Основание воскресения мертвых тел. Бессмертие тела

Учение Ветхого и Нового Заветов о воскресении мертвых тел.

Воскресение мертвых тел. Воскресшие тела, их общие свойства и особенные

Для спасенных и осужденных.

История сего догмата.

Бог сотворил человека бессмертным по душе и по телу. Закон и слово Божие неизменны; душа и тело бессмертны, то есть однажды сотворенные, уже никогда не уничтожаются, и душа и тело пребывают вечно. Смерть же души и тела, на которую осужден и осуждается не повинующийся Закону Божию человек, есть только особенное неестественное состояние души и тела — казнь бессмертного человека. Смерть — великое, сокровенное таинство; она — рождение человека из временной жизни в вечность, она является таинством, таинственным процессом разложения и вместе освобождения от дебелости для восстановления того нового, тонкого, духовного, славного, крепкого и бессмертного тела, которое было дано прародителям и которое ими утратилось для себя и всего их потомства — человечества. Итак, смерть необходима, неизбежна для восстановления человека первобытного, бессмертного и по душе, и по телу. Тело, будучи оставлено душою, этим оживляющим началом, разлагается, и составляющие его элементы (начала, простые тела) опять входят по установленным Богом общим законам в вещественную массу, составляющую видимый мир.

Один из этих законов, известный нам из Божественного откровения, заключается в том, что каждое человеческое тело сохранит в этой общей массе потребные вещества для его восстановления и что все тела человеческие, восстановленные действием всемогущества Божия, снова соединятся со своими душами, чтобы жить совокупно вечною жизнию.

И римляне глубокой древности, сознавая бытие и бессмертие души, думали, что и тело — бессмертно; оставленное душою тело и погребенное в землю не уничтожается, а продолжает свое бытие; но гае, как и в чем состояло бессмертие души и тела? Этот вопрос решило христианство.

Итак, тело, положенное в землю, как посеянное зерно, разлагаясь, в самом прозябении уже заключает жизнь: иначе зерно не дало бы растения, ежели бы не было в самом тлении жизни. Следовательно, разложение нашего тела необходимо, неизбежно, чтобы быть новому телу, соответствующему и новой, загробной, вечной жизни при вторичном соединении с душою. И потому, ежели телу дано бессмертие, по его назначению, то уверенность в воскресении его в свое время таится во глубине человеческого духа. Мысль хоронить тела есть мысль общечеловеческая и потому — принадлежность духа. Значение похорон — прятать, сберегать, хранить — хоронить, а сии действия всегда приписываются умом предметам, составляющим собственность и в известное время опять потребным. Не с таким ли основным убеждением совершаются похороны у всего человечества? Итак, кроме доказательств Священного Писания о воскресении тел, мы имеем и доказательства здравого разума: 1) как сейчас говорили о назначении человека для вечности, и это назначение Божие неизменно, то должны и за гробом существовать и душа и тело в том же самом тесном, таинственном единении, как и прежде на земле; 2) в деятельности души, как доброй, так и злой, всегдашним, непременным участником было тело как орудие проявления деятельности души; поэтому естественно, для совершенного правосудия Божия необходимо, чтобы и тело участвовало в загробной участи души, о чем свидетельствует и апостол Павел: "яже с телом содела"; и 3) самое понятие о человеке приводит нас к заключению, что человек за гробом не может быть человеком, ежели душа не будет соединена с телом. Самая природа души, по ее назначению быть с телом, не может быть в не естественном ей состоянии — без тела. Смертию человек болезненно рассекается на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека, отдельно существует его душа и отдельно существует тело его. Следовательно, для полного существования души за гробом и ей нужна ее плоть, орудие ее видимого проявления. Природа человека — воплощенный дух или одухотворенная плоть. Вот почему для полноты бытия души за гробом ей нужна ее плоть, без которой не может быть и человека. По воскресении тел уже вечно существует личность человека. Человек за гробом живет бессмертною жизнию или в состоянии блаженства, или в состоянии мучения, в обоих состояниях — живет.

Один и тот же дух, оживотворяющий душу за гробом и дающий жизнь процессу прозябения тела в земле, делает неизбежным соотношение души, в загробном мире пребывающей, к своему прозябающему в земле телу, и это соотношение души к телу не может быть без последствий для первой.

Все, насколько возможно человеку понять о загробном состоянии души, то есть о загробной ее жизни, апостол Павел раскрыл в Первом своем послании к Коринфянам, в главе 15: "Христос умре грех наших ради" (ст. 3). Умер за нас, очистив нас от грехов, которые взял на Себя, и Своею смертию нашу вечную смерть, за грехи заслуженную нами, разрушил, уничтожил, и "воста" (ст. 4). Ежели Он воскрес, значит, и все другие мертвецы воскреснут. Итак, основанием нашего воскресения служит Воскресение Христово. Если же Христос воскрес, и мы проповедуем Его Воскресение, то как же некоторые из вас (коринфян) вздумали отрицать воскресение мертвых? (ст. 12). Он первый воскрес из мертвых и положил начало и нашему блаженному воскресению. "Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть" (ст. 20). Но вы, по научению врага спасения рода человеческого, вздумали сомневаться или даже не верить в воскресение тел. Если же, по-вашему, воскресения мертвых не будет, то, значит, проповедь наша ложна, что Христос воскрес из мертвых, тогда как это такая доказанная истина, о которой предвозвестили пророки, в которой убедились все ученики Христовы и многие из последователей видением и даже беседою с Воскресшим (ст. 4-10). Вот утешение, предлагаемое апостолом скорбящим о смерти близких (ты, христианин, слушай!): "Христос воста из мертвых, начаток умершим бысть"; значит, и я, и мой присный умерший как верующие во Христа воскреснем. Это — догмат, это — одиннадцатый член Символа нашей истинной веры. Иоанн Златоустый о сем предмете говорит: "Иисус Христос, умерши за грехи наши, воскрес, и есть Первенец из мертвых. Чьим же Он будет Первенцем, если не имеющих воскреснуть? Как Он может быть Первенцем, если не воскреснут те, коих Он Первенец?" (Беседа 39). Если бы не было Воскресения, то не было бы причины воскресшего Господа именовать Начатком, Первенцем умерших.

В Ветхом Завете есть свидетельства воскресения мертвых у пророков Исайи, Иезекииля, Иова и Даниила. Исайя писал: "Воскреснут мертвии и возстанут, иже во гробех, и возрадуются, иже на земли" (26, 19); Иезекииль: "И бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господне, и постави мя среди поля, еже бяше полно костей человеческих, и обведе мя окрест их около, и се многи зело на поверхности поля, и се сухи зело. И рече ко мне: сыне чело-веч, оживут ли кости сия; и рекох: Господи Боже, Ты веси сия" (37, 1-3). И далее пророк продолжает: "Се аз, глаголет Господь, отверзу гробы ваша, и изведу вас от гробов ваших, людие Мои, и введу вас в землю Израилеву. И увесте, яко Аз есмь Господь; внегда отверзти Ми гробы ваша, еже возвести Ми вас от гробов ваших, людие Мои, и дам Дух Мой в вас, и живы будете. И поставлю вы на земле вашей, и увесте, яко Аз Господь. И дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отьиму сердце каменно от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно, и Дух Мой дам в вас" (ст. 12-14; 36, 26-27). Даниил пророчествовал: "И мнози от спящих в земней персти (умершие тела и лежащие в земле), возстанут, сии в жизнь вечную, а онии в укоризну и в стыдение вечное" (12, 2). Здесь смертное состояние тела уподоблено сонному состоянию. Тело в обоих состояниях сохраняет физическую жизнь: в сонном состоянии восстанавливаются силы, а в мертвенном состоянии происходит процесс прозябения. Как после сна тело является с новыми восстановленными силами для жизни, так точно и после смертного состояния тело по воскресении является новым, лучшим, духовным телом для новой жизни. Иов пишет: "Вем бо, яко присносущен есть, иже имать искупити мя: на земли воскресите кожу мою, терпящую сия, от Господа бо ми сия совершишася" (19, 25).

Церковь свое учение о воскресении мертвых, находящееся в прямом отношении с учением о Воскресении ее Основателя, Господа Иисуса Христа, утверждает на Нем едином. Он — Начаток умершим. Прежде Своего Воскресения Иисус Христос учил о всеобщем воскресении мертвых (Ин. 5, 28-29); учение апостола Павла о том же предмете (1 Фес. 4, 16; 1 Кор. 15), свидетельство Ветхого Завета и, наконец, заключение здравого ума о необходимости воскресения тел — вот основания сего учения Церкви.

Иисус Христос (Ин. 5, 25) учил, что время будущего всеобщего воскресения наступает и уже настало, потому что основание воскресения всех — во Христе, и с явления Его началась последняя эпоха строительства спасения человеческого, которая уже непременно кончится всеобщим воскресением и судом; следовательно, это время во внутренней, тесной связи событий уже не только наступает, но и настало. В стихе 28 того же Евангелия высказывается уже совершенно определенно, что все мертвые (без исключения) воскреснут из своих гробов: наступает время, в которое все находящиеся во гробах услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Оживут точно таким же образом, как услышал глас Сына Божия умерший и уже в земле разлагавшийся четверодневный друг Христов Лазарь. Воскресение Лазаря служит для христиан доказательством и образом воскресения всего человечества. При всеобщем воскресении мертвые услышат глас Сына Божия в смысле Божественного повеления вообще, по которому не могут отказаться от восстания из своих гробов, чтобы предстать на суд, как могли отказаться от духовно-нравственного воскресения: и слышали глас Сына Божия, но не приняли Его, не уверовали Его учению о искуплении Им всего верующего человечества и остались мертвыми душами, как и прежде проповеди Христовой. Стих 25 открывает нам учение Господа о нравственном духовном воскресении мертвого духовного мира (неверующих душ). У евангелиста Матфея (24, 31) следующими словами выражено учение Господа Иисуса Христа только собственно о воскресении мертвых: и пошлет ангелов Своих с трубою громогласною: соберут избранных Его от четырех ветров, от края до края неба. И соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф. 13, 41), и ввергнут их в пещь огненную, там будет плач и скрежет зубов (42). Вот значение сих слов: не ангелы будут трубить в трубы, но будет греметь одна последняя труба, труба Божия, глас Сына Божия, Его воля, желание, наступит от вечности уже предопределенный час проявления сего всемогущества Божия, воскресения мертвых тел всего человечества, кроме тел Божией Матери, Илии и Еноха, которых тела уже в раю. Тогда при звуке сей трубы, с наступлением рокового часа вселенной, будут посланы Господом Иисусом Христом ангелы, и по гласу этой же трубы последует непостижимое для ума человеческого всемогущее действие Божие — воскресение мертвых.

Ко времени всеобщего суда по гласу трубному оживут, воскреснут все умершие, без исключения, когда-либо жившие, и праведники, и грешники, и спасенные, и осужденные; все воскреснут, какого бы рода смерть их ни постигла: потонувшие, сгоревшие, съеденные зверями, птицами, убитые злыми людьми, самоубийцы. Все, от Адама до часа кончины мира родившиеся и умершие, воскреснут. Все воскреснут в одном равном возрасте и состоянии, с одним только различием земной жизни и дел. Воскресшие тела снова сделаются одеждою своим душам и уже не разлучатся во всю вечность. Апостол Павел довольно подробно пишет о всеобщем воскресении к Коринфянам: в момент же воскресения мертвых, мы, еще живущие на земле, мгновенно изменимся сообразно новому, загробному, духовному бытию, то есть умрем и тотчас же опять и воскреснем с телами, какие и у всех прочих людей: "Вострубит бо, и мертвии востанут нетлении, и мы изменимся" (15,52). То же самое учение и в словах: "мертвии о Христе воскреснут первее, потом же мы живущии" (1 Фес. 4, 16). Книга "Деяния святых апостолов" тоже свидетельствует о всеобщем воскресении мертвых, то есть мертвых тел, принадлежащих как праведникам, так равно и грешникам: "Упование имый на Бога, яко воскресения хощет быти мертвым, праведником же и грешником, егоже и сами сии чают" (24, 15).

Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божия из существующих элементов возможно воскресить тело, будет ли оно сожжено или съедено зверями. Элементы, услышав глас своего Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое; соберутся мгновенно точно таким же образом, как услышали глас Сына Божия рыбы и немедленно собрались в сети, святыми апостолами по повелению Иисуса Христа в море опущенные.

Воскресение мертвых тел есть действие всемогущества Божия, действие. Ему одному только возможное, действие, по которому согнившие, обратившиеся в невидимые частицы, разложившиеся на свои элементы тела, по той же воле, создавшей тело первого человека из земли, и теперь опять восстанавливаются те же самые тела из тех же самых элементов, — восстанавливается тело Адама, которое имел он до падения. С воскресшими телами соединятся им принадлежащие души, и новый человек предстанет немедленно на суд. Мы все восстанем, и тела наши будут у всех одной тончайшей природы, бессмертные, нетленные, но не у всех одинаковые по качеству. Тела праведников будут отличаться от тел осужденных. "Воскресение мертвых, — как учит святитель Иоанн Златоустый, — будет подобно Воскресению Христову."

Второй период загробной жизни души откроется по соединении ее со своим воскресшим телом. Соединенная со своим телом уже навсегда душа предстанет на суд, после которого вступит в состояние или вечного блаженства, или вечного мучения. Учение Церкви о воскресении мертвых тел человеческих для соединения с их душами навсегда есть догмат Православия, и каждый истинный христианин свою веру в сей догмат исповедует и словом и делом, говоря: "Чаю (ожидаю) воскресения мертвых" — это 11-й член Символа веры. Небесную истину воскресения мертвых тел и снова соединенных с их душами мир видел и на самом деле, то есть видел воскресших людей и в Ветхом Завете; так, пророком Илиею был воскрешен сын сарептской вдовы и Елисеем — сын сонамитянки. Сам Господь Свое учение о воскресении мертвых показал на деле, воскресив дочь Иаира, сына наинской вдовы, Четырехдневного Лазаря. И воскресшие праведники в час смерти Господа не свидетельствовали ли о воскресении всеобщем? Семь воскресших ефесских отроков и множество примеров воскресения мертвых, бывших по молитвам святых, не есть ли видимое доказательство, что и мы все воскреснем для вечной жизни? Сотворение Богом невидимого (мира духовного, ангельского, мира существ, однородных душе человека) и всего видимого есть действие, возможное только единому Богу, и уму человеческому как ограниченному в своем действии (познании) недоступное, выходящее из пределов познания опытного и принимаемого единственно только верою. К сим-то дивным делам творения Божия, составляющим славу Божию, принадлежит и воскресение мертвых тел, которые имели от Бога первоначальное назначение — тоже бессмертие. Бессмертными были в Адаме и Еве до их падения и души, и тела: сотворенный человек, состоящий из духа, души и тела, был бессмертен. Итак, воскресение мертвых тел необходимо, чтобы явиться бессмертному человеку по духу, душе и по самому телу, имеющему назначение быть тоже бессмертным, то есть иметь вечное свое бытие — существовать вечно. Сознание вечности и бессмертия, присущее естественно духу человека, составляло во всем человечестве всех времен и мест как бы предчувствие будущей загробной жизни, исключая тех личностей, которые омрачились плотским мудрованием. Следовательно, воскресение тел, необходимое для новой, загробной жизни, было сознанием общечеловеческим, которое и исполнилось на Господе нашем Иисусе Христе, положившем начало воскресения человечества — как праведников, так равно и грешников и осужденных. Воскреснут все тела и соединятся со своими душами, и на суд предстанут все, как христиане, так и нехристиане. Тела всех людей умерших воскреснут, и праведников, и грешников, и нечестивых, и соединятся действием всемогущества Божия с их душами. Тогда произойдет новый человек, заключающий в себе те же три составные части: дух, душу и тело, только уже не то, которое было во время земного бытия. Оно теперь получит совершенно новые свойства, при которых могло бы существовать в новом, загробном, духовном мире, в раю или геенне. Общее свойство воскресших тел — то, что они теперь утратили ту дебелость, которую имели на земле, дебелость, которую получили Адам и Ева тотчас по падении. Тело нового человека заключит в себе, как и прежде, плоть и кости, чему служит доказательством Сам воскресший Господь наш Иисус Христос, обложенный и по Своем воскресении плотию и костьми и вкушавший с апостолами рыбу и мед. "Что смущени есте, — говорит Господь Иисус Христос, явившись Своим ученикам по Воскресении, — видите руце Мои и нозе Мои, яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, яко же Мене видите имуща" (Лк. 24, 38-39). Что явившийся — не дух, в подтверждение сего позволил Себя осязать и даже ел с учениками печеную рыбу и мед (ст. 40, 43). Значит, тело Иисуса Христа и по Воскресении состояло из плоти и костей и было то же самое, которое было и до Воскресения; но теперь оно было тело небесное, прославленное, могло носиться по воздуху, проходить в места заключенные, быть невидимым и возноситься на небо. Такое точно одухотворенное тело будет и у всех людей по соединении их душ с воскресшими телами. Однако тела праведников будут иметь свои отличительные свойства от тел грешников. Род семян один — человек, а виды его семени различные: праведники и грешники. Как не одинаковы растения от разных семян, так точно и будущие тела праведников и грешников будут не одинаковы. Воскресшие тела на основании своего назначения для вечности и той духовной сферы, в которой будут вечно жить, принимая в соображение и земную жизнь, будут иметь совершенно новые свойства, отличные от тех, которые имели на земле. Апостол Павел ясно говорит о воскресении наших мертвых тел, то есть о всеобщем воскресении, в Послании к Римлянам: "Аще ли же дух воскресившаго Иисуса от мертвых живет в вас, воздвигий Христа от мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас" (8, 11). Если дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, живет в нас, потому что тело — храм Духа Святаго, то Он же, воскресивший Христа, оживит и мертвые наши тела посредством живущего в нас Его Духа. Вся 15-я глава Первого послания к Коринфянам открывает таинство воскресения мертвых и загробную жизнь. И к Филиппийцам апостол о воскресении мертвых тел писал: "Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа: Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его, по действу еже возмогати Ему и покорите Себе всяческая" (3, 20-21). Каким образом истлевшее и обратившееся в прах тело человека снова оживет со всеми своими силами, членами, суставами — вот вопрос, решение которого выходит из пределов знания человеческого, и потому он послужил для некоторых умствователей соблазном, камнем преткновения. Будучи не в силах объяснить сего таинства обыкновенным способом, каким объясняют все явления видимой природы, пришли к сомнению, неверию и к другим противохристианским неестественным заключениям. Апостол Павел, чтобы объяснить сие таинство воскресения мертвых тел, берет пример, образ из видимой природы — семя. Тело уподобляет семени, которое кладется в землю, разлагается и, разлагаясь, производит растение. Так точно и тело, разложившись, производит к известному времени новое тело: "Но речет некто: како востанут мертвии; коим же телом приидут; безумие, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих. Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело" (1 Кор. 15,35-38). Итак, коемуждо семени Бог дает свое тело, каждое семя производит себе свойственное растение, так точно и тела праведников и грешников будут по воскресении обладать разными свойствами. Различие дел произведет различие в самых телах. Тела, в деятельности которых святилось, прославлялось имя Божие, просветятся в Царствии Небесном чрез свои добрые дела, как чрез неугасающие светильники мудрых дев, — говорим: сии тела как бывшие орудием благочестивой деятельности просветятся, как солнце, то есть будут светиться славою в царстве славы, наподобие тому, как светятся светом солнце, луна и все звезды. Так и по различию самой праведности праведники будут иметь неодинаковую славу, на основании апостольских слов: "Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых" (ст. 41-42).

Какие же будут тела по воскресении? Вот вопрос, занимавший плотское мудрствование коринфских христиан. Борьба духа и плоти заставляла их думать: какие же будут тела в загробной жизни, те ли же самые, какие были на земле, — тела тленные, немощные, уничиженные, влекущие душу ко греху, немало препятствующие в нравственном совершенствовании и познании истины, удаляющие от славы и жизни блаженной, или по воскресении они (тела) будут обладать свойствами новыми, противоположными первым? И сей вопрос решает святой Павел, говоря: "Сеется в тление, востает в нетлении: сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе: сеется тело душевное, востает тело духовное. Есть тело душевное, и есть тело духовное (ст. 42-44). Итак, по воскресении тела будут нетленны, славны, сильны, духовны, бессмертны, легки, удобоподвижны, тонки, быстры в движении и перемещении с места, что никакие преграды не в состоянии их удержать, и, наконец, сохранят плоть и кости, как в сем удостоверяет Сам Иисус Христос Своим прославленным телом, состоящим из плоти и кости. Это общие принадлежности новых тел по их воскресении, общие как праведникам, так и грешникам. Мы заметили, что тела праведников будут отличны от тел грешников; в чем же состоит это отличие? Как на теле Господа Иисуса Христа навсегда остались следы язв во свидетельство всему нравственному миру о совершении Им дела искупления человеческого, так точно и на теле человека, как в зеркале, отразится вся его земная жизнь, не исключая даже ни одной праздной мысли. Тела праведных имеют свои отличительные свойства от тел грешников. Первых тела просветятся, как солнце. О воскресших телах праведников Сам Иисус Христос учил, что "они просветятся, как солнце в царствии Отца их" (Мф. 13,43). Это состояние тел праведников в раю во второй период загробной жизни, или просто, относительно звезд, высшее блаженство праведников, по учению апостола Павла: "ина слава солнцу..." Эти прославленные тела не будут чувствовать ни болезней, ни страданий, ни огорчений, ни изнеможений, ни вожделений. Следовательно, сыны Божий, святые по благодати, получат в воскресении то же самое тело, каким были облечены во время земной жизни, только прославленное, одухотворенное, подобное телу Христову, которое Он имел по Своем Воскресении, со свойствами, отличающими их и от земных тел и от тел осужденных. Блаженный Августин, святой Амвросий в телах святых находят следующие четыре свойства: 1) нечувствительность к внешним, вредным влияниям, которые во время земной жизни производили в теле болезненные, неприятные ощущения, 2) блистание тел святых подобно солнцу, 3) непостижимая быстрота в перемещении с одного места на другое и, наконец, 4) всецелое подчинение тела душе, отчего в человеке будет полная гармония. Чтобы разительнее представить слушателям различие будущих тел праведников от настоящих, святой апостол берет сравнение и подобие из видимой природы, говоря: и телеса небесная и телеса земная: но ина убо небесным слава и ина земным. Сравнивая воскресшие тела праведников с настоящими, заключает, что воскресшие будут отличаться такою ясностью, славою и светом, которых наш ум теперь представить не может. Звезды сии, говорит апостол, в настоящем случае служат как бы прообразом наших будущих светлых тел. Особенные свойства, дарованные телам святых, соделают их светящимися славою, как солнце сияло на земле; тела же осужденных будут мрачны и безобразны, отражая на себе всю гнусность деятельности и нравственного безобразия.

Никому из язычников и на ум не приходило, чтобы когда-нибудь мертвые тела, превратившиеся в прах, могли ожить — воскреснуть для новой, вечной жизни, тоща как бессмертие души и существование ее за гробом вечное, или счастливое или несчастное, составляло принадлежность человеческого духа. Для одних народов понятие о воскресении тел было понятием темным, а другие и совершенно оного не знали: для мудрецов же оно было мыслью загадочною. Однако сохранение останков мертвых тел в разных формах существовало у всех народов всех времен и мест. Любовь и уважение к ним, как бы бессознательно, выражали мысль духа, во глубине человеческой природы скрывающееся предчувствие существования сего разрушенного тела когда-либо и за гробом. Вся деятельность человека руководится более или менее его бессмертным духом, и истина, что человек сохраняет и стремится сохранить то, что когда-либо опять потребуется. Эта мысль относительно воскресения мертвых тел во всей полноте разъяснилась только Воскресением Христовым. С самых первых дней христианства мысль о воскресении мертвых была камнем преткновения, роковою мыслию для многих мыслителей и приводила мудрствующих по плоти к страшным заблуждениям. Евреи верили в воскресение мертвых, и эта истина неразлучна от их истории. Иудеи во время Господа Иисуса Христа слишком грубо и чувственно представляли себе загробную жизнь и вообще все духовное. На мессию смотрели как на великого политического царя-завоевателя, который освободит их из-под ига римлян, даст им свободу, составит еврейское царство, которое покорит всех их врагов и при котором последует воскресение мертвых и суд. И Марфа, сестра Лазаря, говорила Спасителю: знаю, что воскреснет брат мой в день общего воскресения (Ин. 11, 24). Саддукеи не верили ничему духовному: ни бытию ангелов, ни бытию души, ни загробной жизни, не верили и воскресению тел. Философы афинские, стоики и эпикурейцы учение о воскресении мертвых называли "безумием" (Деян. 17, 18), однако, несмотря на это, в своем учении высказывали и возможность воскресения мертвых тел. У древних греков существовала особенная секта философов, отличавшаяся строгостию нравственности, учение которых состояло в непоколебимой твердости духа при всех искушениях, несчастиях и страданиях. Непоколебимая твердость духа во всем — предмет учения сей школы. Это — стоики; они учили, что вселенную составляют четыре стихии: огонь, вода, воздух и земля. За четыре века до Р. X. существовала еще секта философов, основанная Эпикуром, последователи которой назывались эпикурейцами. Учение сей школы (эпикуреизм) состояло в том, что цель жизни достигается пользованием всеми потребностями, для достижения всех удовольствий умственных и душевных; они учили, что вселенную составляют атомы и пустота. Наконец, платоники учили, что вселенную составляют материя и Бог. Из учения этих трех школ открываются общие положения, признаваемые всеми ими. Эти общие положения суть: 1) сущее не может ни произойти из ничего, ни разрешиться в ничто и исчезнуть; 2) есть стихии неразрушимые, из которых происходит всякая вещь. Итак, по сим началам, общим тем и другим школам, открывается возможность восстановления плоти, ибо, по учению Платона, вечно и неразрушимо существуют Бог и материя. Итак, из учения Платона, представляющего Бога Творцом вечным, творящим из вечной материи разные предметы видимого мира, например тело человеческое, заключаем, что эти предметы, как и тело, разрушенное в смерти, обращаются в ту же вечную материю, из которой ежели только Бог захочет, может опять сделать те же самые предметы и тело человеческое, совершенно подобные первым. К тому же самому выводу приводит нас и учение стоиков, у которых все, следовательно, и тело человеческое, состоит из известного сочетания четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли; а потому, ежели Бог захочет, то разрушившееся и обратившееся в свои элементы тело человеческое может опять произвести оное подобное первому. И по учению Эпикура, из атомов составилось все, а следовательно, и тело человека. Когда же оно разрушится и обратится в атомы, то, может быть, те же атомы в известном сочетании могут произвести опять тело, подобное первому, образовавшемуся при известных условиях и при том же смешении этих атомов. Так умозаключали языческие философы о воскресении мертвых тел (О бессмертии и будущей жизни человека, Чистовича, с. 205).

Среди первенствующих христиан скоро явились люди, не веровавшие в воскресение мертвых, что случилось в Коринфе в Коринфской Церкви, и ще апостол Павел по сей причине, для утверждения догмата воскресения мертвых вступил в борьбу с лжеучением. Апостол Павел после стоиков и эпикурейцев называет по имени основателей ложного учения: Именей и Филит погрешают в истине (2 Тим. 2, 17), утверждая, что воскресения тел не будет. Стремясь к духовному пониманию воскресения мертвых, думали, что дело искупления принадлежит единственно душе, как потом учили и гностики и в настоящее время последователи Сведенборга. Гностики, религиозно-философская секта П века, которых учение о вере проистекало из христианского и еврейского учений, отвергали воскресение мертвых и утверждали, что Иисус Христос не облекался в тело человеческое, а только казался облекшимся в него.

По мнению Сведенборга, люди тотчас после смерти оказываются в телах, в одежде, в жилищах, так что им становится стыдно за те ложные представления, какие они составили себе о будущей жизни раньше, чем испытали ее. Те люди, которых смерть застала склонившимися на сторону истины и добра, живут после смерти в великолепных чертогах, окруженных прекрасными садами, и т. д. ("Странник" 1873 г., т. 1, с. 14). Чтобы предохранить легкомысленных от ложного учения таких еретиков, укажем вкратце на некоторые черты их лжеучения. Относя искупление только к душе, Именей и Филит учили, что верующие уже воскресли и живут со Христом. Последователи их учили, что душа из земного тела, тотчас по разлучении с ним, образует тончайшее духовное тело для себя — духовный организм, с которым и переходит в вечность, имея его для себя одеждою (учение спиритов о сем предмете такое же). Так утверждали последователи Именея и Филита, что из земного грубого тела вырастает моментально новое, тонкое, эфирное, духовное тело. Не имея возможности объяснить необъяснимое действие всемогущества Божия над процессом жизни самого тела в земле, гордый ум делает свое ложное заключение, облекая истину духа, бессмертие тела в выдуманную форму вырастания. Истину, принадлежащую духу, что для души в свое время необходимо тело, сообразное ее назначению, — эту истину, в духе таящуюся, кичливый ум объясняет сам вырастанием нового тела из земного, старого. Ежели ум не мог объяснить воскресения тела, то пусть же объяснит и свое заключение: как вырастает новое, духовное тело? Значит, ум, при всей своей кичливости, не мог удалиться от истины воскресения тела или ее отвергнуть.

Закон бессмертия принадлежит душе и телу, так как сотворен был человек для вечности. В сущности, и воскресение, и вырастание есть все-таки всемогущественное и непостижимое действие Божие. Не может гордый, глубоко падший ум объяснить первого, да не объяснит и второго: как из земного тела вырастет духовное. Искажать истину человек может, но истребить, уничтожить, прекратить ее бытие не имеет сил, и она, где нужно, высказывает сама себя. Вечность бытия тела как истина сама себя высказывает и в их заблуждении. То, что истинно, что истина во веки, во всю вечность пребудет истина.

Учение о воскресении мертвых (то есть тел) не есть безумие, как выражались афинские философы, ко учение истинное, основанное и на истинной вере в Начальника нашего воскресения, и на здравом разуме из назначения человека, Богом созданного для вечности; а человек, по сотворении его и состоит из тела, души и духа.

Наши рекомендации