Хадис 276. Кто не прочитал Мать Писания (Фатиху), тот не совершил намаз.
Передают со слов ‘Убады ибн ас-Самита, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто не прочитал Мать Писания, тот не совершил намаз». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В версии Ибн Хиббана и ад-Даракутни говорится: «Намаз, в котором молящийся не прочитал суру “аль-Фатиха”, не засчитывается».
Комментарий:
Похожие хадисы о необходимости чтения суры “аль-Фатиха” в намазе были пересказаны со слов Анаса ибн Малика (Муслим и ат-Тирмизи), Абу Катады (Абу Давуд и ан-Насаи), Ибн ‘Умара (Ибн Маджа), Абу Са‘ида аль-Худри (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа), Абу ад-Дарды (ан-Насаи и Ибн Маджа), Джабира (Ибн Маджа), ‘Али ибн Абу Талиба (аль-Бейхаки), ‘Аиши (Ахмад и Ибн Маджа), Абу Хурейры (Ахмад и Абу Давуд).
Из этих сообщений следует, что намаз не принимается, если молящийся не прочел суру “аль-Фатиха”. Этого мнения придерживалось большинство сподвижников, их последователей и ученых, - в том числе, имамы Малик и аш-Шафи‘и. Оно подтверждается недвусмысленной версией Ибн Хиббана и ад-Даракутни.
Ан-Навави писал, что ученые ханифитского толка считали обязательным не чтение “аль-Фатихи”, а чтение хотя бы одного аята. Согласно другому мнению, ханифитские богословы считали чтение “аль-Фатихи” обязательным, но не относили его к столпам намаза. Об этом сообщил Ибн Хаджар.
Известно, что обязательные предписания, связанные с намазом, можно условно разделить на условия (шурут), столпы (аркан или фуруд) и обязательные предписания (ваджибат). Условиями называются те предписания, которые обязательно должны соблюдаться в течение всего намаза (например, наступление времени намаза; удаление нечистот с тела, одежды и места моления; очищение от полового и малого осквернения; обращение лицом к кибле; намерение и др.). Столпами называются обязательные предписания, невыполнение которых преднамеренно или по забывчивости делает намаз недействительным. Наконец, к обязательным предписаниям относятся действия, преднамеренное невыполнение которых делает намаз недействительным; но если человек поступил так по забывчивости, то его ошибка покрывается за счет земных поклонов для невнимательных. Этого мнения придерживалось большинство богословов. В то же время ученые ханифитского толка считают, что столпы и условия должны опираться исключительно на кораническое повеление. Если же такое повеление упоминается в хадисах, они относят предписание к разряду обязательных (ваджибат).
В Коране мы находим слова Всевышнего: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас» (73:20). Следовательно, намаз нужно считать недействительным, если молящийся не прочел в нем ничего из Корана. Повеление же читать “аль-Фатиху” упоминается в хадисе, и поэтому, если молящийся не делает этого, он совершает грех, но его намаз засчитывается. Так считали ученые ханифитского толка, однако их суждение несправедливо и опровергается целым рядом достоверных хадисов.
Еще одним доводом этих ученых являются слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если же ты не знаешь Корана, то восхвали и возвеличь Аллаха, а также засвидетельствуй Его единство». Об этом сообщается в одной из версий хадиса о том, кто ошибался в намазе, переданной ан-Насаи, Абу Давудом и ат-Тирмизи. По их мнению, если бы намаз не засчитывался без “аль-Фатихи”, то Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не разрешил бы заменить ее простым восхвалением и возвеличиванием Аллаха. Однако этот довод неубедителен, потому что в хадисе речь идет о том, кто не способен выучить “аль-Фатиху” наизусть. Это подтверждается и хадисом ‘Абдуллаха ибн Абу Ауфы о том, как некий мужчина сказал Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Я не могу выучить наизусть даже малую часть Корана. Научи меня тому, чем я смог бы восполнить это». Он сказал: «Говори: “Пречист Аллах! Хвала Аллаху! Нет божества, кроме Аллаха! Аллах превелик! Нет силы и мощи ни у кого, кроме Возвышенного и Великого Аллаха”». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и др. Нет никакого сомнения в том, что если человек в силу объективных причин не способен выучить наизусть “аль-Фатиху”, то он не несет за это ответственности. И это правило нельзя распространять на всех тех, кто способен без особого труда выучить эту суру.
Ханифитские ученые опирались и на слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Затем прочти из Корана то, что тебе не составляет труда». Они также встречаются в хадисе о том, кто ошибался в намазе. Но этот довод легко опровергнуть другой версией, в которой упоминается непосредственно сура “аль-Фатиха”. Ее передали Ахмад, Абу Давуд и Ибн Хиббан. Таким образом, первая версия имеет общий смысл, который конкретизируется второй версией, и, как известно, в таких случаях конкретным текстам следует отдавать предпочтение. Существует мнение, что под словами «прочти из Корана то, что тебе не составляет труда» изначально подразумевалась “аль-Фатиха”. Согласно другому толкованию, в них речь идет о чтении дополнительных сур после чтения “аль-Фатихи”. Имам аш-Шаукани назвал такое объяснение хорошим, а лучше всего об этом известно Аллаху.
Среди доводов ханифитских ученых можно назвать и хадис, переданный со слов Абу Са‘ида аль-Худри: «Кто не прочитал суру “аль-Фатиха” или что-либо другое, тот не совершил намаз». Однако этот хадис не имеет под собой никаких оснований. Ибн Сеййид ан-Нас сказал, что неизвестно, откуда он появился в такой форме. Дело в том, что Абу Давуд передал со слов Абу Са‘ида аль-Худри: «Нам было приказано читать суру “аль-Фатиха” и то, что не составляет нам труда». Цепочка рассказчиков этого сообщения достоверна, однако оно лишь подтверждает мнение большинства ученых по этому вопросу.
Еще одним аргументом в пользу мнения ханифитских ученых является следующий хадис Абу Хурейры: «Кто не прочел Коран, пусть даже суру “аль-Фатиха”, тот не совершил намаз». Его передал Абу Давуд, но среди его рассказчиков был Джа‘фар ибн Меймун, которого имам ан-Насаи отнес к слабым. Имам Ахмад сказал, что он был несилен в хадисах. Ибн ‘Ади сказал, что его хадисы записываются в числе слабых.
Есть и другие сообщения, на которые опираются ханифитские богословы в этом вопросе, однако все они являются слабыми и не могут пересилить достоверные хадисы ‘Убады ибн ас-Самита и других сподвижников, которые мы перечислили выше. Поэтому, если молящийся преднамеренно или по забывчивости не прочел “аль-Фатиху”, то его намаз считается недействительным.
Из хадиса ‘Убады также следует, что чтение “аль-Фатихи” обязательно в каждом рак‘ате. Этот вывод опирается на суждение о том, что каждый рак‘ат в отдельности можно назвать намазом. Однако такая аргументация весьма сомнительна. Известно, что название обязательной части какого-либо обряда можно отнести к этому обряду целиком, но если мы утверждаем, что название целого обряда используется для указания на его часть, то это утверждение нуждается в доказательстве. Таким образом, из приведенного выше хадиса ‘Убады и других похожих хадисов нельзя однозначно утверждать, что чтение “аль-Фатихи” обязательно в каждом рак‘ате.
Поэтому аль-Хасан аль-Басри, Давуд, Исхак и некоторые другие считали, что в намазе обязательно прочесть “аль-Фатиху” и еще что-либо их Корана хотя бы один раз (в любом из рак‘атов). Зейд ибн ‘Али считал обязательным чтение этой суры только в первых двух рак‘атах. Абу Ханифа считал обязательным чтение любого коранического отрывка в первых двух рак‘атах. В последующих рак‘атах эти ученые разрешали делать выбор между чтением Корана и прославлением Аллаха (тасбих). Абу Ханифа разрешал даже молчать.
Тем не менее, согласно достоверному суждению, читать “аль-Фатиху” обязательно в каждом рак‘ате. Этого мнения придерживались ‘Али ибн Абу Талиб, Джабир, Ибн ‘Аун, аль-Ауза‘и, Абу Саур и Ахмад. Малик тоже считал обязательным чтение “аль-Фатихи” в каждом рак‘ате, но делал исключение для тех, кто не сделал этого по забывчивости. Аль-Махди тоже признавал, что мнение тех, кто считает чтение “аль-Фатихи” в каждом рак‘ате обязательным, является самым очевидным. Убедительным доводом в его пользу является хадис о том, кто ошибался в намазе. В версии аль-Бухари отмечается, что после приказа читать “аль-Фатиху” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «…Потом поступай так в течение всего намаза». В версии Ахмада, Ибн Хиббана и аль-Бейхаки говорится: «…Потом поступай так в каждом рак‘ате». Аль-Бухари также передал хадис Абу Катады о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал суру “аль-Фатиха” в каждом рак‘ате.
Следует знать, что ученые разошлись во мнениях относительно правильности намаза того, кто забыл прочесть “аль-Фатиху” в одном из рак‘атов. Ахмад и богословы шафиитского толка считали, что такой намаз не принимается. Ибн аль-Касим передал со слов Малика, что намаз недействителен, если молящийся не прочел эту суру в одном из первых двух рак‘атов. Если же такое произошло в одном из последующих рак‘атов, то, согласно одному сообщению, намаз также считается недействительным. Согласно другому сообщению, имам Малик считал, что достаточно совершить земные поклоны для невнимательных. Согласно третьему сообщению, он разрешал повторить только этот рак‘ат и совершить земные поклоны после слов приветствия. Наиболее предпочтительным нам представляется первое мнение, потому что из хадисов следует, что намаз без “аль-Фатихи” недействителен. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 504-507.
В версии Ахмада, Абу Давуда, ат-Тирмизи и Ибн Хиббана говорится: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил рассветный намаз, в котором с трудом читал Коран. Когда он закончил молиться, то сказал: “Наверное, вы читаете Коран позади вашего имама?” Люди ответили: “О Посланник Аллаха! Клянемся Аллахом, мы делаем это!” Он сказал: “Не читайте ничего, кроме Матери писания, потому что не принимается намаз того, кто не прочел ее”». Данная версия хадиса ‘Убасы ибн ас-Самита является одним из доводов в пользу обязательности чтения “аль-Фатихи” теми, кто молится позади имама. Следует знать, что ученые разошлись во мнениях относительно необходимости чтения этой суры позади имама. Зейд ибн ‘Али, ‘Убейдуллах ибн аль-Хасан аль-‘Анбари, Исхак ибн Рахавейх, Ахмад ибн Ханбал, Малик ибн Анас и др. считали, что молящиеся позади имама не должны читать “аль-Фатиху”, если имам прочел эту суру вслух. Богословы ханифитского толка полагали, что читать ее не обязательно ни тогда, когда имам прочел ее вслух, ни тогда, когда он прочел ее про себя. Это мнение опирается на хадис ‘Абдуллаха ибн Шаддада о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо молится позади имама, то чтение имама считается чтением для него самого». Этот хадис передал ад-Даракутн, однако он является слабым отосланным хадисом. Суфьян ас-Саури, Шу‘ба, Исраил, Шурейк, Абу Халид ад-Далани, Абу аль-Ахвас, Суфьян ибн ‘Уйейна и др. - все они пересказывали со слов ‘Абдуллаха ибн Шаддада отосланную версию этого хадиса. Ибн Хаджар сказал, что этот хадис дошел до нас от нескольких сподвижников, но все его версии не лишены недостатков. Он же сообщил в книге “Фатх аль-Бари”, что все знатоки хадисов признали этот хадис слабым. Это доказал и ад-Даракутни, приведя всю совокупность известных ему версий. Тем не менее, аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (6487).
Еще одним доводом в пользу названного мнения является хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Имам назначается для того, чтобы молящиеся брали с него пример. Поэтому, если он возвеличит Аллаха, то и вы возвеличьте Его; если он читает Коран, то молчите; если же он говорит: “Аллах внимает тому, кто Его восхваляет”, - то говорите: “О Аллах, Господь наш, хвала Тебе”». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Имам Муслим назвал его достоверным, однако не внес в свой сборник “ас-Сахих”.
В числе аргументов в пользу этого мнения можно назвать и слова Джабира: «Если молящийся не прочел Мать Корана хотя бы в одном рак‘ате, то он не совершил намаза, если только он не молился позади имама». Это предание передали Малик и ат-Тирмизи с достоверной цепочкой рассказчиков.
В пользу этого суждения свидетельствуют и слова Всевышнего: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют»(7:204). Ибн ‘Аббас сказал, что здесь речь идет об обязательных намазах. Муджахид, Са‘ид ибн Джубейр, ад-Даххак, Ибрахим ан-Наха‘и, Катада, аш-Ша‘би, ас-Судди, ‘Абд ар-Рахман ибн Зейд ибн Аслам также считали, что здесь речь идет о чтении Корана во время намаза. См. «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим», т. 2, с. 373.
Имам аш-Шафи‘и и его последователи утверждали, что молящиеся позади имама обязаны читать “аль-Фатиху”, независимо от того, вслух или про себя читает Коран имам, и независимо от того, слышат они его чтение или нет. Это мнение опирается на хадис ‘Убады ибн ас-Самита, из которого недвусмысленно следует, что даже если имам читает Коран вслух, то молящиеся позади него должны прочесть “аль-Фатиху” про себя. Таким образом, этот хадис конкретизирует тексты с общим смыслом, на которые опирались сторонники первого мнения. Согласно принципам мусульманского права, как известно, при наличии конкретных текстов предания с общим смыслом следует понимать в свете этих текстов. Это суждение усиливается и хадисами о том, что читать суру “аль-Фатиха” обязательно в каждом рак‘ате, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не провел никаких различий между имамом и теми, кто молится позади него.
Некоторые ученые пытались опровергнуть хадис ‘Убады тем, что в некоторых из его версий ничего не говорится о необходимости читать “аль-Фатиху”. Помимо этого, Абу Хурейра рассказывал, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, завершив намаз, в котором он читал Коран вслух, сказал: «Кто-либо из вас читал Коран вместе со мной только что?» Какой-то мужчина сказал: «Да, о Посланник Аллаха». Он сказал: «А я все думаю, кто это пытается опередить меня, читая Коран». Услышав эти слова, люди перестали читать Коран вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда он читал намаз вслух. Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи.
Однако это ничего не меняет, потому что хадис ‘Убады имеет конкретный смысл, тогда как хадис Абу Хурейры обладает общим смыслом. В данном случае у нас нет оснований считать, что хадис Абу Хурейры аннулирует хадис ‘Убады, и поэтому нам остается только отдать предпочтение самому конкретному из имеющихся сообщений на эту тему.
Следует отметить, что богословы разошлись во мнениях, когда именно должны читать “аль-Фатиху” молящиеся позади имама. Из очевидного смысла хадисов следует, что читать ее разрешается во время чтения имама. Однако лучше, по мере возможности, делать это в промежутках между чтением имама. Поступив так, молящийся будет руководствоваться всеми имеющимися на эту тему текстам. Добавлю, что конкретными преданиями о том, когда именно следует читать “аль-Фатиху” (в промежутках между чтением имама, во время чтения им “аль-Фатихи” или после завершения им этой суры) мы не располагаем, и поэтому любое из названных вариантов является приемлемым. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 508-510.
Хадис 277. Начинали намаз словами «Хвала Аллаху, Господу миров!»
Передают со слов Анаса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр и ‘Умар начинали намаз словами «Хвала Аллаху, Господу миров!» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
В версии Муслима сообщается, что Анас сказал: «Я молился за Пророком, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом. Они начинали чтение словами “Хвала Аллаху, Господу миров!” и не произносили слов “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!” ни в начале суры “аль-Фатиха”, ни в начале следующей суры».
В версии Ахмада, ан-Насаи и Ибн Хузеймы сообщается, что они не произносили этих слов вслух. В версии Ибн Хузеймы говорится, что они произносили их про себя. Версию Муслима следует понимать именно так, а не заявлять, что у нее есть недостатки.
Комментарий:
В версии Муслима сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и праведные халифы не произносили слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Это не означает, что они вообще не произносили “басмалу”, поскольку они делали это про себя. Это недвусмысленно подтверждается версией Ибн Хузеймы. Что же касается скрытых недостатков хадиса, существование которых опроверг автор, то они сводятся к тому, что аль-Аузаи не слышал этот хадис от самого Катады, а узнал о нем из записей. В данном случае это не является недостатком, потому что похожие предания рассказывали многие рассказчики. См. «Субуль ас-Салам», т. 1, с. 263.
Муслим передал хадис по этому поводу со слов ‘Аиши. Ибн Маджа передал со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, начинал чтение словами «Хвала Аллаху, Господу миров». Однако этот хадис - слабый, потому что одним из его рассказчиков был Бишр ибн Рафи‘, относительно которого ученые разошлись во мнениях. Ахмад ибн Ханбал назвал его слабым. Йахйа ибн Ма‘ин сообщил, что он рассказывал неприемлемые хадисы. Еще один хадис на эту тему, пересказанный со слов Абу Хурейры, приводится в сборниках Абу Давуда, ан-Насаи и Ибн Маджи.
Ахмад передал со слов Йазида ибн ‘Абдуллаха ибн Мугаффала: «Однажды мой отец услышал, как я читал: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”. Он сказал: “Сынок, остерегайся нововведений. Я молился вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, и я не слышал, чтобы кто-нибудь из них говорил это. Не поступай так, а говори: Хвала Аллаху, Господу миров”. Йазид сказал: “Я не видел никого из сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, кто бы ненавидел нововведения в исламе сильнее него”». Этот же хадис встречается в сборниках ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджи.
Опираясь на эти сообщения, куфийские богословы считали, что во время намаза “басмалу” следует произносить про себя. Передают, что так поступали ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, Мухаммад аль-Бакир, аль-Хасан аль-Басри, Ибн Сирин. Передают, что его также разделяли ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Аммар ибн Йасир, Ибн ‘Аббас и Ибн аз-Зубейр. Однако, согласно другим сообщениям, они произносили эти слова вслух. В одном из сообщений отмечается, что мнение куфийских богословов разделял Ибрахим ан-Наха‘и. Известно, что его также придерживались аль-Ауза‘и, Ахмад и Абу ‘Убейд. ‘Алкама передал от Ибн Мас‘уда, что имаму следует про себя просить защиты от сатаны, произносить “басмалу” и говорить «Аминь». Похожие сообщения дошли до нас от Ибрахима и Суфьяна ас-Саури. Аль-Асвад сообщил, что он молился позади ‘Умара семьдесят раз, и тот никогда не произносил “басмалу” вслух. Ибн Абу Шейба передал со слов Ибрахима, что произнесение этих слов вслух является ересью. Как отметили ат-Тирмизи и аль-Хазими, мнения о том, что “басмалу” следует произносить про себя, придерживалось большинство ученых.
Несмотря на это, существует много сообщений о том, что ранние мусульмане произносили “басмалу” вслух. Ибн Сеййид ан-Нас передал, что так поступали ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Аммар ибн Йасир, Ибн ‘Аббас и Ибн аз-Зубейр. Как мы уже отметили выше, существуют предания о том, что в другое время они читали “басмалу” про себя. Двоякие сообщения по этому вопросу дошли до нас и от Абу Хурейры. Имам аш-Шафи‘и передал со слов Анаса ибн Малика: «Приехав в Медину, Му‘авийа возглавил коллективный намаз и прочел Коран вслух. При этом он не произнес вслух слов “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного” и не возвеличил Аллаха при совершении поклонов и выпрямлении. Когда он закончил молиться, мухаджиры и ансары сказали ему: “Му‘авийа, ты сократил намаз. Где же “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”? Где же возвеличивание Аллаха при совершении поклонов и выпрямлении?” Впоследствии, когда он молился вместе с ними, он произносил эти слова вслух и возвеличивал Аллаха». Этот хадис передал аль-Хаким, назвав его достоверным, согласно требованиям Муслима.
Аль-Хатыб аль-Багдади сообщил, что произнесение “басмалы” вслух упоминается в сообщениях от имени Абу Бакра, ‘Усмана ибн ‘Аффана, Убеййа ибн Ка‘ба, Абу Катады, Анаса ибн Малика, ‘Абдуллаха ибн Абу Ауфа, Шаддада ибн Ауса, ‘Абдуллаха ибн Джа‘фара, аль-Хусейна ибн ‘Али, Му‘авийи ибн Абу Суфьяна. Перечисляя имена учеников сподвижников, которые поступали так, аль-Хатыб отметил, что всех их не пересчитать. Среди них он назвал Са‘ида ибн аль-Мусаййаба, Тавуса, ‘Ату, Муджахида, Абу Ваила, Са‘ида ибн Джубейра, Ибн Сирина, ‘Икриму, ‘Али ибн аль-Хусейна, его сына Мухаммада аль-Бакира, Салима ибн ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, Мухаммада ибн аль-Мункадира, Мухаммада ибн Ка‘ба, клиента ‘Умара - Нафи‘, Абу аш-Ша‘су, ‘Умара ибн ‘Абд аль-‘Азиза, Макхула, аз-Зухри, Абу Кулабу, ‘Али ибн ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, аль-Азрака ибн Кейса и многих других. По его же словам, среди последующих поколений ученых так поступали ‘Абдуллах аль-‘Умари, аль-Хасан ибн Зейд, Зейд ибн ‘Али ибн Хусейн, Мухаммад ибн ‘Умар ибн ‘Али, Ибн Абу Зи’б, аль-Лейс ибн Са‘д и Исхак ибн Рахавейх. Аль-Хатыб сообщил, что ‘Икрима не молился за тем, кто не произносил “басмалу” вслух. Аль-Бейхаки добавил к этому списку имена еще некоторых ученых. Поэтому имам аш-Шафи‘и, а также его последователи считали, что в намазе эти слова следует читать вслух.
Следует знать, что по этому вопросу существуют и менее распространенные мнения ученых. Так, некоторые шиитские ученые считали, что произносить “басмалу” вслух следует во всех намазах, - даже если остальные аяты читаются про себя. Тавус полагал, что перед чтением “аль-Фатихи” их следует произносить вслух, а перед чтением остальных сур - про себя. Согласно одному из сообщений, Малик разрешал произносить их вслух во время добровольных намазов - как перед “аль-Фатихой”, так и перед остальными сурами.
Произнесение “басмалы” вслух подтверждается целым рядом преданий, однако среди них нет ни одного достоверного. Об этом сообщил ад-Даракутни, и, если так будет угодно Аллаху, более подробно этот вопрос будет рассмотрен в комментарии к следующему хадису. Таким образом, на основании достоверных текстов мы можем утверждать только то, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произносил “басмалу” про себя - как перед чтением “аль-Фатихи”, так и перед остальными сурами. Тем не менее, богословы единодушны в том, что если кто-либо произносит эти слова вслух, то это не делает его молитву недействительной. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 494-499.