Юлия Сысоева. Вспомнить всё 4 страница
На Крутицком подворье стоял престол, жертвенник и купель, которые пожертвовали отцу Даниилу для нового храма. После одной из последних на Крутицах четверговых бесед мы все это перевозим на грузовике, который нам одолжил мой папа. Это был четырехтонный «форд», которым я очень любила управлять за его внушительные американские размеры и мощь. Помню, как тогда отец Даниил смотрел на меня не отрываясь, а потом сказал:
— Я люблю тебя такую.
— Какую?
— Ты такая красивая, да еще и за рулем грузовика... Вдвоем с отцом Даниилом мы привозим все это на новое место, но оказывается, что ни престол, ни жертвенник не проходят в дверь церкви. Было уже поздно, и мы каким-то чудом поставили их друг на друга в часовне. А на следующий день оказывается, что престол и жертвенник не помещаются в крохотном алтаре, и, чтобы все разместить, добровольные строители начали пилить и строгать. Жертвенник даже пришлось распилить пополам и уменьшить раза в два. Говорят, что наши добровольцы трудились всю ночь, потому что на следующий день было назначено освящение храма.
Да, я еще раз убеждаюсь, что отец Даниил шел через тернии, видя за ними Божественные звезды.
Внезапно в самый разгар строительства он решает поехать на пять дней в Стамбул. Я была очень удивлена, как же можно вот так все бросить и поехать, но он, конечно, не бросил, а отдал распоряжения. Видимо, ему надо было посетить Константинополь, уехать помолиться, сменить обстановку, потому что он очень сильно вымотался во время последних бурных событий, связанных со строительством храма. Он так и сказал мне, что ему надо помолиться о храме.
Я тогда дала ему денег из своих сбережений, чтобы он себе купил куртку. Как всегда, у него была проблема с одеждой и, как всегда, мы не могли никуда выбраться и что-то ему купить. Самое смешное, что он купил себе такой ужасный турецкий ширпотреб, что я просто расстроилась, увидев эту обновку. Кто-то из прихожан даже заметил, что в этой куртке он похож на деревенского мужика. Хорошо, что, лазая по стройке, он очень быстро ее изорвал.
Храм поставили, а денег на купол и крест уже не было. И тут я вспомнила, что недалеко от нашей дачи, в селе Спасском (это 150 км от Москвы, Тверская область) батюшка отец Николай, кстати, дивный старец и молитвенник, менял в храме купола и кресты, спонсоры ему пожертвовали новые. Я вспомнила, что часть старых куполов была сложена в церковном дворе. Помчалась в деревню к отцу Николаю, объяснила суть дела, он очень обрадовался и отдал нам маленький купол и крест, что стоял
прямо над алтарем его Спасо-Преображенского храма. Мы с отцом Даниилом расценили как милость Божию то, что нам отдали купол, который больше ста лет прослужил храму, говорили, что купол у нас намоленный. Это был знак свыше, благословение на строительство храма. И вот я, торжествуя и ликуя в душе, привезла и крест, и купол на своей машине. Они были очень старые и ржавые, но мы купили несколько баллончиков золотистой краски и просто их покрасили. Этот купол с крестом так и стоит над храмом, над самой первой его частью (ведь храм строился в три этапа). А устанавливал крест и купол все тот же наш незаменимый помощник, Евгений Михайлович Кудашов, как раз тогда, когда отец Даниил уехал в Стамбул. Я смотрела, как это происходило, помню: небо почернело, полил дождь, а потом, когда купол с крестом поставили, солнце засияло сквозь тучи так ярко... А когда отец Даниил приехал, то увидел, что дачный домик превратился в храмик.
Храм достраивался три или четыре раза. Вначале пристроили маленькую веранду, затем сделали пристройку с колокольней, потом еще одну, сбоку. В постройках активное участие принимали братья отца Даниила. Камнем обложили уже после смерти батюшки. На 13 ноября 2006 года было назначено освящение нового храма. Многие думают, что храм освятили 19 октября, на апостола фому, но это не так. Даже в Интернете есть такая ошибочная информация. Освящали именно 13 ноября. Отцу Даниилу оставалось служить и жить на этой земле ровно три года. Три года новой жизни в качестве настоятеля. Ему было суждено умереть именно здесь.
Освящал благочинный Даниловского благочиния отец Геннадий, народу было так много, что люди стояли на улице, и отец Даниил выходил туда окроплять народ. Там же, на улице, были накрыты и столы для чая.
Еще на Крутицком подворье после каждой беседы был обязательно чай для всех, а после службы каждого праздника была трапеза для всех прихожан. Эту традицию радушия и гостеприимства отец Даниил перенес и в новый храм: после каждой Литургии накрываются столы с чаем, люди могут перекусить и попить горячего. К сожалению, далеко не каждый православный храм может похвастаться такими обычаями: чаще в храмах бывает трапеза для клира и сотрудников, но никак не для всех прихожан без исключения.
На большие праздники, такие как Пасха и Рождество, накрывалась большая трапеза для всех. Отец Даниил просил прихожан приносить с собой салаты, нарезки, кто что может, чтобы можно было быстро накрыть столы. А когда появилась трапезная, праздничную трапезу стали готовить в храме. На таких трапезах отец Даниил сидел с прихожанами очень долго, почти до самого утра. Помню, что в первую Пасху в новом храме (в 2007 году) я очень устала, к тому же плохо себя чувствовала, и попросила отца Даниила уехать пораньше. На что он мне ответил, что это «ночь бдения Господу» и, пока он не увидит рассвет, никуда не поедет.
Традиция общих трапез и чаепитий сохранилась в нашем храме и сейчас.
На новолетие и на двунадесятые праздники отец Даниил очень любил служить ночные Литургии, такая традиция сложилась еще на Крутицах. Это было связано не только с тем, что отец Даниил в принципе любил ночные службы, но давало возможность работающим людям прийти на службу в праздник. Обычно ранняя служба заканчивается в девять часов, когда рабочий день уже начинается, и многие опаздывают на работу, ночная же заканчивалась часа в два ночи, и можно было успеть и домой приехать, поспать, и на работу не опоздать. Отец Даниил всегда думал об удобстве людей и составлял расписание так, чтобы было максимально удобно. Например, молебны и панихиды служились в отдельные дни, он не совмещал эти службы с Литургией, хотя существует общепринятая церковная практика служить панихиды и молебны после Литургии. Отец Даниил говорил, что это неправильно, потому что главная служба — это Литургия, величайшее Таинство — это Причастие, поэтому после Литургии уже не надо ничего служить, разве что венчания и отпевания.
Отец Даниил сразу устанавливает богослужения по полному Уставу. Он любил Устав, видел в нем некую логическую осмысленность. Сколько я помню, он всегда восхищался красотой богослужения, и поэтому не понимал, как можно резать и кромсать Устав. Стоит сказать и о его любви к знаменному пению. О том, что он любит петь по «топорам», он мне говорил еще в семинарии. Я была очень удивлена, когда на нашем венчании запели знаменным распевом. Я никогда не слышала знаменного пения на венчании и, думаю, никогда не услышу. К слову сказать, оно совершенно не сочеталось с самим венчанием, с праздничностью этого чина, казалось, что поют на панихиде. Хор так увлекся, что даже «многая лета» нам спели как «вечную память». На Крутицах тоже всегда пели знаменщики — здесь отец Анатолий Берестов и отец Даниил полностью сходились во мнениях, но отец Даниил вдобавок предпочитал какие-то особые напевы или какую-то особую манеру исполнения. Он говорил, что ни обиходное пение, ни тем более партесное, не передают полноты смысла
самих песнопений. Мол, хор поет, а слова непонятны. Здесь я была совершенно не согласна с батюшкой и полагала, что знаменное пение годится только для монастырей, например для Валаама или Оптиной. А петь знаменным в московском храме считала нонсенсом, и многие разделяли эту точку зрения. Я, как любитель «обихода» и многоголосья, не могла даже слышать эти, как мне казалось, монотонные завывания. Но отец Даниил почти никогда не менял своих привязанностей, и когда у него появился храм, то решил, что петь будут именно одноголосье. Но профессионалов для такого пения не было, собрался хор женщин- любительниц, которые выдавали какое-то жуткое подобие знаменного. Лишь позже в храм пришел профессиональный регент-знаменщик, тот самый Владимир, которого первым ранил вошедший в храм убийца.
Мой слух, моя душа не выдерживали нестройного пения любительского хора, мои эстетические чувства бунтовали. Я не понимала, как такое безобразие может нравиться отцу Даниилу, который имел очень тонкое душевное устроение. Мы с ним часто спорили на тему пения в храме, и я предлагала заменять некоторые самые заунывные мелодии более привычными обиходными, которые легко воспринимаются людьми. Сколько раз я просила его спеть обиходную Херувимскую, но каждый раз получала категорический отказ. Отец Даниил объяснял это тем, что в обиходной Херувимской, не говоря уже о партесной, некоторые слова повторяются много раз, а этого не должно быть, так как повторения слов разрушают целостность текста. Первую Пасху отец Даниил тоже задумывал петь знаменным — ему очень не нравилась традиционная «барыня» (так называется в народе распев Пасхального канона). Но тогда пришел петь его брат Василий, и «барыня» состоялась, несмотря на недовольство батюшки. Постепенно отец Даниил смягчился и стал допускать некоторые обиходные песнопения, наверное, уже под влиянием Василия, который стал регентом в храме.
Отец Даниил очень любил, когда в храме пели все люди. Для этого специально были изданы книжечки с текстами песнопений, которые выдавались всем желающим. Это пение всем миром создавало эффект соборной молитвы, «ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». На службе люди были на духовном подъеме, следили за текстом, вникали в смысл, меньше отвлекались на постороннее. Отец Даниил говорил, что очень важно, когда люди чувствуют себя участниками богослужения, но в этом я видела и некоторые минусы, потому что пели все, и некоторые иногда страшно фальшивили, но при этом пели громко, чуть ли не на весь храм. Причем я замечала, что чем больше человек фальшивил, тем громче старался петь, перекрывая всех вокруг. Для меня лично было очень тяжело слушать фальшь, потому что это сильно отвлекало от молитвы.
Идею издать тексты нам подсказала одна арабская Литургия в Назарете, в храме Благовещения Божией Матери, на которой нам с отцом Даниилом посчастливилось быть во время одной из наших поездок на Святую Землю, в 2005 году. Было воскресенье, мы поехали на службу в Назарет. Там служат арабы, и Литургия проходит на арабском языке. Первым делом мы обратили внимание на то, что при входе всем прихожанам раздают текст Литургии. Отец Даниил очень этим заинтересовался и сказал мне тогда, что это замечательная практика, которую он обязательно введет у себя в храме. Мы с ним были потрясены, наблюдая, насколько сосредоточенно молились люди, как все следили за текстом по этим брошюрам, как весь храм пел. Хора как такового не было, было двое мужчин на клиросе, которые задавали общий тон, и весь храм подхватывал. В особо важные моменты многие женщины молились с воздетыми руками, у некоторых на глазах выступали слезы. Отец Даниил сказал, что эта арабская община живет во враждебном мире, кругом арабы-мусульмане, которые считают арабов-христиан отступниками и регулярно их убивают, вдобавок в Израиле государственная религия — иудаизм. Эти люди в Израиле — изгои, но их подвиг настолько велик, что и награда их велика: Господь поставил их молиться в том месте, где было Благовещение Пресвятой Деве. Интересно, что женщины были одеты очень празднично, и многие — с очень ярким макияжем. Я обратила внимание отца Даниила на эту особенность, и он мне ответил, что у арабок так принято, восточные женщины всегда ярко красятся, и Господь этому не противится, потому что сердца их отданы только Ему. И добавил, что хорошо было бы всем русским женщинам молиться так, как молятся эти арабки. Вообще, отец Даниил очень любил православных арабов именно за то, что они противостоят всему обществу, несут особый подвиг веры. Он всегда восхищался тем, что арабы, как древний Давид, танцуют перед сошествием Благодатного Огня в храме Гроба Господня, и часто рассказывал историю о том, что когда однажды их не пустили в храм из благочестивых соображений (именно потому, что они танцуют, а так вести себя в церкви — неблагочестиво), то Огонь не сходил до тех пор, пока они вновь не были впущены. Так Господь Сам показал, что они Ему угодны. Среди некоторых православных существует мнение, что танцы — это грех, потому что Саломея своим танцем угодила Ироду. Но отец Даниил говорил, что это неправильное мнение и неправильное истолкование, что царь Давид плясал и скакал перед Ковчегом Господа и когда его жена осудила Давида за это, то была явным образом наказана до конца своих дней. Поэтому и танцы арабов в храме угодны Господу. Отец Даниил рассказывал, что есть православные африканские общины, члены которых всегда пляшут и бьют в тамтамы у себя в храмах, и это тоже угодно Господу. Любое мнение или действие отец Даниил мог объяснить Писанием, и всегда говорил, что всю нашу жизнь нужно выверять только Писанием и делать только то, что не противоречит Слову Божию.
Сам отец Даниил однажды тоже отплясывал на даче под ирландскую музыку. Одно время мы с ним увлеклись кельтской культурой, и у меня возникло желание пойти учиться танцевать ирландские танцы. Эту идею он воспринял с восторгом, и, когда я пошла в такую школу, все ждал, пока я выучу первый танец и станцую ему. Но у нас дома очень мало места, и, когда я выучила лайт-джигу, я станцевала ее для него прямо во дворе, без музыки, поздно вечером в темноте. Я танцевала и видела его восторженные глаза, и он тогда сказал о древности такого исполнения. Кельтскую музыку отец Даниил связывал еще и со святым Патриком, просветителем Ирландии, он много о нем знал и рассказывал, как можно объяснить понятие Святой Троицы на примере трилистника клевера (это символ Ирландии). Именно поэтому, когда мы выбирали дизайн обложки для его брошюры «Простыми словами о Тайне Троицы», я предложила выбрать именно кельтский дизайн, с ярко-зеленым трилистником. Незадолго до своей кончины он мне сказал, что знает, куда мы весной поедем — в Ирландию.
Но той весной он уже был в других местах.
Было время, когда мы с ним увлекались и еврейской музыкой, накупили в Израиле дисков с еврейскими хитами, отцу Даниилу очень нравилось слушать их в машине во время наших поездок. Он любил и русский рок, очень много слушал Бутусова и Шевчука, одно время увлекался Гребенщиковым. Наши музыкальные привязанности в основном сходились, но его увлечение Гребенщиковым я понять никак не могла, считала, что нельзя слушать бессмысленные тексты. Отец Даниил во многом со мной соглашался и в последние годы перестал слушать Гребенщикова. Любил некоторые песни Цоя, особенно «Группа крови на рукаве» и «Звезда по имени Солнце». Он часто говорил, что умрет молодым. А еще ему нравилась казачья «Любо, братцы, любо», он не раз пел эту песню во время застолий. В машине он очень часто включал «Наше радио». Уже после его смерти мне пришлось перегонять его машину от храма, я села в нее, там все напоминало отца Даниила, и, когда я завела машину, заиграло «Наше радио» и я чуть не заплакала, может быть, даже заплакала. Очень долго не могла переключить радио с той волны, на которую его настроил батюшка.
За неделю до своей смерти он напевал песню группы «Сплин» «Вниз головой», там были слова «я иду домой» и «ты, пожалуйста, не бойся, ни о чем не беспокойся». Я тогда удивлялась, что он постоянно напевает эту песенку. Песня была новая, я еще не слышала ее в оригинальном исполнении. И 20 ноября, когда его уже не стало, я весь день ездила на машине, включила радио и услышала эту песню. Меня так потрясли ее слова, что, когда Евгений Крылов снимал фильм про отца Даниила, я ему рассказала об этом и мы решили, что песня должна лечь в основу фильма, а сам фильм мы так и назовем: «Я иду домой».
Он очень хорошо знал историю и увлекался археологией. Сколько мы с ним ездили, столько попадали на разные развалины. Одна наша знакомая даже заметила, что отца Даниила хлебом не корми — дай по развалинам и раскопкам полазить. Как-то мы были в Крыму, и, конечно, поехали в знаменитый Херсонес. Отец Даниил много рассказывал об истории города, о крещении князя Владимира. Помню, он сделал замечание женщинам, которые фотографировались сидя на церковном престоле, и сказал
мне, что Ангел Божий так и пребывает на этих местах, там, где были престолы и служилась Литургия.
Когда мы путешествовали по Краснодарскому краю, поехали в Тамань, и там отец Даниил рассказывал мне отнюдь не о Лермонтове, а о древнем Босфоре и киммерийцах: мы умудрились найти на просторах Краснодарского края древние Киммерийские валы. Очень много рассказывал он о курганах, которых было множество по всему краю, побывали мы и на раскопках, где в группе археологов трудился его родной брат Василий. А особенно отец Даниил поразил меня тем, что возле моей родной станицы Васюринской, в том самом Казенном лесу, куда мы ездили на велосипедах и где я часто бывала в детстве, он «нашел» скифско-сарматское городище. Мы лазили по дубовым рощам, где среди лиан и зарослей травы, на высоком берегу Кубани и отец Даниил показывал мне какие-то возвышения, которые как он говорил, были валами древнего города. Он говорил, что этот город уже существовал во времена Андрея Первозванного, и, скорее всего, апостол Андрей проходил именно по этим местам, потому что это была единственная дорога вдоль Кубани, ведущая на Кавказ. Он был очень возбужден и рад, что мы нашли это древнее городище, и уверял меня, что здесь никогда не было раскопок и если здесь покопать, то можно найти очень много всего. Я помню из своего детства, что однажды берег Кубани в одном месте обвалился, и местные жители нашли большое количество прекрасно сохранившейся чернолаковой посуды, некоторые даже использовали ее на кухнях. Тогда же вдохновленный отец Даниил пожелал встретиться с местным историком и получил подтверждение своим догадкам, у него была удивительно развита историческая интуиция и эрудиция.
Замечательная поездка по развалинам была у нас в Турции. Тогда отец Даниил решил проехать по семи церквам Апокалипсиса. Удивительно, что следы их сохранились до наших дней, и мы нашли почти все эти места. Мы тогда очень вдохновились его идеей открыть совершенно новый маршрут, по которому еще не возят паломников.
Мы брали машину напрокат, я была, как всегда, за рулем, а отец Даниил тоже, как всегда, смотрел в карту. Я его называла своим штурманом, потому что он прекрасно разбирался в картах и с удивительной точностью ориентировался в незнакомой местности. Ездили мы тогда и в Памуккале, известное туристическое место.
Но чудо природы, белые водопады, интересовали его не столько, сколько находящийся над этими водопадами древний город Иерополис, где пострадал апостол Филипп. Часть города была раскопана, мы шли по древней мостовой в гору, и отец Даниил говорил, что вот по этой мостовой вели апостола Филиппа на казнь. Потом мы нашли остатки храма на месте казни апостола и отслужили там молебен.
В такие моменты, соприкасаясь с историей, отец Даниил словно не чувствовал времени, он как будто смотрел сквозь века и воочию видел те события, которые там происходили. В Иерополисе находились якобы омолаживающие бассейны, в которые ломились толпы туристов, мы проходили мимо и смотрели на людей, которые массово погружались в воду, а до этого стояли в очереди, платили деньги. Отец Даниил, глядя на все это, сказал, что люди верят неизвестно во что и идут не туда, а здесь, в двух шагах, находится такая великая святыня, которую мы сподобились посетить. Он всегда сокрушался невежеству и слепоте людей, видно было, что такие ситуации он переживает как боль. В ту же поездку мы искали древние Колоссы, но к колоссянам нам попасть не удалось, и мы долго плутали по персиковым садам и пыльным проселочным дорогам, куда не заглядывает ни один турист.
Решили возвращаться назад и по дороге нашли еще одно место, о котором и не думали, — место, где Архангел Михаил совершил чудо в Хонех. Отец Даниил, который было расстроился, что мы не нашли Колоссы, очень приободрился и тут же рассказал о чуде Архангела Михаила. На этом месте струится небольшой водопад, где водится речная форель, и там же — кафе для местных, поэтому цены там были совсем не туристические. И вот мы, голодные и уставшие, заказываем свежайшую запеченную форель и отдыхаем в тени у быстрого потока. Отец Даниил сразу отметил, как нас принимает Господь, какую вкусную еду Он нам послал и сколько сподобил увидеть.
В ту же поездку отец Даниил настоял съездить в Милет. Место это мне показалось совершенно неинтересным: среди бескрайних заболоченных и заросших камышом пространств под палящим солнцем стоит древний амфитеатр. Но отец Даниил опять видел в этом посещении какой-то сакральный смысл. А после его смерти я посмотрела в календарь, хотела узнать, в какой день он скончался, — оказалось, это был день памяти мучеников Милетинских.
Потрясающей была наша поездка в Эфес, где из отца Даниила «бил» нескончаемый поток информации, он все рассказывал и рассказывал, он знал здесь чуть ли не каждый камень. Вот здесь был апостол Павел, а здесь ему кричали: «Велика Артемида Эфесская», а вот аптека, а вот общественные туалеты и публичный дом, а вот знаменитая Эфесская библиотека, совсем рядом — место упокоения апостола Иоанна Богослова и пещера семи мучеников Эфесских. Как может человек, никогда здесь не бывавший, так много знать, рассказывать об этих местах, как заправский экскурсовод, как будто он жил в этом городе в те самые времена и встречался с самим апостолом Павлом? Причем на каждом примечательном месте он раскрывал Писание, быстро находил нужный стих и читал его, тут же истолковывая и комментируя. Я все это воспринимала как должное и лишь теперь поняла уникальность знаний, которые имел отец Даниил. Я думаю, что Господь давал ему такую эрудицию потому, что его интересовал только Бог, и ничего, кроме Бога.
Из каждого путешествия отец Даниил привозил что-нибудь для храма, светильник, крест или еще какую- нибудь утварь. Из нашей последней поездки по Греции он привез совершенно необычные венцы для врачующихся, тонкие, серебряные, в виде витых цветов. Отец Даниил всегда любил украшать храм, и украшать не каким-то стандартным ширпотребом, а произведениями искусства. Крест, который должен был выноситься на поклонение, он купил на фаворе во время нашей поездки на Святую Землю в 2002 году. Или такой пример: ему понравилось, что на Востоке в качестве украшений для храма используют страусиные яйца, и он попросил меня найти место, где продают эти яйца, чтобы купить их и сделать такое украшение для нашего храма. Я так и сделала, нашла возле Краснодара страусиную ферму, купила несколько яиц. Одно из них и по сей день висит в храме Апостола фомы (я его украсила камнями и просверлила дырочки, в которые вставила шнур, чтобы оно могло висеть).
Мы с ним заказывали много облачений, и каждый раз дизайн облачения отец Даниил придумывал сам. Мы часто вместе с ним ездили за тканями для облачений, потому что он всегда советовался со мной, какую лучше выбрать. Потом я расшивала их камнями и жемчугом, расшивала с радостью, так как делала это для него и для храма. Я тогда немного увлекалась вышивкой бисером, шила и вышивала покровцы. Для нового храма он попросил меня сшить весь набор покровцов, и воздух от этих первых покровцов потом покрыл лицо отца Даниила.
Он всегда радовался, когда покупал что-то новое для храма, показывал мне и говорил: «Вот какая необычная вегць, ни у кого такой нет!» И цветы отец Даниил очень любил, всегда на праздники украшал храм цветами. На Богородичные праздники мы с ним покупали белые лилии, он говорил, что этот цветок — символ Богородицы, лилия упоминается в Песни Песней как пророчество о Божией Матери-Приснодеве. Приносить Божией Матери белые лилии стало нашей с ним традицией. Очень любил украшать плащаницу, всегда сам лично распоряжался покупкой цветов, а еще для украшения плащаницы заранее проращивалась трава.
2002 год запомнился очень теплой Пасхой и жарким засушливым летом. В то лето в Подмосковье тоже горели торфяники, Москва была затянута дымом, правда, это мало кто запомнил — по сравнению с летом 2010 года. Наша старшая дочь в 2002 году пошла в первый класс, а отец Даниил в начале сентября попал в больницу с почечной коликой. На Пасху уже цвела черемуха, давно распустилась береза. И отец Даниил задумал украсить храм большими ветками черемухи (это было еще на Крутицах).
Добровольцы нарубили черемухи, прихватили и березовых веток, словом, храм стал похож на райский лес, зелени было больше, чем на Троицу. Все ахали, когда заходили в храм, таким неожиданным было на Пасху это убранство.
Бывало, идем с ним по улице, он останавливается возле цветочного киоска и смотрит. Я говорю: «Пойдем, что ты стоишь», а он мне отвечает: «Я любуюсь». Он часто дарил мне цветы, и часто — необычные. Ранней весной приносил первые нежные тюльпаны, позже — ландыши, которыми торговали бабушки у метро. Мимозу никогда не приносил, говорил, что она у него ассоциируется с пролетарским праздником 8 Марта, и гвоздики тоже не признавал, связывая их с 1 Мая. А особенно он любил весенние первоцветы. Я вспоминаю, как он входит в квартиру, в черной рясе, в руке держит малюсенький, похожий на беленький фонтанчик букетик лесных первоцветов и улыбается своей широкой детской улыбкой. Я даже вазочки маленькие покупала, специально для этих весенних букетиков. Летом нравились ему дикие люпины, которые фиолетово-розовыми коврами покрывают луга в нашей средней полосе, а в Крыму его очаровала цветущая лаванда. После его смерти работницы храма мне рассказали, что за месяц до его кончины в храме стали быстро вянуть розы. Только принесут розы, поставят в вазу — а они тут же увядали, стояли, повесив головки. Женщины даже думали, что в Москве стали продавать некачественные розы...
Еще в семинарской молодости отец Даниил душился натуральным розовым маслом. Конечно, это было несколько необычно для молодого человека, но он любил этот запах и приходил на наши свидания надушенный розовым маслом. Однажды, когда он уже был диаконом, его пригласили в Донской монастырь варить миро. Он провел там целый день, и, когда вошел домой, вся квартира наполнилась невиданным благоуханием. Отец Даниил весь пропах миром. Он мне потом долго рассказывал, как его варят, какой это интересный, многоэтапный и сложный процесс.
В первое лето его священства мы, как и всегда в его отпуск, ездили на Кубань. Моя бабушка Анастасия по происхождению была из кубанских казаков, всю жизнь проработала учителем химии и биологии, в церковь ходила только в детстве и причащалась последний раз в конце тридцатых годов. И как только отец Даниил стал священником, у нас случилась большая радость: бабушка исповедалась и причастилась. Мы тогда и дом освятили, дом моего детства. Наклеек с крестами у отца Даниила не оказалось, и он рисовал крестики карандашом. Потом мы нашли атеистические книги, по которым бабушка вела атеистический кружок в школе, отец Даниил предложил их сжечь, бабушка разрешила. И мы торжественно сожгли все эти книги на берегу Кубани.
В 2003 году у бабушки случился инсульт, после чего она стала почти парализованной. Отец Даниил причащал ее каждое лето, а в апреле 2008 года перед Пасхой она умерла. Перед смертью она сподобилась и соборования, и причастия, моя мама звонила отцу Даниилу и спрашивала, что надо делать, когда и как соборовать. Отпевал ее местный священник отец Вячеслав Казаков (интересно, что отец Вячеслав — одноклассник отца Даниила по семинарии). И вот я получаю известие о смерти бабушки, а на Кубани хоронят почти сразу, на следующий день после смерти. Вечером приходит отец Даниил, я ему говорю, что бабушку хоронят завтра утром, на похороны я никак не успеваю. Да и куда я поеду с грудной Ангелиной! Было девять часов вечера, когда я все это ему сказала. Он возмутился: как же можно бабушку не похоронить, она же меня растила! И безапелляционно заявил, что рано утром он отвезет меня в аэропорт на семичасовой самолет. Это был единственный рейс, которым я успевала на похороны. Мы встали в четыре утра, он отвез меня с ребенком в аэропорт, а сам остался со старшими. В девять часов я уже была в Краснодаре. Успела к бабушке, почитала Псалтырь у ее гроба. Бабушка была светлая и умиротворенная. А я была очень благодарна отцу Даниилу за то, что он меня, такую тяжелую на подъем, буквально «за шкирку», как ребенка, отправил в Краснодар на похороны.
Первый год настоятельства и непрерывной работы без выходных и отдыха сильно вымотал отца Даниила, он так устал, что решил покупать себе машину и сдавать на права. Треб в районе было много, ходить пешком нереально, а каждый раз просить кого-то подвозить или брать такси — тоже крайне неудобно. Отец Даниил пошел в автошколу и прилежно занимался там два месяца. Сначала ему попался инструктор, который запивал и пропускал занятия, следующий был матерщинником, и отец Даниил приходил с занятий удрученный, говоря, что он давно не слышал столько мата на единицу времени и что ему очень тяжело заниматься под постоянный матерный аккомпанемент. Вождение ему давалось очень трудно, он совершенно не чувствовал габариты машины, плохо ориентировался в ситуации на дороге.