Вечное блаженство праведников
Для праведных это будет жизнь настолькоблаженная, что мы сейчас этого и представить себе не можем: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор.2,9). Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное общение с Ним: тогда мы "увидим Его, как Он есть" (1 Ин.3,2), и "будет Бог все во всем" (1 Кор. 15,28). В блаженстве души будет участвовать и тело, оно будет прославлено светом Божиим, подобно как тело Господа Иисуса Христа во время Преображения. "Ибо тленному сему [телу – Сост.] надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие" (1 Кор. 15,53).
Блаженство праведных будет иметь различные степени, по мере того, «как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах" (Пространный Катихизис): "Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых…" (1 Кор. 15, 41-42). Это блаженство будет вечным: "Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей" (Ин.10,28).
Вечные мучения грешников
Беззаконники "будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом" (Пространный катихизис). Нераскаянные грешники после воскресения и суда не увидят жизни, "но гнев Божий пребывает" на них (Ин.3,36). Их состояние передается в Св. Писании следующим образом: "там будет плач и скрежет зубов" (Мф.22,13), «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:48). . Это состояние есть "вторая смерть", о которой говорится в Апокалипсисе (Откр.20,14). Такое мучение грешники будут испытывать вместе с падшими духами (Мф. 25, 41).
Мучения грешников, по аналогии с блаженством праведников, также будут иметь степени: "Раб…, который знал волю господина своего, …и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше" (Лк.12,47-48).
Существует стремление мыслить вечные геенские мучения в относительном смысле, понимая под "вечностью" некоторый "век", "период", поскольку вечность мучений будто бы несовместима с благостью Творца. Однако, Церковь на V Вселенском Соборе осудила учение об апокатастасисе (всеобщем восстановлении – греч.), которое предполагает после Второго Пришествия «автоматическое» восстановление всех тварных существ в их первоначальном состоянии. Бог не может спасти человека помимо его воли, Он не может навязать Себя насильно тем, кто не принял «любви истины для своего спасения" (2 Фес.2,10). При этом православное учение подчеркивает, что Бог не желает ничьей погибели, и предоставляет каждому человеку все возможности для спасения. Он "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим.2.4).
Цитаты Св. Писания и св. отцов
Воскресение и суд
"Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд" (Еккл. 11, 9).
"Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его"(Мф. 16, 27).
"Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыщут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5, 25-29).
"Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5, 10).
"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов" (Мф. 25, 31, 32).
"Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1 Кор. 4, 5).
"И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими" (Апок. 20, 12).
"Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мф. 12, 36). "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12, 47-48).
"[Бог] воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную, а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев" (Рим. 2, 5-8).
"Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете" (Лк. 6, 37)."Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7, 2).
"Суд без милости не оказавшему милости" (Иак. 2, 13).
Когда отходят от тела души праведных, лики Ангелов приемлют их в свою область, в чистый век, и таким образом приводят их к Господу... у Но если душа в этой жизни подчинялась и повиновалась демонам и была их рабою, то удерживается ими и остается в их власти, когда отходит от мира. Преподобный Макарий Египетский
Но скажет кто-нибудь: "как воскреснут мертвые?" О, неверие! О, безумие! Тот, Кто одним только желанием изменил прах и тело, Кто повелел малому семени расти в утробе и совершать этот многообразный и разнообразный телесный организм, не тем ли более, как только захочет, воскресит то, что произошло и исчезло?.. Господь объявил о воскресении тел не словом только, но и делом. Прежде всего, когда воскресил Лазаря, четверодневного и уже предавшегося тлению и уже смердевшего. Ибо Он воскресил не душу, лишенную тела, но и тело вместе с душею - и не другое, а то самое, которое предалось тлению... Рассмотри семена, зарываемые в бороздах, как бы в могилах. Кто - доставляющий им корни, стебель и листья и колосья и тончайшие острые иглы на колосе? Не Творец ли всяческих? Не повеление ли Того, Кто устроил все?.. Итак, мы воскреснем, ибо души опять соединяются с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление... Преподобный Иоанн Дамаскин
По мановению Сына Божиего, скорее чем во мгновение ока, все умершие соберутся на место суда. …Страшно пришествие Христа во славе, страшно увидеть, как небо внезапно раздирается, земля изменяет вид, мертвые восстают. Земля возвращает тело человеческое, каким приняла его, хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы,- не оказывается недостатка даже в волосе человеческом пред Судиею, потому что каждого прелагает Бог в нетление. Все приемлют тело, сообразное делам своим: тело праведных сияет в семь раз ярче солнечного света, а тела грешников оказываются темными и исполненными нечистоты; тело каждого проявляет дела его, потому что каждый из нас носит свои дела в собственном теле.
Ни один сердечный помысел не останется там неоткрытым, ни один взор не избежит суда. И срамное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено пред Праведным Судией, Который сокровенное судит открыто. И небо и землю призовет Он быть с Ним на Суде, и горние, и дольние предстанут со страхом и трепетом. Преподобный Ефрем Сирин
На Суде не нужны ни свидетели, ни обвинители, ни доказательства, ни подтверждения, но самые дела явятся перед очами нашими в том виде, как мы их совершили. Святитель Иоанн Златоуст
Тогда умолкнут уста человеческие, и не будет надобности предлагать вопросы. Тело будет тогда то же, что зеркало, и в нем отразятся все деяния человеческие на обозрение всем. Тела целомудренных проявят чистоту, а тело нечистого отразит безобразие. Каждый пусть научится этому у природы: плоды дерева скрыты внутри его, но вот приходит весна, и то, что таилось внутри, исходит наружу, и все видят плоды. Так в день Суда и дела, и слова выйдут наружу - дела, как плоды, и слова, как листья дерева. "Пролог", 14-го марта
Жизнь будущего века
"Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Апок. 2, 10).
"Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно" (2 Кор. 4, 16-18).
"Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне" (Ин. 17, 24).«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:1-4)
"Теперь мы видим как бы в зеркале, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13, 12).
"Они [праведники – Сост.] не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их" (Апок. 7, 16-17).
Апостол Петр и бывшие с ним так сильно обрадовались, хотя увидели лишь некую часть славы Божией; какая же радость в будущей жизни изольется в сердца избранных Божиих, когда не часть славы, но вся она откроется! Как сильно возрадуются и радоваться будут вовеки, когда Бога "лицем к лицу" (1 Кор. 13, 12) и славу Христову увидят, и без конца и насыщения будут видеть! Этой радости и сладости малую частицу и ныне святые Божии на земле чувствуют, вкушают, как малейшие крупицы, падающие от Небесной трапезы, и услаждают гортани своих душ.
Там жизнь наша однажды начнется, но никогда не кончится, будет непрестанной и неизменной. Тело наше не будет иметь немощи, дряхлости, старости, смерти и тления, но будет духовное, нетленное, бессмертное, здоровое, сильное, легкое и цветущее... Так и слава, честь, покой, мир, утешение, радость, веселие и все блаженство там не прекратятся. Непрестанно будут видеть Бога "лицем к лицу" избранные Божии и оттого непрестанно утешаться, радоваться, веселиться, непрестанно будут со Христом, как члены с главою, царствовать, "если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим. 8, 17). Святитель Тихон Задонский
"И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (Апок. 21, 1). Здесь святой Иоанн Богослов указывает не на уничтожение твари, но на обновление ее к лучшему, как говорит апостол: "сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Рим. 8, 21). И божественный псалмопевец говорит: "как одежду Ты переменишь их и изменятся" (Пс. 101, 27). … Обновление старого не значит уничтожение, но только устранение старости и морщин. И о людях, сделавшихся почему-либо лучшими или худшими, говорят: "и тот, да не тот", то есть - изменился... Не будет (там) ни плача, ни слез, потому что Податель вечной радости всем святым дарует непрестанное веселие. Святитель Андрей Кесарийский
В этом мире гости, насытившись на вечери, более уже не хотят есть и не едят. На Небесной Вечери не так будет. Будут есть и пить, но без пресыщения; будут вкушать, но всегда с желанием. Будет в них некая непрестанная, но сладостная алчба и жажда. Будут насыщаться Небесной пищей, но всегда будут ее хотеть. Будут видеть Бога лицом к лицу и насыщаться сладчайшим лицезрением Его, но никогда не насытятся, но всегда будут желать этого всерадостного и пресладкого насыщения; и чем более будут насыщаться этим лицезрением Божиим, тем более и более пожелают того. Ибо Божие лицо есть радость, превыше всякой радости, утешение выше всякого утешения, сладость выше всякой сладости. Такова пища и питие святых Ангелов и избранных Божиих!... И как река течет беспрерывно и непрестанно, так непрестанно и непрерывно потечет блаженство Небесной Вечери. Святитель Тихон Задонский
Посмотри теперь на небо и перейди мыслью к тому, что выше неба; представь себе преображенную тварь, потому что она не останется такой, но будет гораздо прекраснее и светлее, и насколько золото блестит ярче, чем олово, настолько то состояние будет лучше настоящего, как блаженный Павел говорит: "И сама тварь освобождена будет от рабства тлению" (Рим. 8, 21). Ныне она, как причастная тлению, терпит многое, что свойственно терпеть таким телам, но тогда, совлекшись всего этого, явит нам нетленную красоту. Она получит тела нетленные и сама преобразится. Ни в чем не будет тогда смятения и борьбы, потому что велико будет согласие в лике святых по причине непрерывного их единомыслия. Не нужно там бояться ни диавола и демонских козней, ни угрозы гееннской, ни смерти - ни этой нынешней, ни той, которая гораздо страшнее этой; но всякий такого рода ужас прекратится. Святитель Иоанн Златоуст
Вечность есть двоякая - блаженная и неблагополучная. В блаженной вечности будет Царство Божие, будет созерцание Бога лицом к лицу, будет радость и веселие неизреченное. Душа и тело получат совершенное блаженство, и сподобится человек благ, которых "не видел глаз, не слышало ухо", которые не приходили "на сердце человеку" (1 Кор, 2, 9), "тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мф. 13, 43). В неблагополучной вечности будет лишение и удаление от Бога, всякое страдание и мучение в теле и душе. Тогда люди пожелают умереть, и побежит от них смерть, и это есть смерть вторая, и смерть вечная. Святитель Тихон Задонский
Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучение, которое сильнее всякого другого страшного мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, болезненнее всякого возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божьей. Любовь... дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучает грешников, …и веселит собою тех, кто исполнил свой долг (перед Богом). И вот, по моему рассуждению, таково геенское мучение - оно есть раскаяние. Преподобный Исаак Сирин
Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим. Посему здесь, имея влечение к иным вещам и достигая их, мы хоть как-то наслаждаемся, а там, когда Бог будет все и во всем (1 Кор. 15, 28), и не будет ни еды, ни пития, ни какого-либо плотского наслаждения, ни несправедливости, те, кто уже не имеет обычных удовольствий, но и к тем, что от Бога, уже не восприимчивы, мучаются неизбывно, не потому, что Бог сотворил наказание, но потому, что мы сами устроили себе наказание, так как и смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя. Преподобный Иоанн Дамаскин
Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, потому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль. Ибо что может быть хуже отлучения от Тебя, Спаситель? Что мучительнее того, чтобы разлучиться с Жизнью и жить там подобно мертвому, лишившись жизни, и вместе с тем быть лишенным всех благ, потому что удаляющийся от Тебя лишается всякого блага. Преподобный Симеон Новый Богослов