Из записки, составленной в Коллегии иностранных дел, об абазинцах, их местожительстве и подданстве[2]. 15 мая 1753 год. 1 страница

Запись объяснения, данного в Коллегии иностранных дел узденями Умаром Минкишиевым и Мамбетом Усейном Аджакаевым к кабардинской ландкарте, составленной в 1744 году[1]. 5 ноября 1753 год.

Во изъяснение кабардинской ландкарты, сочиненной 1744 года спрашиваны и сказали:

1. Нижние Абазы. В них деревень с пятнадцать, называются обще Танбиюкай. У них собственные старшины: Али Лиов, Адылгирей Бибердыев, ныне живут на Куме.

2. Средние Абазы. В них деревень против Нижних Абаз вдвое или более; у них собственные старшины: Арслан-бек Лиов, Тударук, Кячя, Клычь. Пред сим оные переведены за вершину Кубани на речки Инжики.

3. Екепцовские Абазы. Звание имеют по речке Екепцоке и оные ныне на Инжике ж.

4. Верхние Абазы ныне на Индиже ж. Вышесписанные Абазы, называемые по татарски, Алтыкесек, или шесть частей, принадлежат и подать платят владельцам Большой Кабарды, то есть баксанцам и кашкатовцам, а знатню из них частию владеет Магомед Коргокин.

5. Бештовые горы, на которых горячий ключ под литерою А, по здешнюю сторону тех гор и реки Кумы все кашкатовцы жили и пашню пахали с 1744-го по 1747 год.

6. Деревня Бабукова бывшаго владельца Арслан-бека Койтокина, прежде была в горах, а ныне, тому лет с 10, поселилась на Малке, а между тем переселялась к вершине Кумы, и паки на Малк возвратилась. Ныне оная подлежит Арсланбекову сыну Хаммурзе.

7. Деревня Ачабова на речке Конделен, владельца Магомеда Коргокина.

8. Два двора владельца Магомеда Коргокина на Баксане, внутри каменной стены.

9. Двор владельца Алия Исламова на Баксане внутри каменной стены.

10. Двор владельца Касая Атажукина на Баксане внутри каменной стены.

11. Две деревни Ерашты и Кунач на Баксане, за каменною стеною, владельца Касая Атажукина.

12. Деревня Дюмен на Баксане, за стеною ж, владельца Магомеда Коргокина.

13. Деревни две Чипчи, третья Тоглан издавна были при устье реки Конделен, Бекмурзиных детей, а во время отлучения их и других кашкатовских владельцов из Кабарды на реку Куму, тогда и людей всех из оных деревень забирали они с собою, а в 1747-м году по возвращении их с Кумы попрежнему в Кабарду, тех деревень людей поселили на речке Нальчик.

14. Две деревни Кучмазук и третья Загашта на Баксане владельца Касая Атажукина.

15. Деревня Тулат на Баксане Касаева ж.

16. Деревня первая Казанши, другая Тыж, третья Пшисук-Улу за Баксаном, владельцов Магомеда Коргокина и Касая Атажукина.

17. Деревни Арсланкир, Ирюк, Хутат и Чюрюх на Баксане их же, Магомеда Коргокина и Касая Атажукина.

18. Двор Касаева брата владельца Кара-Мурзы на Баксане.

19. Деревня Гетеж на Баксане владельца Касая.

20. Деревни три Чипчи, четвертая Асланкир, пятая Отпан, на ручье в Баксан впадающем, Магомедовы и Касаевы.

21. Двор бывшаго владельца Магомеда Атажукина, а ныне детей его, на речке Кулкужин.

22. Восемь деревень Шидак на той же речке были Магомеда Атажукина, а ныне владеют дети его.

23. Деревня Тыж на той же речке Кулкужин владельца Касая Атажукина.

24. Деревня Танби на речке Кишпеке Касаеваж.

25. Деревня Куденет, на той же речке, его ж Касаева.

26. Девять деревень Куденет, на реке Чегеме владельца Магомеда Коргокина.

27. Деревня Караба на Чегеме ж владельца Касая Атажукина.

28. Двор бывшаго владельца Арслан-бека Койтокина между Нальчика и Чегема на речке Шелухе, где он построился перешед из Кашкатова или с вершины реки Черекаю. В 1737 году по изгнании им и баксанскими владельцами бывших с ним, Арслан-беком, в согласии Бекмурзиных детей Татархана, Касима и Батока, да и по примирении со оными, жили на том же месте до 1744 года, а того года все оные владельцы с их подданными перешли и жили на вершине реки Кумы, где владелец Арслан-бек Койтокин в 1746 году умре, а по нем оставшие владельцы братья его Джанбулат Койтокин и Баток Бекмурзин с детьми их и племянники, также и Арсланбековы дети Хаммурза с братьями, с старшим баксанским владельцом Магомедом Коргокиным примирились, и выгоняли с Баксану Касая Атажукина с братьями, а сами с своими подданными для жилья перешли в Баксан, а напред сего между баксанскими и кашкатовскими владельцы за границу почиталась река Чегем.

29. Деревня Пшикоу на той же речке Шелухе бывшаго владельца Арслан-бека Койтокина.

30. Двор бывшаго владельца Батока Бекмурзина на той же речке.

31. Пять деревень Куденет на той же речке Татархановы, Касимовы и Батоковы Бекмурзиных, а ныне принадлежат детям их.

32. Деревни на двух речках Нальчиках: Тау, Багырс, Шавапца, Амзеш, Бегупс, Махук, Вуха, Тоглан, Казанук, Кандор, Укау, Карабай, Мекеня, Джанук, Коажук, Акзак, Бей, Кочорук, Колышпи, Там, Солтонак принадлежащие кашкатовским владельцам: Джанбулату, Арсланбековым детям и Бекмурзиным внучатам, издавна и ныне живут на сем месте.

33. Деревня Караджау, жители ис христианского закона, на реке Урюфе, в протекции у Койтокина рода.

34. Девять деревень Анзор на реке Терке, владельцов Малой Кабарды.

35. Деревня Шелох на Терке, оных же владельцов.

36. Деревня Коголхай у Татартуповой горы, оных же владельцов.

37. Деревня Элкабан, у той же горы и их же.

38. Деревня в Татартупском ущелье живут татартупские обреки, то есть из кабардинского народа беглые, по причинам, которых кабардинцы, почитая ту гору за святую, ничем не обеспокоивают; в той же горе есть каменные часовня и церковь христианская, и на стенах видно иконное писание.

39. Деревня Кучезукова у той же горы, владельцов Малой Кабарды.

40. Двор Адилгирея Гиляксанова, бывшаго владельца Малой Кабарды.

41. Пять деревень Муртаза на речке Аксу владельцов Малой Кабарды.

42. Деревни Тузар, Канбекук, Елтюх, Боташ на речке Ордане их же.

43. Пять деревень Али-мурза на вершине речки Ордана их же

44. Пять деревень Анзор на ручье, впадающем в Ордан их ж.

45. Деревня Боташ на реке Терке их же.

46. Деревни Инарук, джагыш, Чилхабан, Бештаук, Насран на

реке Сунже владельцов Малой Кабарды

47. Двор Малой Кабарды владельца Казия.

48. Деревни Эндер, Абай, Хапци, Хан, Пышт, Кургок Малой Кабарды владельца Батыр-Мурзы.

Из записки, составленной в Коллегии иностранных дел, об абазинцах, их местожительстве и подданстве[2]. 15 мая 1753 год. 1 страница - student2.ru

Из записки, составленной в Коллегии иностранных дел, об абазинцах, их местожительстве и подданстве[2]. 15 мая 1753 год. 1 страница - student2.ru

ДОКУМЕНТ №

Из записки, составленной в Коллегии иностранных дел, об абазинцах, их местожительстве и подданстве[2]. 15 мая 1753 год.

Абазинцы шести родов или алтыкесек называемые, произхождение свое имеют из Большой Абазы, никому не подвластной, откуда вышед они в давных годех поселились близ Большой Кабарды в горах на реке Инжике, при вершинах реки Кубани, и отдались в подданство оной Кабарды владельцам; и с того времяни платят им подать, что и тем доказывается, яко еще прадед бывшаго кабардинского владельца Арслан-бека Кайтокина, и тамошних же владельцов, Магомета Коргокина и Касая Атажукина, называемой Кази, и брат его Чегенука действительно ими владели, а потом и сыновьям онаго Казия, а вышеписанных трех владельцов дедам Джанбулату, Атачуке и Мусавису по наследству достались, от которых таким же правом дошли они и до нынешних кабардинских владельцов, которые, так как и отцы их, поныне оными абазинцами и владеют.

И хотя река Инжик, на которой оные абазинцы живут, лежит за рекою Кубаном и впадает во оную, однако же чрез то принадлежности их к кабардинцам опровергнуть невозможно, ибо напротиву того — надлежит взять в разсуждение и реку Терек, о которой известно, что течение имеет в границах Всероссийской империи, и на которой с одной стороны имеются немалые российские жилища, а с другой живут подданные е. и. в. кумыки, андреевцы, аксайцы, брагунцы и чеченцы и им подчиненные другие горские народы. А со всем тем в вершинах оной в горах сверх кабардинцов разные находятся народы, как-то чегемцы и другие им подобные, которые у Всероссийской империи не в подданстве; а напротиву того многие из них во владении у тех же кабардинских владельцов. Итако, хотя и подлинно, что абазинское первое жилище, на котором они сначала основались, (ибо ниже сего упомянуто будет, что иные из тех абазинцов живут и еще ближе к Кабарде) в разсуждении кабардинцов лежит по ту сторону реки Кубани; однако будучи и с ними точно такое же обстоятельство, как и с теми народами, которые в вершинах реки Терка живут, следовательно, по сему единому хан крымской и присваивать их себе не может, толь наипаче, что там же за рекою Кубаном сверх сих абазинцов и другие некоторые народы в ущельях и горах находятся, которые ему ни малейше не подданны, как то: Большая Абаза, Шапсо, Харачай и Соны и другие им подобные. Причем при всем не недостойно примечания и то, что когда с турецкой стороны еще до минувшей войны от времяни до времяни произходили претензии о Кабардах, а в то время натуральным образом и оные абазинцы были у них во владении; и они и тогда, как ныне надлежащую с ним подать сбирали; однако же точно об них, абазинцах, с той стороны никакой претензии, сколько известно, не было, даже по самой 1747 год.

ДОКУМЕНТ №

Разбор обращения[3] к Турецкому султану от Бесланеевского князя Кизилбея и Камергоевского князя Асланбея с просьбой сменить наместника Кубанской области Занокобея и прислать турецкие войска для совместной борьбы с русскими[4]. 1783 год.

Обращение заверенное печатью привезли в Турцию посланники: от Черкесского, Бесланеевского князя Кизилюбея – Хаджи Исмаил; от Камергоевского князя Арсланбея – Хаджи Мухамед[5]

Из обращения «Русские в прошлом году, летом вторглись в Большую Кабарду, в военных действиях погибло много князей. Они соединили Большую и Малую Кабарду. Этой зимой командующий русскими войсками главному Уалию Кабарды: «Вы тайно общаетесь и поддерживаете интересы Османского государства. Я вам не доверяю и требую, чтобы вы выдали нам аманатов». Как известно существует подписанный мирный договор между Русским и Османским государствами. Зная, что в войне Кабарды с Россией Турция не будет ей помогать кабардинцы выдали аманатов. Но если мирный договор будет расторгнут, то кабардинцы всегда готовы отомстить. По приблизительным данным Кабарда сможет выставить до 40 000 воинов из сословия уорк…»

Объяснение турецкого советника по поводу вышеизложенного: По условиям Кайнаджикского договора Малая Кабарда досталась Московии. Вопрос принадлежности Большой Кабарды до конца не решен между русскими и Крымскими татарами, но согласно мирного договора Русские не должны нападать на Кабарду. И если действительно подтвердиться, что Москва напала на Кабарду и тем самым нарушила договор то мы должны будем помочь Кабарде.

«Живущие в 4 днях пути от Кабарды чеченцы, проживающие около Дагестана религиозны и храбры. Они делают пятничный намаз и строят мечети. Примерно они могут выставить до 100 000 искусных воинов. Чеченцы издавна воюют со своими врагами. Периодически они сообщают черкесам, что при войне Турции с Московией готовы в ней участвовать на стороне Османского государства честно и смело. Мы считаем, что если им послать хотя бы одну поощрительную грамоту они станут верными союзниками Султана и смогут решить много проблем»

Исходя из того, что чеченцы не относятся к кабардинцам, а являются частью Дагестана то мы должны туда послать тайных агентов через местность Чалдыр, чтобы они проводили работу по присоединению их к нам. Надо обязательно выяснить, кто у них руководит, их образ жизни и ход мыслей, мы о них должны выяснить все.

«Черкесы всегда честно служили Османской империи и были врагами Московии. Про кабардинцев мы можем сказать, что хотя они внешне и поддерживают русских, но всегда готовы встать на защиту интересов Османского государства. Совместно с кабардинцами и чеченцами мы сможем выставит до 150 000 воинов. Без всякого сомнения мы можем встать на пути русских так же твердо, как крепость Искандера и выполнить любое указание Султана…»

О кабардинцах и чеченцах нам известно только то, что выше сказано. Великий Султан! – Безусловно, что если Московии нарушит условия мирного договора то не только Кабарда и Чечня, но и все мусульмане готовы объявить Газават.

«Начальник области Заноглу (Заноко) Махмед Гирей обманывая что он защищает наши интересы пытается покорить всех абаза и черкесов. Черкесы им недовольны и если из Османского государства приедет новый начальник то готовы ему служить честно. Абаза и Черкесы не хотят видеть правителями своих князей и Заноко в том числе. Просим прислать на места начальника области и судей присылать людей из Турции. Если Султан пришлет командующего войсками то это должен быть человек умеющий аккуратно и мягко решать все проблемы. Хотя Заноко относится к народу Абаза, но его ненавидят все Черкесы и сами Абаза. Приказы Заноко не хотят выполнять ни Абаза ни Черкесы. И хотя в Турции о Заноко сложилось впечатление. Что он великий воин, но он злой, грубый и недалекого ума человек, он косноязычен. Он не выполняет указания Султана и не слушая никого один сам решает все вопросы по своему усмотрению. Абаза и Черкесы уже не могут терпеть его выходки и если вам нас жалко то пришлите нам достойного человека вместо Заноко. Если не сменить руководителя, то все приказы Султана не будут иметь никакого положительного результата. Также просил не присылать к нам судьями и начальниками абаз и черкесов живущих в вашем государстве. И если вы сделаете правильные выводы и примете правильное решение, то все абаза, черкесы, кабардинцы, чеченцы, кумыки и все остальные народы сложат голову за Османское государство»

Действительно Заноко Мухаммед Гирей небольшого ума и уже всем надоем, что подтверждается этим обращением. Мы уже послали туда Сулейман Агама с документами, чтобы он отстранил Заноко от управления и взял руководство на себя.

«Народы Черкесии, Малой и Большой Кабарды всегда принимали к себе под защиту обиженных и всегда были союзниками Османского государства и это отражено в исторических документах. Во времена Султана Баязеда наши всадники были в его войсках, не только в военное но и в мирное время. Позже Большой Ходжа Гирей Хан договорился с Султаном Баязедом и забрал всех воинов себе в войско и с тех пор они находятся под управлением Крымского Хана. С давних пор они честно были союзниками Османского государства, но в прошлый поход Крымских татар на Москву Малая Кабарда стала союзницей Московии. Черкесы понимают, что-то что случилось с Кабардой, когда-нибудь случиться и с ними. Они понимают, что Московские гяуры, когда нападут на черкесов и как Кабарду попытаются их подчинить. Мы понимаем, что в такой ситуации нам может помочь только Османское государство. Поэтому именем Всевышнего мы просим Великого Султана сделать распоряжение помочь нам. Если вы нам поможете то со временем мы сами сможем противостоять Российскому государству. Нас прислали наши князья просить помощи, чтобы мы не потеряли свою независимость. Чем позже вы примите решение о помощи тем сложнее будет отстоять свою независимость.»

Мы думаем, что решения о смене руководства области, ремонт и постройка новых крепостей совпадает с нашими интересами. Не вызывает сомнений, что при первой же возможности Московия приступит к активным действиям по покорению края. С помощью руководителей Чалдара надо потихоньку начать помогать черкесам и абаза пушками, порохом и оружием. Им надо снова разрешить строить крепости и это одна из первейших задач.

ДОКУМЕНТ №

Список узденей живущим близ Георгиевска в пяти аулам кабардинцам и абазинам с показанием имен, прозванием и лет мужского и женского пола сколько в котором душ и откуда поселились[6]. 3 марта 1794 год.

Наши рекомендации