Охарактеризуйте эсхатологию всемирную (общую) и личную и частную
Эсхатология в религиозных, мировоззренческих (учениях) системах - учение о конечных судьбах мира и человека.
Следует различать в эсхатологии:
1.Индивидуальная эсхатология – учение о загробной жизни единичной человеческой судьбы.
2. Всемирная – это учение о цели космоса, истории, об исчерпании ими своего смысла, об их конце и о том, что за этим концом последует.
Эсхатология в собственном смысле и в философии и в богословии складывается там, где становится возможным позитивное решение личных (индивидуальных) и вселенских судеб как чего-то абсолютного.
Эсхатология - это вечные абсолютные духовные ценности в личной и духовной жизни.
Особая роль в становлении индивидуальной эсхатологии принадлежит Древнему Египту. Осознание всемирного значения эсхатологии в народе, на земле принадлежит иудаизму (еврейскому народу).
1. Индивидуальная – Египет. Древне Египетская мысль напряженно работавшая над проблемой смерти и личного бессмертия понимала загробную жизнь как положительное событие по своей конкретной наполненности не уступающей земной жизни, однако, в отличии от нее стоящая под знаком окончательной стабильности, и потому смерть неизмеримо более важное событие. Поэтому жизнь во времени должна быть приготовлением к вечной жизни.
Параллельно с этическим пафосом веры в праведный суд развивается интерес к возможности обеспечить себе желательную судьбу на том свете посредством магических обрядов или правильная информация о том, что ждет умершего (знание «Книги жизни», обладанием необходимой информации и т.д.).
2. Всемирная – Израиль. По иному пути идет мышление иудаизма сосредоточенная не на судьбах индивида, а на судьбах Израиля и мира, на мистическом осмыслении всечеловеческой и всемирной разумной истории. На осмыслении как разумного процесса полагаемого и направляемого волей Личного Бога во Вселенной.
В контексте всемирной эсхатологии руководством Богом история должна трансцендировать (реализовать) себя в приходе нового неба и (земли) новой земли или другими словами реализовать себя в наступлении ново века («Чаю… и жизни будущего века» Символ веры).
Раннехристианская эсхатология. По мнению Аверинцева, раннехристианская эсхатология выросла на основе эсхатологии иудейского сектантства, освобожденного от национально-политических чаяний, и обогащенной мотивами античных египетских и зороастрийских эсхатологических доктрин.
Заимствовали идею для объяснения, а не для жизни.
Христианская эсхатология. В 1-ом пришествии Христа в Его Боговоплощении история оказывается снятой лишь незримо, лишь для веры верующих, для нас история продолжает длиться, но уже под знаком конца.
Но вот уже 2-ое пришествие Христа должно выявить эту незримую реальность.
При этом 1-ое и 2-ое пришествие Христа выражает полярное соотношение двух атрибутов божества:
1) милосердие и
2) наказание (судящий по справедливости).
Этот парадокс сосуществования двух атрибутов, которым занимается современное Богословие.
Поэтому мы видим, что эсхатология Нового Завета выражает себя лишь в многозначных притчах и символах, избегая детализации понимания Царствия Божия, Царствия Небесного.
В средние века, к сожаления, появляются разные сказания, апокрифы и мифы о рае.
Более того, если мы проанализируем (сегодня) жизнь современного человека, то мы увидим несколько направлений развития эсхатологических концепций, которую формируют (направляют) духовную жизнь. Например: индивидуальная эсхатология оказывается расслоившейся уже сегодня на 3 момента:
1) праведник уже в земной жизни, через свою встречу с Христом, сокровенно имеет эсхатологическую новую жизнь;
2) человек после смерти получает в раю жизнь Вечную и встречу со Христом, но событие встречи со Христом может совершиться только тогда, когда будет 2-ое пришествие Христа и это будет 3-я эсхатология индивидуальная;
3) Воскресение, возвращение (восстановление) тела и соединение со Христом.
Само представление о личной загробной жизни в позднем средневековье начинают выражаться в чаяниях социальной справедливости.
Интерес к всемирной эсхатологии характерен для новейшей современной философии и богословия, поскольку одним из главных шансов современного христианства является истолкование кризисных процессов актуальной истории в смысле исполнения эсхатологических сроков.