Синтоизм и буддизм после 1867 г.

«Переворот (реставрация) Мейдзи» 1867—1868 гг., восстановивший светскую власть микадо покончивший с засильем старой феодальной знати, привел к полному официальному признанию синтоизма. Это было вполне естественно, так как именно синтоизм проповедует божественность императорской власти. Микадо попытался даже совершенно запретить буддизм и объявить синтоизм единственной религией Японии (1868). Но из этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился среди народных масс. Тогда было решено более резко разделить обе религии: из синтоистских храмов были удалены буддистские изображения и принадлежности. Но и размежевание религий не удалось: слишком уж крепко они срослись. В 1889 г. в Японии была принята Конституция, по которой объявлена свобода вероисповедания.

С этого времени чистый синтоизм получил значение придворного императорского культа: официальные праздники, обряды— синтоистские. В быту же народа обе религии переплетаются: например, рождение детей сопровождается синтоистскими обрядами, ребенка поручают покровительству синтоистских божеств; погребальный же культ целиком в руках буддистских бонз. Есть и некоторое географическое размежевание культов: традиционный центр синтоизма - провинция Идзумо, где, как говорят, каждый камень связан с синтоистскими мифами и легендами; другая синтоистская провинция — Сацума, где буддистские бонзы в прошлом скомпрометировали себя нелояльностью к местным князьям (С 268-269). В остальных провинциях Японии более силен буддизм, который в Японии далеко не един, а раздроблен на множество школ и сект.

В отличие от буддизма с его сложной и утонченной религиозно-философской догматикой, синтоизм до сих пор сохранил черты глубоко архаического культа.

Сущность синтоизма

Синтоизм тоже не един: он делится, прежде всего, на официальный храмовый синтоизм и сектантский синтоизм. Храмовый синтоизм был до конца второй мировой войны государственной религией Японии. Главный стержень его — догмат о божественности императорской власти. Император (микадо, тенно) — потомок богини Аматерасу. Каждый японец обязан абсолютно повиноваться его священной воле. Дворец императора — святилище. Гробницы умерших императоров также делаются святилищами. Важнейшие государственные и религиозные праздники были связаны с днями памяти выдающихся императоров, начиная с легендарного Дзимму-тенно.

Синтоистские секты очень многочисленны — их насчитывают многие десятки. Большинство из них недавнего происхождения, появившиеся не раньше XIX в. По своему вероучению они сильно различаются между собой. В одних ясно видны пережитки примитивных культов. Таковы, например, «горные» секты - дзикко-кё, фусо-кё, митаке-кё (кё значит сообщество, секта), с их подчеркнутым культом горных вершин как местопребывания богов. В других заметно влияние буддизма, конфуцианства. Есть секты интеллигентского состава и есть массовые. Одна из самых распространенных - тенрикё, секта, основанная в 1838 г. одной женщиной и с тех пор наследственно управляемая ее прямыми потомками, Члены этой секты почитают в качестве верховного божества тенри -божественную силу или разум; они практикуют религиозные обряды для исцеления больных, но стараются участвовать и в общественной жизни, в благотворительной деятельности (С. 269).

Крупную роль в синтоизме играет семейно-родовой культ предков, напоминающий конфуцианский в Китае. Считается, что каждый умерший превращается в ками (общее название для всех духов и богов), и глава семьи, глава рода совершает ежедневные моления им и приносит жертвы. В каждом доме имеется семейный алтарь — ками-дана— снебольшим шкафчиком для табличек умерших (китайское влияние).

Объектом публичного культа служат многочисленные духи и божества, местные и общенародные. Этих божеств и духов великое множество: в текстах говорится о «800 мириадах», т.е., о 8 миллионах ками (число «8»—священное у японцев). Наиболее чтимые из них: Аматерасу (богиня солца), Суса-но-во (бог бури), Инари («рисовый человек», покровитель земледелия; изображается с двумя охапками рисовых колосьев и часто с лисицей). Видное место в синтоистском пантеоне занимают знаменитые императоры и другие выдающиеся лица древности. Почитанием пользуются также священные места, особенно горы: среди них на первом месте — вулкан Фудзияма. Сохранились следы древнего культа животных, особенно лисицы, обезьяныи т. п. Есть и пережитки фаллического культа.

Синтоистский культ

Синтоистские храмы отличаются от буддистских большей простотой. Наружная ограда их всегда имеет ворота (тории)* с высокой поперечной балкой.

(*В своём первоначальном смысле слово «торий» означает «насест». (См. рисунок №1). Он ставится перед храмом в напоминание о легенде, рассказывающей, как Аматерасу обиделась на своего брата и укрылась в подземной пещере. Долгое время никто не мог уговорить богиню солнца выйти оттуда и рассеять мрак, в который погрузился мир. Тогда перед пещерой соорудили насест и посадили на него петуха, а рядом поставили круглое зеркало. Когда петух прокукарекал, Аматерасу по привычки решила, что пора вставать. Выглянув наружу, она увидела в круглом зеркале собственное изображение и приняла его за незнакомую красавицу. Это задело женское любопытство богини, и Аматерасу вышла из пещеры, чтобы посмотреть, кто посмел соперничать с ней в красоте. Мир тут же снова осветился, и жизнь на земле пошла своим чередом. – Овчинников Вс. – Сакура и дуб. – М., 2007.- С. 20).

В главном святилище храма (хондэн) хранятся фетиши - эмблемы божеств: зеркало, меч, яшмовые подвески* и др., а также гохеи—белые бумажные ленты на бамбуковых палочках — замена священного дерева с развешанными на нем жертвенными лоскутками. К наиболее известным синтоистским храмам посвященные богине Аматерасу (в округе Идзумо, в Ямада провинции Изе и др.) сходятся в определенные дни десятки тысяч паломников.

(*Аматерасу, отправляя на землю своего правнука Ниниги, вручила ему зеркало, меч и яшмовые подвески с наставлением освещать весь мир и править им, покоряя непокорных. Возникла трактовка регалий как символов важнейших добродетелей: зеркало – символ честности, яшмовые подвески – сострадания, меч - мудрости. Наивысшее воплощение этих качеств приписывалось личности императора).

Синтоистские жрецы — каннуси — передают свою должность по наследству, от отца к сыну, но они обычно занимают одновременно и какие-нибудь светские должности. Жрецы делятся на восемь рангов. Высший из них — саишузанят лицами княжеского происхождения.

Синтоистский культ очень прост: он сводится к произнесению молитвенных формул — норито — и принесению жертв (рис, овощи, рыба и т. п.). Но в нем есть и черты шаманизма: обряды, при которых жрец доводит верующих до состояния исступления, чтобы они могли общаться с божеством. Важную роль в синтоистском культе играет обрядовая чистота: ничто нечистое не должно касаться священного места: соприкоснувшийся же с нечистотой человек должен подвергнуться очистительному обряду (С. 270-271). Дважды в год, 30 июня и 31 декабря, устраиваются всенародные очистительные церемонии (мацури). Нечистым же в синтоизме считается особенно кровь и все связанное со смертью.

Этика синтоизма тоже чрезвычайно проста. Главной моральной заповедью храмового синтоизма было безоговорочное повиновение императору. Самыми тяжкими грехами считаются, что очень характерно для земледельческого народа, порча ирригационных сооружений, плотин, а также чрезмерная жестокость к животным (о человеке ничего не говорится) и загрязнение экскрементами священных мест. Такую крайнюю несложность моральных предписаний сами синтоисты объясняют иногда тем, что японцы-де — народ от природы нравственный и им не нужны религиозно-моральные заповеди и запреты.

Синтоистская религия вообще целиком обращена лицом (как и конфуцианство) к земной жизни и потусторонним миром мало интересуется. Суть ее — религиозное освящение исторически сложившегося в Японии социально-политического строя.

Так было до 1945 г. Поражение Японии во второй мировой войне и крушение милитаристско-шовинистических планов пошатнуло устои официальной религии. Оккупационные американские власти издали в декабре 1945 г. «директиву» об отделении синтоистской религии от государства. 1 января 1946 г. микадо обнародовал «рескрипт», осудивший прежнюю государственную доктрину о божественности императора и о превосходстве японского народа над всеми другими народами. Особыми правительственными распоряжениями отменялись все публичные церемонии поклонения микадо и религиозное воспитание в школах. В неприкосновенности был оставлен лишь придворный культ.

В современной жизни Японии религиозность проявляется главным образом в соблюдении традиционных обрядов, особенно домашних. Публичные религиозные церемонии привлекают многих, но отчасти лишь как развлечение и интересное зрелище. Религиозного фанатизма нет, нет и враждебности между сектами и вероисповеданиями. Коренная ломка тысячелетнего социально-политического уклада жизни повела и к расшатыванию его религиозного освящения (С.271).

Тэнноизм

Первое появление термина тэнно (Небесный Государь) относится к VIII в., когда он появился в посланиях японских правителей в Корею и Китай.

Этапом развития синто стало возникновение концепции «Исэ синто», главной целью которой было укрепление культа императора. Одной из причин появления этой концепции явилось усиление авторитета и влияния святилищ, особенно Исэ дзингу, в период и после монгольского нашествия (1261—1281 гг.). Тогда небывало возрос культ «обитавшей» в Исэ «прародительницы» императорского дома богини Аматэрасу, оказавшей помощь своим потомкам: «пославшей» божественный ветер «камикадзе», дважды разметав монгольский флот, отвратил угрозу.

Во время реставрации Мэйдзи, в марте 1868 г. был опубликован указ о восстановлении единства системы религиозного ритуала и управления государственными делами (единства религии и политики). Культ императора — тэнноизм — стал центром государственного синто, фактически заменившего множество богов одним «живым богом» - императором.

Теоретически обоснованием тэнноизма стал сложный комплекс понятий, составляющих кокутай (в приблизительном переводе «национальная сущность», в дословном — «тело государства»). Компоненты кокутай—это идеи о божественном происхождении японцев и их государства, о непрерывности в веках императорской династии, о национальной самобытности воплощающейся в особом характере японца с его моральными добродетелями, верноподданностью и сыновней почтительностью. Идеологи тэнноизма, используя традиционную концепцию «гармоничного государства», содействовали укреплению националистических тенденций, а, в конечном счете — в готовящихся войнах — освящению милитаризма (пропагандой «божественной миссии», «хакко ити у» — «весь мир под одной крышей»).

В целом комплекс государственного синто включал: 1) династийный синто, являвшийся достоянием императорской семьи; 2) тэнноизм — культ императора; 3) храмовый комплекс, в котором осуществлялось почитание как общеяпонских, так и локальных богов; 4) домашний алтарь с камидана — миниатюрным аналогом храмового жертвенника.

Еще в период токугавского правления в синтоизме возникли религиозные течения. В 1882г. был издан закон, разделяющий синто на две сферы — храмовый синтоизм, или государственный, и неофициальный синто. В первую вошли большинство синтоистских храмов страны, во-вторую — различные синтоистские течения. С 1882 г. только святилища храмового синто могли называться дзиндзя, что указывало на их государственную институализацию. Здания других течений синто не могли называться дзиндзя, а имели название кёкай(храм, храмовое здание).

После поражения Японии во Второй мировой войне началось осуществление курса демократизации страны. Применялись меры по искоренению милитаризма и тэнноизма. В 1946 г. в новогоднем обращении к народу, император Хирохито отрекся от божественного происхождения. Были проведены прогрессивные реформы в системе образования, отменено «моральное воспитание» в школах, отправление культа императора. Конституция 1947 г. изменила статус императора, теперь он объявлялся «символом государства и единства нации».

Однако идея восстановления системы тэнноизма сохранилась. Основным направлением политики возрождения тэнноизма становятся попытки восстановить синтоизм в статусе государственной религии. В 1946г. была создана Ассоциация синтоистских святилищ, которая позволила сохранить единую централизованную систему управления святилищами и добиться передачив их собственность обширных земельных участков, которые ранее, как правило, принадлежали государству.

Уже в 1952 г. обрядность императорского двора приобрела характер официальных государственных церемоний. Не менее важным этапом укрепления идеи государственного синто стало возрождение обараи — обряда великого очищения всей японской нации. Символическое участие в обряде высшего религиозного лица государства подчеркивало единство национальной религии и императорской власти. В 1966 г. восстановлен отмененный конституцией 1947г. праздник кигэнсэцу — день основания государства.

В 1969 г. на основе Ассоциации синтоистских святилищ была создана Синтоистская политическая лига — организация, которая впервые после ликвидации государственного синто в послевоенный период открыто ставила политическую задачу участия в управлении государством.

В январе 1989г. скончался император Хирохито. Система синто определяла весь разнообразный комплекс церемоний в ритуале престолонаследия. Вручение «божественных регалий», государственной и императорской печати, первый прием императором высокопоставленных должностных лиц по решению правительства были проведены не только как религиозные церемонии, но и как государственный акт.

Наши рекомендации