Дополняют вышесказанное объяснения о четырех эпохах: учения, чакринов, мировых систем и вхождения в пустоту
В дополнение к приведенным выше описаниям времени ученые — большие знатоки священных текстов дали объяснения [по следующим вопросам]: 1) четыре эпохи учения Будды; 2) четыре эпохи чакринов [236], правителей человечества; 3) четыре эпохи нашей мировой системы; и 4) четыре эпохи вхождения планет в пустоту. Индийские и тибетские ученые дали многочисленные объяснения этих вопросов; если в них углубиться, можно рассматривать их бесконечно. Следующее краткое объяснение согласуется с учением восьмого владыки [Кармапы], досточтимого Микьё Дордже.
I. 2.2.1. Четыре эпохи учения Будды
Учение Будды существует уже десять пятисотлетий [после его ухода из этого мира] (Эта цифра соответствует такому летоисчислению, когда годом считалась половина года (в современном понимании). — Прим. пер.). Первая [эпоха], состоящая из трех периодов духовного свершения, считается [эпохой] полноты. Вторая, состоящая из трех периодов духовной практики, считается [эпохой] трех четвертей. Третья, состоящая их трех периодов теоретических учений, называется [эпохой] двух четвертей. Четвертая, единственный период времени, [когда] сохраняется лишь видимость [духовного порядка], называется [эпохой] раздоров.
Раздел [учения Будды, касающийся] нравственности [237], знаменует эпоху полноты — период [от ухода Будды в паринирвану] и до того, как в присутствии монашеской общины] произошло официальное признание [в совершении первого деяния, подрывающего обеты [238]. Эпоха трех четвертей — это последующий период, который длился до признания во втором деянии, подрывающем обеты, и т. д. По существу, это учение не отличается от того, что предложил ученый [Данштрасена] в своем «Комментарии к большой, [средней и малой] сутрам Праджняпарамиты» [239]. В «Краткой тантре [Калачакры]» [240] тоже дается основание для такой классификации [четырех эпох], что подразумевается в следующей строке:
Так [учил] Хранитель Мира.
I. 2.2.2. Четыре эпохи чакринов
На нашей земле [средней из трех южных континентов] четыре эпохи [чакринов] длятся в общей сложности двадцать одну тысячу шестьсот лет. Каждая из эпох — полноты, трех четвертей и двух четвертей — длится пять тысяч четыреста лет. Начальная стадия [эпохи] раздоров длится три тысячи шестьсот лет. Если это время прибавить к общей продолжительности предыдущих эпох, получится девятнадцать тысяч восемьсот лет — это период, когда преобладало учение Будды. Остальные тысяча восемьсот лет — это период, когда преобладают варварские религии.
Спустя пятьдесят один год после того, как на львиный трон [царства Шамбала] взошел вождь Кьябджуг Бэпа[241], начался тысяча восьмисотлетний период варварства. Он закончится через пятьдесят один год после того, как на львиный трон взойдет Яростный [Чак-рин] [242]. Яростный [Чакрин] с четырьмя своими воинствами [243] победит надменных варваров [244] и наставит их на путь Дхармы. С этого времени снова начнется эпоха полноты, и продолжительность человеческой жизни будет постепенно увеличиваться до тысячи восьмисот лет. Год, когда [здесь] начнется эпоха полноты, соответствует первому году тысяча восьмисотлетнего периода варварства на западном из трех южных континентов.
В то же время из двоих сыновей Яростного [Чакрина] — Чистого и Вождя Богов — к власти в этой стране придет Чистый. Другие цари, потомки Вождя Богов, победят варваров западного южного континента через тысячу восемьсот лет, после чего там начнется эпоха полноты. [Эта победа ознаменует] начало эпохи полноты на этом континенте.
В это время на южном из трех западных континентов начнется тысяча восьмисотлетний период варварства. В конце этого периода буддийские цари, происходящие из рода Вождя Богов, победят варваров и [там] наступит эпоха полноты. В этом же порядке и другие девять земель по очереди вступят в тысяча восьмисотлетний период варварства. [Затем] буддийские цари победят варваров и начнется эпоха полноты. Начиная с Вождя Богов, [чакрины], происходящие из этого рода, появляются в двенадцати странах по часовой стрелке. Когда все они проявятся, вождь, которого тоже зовут Яростным [Чакрином], еще раз победит варваров в этой стране и начнется эпоха полноты.
Короче говоря, эпоху полноты переживают в той стране, которая служит местом пребывания вождя, покоряющего варваров-небуддистов. Примыкающая страна в направлении по часовой стрелке переживает эпоху раздоров, следующая — эпоху двух четвертей, а соседняя с ней — эпоху трех четвертей.
I. 2.2.3. Четыре эпохи нашей мировой системы
Их можно понять из описания, данного [в предыдущей главе]. Количество лет, составляющих эпохи, и другие подробности здесь рассматриваться не будут.
I. 2.2.4. Четыре эпохи вхождения планет в пустоту
В следующей цитате из Калачакра-тантры [245] указывается продолжительность четырех эпох при вхождении планет в пустоту и то, как это происходит:
Пустое, пустое, пространство, нага и рука, мудрец и луна — это продолжительность эпохи полноты. Пространство, пустое, вкус, девять и солнце известны как число лет эпохи трех четвертей. Пустое, пространство, веды, вкус и змея — это годы эпохи двух четвертей. Пустое, пространство, пространство, глаза, качества и морское сокровище — это число лет эпохи раздоров. В конце этих лет группа планет пребывает в чистой пустоте без домов.[246]
Полное прохождение семи планет недели [247] (солнца и других) и Раху через двадцать семь созвездий называется одним великим планетарным днем. Он длится приблизительно шестьдесят четыре года и семь месяцев. Полтора планетарных дня длятся девяносто шесть лет и десять с половиной месяцев. В Калачакра-тантре это называется малым веком. Год Калачакры — это тот отрезок в столетнем периоде, когда накапливается аспект исконной мудрости: три года и три половины месяца. Он вычисляется следующим образом: одна тридцать вторая от тридцати шести тысяч дней столетия равняется тысяче ста двадцати пяти дням; если преобразовать этот период в годы и месяцы, то он составит три года и три половины месяца.
Столетний период, в который входит год Калачакры, равняется трем половинам планетарных дней. Первая половина [планетарного] дня воплощает свет, вторая — подвижность, а третья — темноту. Они соотносятся с внешними элементами — соответственно, со слизью, желчью и ветром. Когда эти три аспекта — слизь, желчь и ветер — как внутренние составляющие тела человека пребывают в равновесии, сохраняется физическое здоровье. Неравновесие [этих составляющих] вызывает болезни и упадок здоровья. Даже во внешнем мире, равновесие [этих элементов] точно так же сохраняет [окружение], а неравновесие влияет пагубно. Хотя [в нашем физическом состоянии] может быть некоторое неравновесие, [тем не менее] аспект исконной мудрости входит в центральный [канал в пропорции, соответствующей] году Калачакры.
Три планетарных дня вместе с [двумя] соответствующими годами Калачакры равняются двумстам годам. Каждый день этого периода состоит из шестидесяти больших мер водяных часов, а весь период состоит из четырех миллионов трехсот двадцати тысяч больших мер водяных часов. Если взять человеческое тело, то за двухсотдневный период происходит четыре миллиона триста двадцать тысяч дыханий. В конце этого времени даже у обыкновенного человека небольшое количество воздуха должно войти в центральный канал. Во внешней [вселенной] в конце четырех миллионов трехсот двадцати тысяч лет (период, численно равный количеству больших мер водяных часов и дыханий) все планеты войдут в пустоту [за пределами нашей вселенной], завершив один великий [цикл из] четырех эпох. Затем, начиная с конкретных переходов, снова начинается эпоха полноты и т. д. Так этот цикл из четырех эпох повторяется снова и снова.