Особенности Богослужения в
Дни от Вознесения Господня
По неделю Всех Святых
В 40-й день по Пасхе, в четверг на седмице слепого (6-й по Пасхе), совершается праздник Вознесения Господа на небо. В этот праздник, как двунадесятый Господний, служба совершается вся празднику, но со следующими особенностями, вызванными близким отношением праздника к Воскресению Иисуса Христа и к сошествию Святаго Духа: 1) на утрени, после Евангелия, поется: «Воскресение Христово» (один раз) (а затем: «Слава» – «Молитвами апостолов...», «И ныне» – «Молитвами Богородицы...», «Помилуй мя, Боже...» и стихира: «Днесь на небесех»); 2) на катавасии поются ирмосы: «Божественным покровен» (ирмосы канона на Сошествие Святаго Духа); 3) на литургии вместо: «Видехом свет истинный...» (стихира Пятидесятницы) поется во все дни до отдания праздника – тропарь праздника; 4) молитва «Царю небесный» (стихира Пятидесятницы), как указано выше, не поется и не читается ни на какой службе во все дни до Пятидесятницы.
Отдание праздника Вознесения бывает в пятницу на 7-й седмице по Пасхе. В день Вознесения и отдания его Минея не поется.
7-я неделя (воскресенье) по Пасхе посвящается прославлению Святых Отец, иже в Никем (т.е. Святых Отец 1-го Вселенского собора). В Цветной Триоди на этот день включены из Октоиха воскресные песнопения 6-го гласа*. На вечерни (совершаемой накануне, на всенощном бдении), после входа, читаются 3 паремии. На утрени: на «Бог Господь» поются тропари – воскресный 6-го гласа («Ангельские силы») (дважды), «Слава» – Отцев («Препрославен еси...»), «И ныне» – Вознесения («Вознеслся еси...»). Ирмосы поются – канона воскресного 6-го гласа («Яко по суху...»), катавасия – «Божественным покровен...»; на 9-й песни поется «Честнейшая...». На литургии: вместо прокимна – песнь Отцев: «Благословен еси, Господи Боже, Отец наших...».
* Песнопения Минеи в этот день не поются, кроме того случая, когда будет средний или храмовый праздник.
В субботу 7-й седмицы по Пасхе, в субботу пред Пятидесятницею, совершается память всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братии наших. Вся служба в этот день совершается так же, как и в мясопустную субботу, с тем лишь отличием, что в субботу пред Пятидесятницею из Октоиха всегда поются песнопения 6-го гласа, которые и включены в Цветную Триодь, тогда как в субботу мясопустную песнопения Октоиха берутся из рядового гласа (т.е. того, который пелся во всю мясопустную седмицу, а в седмицу эту в разные года могут приходиться и разные гласы).
Кроме того, в родительскую субботу пред Пятидесятницею на литургии вместо «Видехом свет истинный...» обыкновенно поется тропарь храма или заупокойный («Глубиною мудрости...»).
Если в эту родительскую субботу случится праздник с полиелеем, то служба празднику переносится на четверг 7-й седмицы, а если случится храмовый праздник, то служба родительской субботы переносится на предшествующую субботу или на минувший четверг.
Праздник Пятидесятницы совершается в 50-й день по Пасхе в честь и в память сошествия Святаго Духа на апостолов: называется он также Троицыным днем. Служба совершается вся праздничная.
На утрени, после Евангелия, «Воскресение Христово» не поется, а по прочтении псалма 50 (обыкновенно не читаемого) поется: «Слава» – «Молитвами Апостолов...», «И ныне» – «Молитвами Богородицы...», «Помилуй мя, Боже...» и стихира: «Царю небесный...». Ирмосы (по два раза) положено петь двух канонов: «Понтом покры...» и «Божественным покровен...»; на катавасии – ирмосы обоих канонов, каждый лик свой ирмос. «Честнейшая...» не поется, а вместо нее припев: « Апостоли сошествие...».
Особенности Богослужения этого праздника следующие.
1. На литургии, вместо «Трисвятого», поется: «Елицы во Христа крестистеся...».
2. Непосредственно после литургии совершается великая вечерня. На вечерни: а) в великой ектений присоединяются особые прошения; б) священник в царских вратах, обратясь лицом к народу, читает три молитвы (собственно 7 молитв, читаемых в 3 раза) с коленопреклонением. Молитвы читаются: 1) после пения великого прокимна: «Кто Бог велий...»; 2) после ектений: «Рцем вси...»; 3) после чтения молитвы: «Сподоби Господи...». Пред началом каждого чтения диакон произносит: «Паки и паки преклонше колена Господу помолимся», лик поет: «Господи, помилуй» (трижды); после же каждого чтения произносится диаконом последнее прошение малой ектений: «Заступи, спаси...», лик поет: «Господи, помилуй» (один раз).
В Троицын день существует обычай украшать храмы и дома древесными ветвями и цветами, а равно и при службе стоять с цветами в руках. Зеленеющие ветви и цветы обновляющейся весны указывают на обновление людей сошествием Святаго Духа.
Следующий за праздником Святой Троицы день – понедельник – посвящается особому прославлению Всесвятого, животворящего и всесильного Духа, почему и называется Духовым днем. Всенощного бдения на день Святаго Духа не бывает. Утреня совершается с великим славословием, но без полиелея. «Честнейшая...» не поется. На литургии, хотя антифоны поются изобразительные, диакон произносит «входное», как и в день Пятидесятницы.
Праздник Святой Троицы и Святаго Духа продолжается всю седмицу, 1-ю по Пятидесятнице; отдание его бывает в субботу.
В неделю (воскресенье) по Пятидесятнице, называемую 1-ю по Пятидесятнице, совершается празднование в честь Всех Святых. Совершением этого праздника Церковь, с одной стороны, как бы наглядно показывает нам, какие плоды принесло пришествие Свята: Духа, как оно освятило и возвысило слабое естество человеческое и привело святых к Богу, а с другой – восполняет прославление и тех святых, которым, по причине многочисленности и неизвестности их, не установлены особые празднования.
В этот день из Октоиха поются воскресные песнопения 8-го гласа, которые и включены в Цветную Триодь. На великой вечерни (совершаемой накануне, на всенощном бдении) положены 3 паремии в честь Всех Святых. По «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» поются: «Богородице Дево» (дважды) и тропарь Всех Святых: «Иже во всем мире мученик..,» (один раз). На «Бог Господь» поются: тропарь воскресный: «С высоты снисшел еси», «Слава» – святым: «Иже во всем мире», «И ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века утаенное...». Ирмосы поются воскресные 8-го гласа: «Колеснице гонителя...», катавасия – «Отверзу уста моя...». «Честнейшая...» поется. На литургии два прокимна: воскресный: «Помолитеся и воздадите...» и святым: «Дивен Бог...».
В храме Всех Святых после полиелея поется величание: «Величаем вас, апостоли, мученицы, пророцы и вси святии, и чтем святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего».
Неделею (воскресеньем) Всех Святых оканчивается пение Цветной Триоди. Далее следует рядовое (т.е. по порядку одного гласа за другим) пение Октоиха в соединении, конечно, с Минеей. Именно: после недели (воскресенья) Всех Святых во всю седмицу (2-ю по Пятидесятнице) поется 8-й глас; в следующие затем неделю (2-ю по Пятидесятнице) и седмицу (3-ю по Пятидесятнице) – 1-й глас (отсюда начинается столп гласов Октоиха), и т.д. Это рядовое пение Октоиха продолжается: в воскресные дни – кончая 5-м воскресеньем (неделей) Великого поста, а в седмичные дни – кончая сырной седмицей.
Рядовое пение Октоиха в разные годы начинается не в одни и те же числа, вследствие того, что Пасха, а значит и неделя Всех Святых, бывает в разные числа.
ЧАСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
К частному Богослужению относятся те церковные службы, которые совершаются по нуждам и потребностям отдельных членов Церкви.
Службы эти, называемые вообще требами, очень многоразличны, как многоразличны те случаи в жизни христиан, на которые Церковь отвечает молитвою и благословением.
Некоторые из этих служб, по составу своему, очень кратки, состоя всего лишь из одной, двух или нескольких молитв, каковы, например, молитвословия на разные случаи.
Другие же службы имеют состав более сложный, каковы, например, последования таинств (кроме евхаристии), молебнов, освящения воды и др. Порядок совершения треб излагается главным образом в Требнике и в Книге молебных пений.
Ниже излагаются лишь последования: 1) молебнов (некоторых); 2) освящения воды; 3) панихиды; 4) отпевание и погребения усопших.
Понятие о молебнах
Молебнами (молебными пениями) называются такие особые церковные службы, в которых верующие, по своим частным нуждам и обстоятельствам, или молят Господа, Божию Матерь, святых ангелов или святых угодников Божиих о ниспослании милости, или благодарят за оказанные благодеяния.
По составу своему молебны представляют из себя сокращенное, приспособленное к нуждам лиц, для которых совершается, утреннее Богослужение (утреню). По способу совершения они различаются двух видов: 1) молебны с каноном; 2) молебны без канона.
Молебны с каноном
Молебны эти совершаются в честь Господа, Божией Матери и святых. Но, обыкновенно, ирмосы канона не поются, и тропари его не читаются, а поются только: припев, относящийся к тому лицу, которому служится молебен, затем – «Слава и ныне», и потом – молитвенное обращение к этому лицу (катавасия). Например, Пресвятой Троице. Припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». Молитвенное обращение (катавасия): «Избави от бед рабы Твоя, многоми-лостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю, всех Владыце, в Троице славимому Богу».
Молебны эти с каноном имеют, обычно, следующий порядок (за исключением молебнов: во время бездождия, во время безветрия и др., последование которых см. в Книге молебных пений).
По возгласе: «Благословен Бог наш», лик поет: «Аминь», «Царю небесный» (от Фоминой недели до отдания Пасхи – «Христос воскресе» (трижды), а от Вознесения до Пятидесятницы – «Царю небесный» опускаются без замены) и затем (по прочтении: «Трисвятого», «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), I «Приидите, поклонимся» (трижды) и псалма 142: «Господи, услыши молитву мою»; но обычно все это не читается) «Бог Господь и явися нам...» (трижды) и тропарь тому лицу, которому служится молебен.
Далее следует пение припева на опускаемых, обычно, песнях канона в таком порядке, например, всем святым: 1-я песнь – «Вси святим молите Бога о нас» (дважды)*, «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «И ныне и присно и во веки веков», «Аминь»; 3-Я песнь – опять то же, что и на 1-й песни.
* Припевы поют: один раз – священнослужащие, а другой раз – лик; точно так же: «Слава» поют священнослужащие, а «И ныне» – лик.
Затем катавасия: «Молите Бога о нас вси святии, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших».
После этого (после 3-й песни и катавасии) произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...».
После ектений припевы, указанные на 1-й песни, опять поются 3 раза (на 4-й, 5-й и 6-й песнях канона), а потом катавасия.
За сим произносится малая ектения, поется прокимен и читается Евангелие.
После Евангелия снова поются вышеуказанные припевы 3 раза (на 7-й, 8-й и 9-й песнях канона), а потом: «Достойно есть» или: «Милосердия двери», «Не имамы иныя помощи», «Высшую небес» и др., а в дни великих праздников – задостойник.
В заключение (по прочтении «Трисвятого» и «Отче наш» и пропетии тропаря, – что обычно опускается) произносится краткая сугубая ектения, читается, если есть, молитва в честь того, кому служится молебен, и совершается отпуст.
Порядок молебна святому
В Пасхальную седмицу
В Пасхальную седмицу молебен святому совершается так.
По возгласе: «Благословен Бог наш» поется: «Христос воскресе» со стихами, как указано в начале утрени и литургии, затем: тропарь святому, «Слава и ныне» – «Предварившия утро» и далее – канон Пасхи (со ирмосом на 6) и канон святому (на 4, без ирмоса); обыкновенно, поются лишь ирмосы Пасхального канона и припевы святому. После 3-й песни поется молитвенное обращение (катавасия) к святому, и произносится сугубая ектения. После 6-й песни – молитвенное обращение и малая ектения, затем – кондак и икос Пасхи («Аще и во гроб...», «Еже прежде солнца...») и прокимен Пасхи («Сей день, его же сотвори Господь...») и святого, после чего читается Евангелие Пасхи (Лк., зачало 114) и святого. После 9-й песни, вместо «Достойно есть», поется: «Светися, светися...», а потом: «Христос воскресе» (трижды), «Предварившия утро», «Слава» – тропарь святому, «И ныне» – «Аще и во гроб...», и произносится краткая сугубая ектения. Затем, по возгласе: «Премудрость», лик поет: «Христос воскресе» (трижды), священник (вместо «Слава Тебе, Христе Боже...») поет начало тропаря: «Христос воскресе...», а лик доканчивает, после чего произносится отпуст, и в заключение поется: «Христос воскресе» (трижды), а также обычно (хотя в Уставе не указано): «И нам дарова живот вечный...» и потом (на что указано и в Уставе): «Господи, помилуй» (трижды).