Полиелей. Воскресные тропари
Величание. Малая ектения. Ипакой
Или седален. Антифоны степенны.
Прокимен. Чтение Евангелия.
Переход к пению канона
В дни воскресные и праздники великие и средние после малой ектений (и седальнов) поется полиелей (по-русски – «многомилостивое»). Так называется пение псалмов: 134 – «Хвалите имя Господне» и 135 – «Исповедайтеся Господеви». От частого повторения в псалме 135 слов «яко в век милость Его», пение получило название «полиелей». Обыкновенно поются не все стихи указанных псалмов, а лишь некоторые избранные с припевом к каждому стиху «Аллилуиа» (трижды): «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа!», «Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме», «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его», «Исповедайтеся Богу небесному, яко в век милость Его».
Воспоминая в это время Воскресение Спасителя из мертвых, Церковь пением этих стихов призывает верующих восхвалить Господа за неизреченные Его милости, явленные в искуплении рода человеческого. При этом священник, в предшествии диакона со свечою, совершает каждение по всей церкви в знак того, что всех просвещает Свет Христов и на всех простирается Его милость. В это же время, для означения духовного света, полагается и полное освещение храма.
В приготовительные недели (воскресенья) к Великому посту: блудного сына, мясопустную и сырную к псалмам 134 и 135 присоединяется еще пение псалма 136: «На реках вавилонских...» с «Аллилуиа красною», т.е. с пением «Аллилуиа» с особенным умилением, сладкогласием*.
* Слово «красный» значит: приятный, торжественный.
На воскресной утрени (исключая те воскресенья, в которые случится праздник Господний) после полиелейных псалмов поются воскресные тропари, в которых воспеваются обстоятельства славного Воскресения Христова. Каждый из тропарей (кроме двух последних: на «Слава» и на «И ныне») предваряется припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (т.е. заповедям Твоим, ведущим к оправданию).
Тропари эти следующие: «Ангельский собор удивися...», «Почто мира с милостивыми слезами...», «Зело рано мироносицы течаху ко гробу...», «Мироносицы жены с миры пришедшыя...»; «Слава» – «Поклонимся Отцу, и Его Сынови, и Святому Духу...»; «И ныне» – «Жизнодавца родши, греха, Дево, Адама избавила, еси...». В заключение поется: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).
В дни праздников – Господних, Богородичных, святых с полиелеем и бдением, и храмовых – после полиелейных псалмов поется величание, т.е. краткое песнопение, составленное для прославления Господа, Божией Матери, или святых. Величание поется, обыкновенно, несколько раз. В первый раз оно поется священнослужителями среди храма пред положенною там на аналое иконою праздника; затем несколько раз со стихами из избранного псалма, соответствующего по своему содержанию мысли праздника, поется певцами на клиросе; наконец (после пропетия певчими: «Слава и ныне» – «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (дважды)), в последний раз снова поется священнослужителями пред иконою (они же пред величанием доканчивают пение: «Аллилуиа...»).
Если праздник, за исключением Господнего, придется в воскресенье, то после величания поются и воскресные тропари (в праздники Господни тропари эти не поются).
После воскресных тропарей или величания произносится малая ектения, а за нею поется или читается краткое песнопение – ипакой или седален.
В воскресные дни поется ипакой Октоиха рядового гласа, а в праздники – седален праздника (из Минеи или Триоди). Если праздник придется в воскресенье, то сначала поется ипакой гласа, а потом седален праздника; в Господние же праздники – только седален праздника.
После этого поются антифоны степенны: в воскресные дни, если не случится в них праздник Господний, – степенны рядового гласа; а в праздники в седмичные дни и в праздники Господние, хотя бы последние случились и в воскресенье, поется 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...».
Далее, после возгласа диакона: «Вонмем! Премудрость! Прокимен такой-то», – следует пение прокимна рядового гласа недели или праздника*.
* Какое читается на утрени Евангелие – воскресное или праздничное, – такой поется и прокимен – воскресный или праздничный.
В праздники двунадесятые – Господни и Богородичны – и храмовые (Типикон, Храмовые гл. 1, 5, 6, 8, 13, 14—18, 21, 44), в какие бы дни они ни случились, всегда поется прокимен праздника.
В воскресные дни (если не случится в них праздника двунадесятого и храмового, а хотя бы и случился святой с бдением или полиелеем) поется воскресный прокимен рядового гласа.
Воскресные прокимны: 1-й глас – «Ныне воскресну, – глаголет Господь, – положуся во спасение, не обинюся о нем»; 2-й глас – «Восстани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси, и сонм людий обыдет Тя»; 3-й глас – «Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится»; 4-й глас – «Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене Твоего ради»; 5-й глас – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, яко Ты царствуеши вовеки* ; 6-й глас – «Господи, воздвигни силу Твою и при иди во еже спасти нас»; 7-й глас – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца»; 8-й глас – «Воцарится Господь вовек. Бог твой, Сионе, в род и род».
После прокимна диакон говорит: «Господу помолимся». Лик: «Господи, помилуй». Священник: «Яко свят еси Боже...». Лик: «Аминь» и затем – «Всякое дыхание да хвалит Господа» (трижды; и прокимен, и «Всякое дыхание...» сполна поются дважды, а в 3-й раз поется лишь вторая половина их). Диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Священник: «Мир всем». Лик: «И духови твоему». Священник: «От (называет евангелиста) Святаго Евангелия чтение». Лик: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Затем, после возгласа диакона: «Вонмем», – читается Евангелие: в дни воскресные – в алтаре, из которого, как бы из гроба Господня, раздается весть о Воскресении Христовом; а в дни праздничные – на средине храма, пред иконою праздника, и Евангелие применяется к событию праздника*.
* На воскресных утренях евангельские чтения избраны из всех четырех евангелистов и повествуют о Воскресении Христа Спасителя и о явлениях Его по Воскресении. Всех утренних воскресных Евангелий – одиннадцать. Они в неизменном порядке следуют по воскресеньям и, по окончании круга чтений, снова повторяются в том же порядке в продолжение всего года, начиная с 1-й недели по Пятидесятнице. Исключение составляют семь воскресений пения Цветной Триоди, когда порядок нарушается.
На воскресной утрени Евангелие, после чтения, выносится священником на средину храма для поклонения и целования верующими. Лик, от лица верующих, поет в честь распятого и воскресшего Господа песнь: «Воскресение Христово видевше...». От недели апостола Фомы до отдания Пасхи в воскресные дни песнь эта поется трижды.
Затем, по прочтении псалма 50 (обыкновенно не читаемого), поется: «Слава» – «Молитвами апостолов, милостиве, очисти множество согрешений наших»; «И ныне» – «Молитвами Богородицы, милостиве, очисти множество согрешений наших». Потом поются слова псалма 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое», и далее – воскресная стихира, раскрывающая плоды Христова Воскресения: «Воскрес Иисус от гроба, яко же прорече, даде нам живот вечный и велию милость».
В недели (воскресенья): мытаря и фарисея, блудного, мясопустную, сыропустную, 1–5-ю Великого поста поется: на «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо «Молитвами апостолов»), на «И ныне» – «На спасения стези настави мя, Богородице...» (вместо «Молитвами Богородицы»). Затем, после «Помилуй мя, Боже...», поется: «Множества содеянных мною лютых...» (вместо «Воскрес Иисус от гроба...»).
В дни праздничные после Евангелия воскресные песнопения большею частью не поются, а поются особые праздничные стихиры.
Но в праздники Вознесения и Воздвижения, в какой бы день последний ни случился, а равно в праздники Богородичные и святых, случившиеся в воскресенье, после чтения Евангелия поется: «Воскресение Христово».
В остальные праздники Господни, хотя бы они случились и в воскресенье, и в праздники Богородичные и святых, случившиеся в седмичные дни, указанная песнь не поется: на «Слава» (после чтения псалма 50, но обыкновенно не читаемого) – или праздничная стихира в Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Ваий, а равно в праздник Введения, случившийся в седмичные дни, или припев, соответствующий празднику: в Вознесение, Пятидесятницу и Воздвижение – «Молитвами апостолов...», в Богородичные праздники, хотя бы они случились и в воскресенье, – «Молитвами Богородицы...», в праздники святых, случившиеся в седмичные дни, – припев святому, например, «Молитвами святителя Николая...» и т.п., а если случатся в воскресенье, то припев воскресный – «Молитвами апостолов...»; на «И ныне» – или повторяется праздничная стихира, петая на «Слава», или поется припев «Молитвами Богородицы...» (хотя бы этот припев уже и пелся на «Слава»).
После «Помилуй мя, Боже...» в праздники Господни, Богородичны и храмовые, хотя бы они пришлись и в воскресенье, всегда поется стихира праздничная; а в праздники святых с бдением и полиелеем праздничная стихира поется лишь в седмичные дни.
В неделю Ваий во время чтения псалма 50 (чтение бывает обязательно) священник кадит ваий (у нас – вербовые ветви), затем диакон произносит: «Господу помолимся». Лик: «Господи, помилуй». После этого священник читает молитву на освящение ваий и кропит их святою водою. Лик же поет далее праздничные стихиры (на «Слава» – стихира, на «И ныне» – гоже, после «Помилуй мя, Боже...» – стихира).
В дни праздничные для поклонения и целования предлагается праздничная икона. При этом, если было благословение хлебов, священник помазует чело лобызающих икону благословенным елеем с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Помазание елеем служит знаком милости Божией, явленной нам в празднуемом событии.
После воскресной или праздничной стихиры диакон произносит молитву: «Спаси Боже люди Твоя...». В ответ на эту молитву лик поет: «Господи, помилуй» (12 раз). Затем, после возгласа священника: «Милостию и щедротами...», следует пение канона.
43. Канон. Катавасия. «Честнейшая...»