Шариатское постановление относительно мавлида
Фетва имама ас-Суюти(849-911 х/1445-1505 г)
Имам хафиз Джалалуддин ас-Суюти, написал статью под названием «Благие намерения в проведении мавлида». Она издана и находится в его собрании фетв «Хави лиль-Фатава». Ниже мы кратко изложим еѐ содержание.
Вопрос: как относится Шариат к проведению мавлида в месяце Раби уль-Авваль? Одобряется это или нет? И будет ли воздаяние тому, кто устраивает мавлид?
Ответ: В основе мавлида – собрание людей, чтение Корана, повествование о знаменательных событиях, произошедших на рассвете пророческой миссии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и о знамениях, которые можно было наблюдать в ночь его рождения. Затем собравшихся угощают. Празднование дня рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относится к благим новшествам, за которое люди получают вознаграждение, ведь такими мавлидами мы возвеличиваем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и выражаем радость по поводу его рождения.
Далее имам Суюти приводит слова шейха аль-Факихани– одного из поздних маликитских учѐных, который не одобрил проведение мавлидов, назвал их порицаемым новшеством и сказал, что проведение мавлидов не основано на Коране и Сунне. Имам Факихани, в свою очередь, приводит слова имама Абу Амра ибн аль-`Аля: «Месяц, в котором родился Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), – это месяц, в котором Озарение сердец 142
он и покинул наш мир, поэтому радость не предпочтительней скорби».
Имам Суюти отвечает на слова: «Я не знаю основы для мавлида ни в Коране, ни в Сунне…»: «Отсутствие знаний не значит, что основы нет, ведь имам хафиз ибн Хаджар Аскаляни сказал, что мавлид основан на Сунне. А я нашел ещѐ одно основание, о котором и пойдѐт речь».
На слова: «…мавлид – это новшество, привнесѐнное бездельниками, а не исламскими учеными», – имам Суюти отвечает: «Празднование мавлида ввѐл Музаффар164 – правитель местности Ирбиль. Он был богобоязненным и религиозно образованным человеком, который стремился приблизиться к Всевышнему Аллаху. На этом празднике вместе с ним присутствовало много учѐных и праведников, и никто из них не выступил против этого. Говорится, что ибн Дихья165 одобрил его и написал об этом книгу. Все учѐные, одобрившие мавлид, были очень набожными».
164 Ибн Касир в своей книге «аль-Бидая ва н-Нихая» описывает Музаффара (полное имя – Абу Саид ибн Зайнуддин Али) как одного из самых щедрых и славных правителей. Он выделяет такие его качества, как храбрость, справедливость, религиозная образованность. Каждый год в месяце Раби уль-Авваль он проводил торжества по случаю дня рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то есть мавлид. Шейх Абу Хаттаб ибн Дихья написал книгу о мавлиде, которую назвал «Аттанвир филь мавлиди аль-башир ван-назир», и подарил еѐ Музаффару, за что тот вознаградил его тысячей динаров. Он (Музаффар) участвовал в осаде крепости Акка, занятой крестоносцами, выкупил из плена мусульман , общее количество которых достигло шестидесяти тысяч. Его жена Рабиа Хатун бинт Айюб - рассказывала, что Музаффар раздавал свое имущество бедным, а сам ходил в рубахе, которая стоила 5 дирхамов. Замуж за него еѐ выдал Салахуддин аль-Аюби (еѐ брат).
165 В своей книге «О смерти избранных» Ибн Хилликан, изложил биографию Аль-Хафиза ибн Дихья, где написал, что тот был одним из известных и высокочтимых учѐных. Он посетил Сирию и Ирак. Ибн Дихья прибыл в Ирбиль в 604 г. хиджры и стал свидетелем того, как правитель Музаффар отмечал мавлид. Он написал книгу о мавлиде и прочел еѐ королю. Его наградили тысячей динаров. Музаффар разрешил читать эту книгу вслух во время мавлида. darulfikr.ru 143
Имам Суюти, комментирует слова шейха аль-Факихани: «…(мавлид) не является желательным (мандуб)»: «Иногда желательное действие (мандуб) основано на прямом (открытом) тексте, а иногда на аналогии (кыяс). В Сунне нет прямого доказательства, однако мы можем найти его через аналогию (кыяс), используя два основания, о которых мы поговорим чуть позже».
Далее имам Суюти отвечает на слова: «Он не может быть дозволен…»: «Нововведения могут быть не только запретными и нежелательными. Они также могут быть и дозволенными, и желательными, и обязательными».
Имам Навави пишет в «Тахзиб аль-асма ва ллюгат»: «Нововведение в Шариате – это введение в практику того, чего не было прежде, во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Они делятся на дозволенные и порицаемые».
Шейх Иззуддин ибн Абдуссалям в книге «Кава`ид» пишет: «Новшества подразделяются на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные и запретные. Определить, к какой из вышеперечисленных разновидностей относится то или иное новшество, можно, сопоставив его с основными положениями Шариата. Новшество, которое соотносится с обязательным положением, также становится обязательным (например, написание книг) и т. д.».
Имам аль-Байхаки в книге «Манакиб аш-Шафии» приводит слова имама Шафии: «Есть два вида нововведений: те, которые противоречат Корану, Сунне и единогласному мнению ученых (иджма), ведут к заблуждению; нововведения же, не противоречащие этим основам, одобряются».
Затем имам Суюти отвечает на слова: «…это месяц, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и Озарение сердец 144
покинул наш мир»: «Рождение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это величайшая милость для нас, а его смерть – огромное горе. Шариат призывает нас благодарить за блага и терпеливо переносить беды. Нам также велено совершать жертвоприношение по случаю рождения ребенка (акыка), выражая таким образом радость и благодарность Аллаху за новорожденного. Однако мы не должны совершать ни жертвоприношение, ни что-либо другое из перечисленного из-за чьей-либо смерти. Более того, нам даже запрещено чрезмерно оплакивать покойного».
Далее имам Суюти приводит слова Ибн Хаджара аль-Аскаляни о проведении мавлида: «Празднование мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих), но вместе с этим оно заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при праздновании дня рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) остерегаться всего запретного, то следует относиться к мавлиду как к благому новшеству. В противном же случае, мавлид порицается. Я нашѐл достоверный источник-доказательство (основу) для проведения мавлида, а именно хадис, приводимый в двух сахихах (Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает о том, что, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: «Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу (мир ему). Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю». Этот факт свидетельствует о том, что можно выражать благодарность за оказанные Аллахом милости и отведенные Им беды. А что может быть darulfikr.ru 145
величественнее дня, в котором появился на свет Пророк милости (да благословит его Аллах и приветствует)?».
Имам Суюти продолжает: «Я нашѐл ещѐ одно доказательство мавлиду. Это хадис, который приводит имам аль-Байхаки, от Анаса (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил жертвоприношение за себя после ниспосланного ему Пророчества, хотя его дедушка Абдуль Мутталиб совершил его на седьмой день жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) а акыка не повторяется. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повторил его, потому что хотел выразить благодарность Аллаху за то, что был ниспослан как милость мирам, и за почѐт к его общине.
Также я прочѐл слова имама хафиза Шамсуддина ибн Джазари в книге «`Араф ат-та`риф фи мавлид аш-шариф»: «После смерти Абу Ляхаба его видели во сне и спросили, где он. Он ответил: «В Аду, но мне облегчается наказание каждый понедельник за то, что я обрадовался, услышав о рождении Мухаммада»».
Хафиз Шамсуддин ибн Насыруддин ад-Димашки сказал: «Если этому неверному, который опорочен в Коране и которому обещаны вечные муки, наказание облегчается каждый понедельник только из-за того, что он обрадовался рождению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то, что ждѐт мусульманина, который верует в Единого Бога (муваххида166) и всю свою жизнь радуется рождению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?!».
166 Муваххид – тот, кто исповедует таухид (Единобожие). Таухид – убеждѐнность в том, что Аллах Един в Своей сущности, атрибутах и действиях Озарение сердец 146