Переселение (хиджра) из Мекки в Медину
Ибн Исхак сказал: «Когда Аллах разрешил ему воевать и когда последовала ему эта часть ансаров, приняв ислам, взяв под защиту Пророка и последовавших ему мусульман, нашедших приют у ансаров, Пророк велел своим сподвижникам из числа мухаджиров из своего народа и тем мусульманам, которые были вместе с ним в Мекке, уйти в Медину, переселиться в нее и присоединиться к своим братьям по вере из числа ансаров. Он сказал: «Аллах, Всесильный и Всемогущественный, сделал для вас братьев и жилище, где вы будете в безопасности». Они отправились туда группами. Пророк оставался в Мекке в ожидании разрешения ему своего Господа уйти из Мекки и переселиться в Медину.
Первыми переселенцами в Медину из сподвижников Пророка — мухаджиров из курайшитов были: Абу Сальма ибн Абд аль-Асад, его имя Абдаллах, переселился в Медину за год до клятвы в аль-Акабе. Он прибыл к Посланнику Аллаха в Мекку из земли Эфиопии. Когда курайшиты стали его обижать и он узнал о принятии ислама группой ансаров, переселился в Медину.
Мне рассказал мой отец Исхак ибн Йасар со слов Сальмы ибн Абдаллаха ибн Омара, который передал рассказ своей бабушки Умм Сальмы, супруги Пророка. Она сказала: «Когда Абу Сальма решил уехать в Медину, пошел к своему верблюду, потом посадил меня на него, вместе со мной посадил моего сына Сальму на колени мои, потом пошел, ведя верблюда со мной. Когда его увидели мужчины рода Бану аль-Мугира, подошли к нему и сказали: «С собой ты можешь сделать, что хочешь, а эту ты отнял у нас — она наша родственница. Как же мы позволим тебе увезти ее в другую страну?» Вырвали повод верблюда из его рук, отняли меня у него. Тогда Бану Абд аль-Асад, родня Абу Сальмы, рассердились и сказали: «Нет, ей-богу, мы не оставим нашего сына у нее, поскольку вы отняли ее у нашего родственника». Они стали вырывать моего сына друг у друга, пока не вывихнули ему руку. Сына Увели Бану Абд аль-Асад. Меня заперли у себя Бану аль-Мугира. Мой муж Абу Сальма отправился в Медину. Так я была разлучена с мужем и сыном. Я уходила каждое утро в долину аль-Абтах и сидела там до вечера, плача. Так продолжалось год или около того. И вот мимо меня проходил мужчина из рода моего дяди, один из сыновей аль-Мугиры, и увидел, что со мной. Пожалел меня и сказал сыновьям аль-Мугиры: «Вам не жалко эту несчастную? Вы разлучили ее с мужем и сыном». Тогда они мне сказали: «Иди к своему мужу, если хочешь!» Бану Абд аль-Асад вернули мне сына. Я оседлала своего верблюда, потом взяла сына и посадила его на колени. Потом отправилась к мужу в Медину. И со мной не было никого из людей. Я сказала: «Придется довольствоваться тем, кого встречу, пока не доеду до своего мужа». Когда была в ат-Таниме, встретила Османа ибн Тальху из рода Бану Абд ад-Дар. Он спросил: «Куда, о дочь АбуУмаййа?» Сказала: «Хочу к мужу в Медину». Сказал: «Что, с тобой никого нет?» Ответила: «Нет, ей-богу, кроме Аллаха и вот этого сыночка». Сказал: «Ей-богу, нельзя тебя оставлять». Он взял за повод верблюда и повел меня. Клянусь Аллахом, меня никто из арабов не сопровождал с такой благородностью, как он. Когда доходил до места стоянки, ставил на колени верблюда, потом удалялся от меня. Когда я спускалась с верблюда, он уводил верблюда, снимал с него сбрую, потом привязывал к дереву. Затем он ложился под этим деревом. Когда наступало время уходить, он приводил верблюда и снаряжал его, потом отворачивался от меня и говорил: «Садись верхом!» Когда я садилась верхом на своего верблюда, приходил и брал за повод и вел меня до следующей остановки. Так он делал, пока не привез меня в Медину. Когда посмотрел на селение Бану Амра ибн Ауфа в Кубе, сказал: «Твой муж в этом селении. Абу Сальма поселился там. Выезжай туда, с Богом!» Потом ушел, возвращаясь в Мекку. Потом пришли мухаджиры группами. Род Бану Гунм ибн Дудан был мусульманским, его мужчины и женщины переселились в Медину вместе с Пророком.
Потом ушли Омар ибн аль-Хаттаб и Аййаш ибн Абу Рабиа аль-Махзуми и пришли в Медину.
Рассказал мне Нафиа, вольноотпущенник Абдаллаха ибн Омара, со слов Абдаллаха, передавшего рассказ своего отца Омара ибн аль-Хаттаба. Он сказал: «Когда я, Аййаш и Хишам ибн аль-Ас ибн Ваиль ас-Сахми решили переселиться в Медину, мы договорились встретиться в ат-Танадубе, возле пруда Бану Гифара за Сарифом между Меккой и Мединой, и сказали: «Кто из нас не приедет туда утром, значит, он задержан, и пусть продолжают путь два его приятеля». Утром я и Аййаш ибн Абу Рабиа были в ат-Танадубе, а Хишам был задержан. Его отговорили, и он поддался уговорам.
Когда мы пришли в Медину, остановились у Бану Амр ибн Ауф в Кубе. Абу Джахль ибн Хишам и аль-Харис ибн Хишам отправились за Аййашем. Он был сыном их дяди и их братом по линии матери. Они пришли к нам в Медину. А Посланник Аллаха был еще в Мекке. Обратились к нему и сказали: «Твоя мать дала обет: ее головы не коснется расческа, пока не увидит тебя, и не укроется от солнца, пока не увидит тебя». Он пожалел ее. Я ему сказал: «О Аййаш! Клянусь Аллахом, твои родственники хотят отвратить тебя от твоей религии. Берегись их! Клянусь Аллахом, если твою мать будут беспокоить вши, то она причешется, если усилится жара Мекки над ней, то прикроется». Он сказал: «Я исполню обет моей матери. У меня там имущество, и я возьму его». Тогда я сказал: «Ведь ты знаешь, я один из самых богатых курайшитов. Тебе — половина моего достояния, не уходи с ними!» Он отверг мое предложение и хотел пойти с ними. Когда он отверг все, кроме ухода с ними, я сказал: «Если уж решил пойти на это, то возьми мою верблюдицу. Это породистая верблюдица, верховая. Оседлай ее, и если что-либо вызовет у тебя сомнение со стороны твоих родичей, то спасайся на ней». И он выехал на ней вместе с ними. Когда они прошли некоторую часть пути, Абу Джахль ему сказал: «Ей-богу, брат мой, я замучился со своим этим грубым верблюдом. Не согласишься ли ты везти меня на своей верблюдице?» Он согласился. Тогда они остановили своих верблюдов, чтобы Абу Джахль перебрался на верблюдицу Аййаша. Как только спустились на землю, бросились на Аййаша, схватили его и связали. Потом привели его в Мекку, уговаривали отказаться от своей религии, и он поддался их уговорам.
Ибн Исхак сказал: «Мне рассказали об этом некоторые члены семьи Аййаша ибн Абу Рабиа, что они привезли его в Мекку днем связанным. Потом сказали: «О жители Мекки! Вот так! Делайте вы тоже со своими неразумными так. Как сделали мы с этим нашим неразумным!»
Рассказал мне Нафиа со слов Абдаллаха ибн Омара, который передал рассказ Омара. Омар сказал: «Мы приговаривали: «Аллах не примет от того, кто поддался уговорам, ни исправления, ни раскаяния. Люди познали Аллаха, потом вернулись в язычество из-за испытания, которому они подверглись». Нафиа сказал: «Так они говорили про себя». Когда Посланник Аллаха пришел в Медину, Всевышний Аллах ниспослал о них, о наших словах и об их словах про самих себя следующие аяты: «Скажи: «Рабы мои! Вы перестарались в усердии, не отчаивайтесь в милости Аллаха, ибо Аллах прощает все грехи, потому что Он Всепрощающий, Всемилосердный! С раскаянием обратитесь к Господу вашему и будьте покорны Ему, прежде чем постигнет вас наказание, после чего вам уже не будет помощи. Последуйте самому лучшему из того, что было ниспослано вам от Господа вашего, прежде чем постигнет вас наказание внезапно, когда вы и не предполагаете» (39:53—55).
Омар ибн аль-Хаттаб сказал: «Я написал их своей рукой в свиток и послал его Хишаму ибн аль-Асу». Хишам сказал: «Когда мне его принесли, я стал их читать в Зу Таве (место в нижней части Мекки), пытался их понять, но не понимал смысла. Я даже произнес: «О Боже! Разъясни мне их!» Тогда Аллах внушил мне, что эти аяты ниспосланы о нас, о том, что мы говорили про себя, что говорили про нас. Тогда я вернулся к своему верблюду, сел на него и отправился к Посланнику Аллаха».
Ибн Хишам сказал: «Рассказал мне тот, кому я верю, что Пророк, будучи в Медине, произнес: «Кто приведет ко мне Аййаша ибн Рабиа и Хишама ибн аль-Асия?» Аль-Валид ибн аль-Валид ибн аль-Мушра сказал: «Я их приведу к тебе, о Посланник Аллаха!» Он уехал в Мекку, пробрался в нее тайком и встретил женщину, которая несла еду. Спросил ее: «Куда это ты направляешься, о раба Божья?» Ответила: «Иду к этим двум заключенным». Она имела в виду их двоих. Он пошел за ней и узнал, где они находятся. Они были заперты в доме без крыши. Когда повечерело, он спустился к ним через стену. Потом взял камень, положил его под их оковами, ударил по ним мечом и разрубил оковы. Его меч называли «режущий камень» из-за этого. Потом посадил их на своего верблюда и повез. Споткнулся и поранил палец до крови. Произнес стихи:
«Ведь ты только поранил палец
Во имя Аллаха и больше ничего?»
Потом привез их в Медину к Посланнику Аллаха.
Ибн Исхак сказал: «Омар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, когда пришел в Медину, и те его родственники и сородичи, которые к нему присоединились: его брат Зайд ибн аль-Хаттаб, Амр и Абдаллах — сыновья Сураки, Хунайс ибн Хузафа (он был его зятем, женатым на его дочери Хафсу бинт Омар, которую взял себе в жены Посланник Аллаха после него), Сайд ибн Зайд, Вакид ибн Абдаллах — их союзник, Хаули ибн Абу Хаули, Малик ибн Абу Хаули — два их союзника и четыре сына аль-Букайра: Ияс, Акиль, Амир, Халид — их союзники из рода Бану Саад ибн Лайс, остановился у Рифаа ибн Абд аль-Мунзира ибн Занбара в квартале рода Бану Амр ибн Ауф в Кубе. Аййаш ибн Абу Рабиа, когда пришел вместе с ним в Медину, тоже останавливался у него».
Ибн Хишам сказал: «Мне рассказали со слов Абу Османа ан-Нахди, который рассказывал: «До меня дошло, что, когда Сухайб решил переселиться, ему язычники курайшитов сказали: «Ты пришел к нам нищим бродягой. У нас увеличилось твое богатство, и ты достиг богатства. А сейчас ты хочешь уехать от нас вместе со своим богатством! Ей-богу, не бывать этому!» Сухайб им ответил: «Если я оставлю вам мое достояние, тогда вы меня отпустите?» Сказали: «Да». Сухайб говорил: «Тогда я оставил им свое достояние». Об этом узнал Пророк и сказал: «Сухайб выгадал. Выгадал Сухайб!»
Ибн Исхак сказал: «Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, Зайд ибн Хариса, Абу Марсад Канназ и его сын Марсад — оба из рода ганавитов и союзники Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба, Анас и Абу Кабша, вольноотпущенники Пророка — остановились у Кульсума ибн Хадама из рода Бану Амра ибн Ауфа в Кубе. Говорят также, что они остановились у Саада ибн Хайсамы».
Говорится также, что Хамза ибн Абд аль-Мутталиб остановился у Асада ибн Зурары из рода Бану ан-Наджжар. Все это версии. Убайда ибн аль-Харис ибн аль-Мутталиб, два его брата ат-Туфайль и аль-Хусайн, Мистах ибн Усаса ибн Убад ибн аль-Мутталиб, Сувайбит ибн Саад ибн Хармала из рода Бану Абу ад-Дар, Тулайб ибн Умайр из Бану Абд ибн Кусай, Хабаб, вольноотпущенник Утбы ибн Газвана — все они поселились у Абдаллаха в Кубе. Абд ар-Рахман ибн Ауф поселился вместе с группой мухаджиров у Саафа ибн ар-Рабии из рода Абу-аль-Харса ибн аль-Хазраджа в его доме.
Аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Абу Сабра ибн Абу Рухм ибн Абд аль-Узза поселились у Мунзира ибн Мухаммада в аль-Усбе, селении Бану Джахджабия.
Мусаб ибн Умайр из рода Бану Абд ад-Дара поселился у Саада ибн Муаза ибн ан-Нумана из рода Бану Абд аль-Ашхала в его доме.
Поселились также Абу Хузайфа ибн Утба ибн Рабиа и Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы.
Ибн Хишам сказал: «Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы, брошенный ребенок Субайты бинт Яара. Она его бросила, и он перешел к Абу Хузайфе ибн Утбе ибн Рабиа, который усыновил его». Говорят: «Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы». Говорят также, что Субайта бинт Яар была женой Абу Хузайфы ибн Утбы. Она отказалась от Салима, оставив его без присмотра. Говорится: «Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы».
Осман ибн Аффан поселился у Ауса ибн Сабита, брата Хассана ибн Сабита в квартале Бану ан-Наджара. И поэтому Хассан любил Османа и оплакивал его, когда он был убит. Говорили, что холостые мухаджиры поселились у Саада ибн Хайсамы, потому что он был сам холост. Аллах сам знает, что из этого было.
Посланник Аллаха оставался в Мекке после ухода своих сподвижников из мухаджиров, ожидая разрешения ему переселиться. В Мекке вместе с ним не осталось никого из мухаджиров, кроме тех, кого удерживали силой или его отвратили от веры. Оставались с ним только Али ибн Абу Талиб и Абу Бакр ибн Абу Кухафа. Абу Бакр много раз испрашивал у Пророка разрешения на переселение. Пророк ему говорил: «Не спеши! Может, Аллах даст тебе спутника». Абу Бакр хотел этого.