Слова сердца, слова языка, дела сердца и дела органов тела.

Разъяснение понятия

"Куфр"

Раздел Первый:

Разъяснение понятия "Иман" и "Куфр" и необходимость понимания их сущности.

1) Сказал Шейх АбдульЛятыф ибн АбдиРрахман ибн Хасан, разъясняя важность представления сущностей вещей и познания их границ:

يقول الشيخ العلامة عبد اللطيف بن عبد الرحمن بن حسن آل الشيخ رحمهم الله _ في بيان أهمية تصور الحقائق ومعرفة حدودها: _ اعلم أن من تصور حقيقة أي شيء على ما هو عليه في الخارج، وعرف ماهيته بأوصافها الخاصة عرف ضرورة ما يناقضه ويضاده، وإنما يقع الخفاء بلبس إحدى الحقيقتين، أو بجهل كلا الماهيتين. ومع انتفاء ذلك وحصول التصور التام لهما، لا يخفى ولا يلتبس أحدهما بالآخر. وكم هلك بسبب قصور العلم وعدم معرفة الحدود والحقائق من أمة، وكم وقع بذلك من غلط وريب وغمة " أه من كتابه منهاج التأسيس ص 12

"Знай, что кто представил сущность какой либо вещи таким образом, как она выглядит снаружи, а также узнал её сущность с её конкретными описаниями – тот неизбежно узнает то, что противоречит ей и аннулирует её, однако скрывается от человека истина лишь по причине запутывания в одной из сущностей, или же по причине невежества относительно обеих сущностей. Однако если этого (запутывания или невежества) нет и происходит полное представление этих обеих вещей, не скрывается и не путается одно с другим. Сколько же погибло из общин по причине упущения в знании и отсутствия познания границ и сущностей вещей, и сколько же произошло по причине этого ошибок, сомнений и печали!"

(Минхаджу Ттаъсиси ва Ттакъдис, 12 стр.)

2) Сказал Шейхуль Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах :

"لقد بين النبي صلى الله عليه وسلم المراد بلفظ الإيمان وما يضاده بياناً لا يحتاج معه إلى الاستدلال على ذلك بالاشتقاق وشواهد استعمال العرب ونحو ذلك، فلهذا يجب الرجوع في مسميات هذه الأسماء إلى بيان الله ورسوله صلى الله عليه وسلم، فإنه شاف كاف، بل معاني هذه الأسماء معلومة من حيث الجملة للخاصة والعامة، بل كل من تأمل ما يقوله الخوارج (3) والمرجئة (4) في معنى الإيمان، علم بالاضطرار أنه مخالف للرسول... "

مجموع الفتاوى 7/287

"Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что подразумевается под словом Иман и его противположностью (куфр) таким разъяснением, которое не нуждается в том, чтобы аргументировать на это языковыми словообразованиями и примерами использования этого у арабов и подобное этому. Поэтому является ваджибом возвращаться в этих названиях к разъяснению Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение, ведь поистине, оно является достаточным и исцеляющим, более того, смыслы этих названий вобщем являются общеизвестными среди простолюдинов и ученых, более того, кто поразмышляет над тем, что сказали "Аль Хаваридж" и "Мурджиа" о смысле Имана – неизбежно поймёт, что это - противоречие посланнику."

Конец цитаты.

(Маджмуа ль Фатауа, 7 том, 287 стр.)

3) Сказал Абдуль Азиз ибн Мухаммад ибн АбдильЛятыф в книге "Науакыду ль Иман аль Къаулия уа ль Амалия":

"Ахлю Сунна дали определение "Иману" следующим образом:

Слова сердца, слова языка, дела сердца и дела органов тела.

И передали Иджма на это многие из ученых, как ибн Абду ль-Барр в книге "Ат Тамхид".

И приняли ахлю сунна это определение с принятием и приветствием, а тексты Къурана и достоверные хадисы от Пророка ﷺ, указывают на то, что Иман утверждается на сердце и признается языком, и совершением дел органами тела.

Из того, что указывает, на то что, Иман - подтверждение в сердце:

Слова Всевышнего:

{Вера еще не вошла в ваши сердца.} [Аль-Худжурат, 14 аят].

Слова Всевышнего:

{Аллах начертал в их сердцах веру.} [Аль-Муджадила, 22 аят].

Слова Всевышнего:

{О Посланник! Пусть тебя не печалят те, которые стремятся исповедовать неверие и говорят своими устами: <Мы уверовали>, - хотя их сердца не уверовали.}

[Аль-Маида, 41 аят].

Из того, что указывает, на то что, иман - произносение языком:

Слова Всевышнего:

{Скажите: <Мы уверовали в Аллаха, а так же в то, что было ниспослано нам.>} [Аль-Бакара, 136].

Слова Всевышнего:

{Скажите: <Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам.>} [Аль-Анкабут, 46].

Из того, что указывает, на то, что Иман это дела органов тела:

Сказал Посланник Аллаха:

"Иман включает в себя более шестидесяти ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов Ля иляха илля-Ллах, а наименьшим - устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость - (одно из) ответвлений Имана."

Говорил Посланник Аллаха делегации Абду ль-Къайс:

«Приказываю вам верить в одного лишь Аллаха, знаете ли вы, что такое вера в одного лишь Аллаха? Они сказали: Аллах и его Посланник знают лучше. Сказал Посланник Аллаха: "Это — свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, соблюдение поста в рамадане и выделение вами пятой части военной добычи»

И других доказательств указывающих на это много.

4) Сказал Хафиз Ибну Мандах, да смилуется над ним Аллах, сказал Пророк, мир ему и благословение:

"Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана."

Конец цитаты.

(Аль Иман, 2 том, 341 стр.)

В этом утверждение того, что Иман – это слова языком, принятие сердцем, совершение дел по его столпам, увеличивается и уменьшается.

Высказывание праведных саляфов в этих вопросах, что они согласились на том, что Иман – это слова и дела, и мы упомянем некоторые их слова:

5) Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль [Да смилуется над ним Аллах]:

«Иман-слова и дела, увеличивается и уменьшается».Конец цитаты.

(Ас-Сунна Имама АбдиЛляха ибн Имам Ахмад иб Ханбаль, 1 том, 307 стр.

И от Имама Ахмада есть множество передач относительно определения Имана, см. книгу "Аль Масаиль ва Ррасаиль аль Марвийя ани ль Имами Ахмада фи ль Акыда")

السنة للإمام عبد الله بن الإمام أحمد بن حنبل 1/307، وله عدة روايات في تعريف الإيمان، انظر المسائل والرسائل المروية عن الإمام أحمد في العقيدة جمع: عبد الإله الأحمدي 1/63

6) Приводится от имама аль-Аджурри [Да смилуется над ним Аллах] в разделе его книги «الشريعة» следующее:

Раздел, говориться что Иман – это принятие сердцем, подтверждение языком, и совершение дел органами тема, и не будет верующим никто, кроме как объединиться в нём эти три качества.

(Аш Шариа, 119 стр.)

7) Говорит имам ибн Батта [Да смилуется над ним Аллах] в определении Имана:

«Смысл этого (принятия) о чем сказал он: Приказ в этом и обязанность, и запрет на все, что не пришло к Его Посланнику от Него, и ниспослано Писании, и это послание всем Посланникам, сказал Он [Азза уа джаль]: {Мы не посылали до тебя ни одного Посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же мне!»}[Аль-Анбия,25].

Принятие в тех словах языком, принятие сердцем и совершение дел по его столпам.

8) Сказал Ибн Теймия, да помилует его Аллах:

"Поистине, основа Имана – вера, которая в сердце, и для него необходимы две вещи:

"Подтверждение сердца и знание, это называется: "Слово сердца", Сказал Аль Джунейд ибн Мухаммад: "Таухид – слово сердца, а Упование – действие сердца", поэтому необходимо для веры сердца иметь слово сердца и действие сердца, затем также слово тела и действие тела, и необходимо для этого действие сердца, как любовь к Аллаху и Его посланнику, боязнь перед Аллахом, любовь того, что любит Аллах и Его посланник, ненависть к тому, что ненавидит Аллах и Его посланник, а также очищение действий ради Аллаха Единого, упование сердцем лишь на одного Аллаха, а также другие действия сердца, которые обязал Аллах и Его посланник, и сделал их из действий сердца.

Конец цитаты.

(Маджмуа ль Фатава, 7 том, 186 стр.)

9) Сказал Имам Абу Саур:

"Нет между людьми знания разногласия, что человек не является мусульманином, если он скажет:" я свидетельствую что Аллах (Азза ва Джаль ) Один , и что то ,что с чем пришел Посланник Истина, и подтверждаю все законоположение", затем скажет :"Не следует мое сердце чему-то из этого и я не считаю это правдивым" ,он не является муслимом, и если скажет " Масих-это Аллах", или будет отрицать что-то из Ислама, скажет :"Не убеждено мое сердце в чем-то из этого", то он кафир выявив это и не является верующим, и пока не будет подтверждения (икрор) вместе с тасдыком, не будет верующим, и так же не будет верующим с тасдыком, если не было икрора, до тех пор , пока не будет правдивым в сердце и подтверждать своим языком.

Конец цитаты.

(Шарх Усуль аль И'тикъад Аль Лялякаъий, 4 том, 849 стр.)

10) Ибн хазм подтверждает значение деяний языка, сказав:

"Кто убежден в вере в сердце, и не произнес это языком, вне положения,когда можно скрыть свои убеждения, такой кафир перед Аллахом Всевышним и перед мусульманами.

Конец цитаты.

(Аль Мухалля, 1 том, 50 стр.)

11) И сказал Ибн Теймия:

"Кто не подтвердил тасдыкъ (подтверждение сердцем) посредством языка, имея возможность это сделать, не называется в речи людей верующим, объединились на этом саляф из сподвижников и табиинов"

Конец цитаты.

(Маджмуа ль Фатауа, 7 том, 337)

12) И сказал :

"Кто подтверждает (тасдык) в своем сердце и не произнес это языком,то не устанавливается на него что-то из ахкамов Имана, ни в этой жизни, не в Последней жизни"

Конец цитаты.

(Маджмуа ль Фатауа, 7 том, 140 стр.)

13) Сказал Альфудейль Ибн Ияд:

"Люди нововведения отделили деяния от имана, и сказали:"Поистине, фарды от Аллаха – не из Имана", и кто сказал это - навел великий навет, я боюсь,что это будет отвергающий узаконенное, отвергающий Аллаха Азза ва Джаль и Его приказы"

Конец цитаты.

14) Сказал также Ибн аль Къайим:

"Здесь есть также другая основа, а это:

То, что большой куфр – двух видов: Куфр действия и Куфр отвергания и упорства, и куфр отвергания:

Это чтобы человек проявлял неверие в то, о чём известно, что посланник пришёл именно с этим от Аллаха, отверганием и упорством, будь это из имён Господа, или Его действий или Его установлений, и этот вид неверия противоречит Иману со всех сторон, а что касается куфра в действии – то он делится на (два вида) тот, который несовместим с Иманом, и тот, который совместим с Иманом, таким образом: Земной поклон идолу, издевательство над Кораном или убийство пророка несовместимы с Иманом.

Конец цитаты.

(Китабу Ссоля, 55 стр.)

А что касается слова "Кафир", то это производное от действия: "Кафара", и тот, кто совершает куфр, называется "Кафир" в арабском языке.

В связи с этим я нашёл ряд смыслов, с которыми он используется в шариате относительно людей Кыблы и других.

Первый смысл слова Кафир:

Наши рекомендации