Образ соединения канонов на утрени.
Поется ирмос 1-го канона (на вседневной утрени - Октоиха) на текущий глас Октоиха;
* читается или поется припев по содержанию канона (например, к тропарям воскресного канона припев «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», Крестовоскресного – «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению Твоему», в Двунадесятые Господские праздники – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Покаянного (Умилительного) – «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»Богородице – «Пресвятая Богородице, спаси нас», святителям «Святителю отче …, моли Бога о нас», мученику – «Святый мучениче …, моли Бога о нас», преподобному – «Преподобне отче …, моли Бога о нас» и т.п. Припевы к тропарям канона известны из литургических памятников 16 века. читается 1-й тропарь 1-го канона;
* далее чередуются припевы с тропарями 1-го канона, к тропарям в честь мучеников припев «Святи мученицы, молите Бога о нас». К Богородичну 1-го канона припев «Пресвятая Богородице, спаси нас», в современной практике этот Богородичен обычно пропускается;
* далее чередуются соответствующие припевы с тропарями 2-го канона.К Богородичну 1-го канона припев «Пресвятая Богородице, спаси нас», в современной практике этот Богородичен обычно пропускается;
* далее чередуются соответствующие припевы с тропарями 3-го канона – в данном случае, святому Минеи. Перед последним тропарем – Богородичном припев «Слава, и ныне…». Есть практика читать «Слава…» перед предпоследним тропарем, а «И ныне…» перед Богородичном.
После всех тропарей 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней канона поется покрывающий ирмос – катавасия. Слово катавасия в переводе с древне греческого языка понимается как схождение, проще говоря, сходка двух хоров на середину храма для пения молитвы. В главе Т. №19 подробно на весь год распределена катавасия для канона. На вседневной утрени в качестве катавасии поется ирмос последнего канона, в данном случае Минеи, соответствующей песни. Значит, катавасией по 3-й песни будет ирмос 3-й песни канона Минеи, по 6-й песни – ирмос 6-й песни и т.д. Глас канона Минеи указан в начале канона.
Краегране́сие или краестро́чие или акро́стих – это литературный прием, когда при сочетании первых букв ирмосов или тропарей канона или ирмосов и тропарей образуется фраза, относящаяся к празднуемому событию или святому и иногда открывающая имя автора канона. Акро́стихможно прочитать только в греческом оригинале.
После 3-й, 6-й и 9-й песней канона малая ектения..
Схема соединения канонов(на вседневной утрени)
1-йканон | Песнь 1 | Песнь 3 | Малая ектения, седален, Слава, и ныне: Богородичен или Крестобогородичен | Песнь 4 | Песнь 5 | Песнь 6 | Малая ектения, кондак и икос | Песнь 7 | Песнь 8 | Песнь Богородицы «Честнейшую…» | Песнь 9 | Малая ектения, светильны |
Ирмос Припевы Тропари | Ирмос Прип-ы Троп-и | Ирмос Прип-ы Троп-и | Ирмос Прип-ы Троп-и | Ирмос Прип-ы Троп-и | Ирмос Прип-ы Троп-и | Ирмос Прип-ы Троп-и | Ирмос Прип-ы Троп-и | |||||
2-й канон | Припевы Тропари | Припевы Тропари | Прип-ы Троп-и | Припевы Тропари | Припевы Тропари | Прип-ы Троп-и | Припевы Тропари | Припевы Тропари | ||||
3-й канон | Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь | Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Катавасия | Прип-ы Троп-и Слава, и ныне: тропарь | Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь | Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Катавасия | Прип-ы Троп-и Слава, и ныне: тропарь | Припевы Тропари Благосло-вим,и ныне: тропарь «Хвалим, благосло-вим…» Катавасия | Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Катавасия «Достойно есть…» |
По 3-й песни малая ектения, затем читается седален святому Минеи, «Слава, и ныне…» Богородичен, а в среду и пяток Крестобогородичен, Минеи. В некоторые дни по 3-й песни в Минее на ряду может быть напечатан кондак святому. В таком случае следует петь (или читать) сначала кондак, затем седален, «Слава, и ныне…» Богородичен.
По 6-й песни малая ектения, затем поется кондак святому Минеи на глас, указанный перед кондаком. Сразу за кондаком поется на тот же глас (или читается) икос, если он в Минее на ряду напечатан. Следует обратить внимание, что часто икос оканчивается той же фразой, что и кондак. Это своеобразный литературный прием, подчеркивающий какой-либо аспект праздника или памяти святого. Напечатанный по 6-й песни кондак святого читается на часах и поется на Литургии.
По 8-й песни:перед катавасией поется «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще Его во веки». Во время пения 8-й песни диакон (или священник) кадит алтарь, во время пения катавасии выходит из алтаря, кадит солею, становится у иконы Богоматери, кадит ее и возглашает «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим» и затем кадит весь храм,хор поет песнь Богородицы - «Честнейшую…».
Это песнопение состоит из стихов Евангелия от Луки (1, 46-55) «Величит душа моя Господа…» и припева «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем», который припевается к каждому стиху. Автором припева «Честнейшую…» является прп. Косьма Маюмский. По преданию, ему явилась сама Матерь Божия сказав, что из всех песнопений, составленных им в Её честь, это наиболее приятно Ей, и к поющим сию песнь Она особенно близка. По замыслу Типикона, «Честнейшую…» должно петься «велегласно», то есть громко и торжественно.
Есть в богослужебном году службы, когда «Честнейшую…» не поется, например, Двунадесятые праздники и их отдания и другие, указанные в 20-й главе Типикона.
По 9-й песни после катавасии поется «Достойно есть…» на глас катавасии и совершается земной поклон, затем малая ектения.
Светильны.
Светильны
Их еще называют эксапостиларии. На вседневной утрени читаются светильны из приложения Октоиха «Эксапостиларии всея седмицы самопесно». В этом приложении на каждый день седмицы напечатан светилен с Богородичном, в четверг два светильна и Богородичен.
Образ исполнения светильнов:
o Читается светилен Октоиха,
o «Слава, И ныне…» Богородичен Октоиха, а в среду и пяток Крестобогородичен.
Если в Минее по 9-й песни есть светилен святому, то:
o сначала читается светилен Октоиха,
o «Слава…» светилен святому Минеи,
o «И ныне…» Богородичен Минеи, а в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха.
В четверг:
o читается первый светилен Октоиха,
o «Слава…» второй светилен Октоиха,
o «И ныне…» Богородичен Октоиха.
Если святому Минеи есть светилен, то в четверг:
o читаются подряд оба светильна Октоиха,
o «Слава…» светилен святому Минеи,
o «И ныне…» Богородичен Минеи.
Устав чтения светильнов изложен в 16-й главе Типикона и в приложении Октоиха.
Хвали́тные псалмы (148, 149, 150) читаются, начиная с «Хвалите Господа с небес…» и до последнего стиха «Хвалите Его в кимвалех доброгласных…». Так эти псалмы называются потому, что чуть ли не каждая строчка начинается с призыва ко всякому творению Божию восхвалить своего Творца.
Славословие будничное читается. Это 2-я редакция славословия в Часослове. Сразу после хвалитных псалмов читается «Слава, и ныне…», «Тебе слава подобает…», «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…».
Просительная ектения
Стихиры на стиховне. Как и на вседневной вечерне, на вседневной утрени на стиховне поются 3 стихиры Октоиха. Первая стихира поется без предваряющего ее стиха. Канонарх возглашает глас и произносит первую строчку стихиры (до запятой или разметки), хор поет всю стихиру, включая первую строчку. Остальные две поются со стихами радостно-утешительного характера «Исполнихомся заутра милости Твоея…» и «И буди светлость Господа Бога нашего на нас…», напечатанными на ряду в Октоихе, а также Часослове. После 3-х стихир поется «Слава, и ныне…» Богородичен или Крестобогородичен Октоиха. На утрени святому в Минее на стиховне может быть стихира на «Слава…». В таком случае на «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому. В среду и пяток поется Крестобогородичен Минеи на ряду.
«Благо есть исповедатися…» читается.
Трисвятое по Отче наш – читается
Тропарь. В конце вседневной утрени поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что в конце вечерни и на «Бог Господь»), «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому «в конец(т.е. в конце)утрени».
Сугубая ектения
Окончание:
свящ.: «Премудрость»
хор: «Благослови»
свящ.: «Сый благословен…»
хор: «Аминь. Утверди, Боже…»,
задергивается внутренняя завеса,
читается «Приидите, поклонимся…» и 1-й час
После того, как священник прочитает молитву 1-го часа «Христе, Свете истинный…», хор поет «Взбранной Воеводе…»,
свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»,
хор: «Слава, и ныне… Господи, помилуй (трижды). Благослови»,
священник, стоя на солее лицом к народу, произносит полный (великий) отпу́ст - это благословение по окончании службы на выход из храма. В конце вседневной утрени после 1-го часа произносится полный отпу́ст
хор: [«Аминь»]
многолетие – «Великого Господина…»
Образец составления будничной утрени.
Свящ.: "Слава Святей..."
Шестопсалмие
Ектения великая
"Бог Господь…" глас 1–йсо стихами
Тропарь святому Минеи глас 1–й «Пустынный житель…»дважды,
«Слава, и ныне…» Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)
глас 1–й «Чудо чудес, Благодатная…»
Кафизма рядовая, седальны (Октоиха) «Помышляю день страшный…»
Кафизма рядовая, седальны (Октоиха) «Помилуй нас, Господи…»
Псалом 50-й
Канон: два канона Октоиха глас 6-йи один канон Минеи глас 8-й
Катавасия - ирмосы последнего канона, т.е. Минеи - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней
по 3-й песни катавасия глас 8-й «Ты еси утверждение…», ектения малая, седален святого «Воздержанием…», «Слава, и ныне…» Богородичен «Теплая Предстательнице…»
по 6-й песни катавасия «Очисти мя…», ектения малая, кондак святому Минеи
глас 4-й «Подвизався, ангел на земли…»
по 8-й песни катавасия «Седмерицею пещь…», "Честнейшую…"
по 9-й песни после катавасии «Устрашися всяк слух…» поётся "Достойно есть" на глас 8-й
Ектения малая
Светилен (в приложении Октоиха, по дню) «Небо звезда́ми украси́вый…»
«Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха «Сладость Ангелов…»
Хвалитные псалмы
Славословие будничное читается
Ектения просительная
Стихиры на стиховне (Октоиха) глас 6-й «Нага мя обреет…», «Сердца моего стру́пы…», «Господи, в памяти святых Твоих…»
«Слава, и ныне…» Богородичен (Октоиха) глас 6-й «Архангельское слово…»
"Благо есть исповедатися..."
Трисвятое по Отче наш: тропарь святому Минеи глас 1–й «Пустынный житель…»,
«Слава, и ныне…» Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи) глас 1–й «Пречистая Богородице…»
Ектения сугубая
Окончание
1-ый час
Отпуст.