несмелов В. Наука о человеке. — Казань, 1906 (репринт: СПб., 2000). — Т. 2.

49. Никитина С. В. Апофатическая методологическая установка в богословской мысли В. Н. Лосского // Церковь и время. — 2010. — № 4 (53). — С. 117–134.

43. Никитина С. В. Основные методологические принципы В. Н. Лосского // Церковь и время. — 2010. — № 2 (51). — С. 171–194.

50. Савва (Тутунов), мон. Filioque: ересь или особое мнение? Православное богословие XX века о Filioque. — М.: Изд-во храма св. мч. Татианы, 2006. — 144 с.

51. Скутерис К. О смысле богословия и ответственности богослова в наши дни // Богословский вестник. — № 5-6. — Сергиев Посад, 2006. — С. 418–434.

52. Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Тринитарный вопрос. — Сергиев Посад: Б. и., 1914. — 648, II с.

53. Тихомиров Б. А. Богодухновенность // Православная энциклопедия. Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 5. — 2002.— С. 442–447.

54. Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катехизис православной кафолической Восточной Церкви. — М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1995.

55. Флоровский Г., прот. Византийские отцы V-VIII вв. — Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006.

56. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. — Париж, 1937.

57. Флоровский Г., прот. Эсхатология в святоотеческую эпоху // Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского. — М., 1999. С. 35–55.

58. Фокин А. Р. Истоки средневекового учения о чистилище в западной патристике III–VII вв. // Эсхатологическое учение Церкви. Москва, 14–17 ноября 2005 г. Материалы. — М., 2007. — С. 340–348.

59. Э. П. Б., Квливидзе Н. В. Иисус Христос // Православная энциклопедия. Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 21. — С. 674–685.

Перечень ресурсов информационно-телекомуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

http://www.theolcom.ru/ Сайт содержит электронные версии докладов научных конференций Русской Православной Церкви.

http://www.pravenc.ru/ На сайте размещаются статьи из «Православной энциклопедии».

http://www.bogoslov.ru/ Помимо представительного собрания богословских материалов на портале размещаются отзывы пользователей, а также ведутся дискуссии по различным актуальным богословским вопросам.

http://pstgu.ru/scientific/periodicals/bulletin/I/archives/ Электронный архив изданий «Богословский сборник» и «Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия».

http://pstgu.ru/scientific/periodicals/conference/archives/ Электронный архив материалов богословских конференций ПСТГУ.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины «Введение в православное вероучение» рекомендуется обратить особое внимание на предложенный в программе понятийно-тематический минимум к каждой теме. Освоение понятийно-тематического минимума предполагает способность студента раскрыть содержание основных богословских понятий и сжато изложить содержание догматических учений.

Важным элементом изучения каждой темы курса является систематическая проработка вопросов для самопроверки, способствующая выделению главного в материале курса, его разностороннему структурированию, а также актуализации полученных знаний при формировании соответствующих умений и навыков.

Изучение каждой темы рекомендуется начинать со знакомства с содержанием основных учебных пособий, помогающих приобрести базовые представления о догматических учениях. Дальнейшее освоение предполагает обращение к широкому кругу богословской литературы: святоотеческим сочинениям, богослужебным текстам, работам православных авторов XIX-XXI веков.

Существенное место в курсе занимает догматический анализ святоотеческих и богослужебных текстов, способствующий углубленному знакомству с Преданием Церкви и осознанному участию в литургической жизни. Предлагаемые для самостоятельной проработки фрагменты святоотеческих сочинений сопровождаются вопросами и заданиями. Богослужебные тексты приводятся либо с вопросами и заданиями, либо без них. Во втором случае задание заключается в том, чтобы: 1) определить, какому аспекту того или иного догматического учения преимущественно посвящен текст; 2) раскрыть содержание данного аспекта, опираясь как на текст, так и на изученный материал по теме; 3) прокомментировать, по возможности, каждое слово текста, привлекая богословский терминологический аппарат.

Наши рекомендации