Воскресного всенощного бдения.
Начало воскресного всенощного бдения полагается при открытых царских вратах. В алтаре совершается каждение, священник, стоя перед престолом, возглашает начальный возглас всенощного бдения:
«Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков», на что хор отвечает: «Аминь».
Начало может быть и следующее:
диакон или священник: «Востаните!»
хор: «Господи, Благослови»
свящ.: «Слава Святей…»
Вечерня всенощного бдения начинается сразу с возгласа утрени, так как вечерня переходит в утреню таким образом, что в начале её данный возглас не произносится.
«Приидите, поклонимся…» поется в алтаре священнослужителями, поется 4-е, дополнительное «Приидите, поклонимся и припадем Ему».
103-й псалом (он называется «предначинательный») поется. Этот псалом должен петься торжественно. Есть несколько вариантов исполнения. Например, один из древнейших: один певец поет стихи псалма, а хор к каждому стиху припевает один из припевов «Благословен еси, Господи», «Дивна дела Твоя, Господи», «Слава Ти, Господи, сотворившему вся». Можно часть стихов петь с припевами, а остальные прочитывать в тон. В современной практике поют несколько избранных стихов этого псалма с припевами, «Слава, и ныне: Аллилуйя, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды) ». В это время совершается каждение храма. Интересно отметить, что по Типикону каждение храма совершается еще до возгласа «Слава Святей…» в полной тишине.
Великая ектения
«Блажен муж…» поется. Это начальные слова 1-го псалма. По Уставу должна стихословится, т.е. петься вся 1-я кафизма Псалтири, припевая к каждому стиху троекратное «Аллилуия». 1-я Слава этой кафизмы должна петься на 8-й глас, остальные 2 – на глас Октоиха. После каждой Славы полагается малая ектения. В современной практике поют 6 избранных стихов 1-ой Славы с троекратным «Аллилуия», «Слава, и ныне…», «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды).
Малая ектения
«Господи, воззвах…» поется на глас Октоиха. Поются стихи «Положи, Господи, хранение…».
Стихиры на «Господи, воззвах…» на 10.
Если святой Минеи без знака, то воскресные стихиры Октоиха на 7 и стихиры святому на 3. Стихиры в Октоихе имеют наименования. Первые 3 - «воскресны», автором их является прп. Иоанн Дамаскин. Следующие 4 - «анатолиевы» или, более правильно, «восточны». По содержанию они тоже воскресные, а разницу в названиях можно объяснить неточным переводом с греческого языка. Последние 3 стихиры в честь Пресвятой Богородицы творение Павла Аморрейского. Они поются в том случае, если в храме нет Минеи и нет возможности спеть стихиры святому. Если святой Минеи имеет знак праздника, то соотношение стихир Октоиха и Минеи будет другое. Во время пения «Господи, воззвах…» и стихир совершается каждение.
«Слава…» святому Минеи, если есть
«И ныне…» (или «Слава, и ныне», если святому нет стихиры на «Слава») Богородичен Догматик гласа Октоиха. Догматик – это песнопение, которое содержит догматическое учение о воплощении Господа Иисуса Христа и приснодевстве Богородицы Марии. Автором Догматиков является прп. Иоанн Дамаскин. Догматики напечатаны на ряду в Октоихе, а также в 1-ом приложении Минеи.
Вход с кадилом. При пении «И ныне…» отверзаются царские врата. Священник, которому предшествуют два свещеносца и диакон с кадилом, выходит северными дверями, читая молитву входа, и становится перед царскими вратами. По окончании пения диакон (или священник, если служит без диакона) «зна́менает кадилом ко царским две́рем крестообразно» и возглашает «Премудрость, про́сти». На вечерне вход с кадилом бывает бывает в Неделю, в праздники с полиелеем и бдением и др. Вход с кадилом предшествует произнесению Великого прокимна.
Хор поет: «Свете Тихий…»
диакон: «Вонмем», свящ.: «Мир всем»
[хор: «И духови твоему»] – по традиции некоторых храмов поется.
Диакон: «Премудрость. Прокимен глас шестый «Господь воцарися, в лепоту облечеся»». Как и все прокимны дня, он напечатан в Часослове, имеет три стиха. Интересно отметить, что по Типикону прокимен возглашает не священник или диакон, а канонарх. После исполнения прокимна царские врата закрываются.
Сугубая ектения (со слов «Рцем вси…»)
«Сподоби, Господи…»
Просительная ектения
Лития.
Лития.
С греческого лития переводится как усердное моление. Устав знает литии 4-х видов: 1) «лития вне монастыря» в некоторые Двунадесятые праздники; 2) лития на великой вечерне; 3) лития по окончании воскресной и праздничной утрени; 4) лития за упокой (после будничной вечерни и утрени). Общее у всех литий исхождение из храма, в первом случае полное, а в остальных – в притвор. Такое исхождение имеет несколько значений: 1) как перемена места молитвы для оживления молитвенного внимания; 2) миссия с целью сообщения благодати окружающему миру; 3) удалением из храма выражается наше недостоинство молиться в нем.
Первоначально лития была именно молитвой во время общественных бедствий в местах, подверженных этим бедствиям. Однако, уже в 3-ем веке существуют загородные процессии радостно-торжественного характера (не называвшиеся литией), которые особое развитие получили в Иерусалимской Церкви. Они совершались сначала по праздникам в местах соответствующих Священных событий (например, на Рождество Христово в Вифлееме). Примерно с 4-го века уже на каждой воскресной службе совершается лития, схожая с нынешней. Прототипом литии считаются древние агапы.
Нынешняя лития на великой вечерне есть наследие Иерусалимской праздничной литии с элементами покаянно-молитвенной литии. В теперешнем виде лития состоит из обрядов, песнопений и молитв.
1) Перед литией на середине храма поставляется столик (тетрапод, четвероножец), на нем блюдо с 5 хлеба́ми, сосуды с елеем(справа), вином(слева)и пшеницей(которые будут освящены в конце вечерни). Священнослужители выходят из алтаря царскими вратами (по Уставу – северными дверями при закрытых царских) и становятся в конце храма (по Уставу – в притворе), перед этим совершив каждение праздничной иконы и столика с веществами. Интересно отметить, что древние редакции Иерусалимского Устава указывали исхождение во время литии в другие храмы и молельни монастыря. На пути в каждый из храмов пелись его стихиры и в каждом произносилось одно литийное прошение. Заключение литии совершалось в главном храме.
2) Во время исхождения хор поет стихиру храма. Если святой со знаком «славословие» и выше, то на литии поются и стихиры святому. Какую именно из храмовых стихир петь на литии, Типикон не указывает. Если в службе храмового праздника есть стихиры на литии, то поется одна из них. Если служба святому храма не имеет таких стихир, то поется Слава с «Господи, воззвах» или на стиховне. Есть свидетельства о том, что можно из храмовых стихир выбрать стихиру того гласа, который приходится на данное воскресение. После стихиры храма на «Слава, и ныне…» положено петь Богородичен по гласу последней стихиры из 1-го приложения Минеи «на стиховне». Если храм Господский или Богородицы, то на «Слава, и ныне…» можно петь другую стихиру храма. В Типиконе нигде нет указаний о пении на литии стихир Богородице, напечатанных в Октоихе на «Господи, воззвах», Павла Аморрейского. Упоминания есть в Октоихе в 1-ом гласа, а также в старообрядческих уставах.
3) За стихирами следует моление, по строю являющееся ектенией из 4 прошений. Диакон (или священник, если служит без диакона) возглашает первое прошение «Спаси, Боже, люди Твоя…» о всем мире и особо о православных христианах, призывая в ходатаи Богоматерь, чины Ангелов и всех святых. В виду особого усердия молитвенных прошений литии, ответом на них является многократное «Господи, помилуй». После первого прошения хор поет «Господи, помилуй» 40 раз. Второе прошение «Еще молимся…» за духовную власть и всех наиболее нуждающихся в помощи Божией; хор поет «Господи, помилуй» 40 раз. Третье прошение «Еще молимся…» за весь мир и об избавлении его от бедствий; хор поет «Господи, помилуй» 3 раза. Четвертое прошение «Еще молимся…» об услышании молитвы;хор поет«Господи, помилуй» 3 раза. Затем священник возглашает «Услыши ны, Боже Спасителю наш…», хор «Аминь», священник (обратясь на запад) «Мир всем», хор «И духови твоему», диакон (или священник) «Главы наша Господеви приклоним», хор «Тебе, Господи», священник читает молитву «Владыко Многомилостиве…», хор «Аминь». Относительно положения тела во время чтения этой молитвы в различных рукописях говорится по-разному – «преклоншим нам колена», «преклоншим главы», в Типиконе «И всем главы преклоншим и на землю приникшим. Иерей же зря к западом молится велегласно», а в современной практике принято просто наклонять голову. Интересно отметить, что в свое время на литии было 5 прошений, из которых второе за царствующий дом, а количество «Господи, помилуй» после каждого было 40-30-50-3-3.
В современной практике в приходских храмах лития в каждое воскресение не совершается, также 40-кратное «Господи, помилуй» заменяется 12-кратным.
Стихиры на стиховне. Поются 4 воскресные стихиры на стиховне Октоиха. Первая стихира поется без стиха, к остальным трем особые воскресные припевы, напечатанные на ряду. Эти три стихиры в Октоихе называются «по алфавиту». Их автором является прп. Иоанн Дамаскин, и составлены они используя особый литературный прием – акростих (он же краестрочие и краегранесие). Начальные буквы алфавитных стихир всех гласов в греческом оригинале, разумеется, вместе составляют греческий алфавит, состоящий из 24 букв – гласов 8, а в каждом 3 алфавитные стихиры.
«Слава…» святому Минеи, если есть
«И ныне…» Богородичен из 1-го приложения Минеи по гласу Славы.
Если Славы святому нет, то «Слава, и ныне» Богородичен текущего гласа на ряду в Октоихе.
Стихиры Октоиха на стиховне в субботу на великой вечерне не соединяются (т.е. не поются из нескольких богослужебных книг, например, Октоиха и Минеи) и не заменяются другими стихирами. Исключением является 24-е декабря в Неделю и воскресные дни от Пасхи до Вознесения.
«Ныне отпущаеши…» по традиции поется.
Трисвятое по Отче наш
Тропарь глас 4-й «Богородице Дево, радуйся…» поется трижды. Этот тропарь Божией Матери составлен из радостного приветствия Ей Ангела и праведной Елизаветы, к которым присоединены и новозаветные христианские «Богородице; Дево; Марие; Яко Спаса родила еси душ наших». Есть древнее предание, что Благовещение было вечером, может быть, поэтому этот тропарь поется на вечернях. В начале пения этого тропаря отверзаются царские врата (если выход на литию был совершен через северные двери или, если литии не было вовсе), диакон трижды кадит столик с веществами с четырех сторон, настоятеля и столик спереди.
Благословение хлебо́в. После пения тропарей диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», священник читает молитву «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебо́в и пять тысящ насытивый…». Пред словами «…Сам благослови…», по одной из практик, священник одним хлебом знаменует прочие вещества. При исчислении веществ «…хлебы сия, пшеницу, вино и елей…» священник рукой указывает на них. В этой молитве он просит Господа благословить предложенные вещества и освятить вкушающих от них. В Типиконе перечисляются различные благодатные свойства освященных веществ – «уставляют огне́вицу (т.е. горячку), тряса́вицу (лихорадку) отгонят, и всяк недуг и всяку болезнь исцелевают, мыши (моль) от жит отгонят». Освященные хлебы и вино необходимо употреблять в пищу, елей класть в пищу, пшеницу молоть или сеять. Не полагается уже освященные вещества снова освящать на другом бдении.
Хор: «Аминь» и
«Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» трижды.
33-й псалом до половины (до «…Не лишатся всякаго блага»)
Псалом пелся до половины, в связи с чтением Святого Апостола в этом месте. Таким образом, первая половина 33-го псалма хвалебнославословная, а вторая часть учительная.
По Уставу в этом месте службы должен быть такой элемент богослужения, как чтение. Такое чтение должно совершаться на воскресном бдении 7 раз – после вечерни, 1-й и 2-й кафизм, полиелея, по 3-й и 6-й песней канона и утрени. Читаются следующие книги: Деяния и Послания апостольские, Апокалипсис, толкование на Св. Писание, сочинения святых отцов духовно-нравственного содержания, жития святых. Во время слушания чтения молящимся предлагались благословленные хлеб и вино для подкрепления сил телесных на предстоящее бдение. Указание на особого рода чтение для Бдения можно найти в второй главе Типикона.
Священник, с солеи благословляя молящихся, произносит: «Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков», хор поет: «Аминь». Царские врата затворяются.
УТРЕНЯ
воскресного всенощного бдения
Шестопсалмие. Есть традиция в праздники «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды перед шестопсалмием не читать, а петь.
Великая ектения
«Бог Господь…» со стихами. Поется на глас воскресного тропаря.
Тропарь воскресный гласа дважды. Этот тропарь вместе с Богородичном напечатан в Октоихе в конце великой вечерни; воскресные тропари всех гласов собраны и напечатаны в Часослове и Следованной Псалтири. Есть мнение в литургической науке, что сугубость пения тропаря, связанно с усиленным молением всей утрени.
Именно этот воскресный тропарь читается на часах и поется на Литургии;
«Слава…» тропарь святому Минеи;
«И ныне…» Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого.
Кафизма рядовая, малая ектения, седальны со стихами воскресные Октоиха «по 1-ом стихословии».
Кафизма рядовая, малая ектения, седальны со стихами воскресные Октоиха «по 2-ом стихословии».
Малые ектении на утрени после кафизм положены в Неделю, в праздники со славословием, полиелеем и бдением, в субботы, в предпразднства и попразднства и др.
Полиелей – «Хвалите Имя Господне…» поется, отверзаются царскиеврата, совершается каждение храма. Это хвалебные 134-й и 135-й псалмы. Слово полиелей переводится с греческого как «многомилостиво», так как в этих псалмах очень часто повторяются слова, обращенные к Господу «…яко в век милость Его». По Уставу полиелей должен исполняться очень торжественно: поются стихи псалмов, к каждому стиху 134-го псалма прибавляя припев «Аллилуия», а к стихам 135-го псалма – «Аллилуия, Аллилуия, яко в век милость Его. Аллилуия.
В современной практике обычно поют 4 избранных стиха этого псалма – «Хвалите имя Господне…», «Благословен Господь от Сиона…», «Исповедайтеся Господеви…» и «Исповедайтеся Богу Небесному…».
Интересно отметить, что по Уставу в этом месте воскресной утрени в так называемый «зимний период» (от отдания Воздвижения до Фоминой Недели) должны петься Непорочны и тропари «Ангельский собор», а после них Полиелей. В «летний» же период должны петься только Непорочны - 17-я кафизма или 118-й псалом полностью без припевов. Название псалма от первой строчки - «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни». Это песнопение тоже составлено, применяя акростих. 118-й псалом содержит 176 стихов, разделенных на 22 отдела по числу букв еврейского алфавита. Все 8 стихов каждого из отделов начинаются, в еврейском оригинале, на одну букву. Этот псалом пророк Давид составил как азбуку для своего сына Соломона.
Тропари воскресные «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися…». Эти тропари напечатаны в Часослове, а также в приложении Октоиха и называются «тропари по непорочнах». Их название как раз свидетельствует, что перед ними поются «Непорочны».
Малая ектения.
Ипакои́. Название этого древнего песнопения, напечатанного на ряду в Октоихе, происходить от глагола «прислушиваться, отвечать, быть послушным», автор неизвестен. Кроме воскресной утрени ипакои́ поются и на некоторых других службах по 3-й песни канона, например, на Рождество Христово, Богоявление, Неделю Ваий, Пасху, Успение и др.
Степенны. Это песнопения общеназидательного аскетического содержания, составленные по образцу псалмов Давидовых 119-132. В Псалтири эти псалмы озаглавлены «Песни степеней» потому, что, по предположениям исследователей, эти псалмы могли петься 1) возвращающимися из плена евреями; 2) паломниками, идущими в Иерусалим; 3) предназначались для пения на 15 ступенях Иерусалимского храма. Автором степеннов некоторые считают прп. Иоанна Дамаскина, а другие прп. Феодора Студита. В каждом гласе напечатано по три антифона, только в 8-ом четыре. Каждый антифон состоит из 3 тропарей, последний из которых посвящен Св. Духу. Образ исполнения: поются подряд первых 2 тропаря, Слава, и ныне: тропарь Св. Духу.
В современной практике в некоторых приходских храмах степенны гласа, к сожалению, заменяют 1-ым антифоном 4-го гласа «От юности моея…».
Прокимен утрени воскресный настоящего гласа. Напечатан на ряду в Октоихе со стихом. Диакон: «Вонмем. Премудрость. Прокимен глас…» и исполняется прокимен как обычно.
Диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», свящ.: «Яко Свят еси…», хор: «Аминь»,
Диак.: «Всякое дыхание да хвалит Господа», исполняется со стихом по принципу прокимна.
Диак.: «И о сподобитися нам слышания Святаго Евангелия Господа Бога молим», хор: «Господи, помилуй» трижды,
диак.: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия»
свящ.: «Мир всем», хор: «И духови твоему»,
свящ.: «От …(имя Евангелиста) Святаго Евангелия чтение», хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», диак.: «Вонмем».
пономарь выносит свечу и ставит у амвона
По Уставу священник в алтаре читает Евангелие воскресное, одно из 11 по числу явлений Господа Иисуса Христа после Своего Воскресения. Которое из 11 Евангелий нужно читать, можно определить по Столпам Евангельским, напечатанным в приложении Октоиха и Типикона, а также указано в Православном Календаре на каждый год.
Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»
«Воскресение Христово видевше…» поется на 6-й глас. Текст полностью напечатан в Октоихе в 1-ом гласе на ряду. В течение всего богослужебного года поется 1 раз, а во всю Светлую седмицу и в воскресные дни от Пасхи до отдания Пасхи – трижды. Кроме воскресных дней поется еще на Воздвижение, Лазареву Субботу. Не поется в том случае, если в воскресение случится Двунадесятый Господский праздник. По уставу Евангелие выносится на амвон и священник через подол фелони держит Его лицом к народу как самого Христа. В практике Св.Евангелие относиться на середину храма и полагается на аналое. Выносная свеча ставится за аналоем; необходимо приготовить сосуд для помазания по уставу от кандила и, если была лития, блюдо с раздробленными хлебами.
50-й псалом читается. Устав предполагает его пение на 6-й глас.
«Слава: Молитвами апостолов, Милостивее, очисти множества согрешений наших.»
«И ныне: Молитвами Богородицы, Милостивее, очисти множества согрешений наших.»
«Помилуй мя, Боже…» (2 стиха 50-го псалма)
«Воскрес Иисус от гроба…» - стихира воскресна. Все эти краткие молитвословия поются на 6-й глас и напечатаны в Октоихе в 1-ом гласе на ряду.
Диак.: «Спаси, Боже, люди Твоя…» - это та самая молитва, которая произносится на литии; хор: «Господи, помилуй» 12 раз,
свящ.: «Милостию и щедротами…», хор: «Аминь».
После этого возгласа в современной практике молящиеся прикладываются к Евангелию [и иконе] и совершается помазание освященным елеем и раздаются хлебы, освященные на литии. Интересно отметить, что Устав знает только целование Евангелия из рук священника без помазания. Оно совершалось во время чтения 50-го псалма. Если же в этот день празднуется память великого святого, имеющего бдение, то в конце утрени перед 1-ым часом совершалось помазание елеем «из лампады святого» (Типикон гл.3-я). После помазания Евангелие (с солеи священник осеняет им народ) и свеча уносятся в алтарь, царские врата затворяются.
Канон. Читаются 3 канона Октоиха и 1 Минеи: Воскресный на 4 (тропаря); Крестовоскресный на 3; Богородице на 3; святого на 4, вместе на 14. Если святой Минеи имеет знак праздника, то соотношение тропарей канонов Октоиха и Минеи будет другое. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (воскресного канона), тропарей и катавасии.
Катавасия.
Катавасией называется ирмос, который поется в конце песни канона после всех тропарей. Катавасия с греческого переводится как «схождение» потому, что для его исполнения сходились вместе два хора. В воскресные дни, а также в праздники святым со славословием и выше, поется катавасия «по Уставу», т.е. уставная или праздничная, а не так наз. «покрывающий ирмос» по принципу будничных дней. В 19-й главе Типикона изложено, в какой период богослужебного года какую нужно петь катавасию. В качестве катавасии поются в основном ирмосы канонов ближайших Двунадесятых праздников, вокруг этих праздников и группируются периоды катавасий. Исключением является время пение Постной и Цветной Триодей, когда для каждого воскресного дня или праздника предусмотрена какая-либо своя катавасия. Вот эти периоды (даты указаны по старому стилю):
От праздника Введения (21 ноября) до отдания Рождества Христова (31 декабря) катавасия – ирмосы Рождественского канона глас 1-й «Христос раждается, славите…».
С 1 января до отдания Богоявления (14 января) – ирмосы канона Богоявления глас 2-й «Глубины открыл есть дно…».
С 15 января до отдания Сретения (7 февраля, но может быть и раньше) – ирмосы Сретенского канона глас 3-й «Сушу глубородительную землю…».
От отдания Сретения (7 февраля, но может быть и раньше) до 1 августа (кроме периода пения Постной и Цветной Триодей) – ирмосы канона Благовещения глас 4-й «Отверзу уста моя…».
Подробно для дней периода пения Постной и Цветной Триодей катавасия указана в Триодях на ряду и в 19-й главе Типикона.
От Пасхи до отдания Пасхи (но не в само отдание) катавасией будут ирмосы Пасхального канона глас 1-й «Воскресения день…».
В попразднство Вознесения – ирмосы канона Вознесения глас 5-й «Спасителю Богу…».
На Троицу и до отдания Троицы – катавасия праздника Троицы глас 4-й «Божественным покровен…»; (ирмосы на Троицу 7-го гласа).
С 1 августа до отдания Воздвижения (21 сентября) – ирмосы канона Воздвижения глас 8-й «Крест начертав Моисей…», кроме: от предпразднства Преображения до отдания – глас 4-й «Лицы Израильстии…»; от предпразднства Успения до отдания – глас 1-й «Преукрашенная Божественною славою…».
С 22 сентября до предпразднства Введения (20 ноября) катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни канона малая ектения, кондак и икос святому Минеи (напечатаны в Минее по 6-й песни), седален святому, Слава, и ныне: Богородичен (напечатаны в Минее по 3-й песни.) Кондак Минеи вычитывается по 3-й песни потому, что по 6-й песни читается более важный кондак, т.е. воскресный.
По 6-й песни малая ектения, кондак и икос воскресные гласа Октоиха, напечатаны на ряду в Октоихе.
По 8-й песни «Честнейшую…», каждение алтаря и храма
По 9-й песни малая ектения,
«Свят Господь Бог наш» трижды, исполняется со стихами по принципу прокимна. Распевов (гласов) этого песнопения тоже 8.
Эксапостила́рий (светилен) воскресный, один из 11, с тем же порядковым номером, что и Утреннее Евангелие. Эксапостиларий раскрывает содержание того же евангельского события, что Евангелие. Напечатаны в приложении Октоиха сразу после Евангельских столпов и в 54-й главе Типикона. Тут же напечатаны Богородичны, читаемые на «И ныне…» и «утренняя» Евангельская стихира. Автором эксапостилариев и, вероятно, Богородичнов является византийский император Константин VII Порфирородный (10 век), а автором Евангельских стихир – император Лев VI Мудрый, его отец. Для того, чтобы без календаря определить, которое читать Евангелие, эксапостиларий и «утреннюю» Евангельскую стихиру, необходимо пользоваться Евангельскими столпа́ми. Таких столпов 6. В левой колонке печатаются гласы по-порядку (от 1-го по 8-й), а в правой – соответствующий этому гласу ряд Евангелия (от 1-го по 11-й). Первый столп и, соответственно, отсчет гласов начинается с 1-го воскресения Петрова поста, а отсчет Евангелий – с Недели Всех Святых, поэтому в 1-ом столпе 1-му гласу соответствует 2-е Евангелие, 2-у гласу – 3-е и т.д. Второй столп начинается после дня пророка Илии 20 июля (н.ст.2 августа), где 1-у гласу соответствует уже 10-е Евангелие и т.д. Третий столп начинается после Воздвижения 14 сентября (н.ст.27 сент.), где 1-у гласу соответствует 7-е Евангелие и т.д. Четвертый столп начинается совместно с Рождественским постом 15 ноября (н.ст.28 нояб.), где 1-у гласу соответствует 4-е Евангелие и т.д. Пятый столп начинается после Богоявления 6 января (н.ст.19 янв.), где 1-у гласу соответствует 1-е Евангелие и т.д. Шестой столп начинается Великим постом и 1-у гласу соответствует 9-е Евангелие и т.д. Чтобы узнать ряд Евангелия, необходимо сначала определить столп, т.е. период, а затем смотреть, которое Евангелие соответствует гласу данного воскресного дня. Последовательность Евангелий не прерывается, т.е. они прочитываются подряд с 1-го по 11-й. В случае ранней Пасхи может наступить праздник, являющийся ключевой границей какого-либо столпа, а предыдущий столп еще не закончился. В таком случае ряд Евангелия нужно определять соответственно гласу еще по предыдущему столпу. Если в прошлое воскресение читалось, например, 4-е Евангелие, то в следующее должно читаться 5-е, а не какое-то другое.
Есть еще один простой способ определять ряд Евангелия. Необходимо порядковое число Недели по Пятидесятнице разделить на 11 (количество утренних воскресных Евангелий), число остатка означает рядовое Евангелие. Например, Неделя 32-я по Пятидесятнице: 32:11=2, остаток 10, значит, на воскресной утрени этой Недели должно читаться 10-е Евангелие, 10-й эксапостиларий и утренняя стихира. Если число Недели делится на 11 без остатка, то Евангелие 11-е. Подобным образом можно определить и глас Недели. Для этого необходимо от порядкового числа Недели по Пятидесятнице отнять 1 и разделить на 8; остаток укажет глас. Например, Неделя 27-я по Пятидесятнице: 27-1=26. 26:8=3, остаток 2, значит, в эту Неделю будет 2-й глас. Если остатка нет, то поется 8-й глас. Протопресвитер Валерий Лукьянов. Богослужебныя заметки. Джорданвиль, 2001.
Исполнение эксапостилариев. После «Свят Господь Бог наш» читается Эксапостиларий воскресный, «Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха. Если святому в Минее есть светилен, то: эксапостиларий воскресный, «Слава…» светилен святому, «И ныне…» Богородичен Октоиха
«Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Тебе подобает песнь Богу» поется на текущий глас Октоиха. Затем поются
стихиры на хвалитех – воскресные Октоиха на 8. К первым 6 стихирам припевы обычные как в Часослове «Сотворити в них суд написан…». К последним 2 стихирам два дополнительных, по содержанию соответственно воскресных стиха «Воскресни, Господи…» и «Исповемся Тебе, Господи…» (напечатаны на ряду в Октоихе). Если святой со славословием и выше, то соотношение стихир Октоиха и Минеи будет другим.
«Слава…» утренняя Евангельская стихира, одна из 11, с тем же порядковым номером, что и Евангелие и повествует о том же событии. Перед стихирой в Октоихе указано, на какой глас ее нужно петь. Стихиры 1-8 гласов и поются соответственно на 1-8 гласы. Так как гласов всего 8, то для оставшихся трех стихир подобраны следующие гласы: 9-я стихира поется на 5-й глас, 10-я на 6-й, 11-я на 8-й глас. В некоторые воскресные дни, например, в период пения Постной и Цветной Триодей и др. Евангельская стихира заменяется другим, указанным на ряду, песнопением
«И ныне…» и «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» на 2-й глас. Это песнопение напечатано на ряду в 1-ом гласе Октоиха и в Часослове после стихов для хвалитных стихир, а также в Типиконе и Ирмологии. В виду большого значение этого Богородична он не отменяется в воскресение на утрени даже в случае совпадения последнего с Двунадесятым Богородичным праздником.
При пении «И ныне…» отверзаются царские врата. Священник перед престолом с воздетыми руками возглашает «Слава Тебе, показавшему нам свет»,
хор поет великое славословие «Слава в вышних Богу…». Это 1-я редакция славословия в Часослове, по объему короче будничного. В Уставе есть замечания, что славословие нужно петь «тихогласно». Начатое ангельской песнью славословие и оканчивается песнью ангельской (по преданию) «Святый Боже…».
Сразу после славословия хор поет тропарь воскресный – один из 2-х –чётного или нечётного гласа. Если текущий глас 1-й, 3-й, 5-й или 7-й, то поется тропарь «Днесь спасение миру бысть…». Если текущий глас 2-й, 4-й, 6-й или 8-й, то поется тропарь «Воскрес из гроба…». Оба эти тропаря напечатаны в Часослове, а в Октоихе на ряду напечатан именно соответствующий тропарь. Эти тропари больше ни в какой другой момент службы не поются и не читаются.
Сугубая ектения (с «Помилуй нас, Боже…»)
Просительная ектения
Окончание:
свящ.: «Премудрость»
хор: «Благослови»
свящ.: «Сый благословен…»
хор: «Аминь. Утверди, Боже…»
свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас»
хор: «Честнейшую Херувим…»
свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»
хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови»
священник произносит полный (великий) отпу́ст,
царские врата затворяются, задергивается завеса.
Хор: «[Аминь] Великого Господина…»
«Приидите, поклонимся…» и 1-й час, на котором читаются тропарь воскресный и святого, кондак только воскресный (в случае совпадения с воскресным днем какого-либо праздника кондаки – по Уставу).
После того, как священник прочитает молитву часа «Христе, Свете истинный…», хор поет «Взбранной Воеводе…»,
свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»
хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови»
священник произносит малый отпу́ст.
хор: «[Аминь] Господи, помилуй (трижды)».
Интересующиеся о воскресном всенощном бдении, совершенном по абсолютно всем требованиям Устава, могут это сделать, лишь окунувшись в атмосферу идеальной всенощной, описанной в книге проф. М. Скабаллановича «Толковый Типикон», тема «Практическая осуществимость всего устава всенощной».