Вступление. Причины созыва Собора
Определение святого, великого и Вселенского Седьмого Собора, собравшегося в Константинополе в 754 году
(В 1-м тысячелетии Христианская Церковь была очень строго иконоборческой, этот Собор предал анафеме иконопочитание и любые изображения Христа, и таким образом, эта анафема лежит на православных, католиках и баптистах, изображающих Христа!!!)
Вступление. Причины созыва Собора
Перечисление главных решений шести предыдущих Соборов
Обвинение иконопочитателей в ереси и нарушении решений святых Соборов
Указание на истинную "икону" Христа - святую Евхаристию
Опровержение икон Девы Марии и святых
Представление доказательств из Библии
Представление доказательств из писаний святых отцов
Определение о запрещении икон
Постановления Собора
Заключение и анафемствование еретиков
Вступление. Причины созыва Собора
Святой и Вселенский Собор, созванный по Божьей благодати и благочестивейшему повелению боговенчанных и православных наших императоров Константина и Льва в этом богохранимом и царствующем городе в досточтимом Храме святой и непорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, так называемом Влахернском, определил нижеследующее. Причина и завершение всего есть Божество, Которое по благости Своей воззвало всё из небытия к бытию, определило быть всему в прекрасном и благоустроенном виде, чтобы, обладая дарованным благодатью благоустройством, всё продолжало своё существование неизменно и оставалось в истинном своём положении, не делая уклонения ни в ту, ни в другую сторону. Люцифер (светоносец), так названный по причине прежней своей славы, занимая назначенное ему место вблизи Бога, устремил свою мысль выше Создавшего его и через это стал тьмою вместе с отступнической силой. Ниспавши из преславного, светотворного и пресветлого богоначалия, Он явился вместо того творцом, изобретателем и учителем всякого зла. Он видеть не может того, что в ту славу, в которой он был поставлен, теперь возведён созданный Богом человек. Он истощил против него всю свою злобу, лестью сделал его чуждым славы и светлости Божьей, убедив его поклоняться твари вместо Творца. Поэтому Создатель Бог не захотел видеть, чтобы дело рук Его шло к окончательной погибели, но через закон и пророков заботился о его спасении. А когда и при этих средствах оно не могло возвратиться к прежней свой славе, то Бог в последние и предопределённые времена благоволил послать на землю Своего Сына и Слово. Оный по благоволению Отца и при содействии равного Ему по могуществу животворящего Духа поселился в девических ложеснах и от святой и непорочной плоти Девы принял в Свою субстанцию или Ипостась единосущную нам плоть. Он сплотил и образовал её при посредстве разумной мыслящей души, родился от неё превыше всякого слова и разума, претерпел добровольно крест, принял смерть и в три дня восстал из мёртвых, исполнив всё домостроительство спасения. Он (Бог-Слово) избавил нас от тлетворного учения демонского, или, иначе, от заблуждения и служения идольского, и даровал нам поклонение духом и истиною. И затем Он вознёсся на небеса с воспринятым естеством нашим, оставив святых своих учеников и апостолов учителями этой, ведущей к спасению, веры. Они же, украсив Церковь нашу как Невесту Его различными благочестивыми и изливающими свет догматами, представили её прекрасною и пресветлою, как будто одетою в разнообразные золотые одежды. Божественные отцы и учители наши, а равно и шесть святых и Вселенских Соборов, приняв её таким способом украшенной, сохранили славу её не умалённой. Вышеупомянутый творец зла, не перенося благолепия Церкви, не переставал в разные времена и разными способами обмана подчинять своей власти род человеческий. Под личиной христианства он ввёл идолопоклонство, убедив своими лжемудрствованиями склонявшихся к христианству язычников не отпадать от твари, но поклоняться ей, чтить её и почитать Богом тварь под именем Христа. Поэтому как начальник древний и совершитель нашего спасения Иисус послал всюду Своих премудрых учеников и апостолов, облечённых силою Всесвятого Духа, для уменьшения таких идолопоклонников, так и ныне Он воздвиг служителей Своих, подобных апостолам, верных наших императоров, умудрённых силою того же Духа, для нашего усовершения и наставления, для истребления демонских оплотов, воздвигаемых против познания Бога, и для обличения дьявольского коварства и заблуждения. Они же, движимые ревностью по Богу и будучи не в состоянии видеть Церковь верующих разграбляемой коварством дьяволов, созвали весь священный сонм боголюбезных епископов, чтобы, собравшись вместе, исследовать Писание о соблазнительном обычае делать изображения, отвлекающие ум человеческий от высокого и угодного Богу служения к земному и вещественному почитанию твари. А также, чтобы изречь то, что ими будет определено, так как они знают, что у пророков написано: "Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа" (Мал. 2:7). И вот мы, собравшиеся на этот священный Собор, в числе 338 человек, следуя соборным постановлениям, с любовью принимаем и проповедуем учение и предания, которые соборы утвердили и твёрдо хранить заповедали.